Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые аспекты деятельности Центрального банка Российской Федерации как органа финансового контроля

Работа №178375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 Зарождение института центрального банка в России 10
1.2 Развитие ЦБ РФ в современный период 19
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБ РФ . . 34
2.1 Понятие и характеристика финансового контроля 34
2.2 Функции Банка России как мегарегулятора национальной экономики . 42
2.3 Роль ЦБ РФ в регулировании денежно-кредитной политики и
финансовых рынков 51
ГЛАВА 3. ДВОЙСТВЕННЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦБ РФ 62
3.1 Природа правого статуса ЦБ РФ 62
3.2 Пути решения проблемы правового статуса ЦБ РФ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89


Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время роль ЦБ РФ в деятельности нашего государства многократно усиливается. В условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации, усилении санкционного давления, Банк России становится одним из основополагающих институтов государства. Главной целью его деятельности является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля. При неблагоприятной внешнеполитической обстановке, выполнение данной цели становится все более важной и сложной функцией, выполняемой Банком России.
При этом, в российском законодательстве отсутствует четкий и однозначный ответ на вопрос о правовой природе и конституционно - правовом статусе Банка России. Это упущение серьезным образом затрудняет конституционно - правовое и нормативно - правовое регулирование данного института.
Одной из главных целей деятельности Банка России является финансовый контроль. В условиях рыночной экономики особенно важен финансовый контроль за соблюдением законодательства, ведением финансовой документации, исполнением государственных приказов и распоряжений в ходе движения финансовых ресурсов. Финансовый контроль играет определяющую роль для управления финансами на всех уровнях, обеспечивая успешное функционирование всей экономической системы. ЦБ РФ имеет наиболее широкие полномочия по организации финансового контроля и надзора в РФ среди всех финансово-правовых институтов.
В настоящее время, следуя международному тренду, ЦБ РФ стал мегарегулятором российской экономической системы. Этот статус означает усиление его роли в регулировании национальной экономики. Банк России сосредоточил в себе все основные функции по осуществлению функций, связанных с регулированием, контролем и надзором как за всей экономической системой, так и за каждой ее составляющей: банковской сферой, финансовыми рынками, денежно-кредитной политикой и др.
Решение проблемы организационно-правового статуса Банка России на законодательном уровне необходимо для того, чтобы в дальнейшем, в процессе своей деятельности, избежать возникновения различного вида разногласий, вызванных спорным определением особого правового статуса ЦБ РФ.
Степень разработанности темы магистерской диссертации. Вопросы организационно-правового положения Центрального Банка Российской Федерации рассматривались в трудах М.А. Винокурова, Е.Ю. Грачевой, О.А, Гришиной, А.Г. Грязновой, Т.И. Гуровой, Д.А, Клочкова, В.Г. Котовой, О.И. Лаврушиной, А.В. Бугрова, О. А. Лозинского, С.Р, Моисеева. В трудах названных авторов исследовались как общие проблемы определения организационно-правового статуса ЦБ РФ, так и частные вопросы, связанные с его деятельностью. При этом, в большинстве этих работ исследовались лишь общетеоретические вопросы, связанные с правовым статусом ЦБ РФ. Кроме того, в настоящее время происходили серьезные изменения в ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», поэтому труды многих авторов основывались на устаревшей законодательной базе. Кроме того, авторы не предлагали конкретных мер по определению организационно-правового статуса ЦБ РФ, которые могли бы быть применены на практике. В их трудах не были учтены риски, проанализированы затраты и определены последствия применения их предложений.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления Центральным Банком Российской Федерации своей деятельности.
Предметом исследования выступают различные правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования Банка России.
Целью работы является формирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства в области нормативно-правового регулирования деятельности Банка России. Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи:
- проанализировать историю развития института центрального банка в России;
- исследовать сущность понятия «финансовый контроль»;
- проанализировать функции Банка России как мегарегулятора национальной экономики;
- определить Роль ЦБ РФ в регулировании денежно-кредитной политики;
- проанализировать природу правового статуса ЦБ РФ;
- дать конкретные предложению по определению организационно-правовой формы Банка России.
Методологической основой исследования следует считать использование общих и специальных научных приёмов, и методов научного познания, включающих сравнительно-сопоставительный анализ, конкретно¬исторический, формально-юридический, структурно-функциональный, логический, методы дедукции и индукции, а также метод правового моделирования.
Теоретическая основа исследования. Автором были использованы труды отечественных ученых в области определения организационно-правовой формы Банка России. Среди них А.В. Маслов, О.А. Лозинский, И.В. Целыковский. На современном этапе общетеоретические исследования в данной сфере были осуществлены Е.Н. Пастушенко, А.С. Земцовым, В.А. Загривным, А.И. Шамиевым, Е.В. Ручкиной. Несмотря на то, что в настоящее время уже имеются труды, анализирующие проблемы организационно¬правовой формы ЦБ РФ, мы считаем, что имеется необходимость в анализе накопленного и выработанного материала, на основе которого можно постараться выработать обоснованную позицию относительно существующих правовых проблем в данной области.
Нормативно-правовая основа. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, основаны на исследовании и оценке Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», и иных федеральных законов и других нормативных актов. Эмпирической базой исследования послужили материалы судебной и арбитражной практики в форме руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а также судебных решений.
Научная новизна магистерской диссертации. Научная новизна состоит в том, что в работе представлен авторский взгляд по многим проблемным вопросам определения правового статуса Банка России, в частности: дана характеристика ЦБ РФ как мегарегулятора национальной экономики, сформулировано определение сущности финансового контроля, проанализирована природа организационно-правового статуса ЦБ РФ. Кроме того, сделаны некоторые предложения по совершенствованию законодательства в обозначенной сфере.
Положения, выносимые на защиту:
1. Центральный банк Российской Федерации прошел множество этапов в истории своего становления. Изучение каждого из этих периодов позволяет определить значимость и роль Банка России в функционировании как экономического сектора, так и всего государства. Анализ истории развития ЦБ РФ позволяет определить динамику его развития и совершенствования, а также промежуточные итоги его деятельности. С каждым новым этапом своего функционирования, Центральный Банк Российской Федерации осуществлял все более широкие полномочия и играл все большую роль в регулировании экономической системы страны. Ошибки, сделанные на каждом служили катализатором как для совершенствования полномочий, выполняемых ЦБ РФ, так и его нормативно-правового регулирования.
2. Авторское определение ЦБ РФ как мегарегулятора национальной
экономики. Центральный Банк Российской Федерации - комплексный публично-правовой институт, осуществляющий финансовый контроль и надзор над широким спектром финансовых отношений (банковским сектором, финансовыми рынками, страховым сектором, финансовыми рынками), путем проведения единой денежно-кредитной политики, с целью укрепления и развития национальной экономики. Определяющее воздействие на деятельность ЦБ РФ как мегарегулятора национальной экономики, оказали макроэкономические факторы: глобализация, цифровизация
экономики, «эффекционность кризисов». Главной целью стало укрепление макрофинансовой стабильности и контроль за глобальными системными рисками.
3. Авторская трактовка понятия «финансовый контроль». Основываясь на научных материалах и положениях действующего российского законодательства, можно сформулировать следующее определение финансового контроля - это деятельность специально уполномоченных органов по обеспечению законности и финансовой эффективности формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств.
4. Организационно-правовой статус Банка России имеет двойственную природу. Этот признак выражается, прежде всего в том, что, согласно Конституции РФ, ЦБ РФ является самостоятельным, однако, при этом зависит от органов законодательной и исполнительной власти. Сам Банк России «государственной властью» не обладает и не может считать органом государственной, исполнительной или судебной власти. Главная особенность организационно-правого статуса ЦБ РФ заключается в том, что он сочетает в себе черты государственного органа, наделенного властными полномочиями и юридического лица.
5. Авторское предложение по изменению действующего законодательства, в частности ГК РФ. На данный момент в российском праве отсутствует организационно-правовая форма, точно и достоверно описывающая положение Банка России в гражданском законодательстве.
Необходимо ввести новую организационно-правовую форму - федеральное юридическое лицо публичного права. Данная форма поможет наиболее точно отразить специфические особенности ЦБ РФ и как органа государственной власти и как юридического лица. Кроме того, эти изменения не затронут текущее функционирование Банка России. Необходимо добавить новый параграф в Главу 4 Раздела 1 ГК РФ и назвать ее «Юридические лица публичного права».
6. В связи с изменением ГК РФ и введением нового вида юридических лиц, необходимо также внести изменения и в ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке Росси)».
Абзац 3 ст. 1 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке Росси)» необходимо изменить: «Банк России является юридическим лицом публичного права. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием».
Теоретическая и практическая значимость исследования предопределяется необходимостью развития теоретических и практических основ правового регулирования деятельности Банка России. Теоретически значимым является само исследование в целом, поскольку оно носит комплексный характер и сочетает в себе теоретический и практический аспекты.
Имеющиеся в диссертации выводы и предложения могут повлиять на процесс расширения теоретических представлений об исследуемых правовых институтах. Они могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, регламентирующего
соответствующие отношения. Результаты работы могут быть полезны в научно-исследовательской деятельности, поскольку данное исследование создает базу для дополнительного изучения отдельных аспектов рассматриваемой темы.
Апробация результатов магистерского исследования. Результаты магистерского исследования прошли апробацию в рамках двух опубликованных статей.
1) Заец О.С. Особенности правового статуса Центрального банка
Российской Федерации // Ключевые вопросы современной науки. Международная научно-практическая конференция. София.
Volume 1. - 2019. - C. 37-40.
2) Заец О.С., Туранин В.Ю. К вопросу о сущности понятия «финансовый контроль» // News of science and education. Volume 2. - 2019. №5. - С. 16-19.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами настоящей работы и включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного анализа проблем определения организационно-правового положения Банка России были сделаны теоретические выводы и некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
1. Становление института центрального банка в России имеет богатую историю. В своем развитии, этот институт прошел несколько разнообразных этапов. Каждый из этих этапов имел большое значение как для развития всей страны, так и ее экономики в частности. Первые предшественники Центрального банка были далеки от его современного представления, как с позиции выполняемых функций, так и с позиции организационной структуры и правового статуса. С каждым новым этапом своего становления, Центральный банк получал новые функции, обретал новый статус, становился более совершенным и обретал некоторые черты, свойственные современному Центральному банку Российской Федерации.
2. Центральный банк Российской Федерации прошел множество этапов в истории своего становления. Изучение каждого из этих периодов позволяет определить значимость и роль Банка России в функционировании как экономического сектора, так и всего государства. Анализ истории развития ЦБ РФ позволяет определить динамику его развития и совершенствования, а также промежуточные итоги его деятельности. С каждым новым этапом своего функционирования, Центральный Банк Российской Федерации осуществлял все более широкие полномочия и играл все большую роль в регулировании экономической системы страны. Границы каждого из этапов знаменуются существенными изменениями как основ функционирования ЦБ РФ, так и экономического сектора, и всего государства в целом.
3. Уполномоченными органами финансового контроля являются: государство (контрольно-регулирующие органы финансовой системы); министерства и ведомства. Подконтрольными субъектами выступают предприятия (организации, учреждения), граждане, общественные организации. Объектом являются показатели финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При этом финансовые показатели являются разновидностью стоимостных, их особенность - в комплексном характере отражения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. На основе результатов анализа финансовых показателей контролирующими субъектами делается вывод о факте нарушения финансовой дисциплины, то есть уточняется предмет финансового контроля, и определяются направления контрольной деятельности.
Основным органом, осуществляющим финансовый контроль и надзор является Банк России. Он контролирует деятельность как отдельных субъект финансовой системы (коммерческих банков, государственных учреждений), так и осуществляет полномочия по регулированию глобальных макроэкономических показателей. Его основным инструментом является ключевая става. С ее помощью, ЦБ РФ главным образом, осуществляет контроль инфляции, уменьшая или увеличивая «стоимость денег».
4. Определяющее воздействие на деятельность ЦБ РФ как
мегарегулятора национальной экономики, оказали макроэкономические факторы: глобализация, цифровизация экономики, «эффекционность
кризисов». Главной целью стало укрепление макрофинансовой стабильности и контроль за глобальными системными рисками. В настоящий момент системные риски усиливаются в связи с санкционным давлением и нестабильной торговой обстановкой на международной арене.
Следуя международным тенденция, ЦБ РФ также получил статус мегарегуятора. Этот факт означает укрепление его роли в национальной и наделение большими полномочиями. После получения этого статуса, многие государственные органы были упразднены, и их функции перешли к Банку России. Он стал финансовым мегарегулятором экономической системы, контролирующим все сектора национальной экономики.
5. Денежно-кредитная политика в России разрабатывается и проводится ЦБ РФ совместно с Правительством Российском Федерации. При этом, окончательное решение остается за ЦБ РФ. Он может взаимодействовать с Правительство по поводу наиболее важных вопросов, требующих совместного принятия решений. Банк России с помощью денежно-кредитной политики может преодолевать возникшие в национальной экономике диспропорции и стабилизировать ее положение.
При этом, окончательные решения в экономической сфере принимаются Банком России. Для решения наиболее важных тактических и стратегических задач, определяющих основы функционирования всей системы национальной экономики, Правительство может вносить свои предложения, которые поступают на рассмотрение ЦБ РФ.
6. Организационно-правовой статус Банка России имеет двойственную природу. Этот признак выражается, прежде всего, в том, что, согласно Конституции РФ, ЦБ РФ является самостоятельным, однако, при этом зависит от органов законодательной и исполнительной власти. Сам Банк России «государственной властью» не обладает и не может считать органом государственной, исполнительной или судебной власти. ЦБ РФ имеет множество признаков, характерных как для юридических лиц, так и для органов государственной власти. При этом отнести его к конкретной организационно-правовой форме при текущем законодательстве не представляется возможным.
7. На данный момент в российском праве отсутствует организационно¬правовая форма, точно и достоверно описывающая положение Банка России в гражданском законодательстве. Все существующие формы не отражают в полной мере все особенности функционирования Банка России, сочетающего в себе черты государственно органа и юридического лица.
Необходимо ввести новую организационно-правовую форму - федеральное юридическое лицо публичного права. Данная форма поможет наиболее точно отразить специфические особенности ЦБ РФ и как органа государственной власти и как юридического лица. Данное решение является наиболее взвешенным и подходящим для текущего положения ЦБ РФ.
Существенному изменению подвергнется лишь Гражданский Кодекс Российской Федерации, изменение многих положений которого на данный момент является предметом дискуссии многих правоведов. При этом, основополагающие принципы функционирования Банка России не будут нарушены. Следовательно, сохранится положительная тенденция его развития. При этом, новая организационно-правовая форма ЦБ РФ позволит ему вести свою деятельность в прозрачном правом поле без непредвиденных рисков.
Такие выводы мы получили по результатам проведения магистерского исследования и написания магистерской диссертации.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1. Собрание законодательства РФ. 1996. - № 6. - Ст. 492.
4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Собрание законодательства РФ. 1996. - № 6. - Ст. 492.
5. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 19. Ст. 2306.
6. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Собрание законодательства РФ. 2013. - № 30. - Ст. 4084.
7. Положение о комитете финансового надзора Банка России : (утв. решением Совета директоров Банка России от 30 августа 2013 г., протокол № 18). СПС Консультант Плюс.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» от 01.05.2017 № 84-ФЗ. Собрание
законодательства РФ. 2017. - № 18. - Ст. 2661.
9. Постановление Правительства № 703 от 01.12.2004 (ред. от 29.12.2017) «Положение о Федеральном казначействе» СПС Консультант Плюс.
10. Декрет ВЦИК «О национализации банков» от 14(27) декабря 1917 года //
URL: http:Zrusarchives.ru/statehood/08-25-dekret-vcyk-1917.shtml (дата
обращения 5 февраля 2019г.)
11.Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 1997 год // Деньги и кредит. - 1996. - № 12. - С. 20.
12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 2000 г. // Деньги и кредит. - 1999. - № 12. - С. 6.
2. Материалы правоприменительной практики
13. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 января 2013 г. по делу N А78-5190/2012 // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 8 апреля 2019г.).
14. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. № 8. Определение Конституционного Суда от 14 декабря 2000 г. № 268-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ч. З ст. 75 Федерального закона .О ЦБ РФ (Банке России).» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.
15.Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Конституционного Суда РФ. N 2. 2001... 68

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ