Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты качества обслуживания клиентов организации 6
1.1 Понятие и сущность качества обслуживания клиентов 6
1.2 Методы и критерии оценки качества обслуживания клиентов 12
1.3 Факторы, влияющие на повышения качества обслуживания клиентов....20
Глава 2 Анализ системы качества обслуживания клиентов ФГУП «Почта России» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 27
2.2 Анализ качества обслуживания клиентов в организации 34
2.3 Разработка программы повышения качества обслуживания клиентов
организации и оценка её эффективности 44
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В современной Росси XXI века тема, касающаяся различных программ повышения качества обслуживания клиентов организации, обусловлена, в первую очередь, весьма высокой популярностью данного вида услуг, а это, в свою очередь, ведёт к необходимости дальнейшего совершенствования существующих стандартов качества и непременного повышения их уровня.
Весьма значительное влияние на общее качество образа жизни оказывает сама материальная среда, то есть существующее в настоящее время качество услуг и товаров. Именно поэтому существующая в обществе проблема качества услуг и товаров была, есть и будет актуальной во все времена. Эта проблема является стратегической и от ее качественного решения зависит общая экономическая стабильность государства. Сам процесс, направленный на улучшение качества услуг, смог объединить в себе многоструктурную деятельность различных производств, а также сферы услуг, различные коллективы конструкторов, и стал необходимым элементом не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но общественно полезным явлением, отвечающим интересам общества.
На сегодняшний день качество услуги представляет собой совокупность существенных характеристик услуги, которые придают ей важную способность удовлетворять предполагаемые или обусловленные потребности конечного потребителя.
В нашей работе мы будем рассматривать услуги, которые предоставляются ФГУП «Почта России», стремящейся выполнять весьма широкий круг услуг и операций для своих клиентов с целью расширения своей доходной базы, повышения общей рентабельности своих товаров и услуг и, непременно, конкурентоспособности.
Конкуренция, существующая на современном рынке услуг, практически всегда оказывает прямое воздействие на качественные и, непременно, количественные характеристики обслуживания населения.
Объектом исследования выступает система управления качеством обслуживания клиентов ФГУП «Почта России».
Предметом - социально-экономические отношения, которые возникают в общем процессе управления качеством обслуживания клиентов в сфере услуг.
Все вышеизложенное определяет актуальность и практическую значимость проблемы данного исследования.
Цель исследования состоит в разработке программы по повышению качества обслуживания клиентов ФГУП «Почта России».
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- проведение теоретического анализа данных, характеризующих качество обслуживания клиентов;
- определение организационно-экономической характеристики ФГУП «Почта России»;
- выявление существующих проблем организации и проведение анализа качества обслуживания;
- разработка программы повышения качества обслуживания
клиентов ФГУП «Почта России»;
- оценить эффективность программы повышения качества обслуживания.
Теоретико-методологическая база исследования: проблемам формирования качества обслуживания клиентов посвящено весьма много работ, как зарубежных, так и отечественных. В частности, серьезный вклад в развитие теории управления внесли такие исследователи, как Е.Е. Вершигора, Б.А. Бузов, В.Н. Фомин, И.И. Ополченов, Е.И. Семенова и др. [6, 9, 32, 35,37].
Мировая и отечественная наука обладают определенными знаниями и практическим опытом в области обслуживания клиентов и предоставления услуг. Работы всех представленных выше ученых определяют теоретическую основу предоставления услуг и качества обслуживания.
Методы исследования: монографический анализ, статистический и экономический анализ, факторный анализ, методы сравнений, группировок и экспертных оценок.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, такие, как Федеральный закон РФ от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», информационные документы, такие как дневник и внутренние каталоги организации, а также Устав организации, финансовая и бухгалтерская отчетности ФГУП «Почта России».
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы качества обслуживания ФГУП «Почта России» и аналогичных предприятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В современной Росси XXI века тема, касающаяся различных программ повышения качества обслуживания клиентов организации, обусловлена, в первую очередь, весьма высокой популярностью данного вида услуг, а это, в свою очередь, ведёт к необходимости дальнейшего совершенствования и существующих стандартов качества и непременного повышения их уровня.
Качество обслуживания в дано контексте выступает понятием, включающим в себя такие показатели, как качество продукции; комплексность обслуживания; качество труда обслуживающего персонала; эксплуатационные качества офисных помещений и прочее.
Методики оценки качества обслуживания разработана для фирм, работающих в сфере услуг и имеющих широкую филиальную сеть, и подразумевает наличие двух групп параметров: количественных и качественных.
Анализ производился на основе материалов Ракитянского почтамта Белгородской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», который находится по адресу: Белгородская область, п. Ракитное, ул. Советская, д. 6.
В ходе исследования были выявлены основные направления работы Ракитянского почтамта, требующие непременной оптимизации. К ним относятся: низкая скорость обслуживания; низкая комфортность пребывания в отделении; низкий уровень работы с почтовыми отправлениями.
Программа повышения качества обслуживания клиентов должна улучшить работу почтового отделения, а также решить такие проблемы как:
- низкая скорость обслуживания;
- комфортность пребывания в отделении;
- работа с почтовыми отправлениями.
Для решения выявленных нами проблем необходимо: внедрение Единой Автоматизированной Системы Отделений Почтовой Связи или увеличение количества работников в отделении; целевая подготовка квалифицированных кадров, внедрение актуальных образовательных программ; оснащение современным оборудованием; премирование работников; повышение оплата труда; совершенствование логистики почтовых перевозок; оптимизация работы с почтовыми отправлениями.
Проведя анализ эффективности предложенной мероприятий по разработке программы повышения качества обслуживания клиентов ФГУП «ПОЧТА РОСИИ», который включил оценку экономической эффективности разработанных мероприятий можно сказать, что проект эффективен, так как NPV > 0, а индекс доходности > 1 и период окупаемости достаточно короткий (1 год 1 месяц). Таким образом, реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать повышению качества обслуживания клиентов
Результатом реализации предложенных мер должны стать: расширение и систематизация информации о предпочтениях клиентов; снижение роли субъективного фактора; повышение степени удовлетворенности потребителей почтовых услуг качеством обслуживания; повышение степени удовлетворенности потребителей комфортностью пребывания в отделении; дальнейшее развитие рынка услуг почтовой связи.
1. Абдикеев, Н.М. Системы управления эффективностью бизнеса: учеб. пособие [Текст] / Н.М. Абдикеев, С.Н. Брускин. - М. : Инфра-М, 2018. - 282 с.
2. Аристов, О.В. Управление качеством [Текст] / О.В. Аристов. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 239 с.
3. Бернадская, Ю.С. Основы рекламы [Текст] / Ю.С. Бернадская, С.С. Марочкина, Л.Ф. Смотрова, Л.М. Дмитриева. - М. : Наука, 2015. - 281 с.
4. Боголюбова, В.С. Экономика туризма [Текст] / В.С. Боголюбова.
- М. : Академия, 2015. - 184 с.
5. Бородин, В.А. Реклама как важный элемент маркетинговой деятельности организации: монография [Текст] / В.А. Бородин. - М. : ГОУ ВПО НГЛУ, 2016. - 175 с.
6. Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация [Текст] / Б.А. Бузов. - М. : Академия, 2016. - 176 с.
7. Вершигора, Е.Е. Основы управления [Текст] / Е.Е. Вершигоры. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 298 с.
8. Веселов, С.В. Маркетинг в рекламе [Текст] / С.В. Веселов. - М. : Международный институт рекламы, 2015. - 316 с.
9. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов [Текст] / И.Л. Викентьев. - Новосибирск : «Интербук», 2014. - 397 с.
10. Гвозденко, А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях [Текст] /
А.Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2018. - № 2. - С. 144-156
11. Гольман, И.А. Рекламная деятельность: Планирование.
Технологии. Организация [Текст] / А.И. Гольман. - М. : Гелла-принт, 2019. - 342 с.
12. Горелик, О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие [Текст] / О.М. Горелик. - М. : КНОРУС, 2015. - 272 с.
13. Гроув, Э.С. Высокоэффективный менеджмент: Учебник [Текст] /
Э.С. Гроув. - М. : Филинъ, 2016. - 562 с.
14. Гусаков, В.А. Ясная стратегия бизнеса [Текст] / В.А. Гусаков. - М. : Вершина, 2015. - 360 с.
15. Гусаров, Ю.В. Менеджмент рекламы [Текст] / Ю.В. Гусаров. - М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014. - 272 с.
16. Гущин, А.Н. Конспект лекций по дисциплине «ИТ в экономике» [Текст] / А.Н. Гущин. - М. : Директ-Медиа, 2015. - 120с.
17. Джордж, С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM) [Текст] / С. Джордж. - М. : «Виктория плюс», 2018. - 256 с.
18. Драчева, Е.Л. Менеджмент: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / Е.Л. Драчева. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
19. Евдокимов, В.В. Экономическая информатика [Текст] /
В.В. Евдокимова. - СПб. : Питер паблишинг, 2015. - 403 с.
20. Ефимов, В.В. Улучшение качества продукции, процессов, ресурсов [Текст] / В.В. Ефимов. - М. : КНОРУС, 2014. -240 с.
21. Зайцев, Н.Л. Менеджмент организаций [Текст] / Н.Л. Зайцева. - М. : Экзамен, 2014. - 368 с.
22. Ильенкова, С.Д. Управление качеством [Текст] / С.Д. Ильенкова. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 199 с.
23. Ильина, Е.Н. Основы туристской деятельности [Текст] / Е.Н. Ильина. - М. : Советский спорт, 2015. - 345 с.
24. Калиновская, Т.Н. Качество продукции - экономический словарь [Текст] / Т.Н. Калиновская. - М. : «Экономика», 2014. --96 с.
25. Катернюк, А.В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама [Текст] / А.В. Катернюк. - М. : Феникс, 2015. - 327 с.
26. Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика. Финансы и статистика [Текст] / В.А. Квартальнов. - М. : 1: Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность - 1 92 с.; Т. 2: Социальный туризм, 2016. - 256 с.
27. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 567 с.
28. Круглов, М.Г. Менеджмент систем качества [Текст] /
М.Г. Круглов. - М., 2013. - 289 с.
29. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст] /
А.Ф. Лазурский. - М. : Эскимо, 2014. - 300 с.
30. Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских
компаниях [Текст] / В.А. Лапидус. - М. : Издательский центр «Академия»,
2015. - 432 с.
31. Лукьянчикова, Т.Л. Плати всегда, плати за все.... эффективный подход к совершенствованию оплаты труда на предприятиях: опыт развитых стран [Текст] / Т.Л. Лукьянчикова // Российское предпринимательство. - 2015. - № 7. - С. 153-157.
32. Мазур, И.И. Реструктуризация предприятий и компаний [Текст] / И.И. Мазур. - М. : Наука, 2013. - 264 с.
33. Макарова, А.О. Анализ методов и видов стимулирования труда на российских предприятиях [Текст] / А.О. Макарова // Молодой ученый. -
2013. - №6. - С. 376-379.
34. Мансуров, Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала [Текст] / Р.Е. Мансуров. - М. : БХВ-Петербург, 2014. - 224 с.
35. Мансуров, Р. Практика справедливых зарплат [Текст] / Р. Мансуров // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 12. -С. 78-85.
36. Меркушова, Н.И. Совершенствование системы мотивации в контексте процесса управления персоналом в новых экономических условиях [Текст] / Н.И. Меркушова // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. - 2016. - № 1. - С. 49-58.
37. Мерманн, Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации [Текст] / Э. Мерманн. - М. : Гуманитарный центр, 2013. - 184 с.
38. Мизинцева, М.Ф. Оценка персонала [Текст] / М.Ф. Мизинцева. - М. : Юрайт, 2014. - 384 с.
39. Минков, Е.Г. Мотивация. Структура и функционирование [Текст] / Е.Г. Минков. - М. : Феникс, 2014. - 416 с.
40. Мишурова, И.В. Управление мотивацией персонала [Текст] / И.В. Мишурова. - М. : Феникс, МарТ, 2016. - 272 с.
41. Надеждина, В. Эффективная мотивация персонала. Как добиться максимум результата при минимуме затрат [Текст] / В. Надеждина. - М. : Харвест, 2015. - 254 с.
42. Наумова, А.И. Преподавание и метод конкретных ситуаций [Текст] / А.И. Наумова. - М. : Наука, - 2012. - 401 с.
43. Николаев, Н.Н. Кадровая политика и мотивация труда на предприятии [Текст] / Н.Н. Николаев // Горный журнал. - 2016. - № 4. - С. 47-52.
44. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен. - М. : Смысл, 2016. - 608 с.
45. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики [Текст] / В.Ю. Огвоздин. - М. : Дело и сервис, 2012. - 160 с.
46. Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала [Текст] /
Ю.Г. Одегов. - М. : Альфа-Пресс, 2016.
47. Ополченов, И.И. Управление качеством в сфере услуг [Текст] / И. И. Ополченов. - М. : Советский спорт, 2016. - 246 с.
48. Папирян, Г.А. Маркетинг в туризме [Текст] / Г.А. Папирян. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 356 с.
49. Семенова, Е.И. Управление качеством [Текст] / Е.И. Семеновой.
- М. : КолосС, 2015. - 184 с.
50. Сергеев, А.Г. Сертификация [Текст] / А.Г. Сергеев. - М. : ИК «Логос», 2015. - 248 с.
51. Фомин, В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация [Текст] / В.Н. Фомин. - М. : Ось-89, 2014. - 384 с.
52. Цой, М.Е. Анализ современного состояния российского рынка модной одежды [Текст] / М.Е. Цой, И.В. Долгих // Интернетнаука. - № 2. - 2017. - С. 105-118.
53. Чандлер, А. Стратегия и структура [Текст] / А. Чандлер. - М. : Мир, 2015. - 464 с.
54. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма [Текст] /
A. Д. Чудновский. - М. : КНОРУС, 2014. - 448 с
55. Чуракова, Р.Г. Десять базовых принципов эффективного управления: учебник [Текст] / Р.Г. Чуракова. - М. : Академкнига, 2014. - 136 с.
56. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М. : КноРус, 2015. - 320 с.
57. Шилков, В.И. Стратегическое планирование: учебник [Текст] /
B. И. Шилков. - М. : Форум, 2017. - 304 с.
58. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент [Текст] /
М.Б. Шифрин. - СПб. : Питер, 2019. - 240 с.
59. Шлендер, П.Э. Управление персоналом [Текст] / П.Э. Шлендера.
- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -320 с.
60. Яркина, Н.Н. Теоретические аспекты оценки эффективности управления предприятием [Текст] / Н.Н. Яркина // Проблемы экономики. -
2014. - № 3. - С. 279-285.
61. Организация Ракитянский почтамт [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:http://www.list-org.com/company/1379800 lookpost.ru:
62. Поселок Ракитное [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lookpost.ru/index/309329/