Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №178484

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2015
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление Введение 3
Глава I. Педагогическое обеспечение развития смысложизненных ориентаций у студентов педагогов-психологов через повышение уровня социального интеллекта 8
1.1. Теоретический анализ понятия «смысложизненные ориентации» у студентов педагогов-психологов 8
1.2 Социальный интеллект и его связь со смысложизненными ориентациями 20
1.3 Педагогическое обеспечение развития смысложизненных ориентаций у студентов педагогов-психологов 27
Выводы по I главе 35
Глава II. Эмпирическое исследование развития смысложизненных ориентаций через повышение социального интеллекта 38
2.1. Методики исследования смысложизненных ориентаций и социального интеллекта, анализ результатов исследования 38
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по развитию смысложизненных ориентаций через повышение уровня социального интеллекта у студентов педагогов-психологов 53
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по развитию смысложизненных ориентаций через повышение уровня социального интеллекта у студентов педагогов-психологов 57
Выводы по II главе 70
Заключение 72
Библиографический список 74
Приложение 79
Приложение А 79
Приложение Б 81
Приложение В 89
Приложение Г 98
Приложение Д 109
Приложение Е 109

С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Смысл жизни традиционно характеризуют как наиболее значимую для человека цель, самую главную идею, обуславливающую его жизнедеятельность. Смысл жизни динамичен и продолжает свое развитие на протяжении всей жизни человека. Он приобретает особое значение в юношеском возрасте. На становление смысла жизни студентов оказывает существенное влияние окружающие люди, условия жизни, авторитеты в лице педагогов. Период обучения в ВУЗе является достаточно значимым в плане личностного становления, так как именно на этом этапе происходит процесс саморазвития, определяется жизненная позиция человека, формируется отношение к деятельности как учебной, так и профессиональной.
От системы смысложизненных ориентаций студентов, будущих педагогов- психологов не в малой мере зависит то, каким вырастит будущее поколение: общая атмосфера образовательного процесса, качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения и многое другое. Следовательно, изучение и развитие смысложизненных ориентаций студентов будущих педагогов-психологов может и должно считаться актуальнейшей задачей исключительной социальной значимости. Недостаточное педагогическое обеспечение смысложизненных ориентаций у студентов приводит к тому, что процесс профессионализации и личностный рост остаются спонтанными и пускаются на самотёк.
Особое место в ВУЗе должно занять педагогическое обеспечение, способствующее развитию смысложизненных ориентаций студентов. Понимание поведения людей, самого процесса общения, определяет особая умственная способность - социальный интеллект, где эффективность в социуме, во взаимоотношениях с людьми видится в тесной связи с развитием собственного жизненного пути. Уровень социального интеллекта и особенности становления жизненных ориентаций будущих педагогов- психологов имеют большое значение, так как именно они дают возможность ощущать себя социально значимым, самореализовываться как социальной единице. Сформированный социальный интеллект даёт возможность идентифицировать социально-ролевые функции другого человека и корректировать собственный образ, своё взаимодействие в социальной среде. Более того, социальный интеллект позволяет рефлексивно оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм в будущей профессии, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.
В развитие понятия «социальный интеллект» свой вклад внесли такие зарубежные психологи, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Э.Торндайк, М.Салливен, Т.Хант, Г.Гарднер, Р.Стернберг и другие. Большой вклад в изучение развития социального интеллекта был сделан таким ученым как Дж.Гилфорд, впервые разработавшим тест измеряющий уровень социального интеллекта. Среди отечественных ученых, занимавшимся изучением этого вопроса, следует выделить М.И. Бобневу, Н.А. Аминова, Е. С. Михайлову, Ю.Н. Емельянова, Н.А. Кудрявцеву, В.Н. Куницыну, А.Л. Южанинову, М.В.Молоканова, Л.И. Уманского, Д.В. Ушакова, А.П.Лобанова.
Вопрос смысложизненных ориентаций рассматривался в зарубежных психологических исследованиях через призму проблемы смысла жизни. С позиций психоанализа (З.Фрейд), аналитической психологии (К.Юнг), гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу). В ходе изучения проблемы смысла жизни В.Франкл отметил, что смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется человек в своей жизни. В отечественных психологических исследованиях посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, A.B. Серого, М.С. Яницкого и др. Также были разработаны психологические теории, объясняющие природу смысла жизни, его структуру, основные характеристики, функциональное назначение и т.д. Проблема смысложизненных ориентаций развивается А.Н. Леонтьевым в концепции пятого, «смыслового» измерения мира действительности, в работах В.Э. Чудновского по исследованию проблемы смысла жизни и устойчивости смысла как психологического новообразования, в работах А.А. Бодалева по акмеологии, а также в работах Б.С. Братуся по проблемам психологического здоровья личности....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования была раскрыта сущность, содержание и особенности понятия «смысложизненные ориентации». Сензетивным периодом для образования смысловой сферы является период обучения в ВУЗе. Смысложизненные ориентации проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания студентов и направляют поведение и личностное развитие, определяют выбор жизненного пути, самоопределение человека, определяя его потенциал в настоящем и будущем.
Смысложизненные ориентации формируются в социокультурной среде при усвоении социального опыта. На основе анализа литературы, мы сделали вывод, что наряду с формированием смысложизненных ориентаций, выступает процесс социализации. Для успешной социализации, межличностного взаимодействия и адаптации в обществе, необходима способность правильно понимать людей. Было выявлено, что такая способность имеет название «социальный интеллект». Рассмотрено понятие «социальный интеллект» и его связь со смысложизненными ориентациями у студентов.
Процесс формирования смысла жизни будущих педагогов-психологов протекает не в форме созерцания действительности, а в виде организованных в систему действий, операций, создающих условия для осмысления своей жизни, разрешения внутренних противоречий, развития целей и ценностей. В условиях обучения в ВУЗе такой целенаправленной деятельностью должно служить специально организованное педагогическое обеспечение.. Мы предположили, что таким педагогическим обеспечением может служить специально составленная педагогическая программа направленная на развитие социального интеллекта, которая будет способствовать развитию смысложизненных ориентаий у студентов педагогов-психологов.
В опытно-экспериментальной работе была проведена первичная диагностика в двух группах, на основании которой были выявлены студенты, у которых средние показатели смысложизненных ориентаций ниже, чем в другой группе. Так для работы были выделены 2 группы студентов: экспериментальная - на которой была проверена эффективность педагогического средства, способствующего развитию смысложизненных ориентаций и контрольная.
По итогам ОЭР была проведена повторная диагностика, подтвердившая эффективность разработанной программы, направленной на повышение уровня социального интеллекта, как педагогического средства, способствующего развитию смысложизненных ориентаций.
В результате нами была проверена и доказана психолого-педагогическая эффективность программы, направленной на повышение уровня социального интеллекта, как педагогического средства, обеспечивающего развитие смысложизненных ориентаций.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдчиц. - М. : Кафедра-М, 1998. - 272
2. Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Психол. журн. - 1994. - Т.14. - № 4. — С.39-55.
3. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995. - № 1. - С. 111-131.
4. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа// Учебник для вузов по спец. «Психология». - М.: Издво МГУ, 1990.
6. Байденко, В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования / Монография // Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.-440 с.
7. Басалаева, Н.В. Проблема смысла в контексте деятельностного подхода // «Психологические проблемы смысла жизни и акме». Материалы XII симпозиума Психологического института РАО(13)
8. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.
9. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения./ Бобнева М.И. // М.: Наука, 1978. -311 с.
10. Бубнова, С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С.38-44.
11. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки/ Васильева, О.С., Филатов Ф.Р. // Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений: — М.: изд. центр “Академия”, 2001
12. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Выготский Л.С., под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. -Т.3. 1983. - 368 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: Под редакцией М.Г. Ярошевского / Вступительная статья М.Г. Ярошевского.— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». -1996. —512 с.
14. Выготский, Л.С. развития как феномен культуры./ Выготский Л.С. // М.: -Издательство "Институт психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 512 с.
15. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Гилфорд Дж. // Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. М.: -1965. -С.433-456....(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ