Актуальность темы исследования. Растущий динамизм и изменчивость деловой среды создают для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Особенно это актуально для органов, регулирующих общественную жизнь, таких, как органы государственного и местного управления.
Культура организации рассматривается как сильный стратегический инструмент, дающий создать коллектив, ориентировать людей на цели и результаты работы, мобилизовать инициативу и мотивировать качество предоставляемых услуг. Увеличение конкурентоспособности и социально-экономической эффективности государственной организации невозможно без реализации и постоянной модернизации корпоративной культуры управления.
Корпоративная культура представляет собой совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей.
Возросшая интенсивность, интеллектуальность и эмоциональная напряженность работы современного управляющего, требования к результативному функционированию компании, грамотному отбору и расстановке работников, формированию результативных команд повергли к тому, что современная управленческая работа все теснее соприкасается с корпоративной культурой и научно-психологическими знаниями.
По мере развития и укрепления новых экономических отношений, а также ориентация на опыт развитых стран, стало очевидным, что корпоративная культура - это не чуждое явление для российского механизма управления, а один из действенных инструментов повышения эффективности деятельности муниципальных служащих в условиях рыночной экономики.
Органы местного самоуправления, несмотря на свою специфику, развиваются по тем же законам, что и любая организация. Их функциональные возможности зависят не только от правового статуса, внутренней структуры и контролируемых ресурсов, но и от состояния организационной и корпоративной среды.
Корпоративная культура формирует у муниципальных служащих чувство социальной защищенности, дает ощущение надежности и стабильности работы и стимулирует высокую ответственность работника, желание работать и самосовершенствоваться.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
- составляющие корпоративную среду неформальные (корпоративные) отношения оказывают существенное влияние на эффективность функционирования структур муниципального самоуправления и деятельность каждого отдельного работника;
- управление формированием системы корпоративных отношений в исполнительных органах муниципального самоуправления подразумевает использование технологий, которые создают благоприятные условия для появления тенденций развития коллективизма и снижения риска деформации корпоративной среды.
Степень разработанности темы. Тема корпоративной культуры порождает все больший интерес ученых не только лишь в силу особенного, междисциплинарного положения, но и в силу большой практической и экономической роли для жизнедеятельности учреждений. Она исследуется теоретиками различных направлений: психологами, социологами,
экономистами, специалистами по управлению. К примеру, данная тема раскрыта в работах таких специалистов, как А.А. Аникеев, А.А. Бельтюкова, Т.П. Галкина, Г.В. Герасимова, А.В. Окатов, М.В. Подколзина .
Инновационная корпоративная культура и её влияние на инновационную активность персонала освещаются в работах М. Н. Безлепкина, Ж. А. Мингалевой.
Анализом и оценкой развития корпоративной культуры в системе муниципального управления занимались такие авторы как: А.Н. Веденеева, А.А. Николаева, Е. В. Полищук, Е.Н. Пясецкая .
Несмотря на выявленный интерес исследователей к названным проблемам, теоретические основы развития корпоративной культуры в современной науке только начинают складываться. Многие принципиальные вопросы, в том числе, связанные с определением сфер и перспективных форм совершенствования корпоративной культуры в органах муниципального управления пока только обозначены.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью обеспечения развития механизма корпоративной культуры муниципальных служащих и недостаточной разработанностью механизмов воздействия на этот процесс в администрации Белгородского района.
Объект исследования - корпоративная культура в органах муниципальной власти.
Предмет исследования - механизм совершенствования корпоративной культуры в администрации Белгородского района.
Цель работы - разработка направлений развития корпоративной культуры муниципальных служащих администрации Белгородского района.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления развитием корпоративной культуры;
- проанализировать практику управления развитием корпоративной культуры муниципальных служащих администрации Белгородского района
- предложить направления развития корпоративной культуры муниципальных служащих администрации Белгородского района.
Теоретико-методологической основой исследования послужили: системный, структурно-функциональный, институциональный и
феноменологический подходы. Также исследование основано на содержании работ В.Г. Афанасьева, Л. фон Берталанфи, А.Н. Кочергин, И.Н. Пугиной , позволивших рассмотреть управление развитием корпоративной культуры как системы, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
В процессе решения задач исследования автором применялись методы сравнительного, социокультурного и исторического подходов. В работе также использован многофакторный подход при рассмотрении проблемы специфики и трансформации российской корпоративной культуры.
Эмпирическую базу исследования. Эмпирический анализ представлен нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и материалами, полученными в ходе прохождения преддипломной практики, исследования различных авторов , публицистические статьи и справочно-аналитические материалы, а также материалы социологического опроса работников администрации Белгородского района (май 2017, N = 30).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования рекомендаций органами муниципальной власти по формированию благоприятных условий для развития корпоративной культуры у муниципальных служащих.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Современная система управления человеческими ресурсами в организации сводится не только к взаимодействию между работником и руководителем. В любой организации персонал существует в коллективе товарищей по работе.
Под корпоративной культурой понимают модель поведения внутри организации, сформированную в процессе функционирования административных структур и разделяемую всеми членами коллектива. Корпоративная культура представляет собой ценности, правила, нормы и традиции по которым живут сотрудники.
Корпоративная культура в органах муниципальной власти состоит из ряда элементов, разные вариации которых - критерий для классификации типов корпоративных культур. В России в настоящее время преобладают бюрократическая, авторитарная, личностно-ориентированная и проблемно¬ориентированная корпоративные культуры. Руководству муниципальных органов власти необходимо знать тип преобладающей в организации корпоративной культуры, для эффективной мотивации сотрудников.
При изучении сущности и типологии корпоративной культуры в органах муниципальной власти ,особое внимание уделяется методам оценки эффективности корпоративной культуры. В ходе исследования наиболее простыми и эффективными методами были выявлены метод анкетирования, опроса и интервьюирование муниципальных служащих.
Во втором разделе нашего исследования мы смогли выявить и проанализировать все существующие проблемы, связанные с формированием корпоративной культуры в администрации Белгородского района.
Администрация Белгородского района по-своему уникальна и не может быть однозначно отнесена к одной из типов корпоративной культуры.
Помимо стихийной и целенаправленной корпоративной культуры в администрации присутствуют элементы фрагментарной корпоративной культуры. При данном типе культуры руководство администрации поддерживает отдельные компоненты корпоративной культуры и предпринимает меры для их функционирования, однако четкой программы по ее развитию нет.
В процессе прохождения преддипломной практики было разработано и проведено исследование, направленное на определение уровня сформированности корпоративной культуры в администрации Белгородского района по тест-опросам.
В опросе приняло участие 8 руководителей и 30 сотрудников.
Анализ полученных данных показал, что в администрации Белгородского района сформирована благоприятная рабочая атмосфера, сотрудники разделяют ценности организации и активно участвуют в жизни администрации. Однако в организации отсутствует четко сформированный план развития, мониторинга и анализа корпоративной культуры, которые необходимы для ее совершенствования и вместе с ней повышения эффективности деятельности администрации Белгородского района.
Выявленные недостатки в процессе анализа развития корпоративной культуры администрации, позволили обосновать основные пробелы в данной сфере:
1. Отсутствие документального плана развития, мониторинга и анализа корпоративной культуры администрации.
2. Слабые механизмы нивелирования конфликтных ситуаций в коллективе.
3. Недостаточная работа руководства с профессиональным и карьерным развитием персонала администрации.
Для решения представленных проблем нами предложен проект «Развитие корпоративной культуры в администрации Белгородского района», представляющего собой комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, ограниченный во времени определенными сроками.
Основными задачами проекта являются:
1. Формирование документального плана развития, мониторинга и анализа корпоративной культуры в администрации.
2. Внедрение механизмов нивелирования конфликтных ситуаций в коллективе.
3. Совершенствование технологий работы руководства с профессиональным и карьерным развитием персонала администрации.
Реализация мероприятий предложенного нами проекта по развитию корпоративной культуры муниципальных служащих администрации Белгородского района, позволит не только ликвидировать проблемы в развитии корпоративной культуры организации, но и обеспечит эффективность деятельности муниципальных служащих на несколько лет вперед.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - 4 августа.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131 // Российская газета. - 2003. - 8 октября.
3. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст]: фед. закон от 2 марта 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - 5 марта.
4. Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области [Текст]: закон Белгородской области от 24 сентября 2007 г. № 150 // Белгородские известия. - 2007. - 30 сентября;
5. Алиева, С. В. Профессиональная культура государственных и
муниципальных служащих: состояние и условия инновационной
трансформации [Текст] / С. В. Алиева. - Ростов-на-Дону : Изд-во Дон, 2013. - 235с.
6. Аненко, С. В. Формирование новой организационной культуры в современной России [Текст] :дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 / С. В. Аненко. - Пятигорск, 2014. - 144 с.
7. Анисимов, Д. П. Организационная культура как фактор социального регулирования социального поведения государственных гражданских служащих [Текст] :дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 / Д. П. Анисимов. - Белгород, 2015. - 150 с.
8. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика [Текст] / B. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2014. - 688 с.
9. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Москва : ИНФРА-М., 2014. - 656 с.
10. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст] / Т.П. Галкина. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 276 с.
11. Грошев, И.В. Корпоративная культура [Текст] / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 288 с.
12. Гулимова, А. Корпоративная культура: создать нельзя исправить [Текст] / А. Гулимова // Управление персоналом, 2013. - № 9 (235). - С. 48¬56.
13. Зуденкова, С. А. Совершенствование кадрового обеспечения администрации муниципального управления [Текст] / С. А. Зуденкова, Е. И. Клычкова // Муниципальная академия, 2012. - № 2. - С. 47-50.
14. Иванов, В. Н. Актуальные проблемы подготовки кадров для органов местного самоуправления [Текст] / В. Н. Иванов. - СПб. : Питер, 2013. - 512 с.
15. Камерон, К., Куинн, Р. Диагностика и изменение корпоративной культуры [Текст] / Пер. с англ. под ред. И.В.Андреевой. - СПб: Питер, 2014.
- 320 с... 51