Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие техники речи младшего школьника с помощью произведений детского фольклора

Работа №178302

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Развитие техники речи младшего школьника как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Особенности дыхания, голосообразования и артикуляционного аппарата у младших школьников 6
1.2 Методы и приемы работы над техникой речи в начальной школе 12
1.3 Детский фольклор и возможности его использования для развития техники речи у детей 23
Выводы по Главе 1 34
Глава II. Экспериментальное исследование процесса развития техники речи младшего школьника 35
2.1 Диагностическая программа исследования техники речи младшего школьника 35
2.2 Анализ результатов констатирущего эксперимента 38
2.3 Упражнения на развитие техники речи с использованием текстов детского фольклора 46
Выводы по Главе 56
Список литературы 57
Приложения

Развитие техники речи - одно из направлений в работе по совершенствованию произносительной культуры младших школьников. Произносительная культура, в свою очередь, - часть общей речевой культуры человека.
Под произносительной культурой обычно понимают устно-речевые навыки, необходимые для речи в соответствии с литературной нормой. [64.,С. 319]. Кроме совершенствования техники речи, произносительная культура включает в себя усвоение норм орфоэпии и развитие интонационных умений.
Высокие качества звучащей речи способствуют эффективному общению, лучшей передаче и правильному восприятию собеседниками мыслей и чувств.
В трудах известных ученых (Е.А. Бондарко, С.А. Герасимовой, А.А. Журина, Д.Э. Розенталя, А.П. Сковородникова и др.) отмечается, что становление произносительной культуры современных младших школьников в наши дни протекает в условиях сильнейшего воздействия средств массовой информации. У этого воздействия есть и положительные, и отрицательные стороны. К положительным можно отнести демократизацию языка, усиление-разговорной струи”. К отрицательным - расшатывание языковых норм, русских культурно-речевых традиций. [61., С. 11-15] К типичным нарушениям произносительных норм в СМИ относятся:
общее снижение произносительной культуры ведущих телепрограмм;
слишком высокий темп речи при нечеткой дикции и монотонной интонации,
нарушение орфоэпических норм при произнесении как исконно русских слов, так и слов заимствованных (красивее, баловать, дефис, звонит);
копирование интонационного рисунка из английского языка. [55, С. 322]
Учеными-методистами подчеркивается необходимость разработки специальных мер, которые позволили бы противостоять этому влиянию. [74]
Кроме того, процесс формирования произносительной культуры младших школьников протекает сейчас в образовательной среде, имеющей поликультурный характер. В крупных городах много детей-мигрантов, для которых русский язык не является родным, и они обучаются совместно с русскоязычными детьми. Нерусские учащиеся часто говорят по-русски с акцентом. Чтобы его ликвидировать, необходимо учитывать особенности фонетический и фонологической системы русского языка и языка, родного для учащегося.
Проведя анализ современных учебно-методических комплектов для начальной школы по русскому языку, А.Ю. Чирво сделала вывод о том, что они располагают определенными возможностями для организации работы по формированию произносительной культуры младших школьников, но ни один из них не содержит упражнений, позволяющих противостоять негативному влиянию средств массовой информации. [73, 74]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема, выбранная для исследования, актуальна.
Объект исследования - процесс развития техники речи на уроках литературного чтения
Предмет исследования - актуальный уровень развития техники речи современного младшего школьника.
Цель исследования: определить актуальный уровень техники речи современных младших школьников.
В соответствие с вышеизложенным, были определены задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- выявить роль и значение речевой деятельности техники речи в учебно-воспитательном процессе;
- подготовить диагностическую программу по определению уровня развития техники речи современных младших школьников;
- провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
- основываясь на результатах констатирующего эксперимента, разработать комплекс упражнений для совершенствования техники речи.
Гипотеза исследования: актуальный уровень техники речи младших школьников средний либо низкий; он характеризуется недостатками в работе артикуляционного аппарата, а также недостаточно развитыми умениями управлять голосом и речевым дыханием.
Экспериментальная база исследования - интернет-канал YouTube.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, диска литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мы провели констатирующий эксперимент с целью определения уровня развития техники речи у современных младших школьников.
Уровень развития техники речи младших школьников мы оценивали по трем критериям: дыхание, голос, дикция.
В результате констатирующего эксперимента нами установлено, что из 20 обследованных младших школьников 6 человек (30%) имеют высокий, а 14 человек (70%) - средний уровень развития техники речи.
На наш взгляд, техника речи младших школьников будет совершенствоваться при соблюдении следующих условий:
- если на уроках русского языка регулярно использовать специальные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса и дикции;
- если в данные упражнения включать разнообразные в жанровом отношении тексты русского детского фольклора (считалки, скороговорки, потешки, небылицы, докучные сказки и др.).


1. Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний предложений. М., 1962.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М., 2000
3. Алтарева С.Г. Календарные, фольклорные и тематические праздники; М; ВАКО, 2006.
4. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.
5. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. Учеб. Заведений / Е. С. Антонова С. В. Боброва. - М: Академия, 2010.
6. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В. Архипова. М. : Вербум, 2004. - 192 с
7. Ассуирова Л. В. Речевой задачник: Инегративное учебное пособие по русскому языку и окружающему миру для учащихся 1-4 - х классов / Л. В. Ассуирова. - М.: Изд-во Пушкинского института, 2009.
8. Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе: Методическое пособие для учителей / К.Б. Бархин. М. : Учпедгиз, 1936, - 298 с.
9. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. - Л.: Детская литература, 1982.
10. Бессонов П.А. Детские песни. - М., 1968. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003. - №4.
11. Богуславская Н. Е. Работа над звуковой стороной речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. М., 1991. С. 70, 71.
12. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М., 1990. С. 60-73.
13. Бондарко Е.А., Журин А.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. 2002. - № 3. - С. 88-98.
14. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Педагогика, 1969.
15. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //А.Н.Васильева //- М., 1990...(74)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ