РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Типология и организация элективных курсов 6
1.2 Содержание и методы обучения на элективных курсов по математике ... 10
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения математике в классах
основных профилей 17
1.4 Анализ учебников математики с точки зрения изучения
тригонометрических уравнений и неравенств 20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА» 24
2.1 Разработка элективного курса «Тригонометрические уравнения и
неравенства 24
2.2 Проведение исследования эффективности элективного курса
«Тригонометрические уравнения и неравенства» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Типология и организация элективных курсов 6
1.2 Содержание и методы обучения на элективных курсов по математике ... 10
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения математике в классах
основных профилей 17
1.4 Анализ учебников математики с точки зрения изучения
тригонометрических уравнений и неравенств 20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА» 24
2.1 Разработка элективного курса «Тригонометрические уравнения и
неравенства 24
2.2 Проведение исследования эффективности элективного курса
«Тригонометрические уравнения и неравенства» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное общество - это не только развитие и прогресс в экономике, политике и т.д., это прежде всего нововведения в образовательной среде. Министерство Просвещения РФ постоянно стремится к поиску наиболее эффективной модели школьного обучения. Современная концепция модернизации российского учебного процесса предполагает внедрение профильного обучения старшей школы. В связи с этим возникает необходимость интеграции в образовательный процесс элективных курсов, как неотъемлемой части профильного обучения.
В настоящее время происходит стремительное развитие учебно-методической базы школьного математического образования в условиях современных стандартов, с учётом потребностей и запросов общества. В такой обстановке элективные курсы по математике приобретают свою важность и значимость, так как школьники смогут восполнить пробелы в своих знаниях, а также проявить интерес к математическим наукам, продуктивнее подготовиться к сдаче государственных экзаменов.
В школьном курсе математики тема «Тригонометрические уравнения и неравенства» является одной из самых сложных. Так как без помощи теоретических и практических навыков по данному разделу учащиеся не смогут решать задачи по планиметрии, стереометрии, физике. Не стоит забывать, что тригонометрические уравнения и неравенства входят в содержание работы Единого государственного экзамена как базового, так и профильного уровня. Сложность при решении таких задач заключается в том, что если в алгебраических уравнениях конечное число корней, то в тригонометрических - бесконечное, этот факт сильно усложняет отбор корней. Многие школьники путаются в форме записи ответа как в тригонометрических уравнениях, так и в неравенствах.
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проблема разработки и внедрения в школьный образовательный процесс элективного курса «Тригонометрические уравнения и неравенства» приобретает свою актуальность.
Цель исследования - разработка элективного курса по математике «Тригонометрические уравнения и неравенства» и оценка его эффективности.
Объектом исследования являются элективные курсы в профильном обучении старшеклассников. Предметом изучения выступает разработка элективного курса «Тригонометрические уравнения и неравенства».
Данная цель предопределила порядок решения следующих задач исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы и рассмотреть элективные курсы с точки зрения структурного компонента профильного обучения;
2. Изучить общие положения реализации элективных курсов в российских школах;
3. Произвести сравнительный анализ учебников математики на предмет рассмотрения тригонометрических уравнений и неравенств;
4. Разработать элективный курс «Тригонометрические уравнения и неравенства» и его методическое обоснование;
5. Изучить эффективность элективного курса на примере 11 класса оборонно-спортивного профиля.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме); методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (качественный анализ - описание результатов исследования).
Теоретическую базу данного исследования составили труды следующих отечественных учёных: Дорофеева С.Н., Ворониной Г.А., Ермакова Г.Д., Шабановой М.В. и др.
При проведении исследования были использованы следующие методы: общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция), метод теоретического обобщения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая включает четыре параграфа, вторая - два, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обозначается актуальность темы исследования; определяются цель, задачи и методы исследования. Основная часть работы включает теоретический аспекты изучения элективных курсов, как обязательных элементов профильного обучения. В заключении излагаются основные выводы исследования дипломной работы.
Организационная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района, Курской области. В нем приняли участие обучающиеся 11 «А» класса оборонно-спортивного профиля.
В настоящее время происходит стремительное развитие учебно-методической базы школьного математического образования в условиях современных стандартов, с учётом потребностей и запросов общества. В такой обстановке элективные курсы по математике приобретают свою важность и значимость, так как школьники смогут восполнить пробелы в своих знаниях, а также проявить интерес к математическим наукам, продуктивнее подготовиться к сдаче государственных экзаменов.
В школьном курсе математики тема «Тригонометрические уравнения и неравенства» является одной из самых сложных. Так как без помощи теоретических и практических навыков по данному разделу учащиеся не смогут решать задачи по планиметрии, стереометрии, физике. Не стоит забывать, что тригонометрические уравнения и неравенства входят в содержание работы Единого государственного экзамена как базового, так и профильного уровня. Сложность при решении таких задач заключается в том, что если в алгебраических уравнениях конечное число корней, то в тригонометрических - бесконечное, этот факт сильно усложняет отбор корней. Многие школьники путаются в форме записи ответа как в тригонометрических уравнениях, так и в неравенствах.
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проблема разработки и внедрения в школьный образовательный процесс элективного курса «Тригонометрические уравнения и неравенства» приобретает свою актуальность.
Цель исследования - разработка элективного курса по математике «Тригонометрические уравнения и неравенства» и оценка его эффективности.
Объектом исследования являются элективные курсы в профильном обучении старшеклассников. Предметом изучения выступает разработка элективного курса «Тригонометрические уравнения и неравенства».
Данная цель предопределила порядок решения следующих задач исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы и рассмотреть элективные курсы с точки зрения структурного компонента профильного обучения;
2. Изучить общие положения реализации элективных курсов в российских школах;
3. Произвести сравнительный анализ учебников математики на предмет рассмотрения тригонометрических уравнений и неравенств;
4. Разработать элективный курс «Тригонометрические уравнения и неравенства» и его методическое обоснование;
5. Изучить эффективность элективного курса на примере 11 класса оборонно-спортивного профиля.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме); методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (качественный анализ - описание результатов исследования).
Теоретическую базу данного исследования составили труды следующих отечественных учёных: Дорофеева С.Н., Ворониной Г.А., Ермакова Г.Д., Шабановой М.В. и др.
При проведении исследования были использованы следующие методы: общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция), метод теоретического обобщения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая включает четыре параграфа, вторая - два, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обозначается актуальность темы исследования; определяются цель, задачи и методы исследования. Основная часть работы включает теоретический аспекты изучения элективных курсов, как обязательных элементов профильного обучения. В заключении излагаются основные выводы исследования дипломной работы.
Организационная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района, Курской области. В нем приняли участие обучающиеся 11 «А» класса оборонно-спортивного профиля.
Впервые профильное обучение, как направление, в нашей системе учебного процесса появилось в Концепции модернизации российского образования (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р). И рассматривалось как «система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы». Идея интеграции профильных классов в российское образование не является новой. В настоящее время профильное обучение активно интегрируется в образовательный процесс российских школ, следовательно, важность элективных курсов возрастает, так как именно они являются одной из главных составляющих профильного обучения.
На сегодняшний день разновидностей элективных курсов много, каждый из которых выполняет свою функцию для достижения определённых целей. Он представляет собой авторский проект, который должен отвечать требованиям ФГОС, а также иметь определённую структуру.
Значение элективных курсов в образовательном процессе нельзя не оценить, ведь они позволяют формировать и развивать у учащихся научную картину мира, математическое мышление и культуру, умения самостоятельной поисково-исследовательской работы, дают возможность ознакомления с достижениями научно-технической базы России и зарубежных стран. Кроме того, они помогают развить интерес к науке и создать благоприятные условия для самореализации и раскрытия своего потенциала, а также способствуют профориентационному самоопределению.
В процессе анализа научно-методической литературы было сформулировано определение понятия «элективный курс», выделены различные типологии, рассмотрены задачи и функции данного элемента профильного обучения, а также сформулированы требования к построению и содержанию.
Если рассматривать математическое профильное обучение, то при его введении следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся. Как правило, школьники, выбирающие математических профиль, обладают абстрактно-логическим мышлением, которое характеризуется ускоренными мыслительными процессами, поиском простого и рационального решения и т.д.
С точки зрения Концепции общего среднего образования математический профиль предполагает расширенное и углубленное изучение математики, с целью ее дальнейшего применения в качестве элемента профессиональной деятельности, т.е. данный курс ориентирует школьников на выбор математических профессий.
При создании элективного курса, следует учитывать его актуальность для учащихся, например, для разработки нашего элективного курса, мы выбрали тему «Тригонометрические уравнения и неравенства», так как в современном образовательном процессе тригонометрия, как отдельная дисциплина школьного математического курса не выделяется, но тем не менее рассмотрение её происходит в рамках изучения алгебры, геометрии и даже начал анализа. Поэтому мы проанализировали основные учебники алгебры, внесённые в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе, на предмет изучения данной темы.
При этом если рассматривать содержание современного математического образования средней школы, то стоит заметить, что тригонометрические уравнения и неравенства занимают центральное место как по учебному материалу, так и по способам учебно-познавательной деятельности, которые должны помочь учащимся решать задачи как теоретического, так и прикладного характера.
Разработанный нами элективный курс «Тригонометрические уравнения и неравенства» ориентирован на обучающихся 10-11 класса, и в зависимости от сложности подобранных заданий и упражнений, может применяться в классах различных профилей. Согласно проведённому исследованию в результате внедрения нашего элективного курса в учебный процесс 11 «А» класса оборонно-спортивного профиля МБОУ «Золотухинская СОШ», у старшеклассников повышаются теоретический и практический уровни знаний, умений и навыков по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства», следовательно, наш элективный курс эффективен. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель достигнута, все задачи решены.
На сегодняшний день разновидностей элективных курсов много, каждый из которых выполняет свою функцию для достижения определённых целей. Он представляет собой авторский проект, который должен отвечать требованиям ФГОС, а также иметь определённую структуру.
Значение элективных курсов в образовательном процессе нельзя не оценить, ведь они позволяют формировать и развивать у учащихся научную картину мира, математическое мышление и культуру, умения самостоятельной поисково-исследовательской работы, дают возможность ознакомления с достижениями научно-технической базы России и зарубежных стран. Кроме того, они помогают развить интерес к науке и создать благоприятные условия для самореализации и раскрытия своего потенциала, а также способствуют профориентационному самоопределению.
В процессе анализа научно-методической литературы было сформулировано определение понятия «элективный курс», выделены различные типологии, рассмотрены задачи и функции данного элемента профильного обучения, а также сформулированы требования к построению и содержанию.
Если рассматривать математическое профильное обучение, то при его введении следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся. Как правило, школьники, выбирающие математических профиль, обладают абстрактно-логическим мышлением, которое характеризуется ускоренными мыслительными процессами, поиском простого и рационального решения и т.д.
С точки зрения Концепции общего среднего образования математический профиль предполагает расширенное и углубленное изучение математики, с целью ее дальнейшего применения в качестве элемента профессиональной деятельности, т.е. данный курс ориентирует школьников на выбор математических профессий.
При создании элективного курса, следует учитывать его актуальность для учащихся, например, для разработки нашего элективного курса, мы выбрали тему «Тригонометрические уравнения и неравенства», так как в современном образовательном процессе тригонометрия, как отдельная дисциплина школьного математического курса не выделяется, но тем не менее рассмотрение её происходит в рамках изучения алгебры, геометрии и даже начал анализа. Поэтому мы проанализировали основные учебники алгебры, внесённые в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе, на предмет изучения данной темы.
При этом если рассматривать содержание современного математического образования средней школы, то стоит заметить, что тригонометрические уравнения и неравенства занимают центральное место как по учебному материалу, так и по способам учебно-познавательной деятельности, которые должны помочь учащимся решать задачи как теоретического, так и прикладного характера.
Разработанный нами элективный курс «Тригонометрические уравнения и неравенства» ориентирован на обучающихся 10-11 класса, и в зависимости от сложности подобранных заданий и упражнений, может применяться в классах различных профилей. Согласно проведённому исследованию в результате внедрения нашего элективного курса в учебный процесс 11 «А» класса оборонно-спортивного профиля МБОУ «Золотухинская СОШ», у старшеклассников повышаются теоретический и практический уровни знаний, умений и навыков по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства», следовательно, наш элективный курс эффективен. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель достигнута, все задачи решены.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ
УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В КЛАССАХ
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Разработка элективного курса «Обратные тригонометрические функции»
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Методы решения уравнений и неравенств, содержащих неизвестную под
знаком модуля
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Различные приемы отбора корней тригонометрических уравнений при подготовке школьников к ЕГЭ по математике
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



