Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эпистемологический анализ теорий и концепций исторического развития с позиций вероятностно-смыслового подхода(на примерах российской историографии)

Работа №178259

Тип работы

Диссертация

Предмет

история

Объем работы394
Год сдачи2001
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Теоретические основы вероятностно-смыслового подхода 79
1.1. Историческая действительность как историко-эпистемологический феномен.
Теории и концепции исторического процесса как знаковые смысловые системы 79
1.1.1. Свойства исторической действительности как эпистемологического феномена 79
1.1.2. Специфика историко-эпистемологического подхода к изучению исторической
действительности 83
1.1.3. Теории и концепции исторического процесса как семиотические системы 88
1.1.4. Динамическая модель семиотической системы Ю.М. Лотмана 94
Рис. 1 99
Выводы 99
1.2. Семантика теорий и концепций исторического процесса с позиций герменевтики 49
1.2.1. Проблема понимания в научно-познавательной деятельности 50
1.2.2. Концепции понимания А.Л. Никифорова, Н.С. Автономовой и В.У. Бабушкина 56
Выводы 66
1.3. Вероятностно упорядоченный характер исторического знания. Методы познания
исторических явлений и процессов, имеющих вероятностную природу 67
1.3.1. Вероятностно упорядоченный характер исторического знания 67
1.3.2. Вероятностные логики в гуманитарном знании. Логика В.В. Налимова 70
Выводы 78
Заключение по первой главе 80
Глава 2.Историческое познание с позиций вероятностно-смыслового подхода 84
2.1. Распознание объектов истории с помощью эпистемологических образов 84
2.1.1. Сущность и содержание эпистемологических образов 84
Рис. 2 87
2.1.2. Роль эпистемологических образов как фильтров предпочтения в процессе
исторического познания 90
Выводы 102
2.2. Содержательные структуры эпистемологических образов как фильтры предпочтений 104
2.2.1.Эпистемологический образ научной рациональности 104
2.2.2. Эпистемологический образ научной истины 113
2.2.3. Эпистемологический образ исторического времени 121
2.2.4. Эпистемологический образ исторического пространства 129
2.2.5. Эпистемологический образ исторического процесса 134
Выводы 150
Заключение по второй главе 152
Глава III. Анализ классических теорий и концепций исторического процесса с позиций вероятностно-смыслового подхода 154
3.1. Общая характеристика классических теорий концепций исторического процесса.
Формационная, цивилизационная и структуралистская логико-семиотические подгруппы 155
3.1.1. Общая характеристика классических теорий и концепций исторического процесса 155
3.1.2. Формационная подгруппа. Традиционная советская марксистская концепция истории
России 158
3.1.3. Цивилизационная подгруппа. Концепция Л.И. Семенниковой 161
3.1.4. Структуралистская подгруппа. Социокультурная теория российской истории А.С.
Ахиезера 166
Выводы 174
3.2. Позитивистская логико-семиотическая подгруппа. Внесистемные теории и концепции 174
3.2.1. Позитивистская подгруппа. Концепция истории России как общества с минимальным
объемом совокупного прибавочного продукта Л.В. Милова 174
3.2.2. Внесистемные классические концепции истории России 182
Выводы 185
Заключение по третьей главе 185
Глава IV. Неклассические теории и концепции исторического процесса с позиций вероятностно-смыслового подхода 189
4.1. Неоформационная, неоцивилизационная и клиометрическая логико-семиотические подгруппы 189
4.1.1. Общая характеристика неклассических теорий и концепций исторического процесса 189
4.1.2. Неоформационная подгруппа. Теория Л.Е. Гринина 190
4.1.3. Неоцивилизационная подгруппа. Цивилизационная концепция И.Г. Яковенко 193
4.1.4. Клиометрическая подгруппа. Теория институционального развития народного
хозяйства О.Э. Бессоновой 201
Выводы 208
4.2. Модернизационная и социогенетическая логико-семиотическая подгруппы.
Внесистемные концепции 209
4.2.1. Модернизационная подгруппа. История России с позиций теории модернизации 209
4.2.2. Социогенетическая подгруппа. Полициклично-генетическая теория Ю.В. Яковца 218
4.2.3. Внесистемные теории и концепции. Историко-хронологическая концепция А.Т.
Фоменко и Г.В. Носовского 229
Выводы 239
Заключение по четвертой главе 240
Глава V. Вероятностно-смысловой анализ постнеклассических теорий и концепций исторического процесса 245
5.1. Общая характеристика постнеклассических теорий. Синергетическая, биосферно¬ноосферная и эволюционно-энергетическая логико-семиотические подгруппы 245
5.1.1. Общая характеристика постнеклассических теорий 245
5.1.2. Синергетическая подгруппа постнеклассических теорий 247
5.1.3. Биосферно-ноосферная логико-семиотическая подгруппа 253
5.1.4. Эволюционно-энергетическая логико-семиотическая подгруппа постнеклассических
теорий и концепций 261
Выводы 269
5.2. Информационная и глобалистская логико-семиотические подгруппы 270
5.2.1. Информационная логико-семиотическая подгруппа 270
5.2.2. Глобалистская логико-семиотическая подгруппа 283
Выводы 298
Заключение по пятой главе 301
Глава VI. Вероятностно-смысловая концепция исторического процесса: опыт конструирования 307
6.1. Основные этапы становления исторических теоретических систем. Качественный
анализ и содержательное моделирование 307
Выводы 318
6.2. Содержательно-генетическая логика концепции 319
Рис. 9 320
Рис. 13 332
Выводы 337
Заключение по шестой главе 337
Заключение 340
Библиографический список 352


Актуальность исследования вызвана, в первую очередь, метаморфозами науки и интеллектуальной культуры на рубеже веков и тысячелетий, которые оказывают все более значительное воздействие на развитие исторических исследований. В результате воздействия указанных факторов в развитии современной исторической науки проявляют себя две противоположные тенденции.
С одной стороны, вполне очевидно усиление стремлений к интеграции различных областей научных знаний. Системный подход и синергетика положили начало очередному этапу в выработке общенаучного аппарата. Если во второй половине ХХ века эти тенденции выразились в основном в кибернетике, в точных и технических науках, то на рубеже веков в интегративные процессы все сильнее «втягиваются» области гуманитарного знания.
С другой стороны, историческая наука подпадает под воздействие идеологии методологического плюрализма, утверждающего разнообразие типов и направлений в интеллектуальной культуре. Отсюда - актуальность проблемы достижения понимания, согласований между различными научными школами, исследовательскими группами, что заключается в выработке единого «дисциплинарного языка», логики законов, то есть всего того, что удерживает разнообразие в рамках единой исторической науки.
Рассмотренные выше тенденции очень ярко проявляют себя в развитии современной отечественной исторической науки. Методологический плюрализм, характерный для последнего десятилетия ее развития, во многом обусловлен не только начавшейся в годы перестройки среди историков переоценкой ценностей и усвоением других, альтернативных традиционной советской концепции истолкований истории.
Этому способствовала сама специфика перестроечного и постперестроечного периодов истории нашей страны, насыщенных историческими событиями, неоднозначных по своим последствиям - непосредственным и долговременным. Неоднозначные оценки породила и обильная новая информация об историческом прошлом, ставшая доступной для исследователей в это время. Следует помнить, что такая информация активно воздействовала на историческое сознание, делая его существенным фактором исторического процесса.
Приведенные обстоятельства определяют проблемы современного этапа развития отечественной исторической науки, которые порождены противоречиями между тенденцией к усилению методологического плюрализма, разнообразия типов
интеллектуальной культуры и все более осознаваемой историками необходимостью разработки универсального когнитивного аппарата, позволяющего
- осмысленно работать в условиях насыщенного историческими событиями периода развития нашей страны, обилия новой информации об историческом прошлом;
- формировать общую позицию по отношению к исторической действительности с учетом множеств теоретических систем, по-разному ее выражающих;
- осуществить интеграцию истории с другими науками.
Кроме этого тяготение к научному плюрализму удачно дополняется интересом историков к работам в области синергетики, системного подхода, общенаучных знаний.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поставив перед собой цель - создать обобщающую историческую концепцию, соответствующую постнеклассической парадигме научного мышления, мы на первом же этапе столкнулись с проблемой выбора метаязыка, на котором будут описаны обобщаемые нами концепции. В его выборе мы руководствовались следующими соображениями.
Историческая действительность - умозрительный, виртуальный конструкт. И теории, концепции исторического развития есть, прежде всего, смысловые конструкции, с помощью которых объясняется, осмысливается, интерпретируется историческая действительность. Следовательно, они могут быть описаны языком семиотики - науки о знаковых, смысловых системах. Так мы обратились к семиотике, с позиций которой все теории и концепции описываются как равнозначные - семиотические, знаковые системы. С позиций семиотики нам удалось единообразно структурировать, а, следовательно, - сравнить теории и концепции. У каждой из них были выделены свои синтаксический, семантический и прагматический аспекты. С позиций семиотики были созданы абстракции еще более высокого уровня - динамические семиотические системы - корреляционно связанные группы теорий и концепций исторического процесса.
На втором этапе исследования особую значимость приобрел семантический аспект теорий и концепций. Но язык семиотики не позволял детально и предметно работать с ним: он оказался слишком абстрактным. Так возникла необходимость в метаязыке второго приближения - теоретическом языке, на котором могли бы быть описаны и сравнены планы значения анализируемых теорий и
341 концепций. Таким языком стал язык герменевтики - учения о понимании - менее абстрактный, чем метаязык семиотики, более отвечающий задачам новой стадии исследования и не вступающий в противоречие с метаязыком «первого приближения». Обращение к герменевтике было обусловлено и тем, что необходимо было определиться, в каком смысловом значении нами будет использоваться понятия «понимание», «смысл».
Анализ трудов специалистов по герменевтике показал, что язык герменевтики адекватен, как метаязык, задачам второй стадии настоящего исследования. С его позиций продуктивно анализируются не только семиотические составляющие теорий и концепций исторического процесса, но и сам процесс исторического познания как процесс понимания, интерпретации истории. Задачам и духу исследования в наибольшей степени соответствуют истолкование А. Л. Никифоровым процедуры интерпретации как придания, приписывания смысла тому, что мы понимаем и его же идея о эпистемологической равнозначности всех (в том числе и авторской) интерпретаций.
Смысловая многозначность терминологического аппарата теорий и концепций исторического процесса, предопределила наш подход к анализу их смыслового содержания с позиций вероятностных методов исследования. Их язык пополнил терминологию метаязыка второго приближения.
Обратясь к трудам специалистов по вероятностным методам исследования, мы пришли к выводу о том, что вероятностная идея прочно вошла в структуру современного научного мышления. Она является одной из базисных идей формирующейся сегодня новой научной модели мира и познания.
Вероятностная идея занимает все более прочные позиции и в современной исторической науке. Свидетельством тому является разработка понятия тернарной причинности.
В нашем же исследовании смысловые структуры исторических теорий и концепций интерпретируются как семиотическая реальность, подчиняющаяся вероятностным закономерностям.
...


1. Авалиани Н.И. Цивилизация, ее основные тенденции и направления в советском обществоведении: Дисс. ... д-ра ист. наук. - Тбилиси, 1992. - 463 с.
2. Автономова Н.С. Еще раз о понимании // Загадка человеческого понимания. - М.: Политиздат, 1991. - С.265-276.
3. Автономова Н.С. Метафорика и понимание // Загадка
человеческого понимания. - М.: Политиздат, 1991. - С.95-113.
4. Автономова Н.С. Понимание и язык // Познание и язык. - М: Наука, 1984. - С. 3-15.
5. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. - М.: Наука, 1988. - 287 с.
6. Айзенштадт Ш.Н. «Осевая эпоха»: возникновение
трансцендентных видений и подъем духовных сословий // Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М.: Наука, издательская фирма «Восточная литература», 1992. - С.43- 62.
7. Алексеев В.В. Исторический опыт как предмет изучения / XVIII международный Конгресс исторических наук. - Монреаль, Екатеринбург, 1995. - 35 с.
8. Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Модернизация в России: назад в будущее?: Доклад на XIX международном конгрессе исторических наук. Осло, Норвегия, 6-13 августа 2000г. - Екатеринбург: Академкнига. 2000. - 39 с.
9. Алексеев В.В., Побережников И.В. Школа модернизации: эволюция теоретических основ // Уральский исторический вестник. - Екатеринбург, 2000. № 5-6. - С.8-49.
10. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: ТЕИС, 1996. - 504 с.
11. Алтухов Н.А. Контуры неклассической общественной теории // Общественные науки и современность. - 1992. - № 5. - С.16-20.
12. Альберт Г. Трактат о критическом разуме: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1992. - 237 с.
13. Аналитическая философия: Избр. тексты /Отв. ред. А.Ф. Грязнов. - М.: Изд.-во МГУ. 1993. - 182 с.
14. Ананьин О.И. Экономические науки в зеркале методологии // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - С.135-152.
15. Андреев Д.А. Роза мира. Метафилософия истории. - М.: Прометей. 1991. - 288 с.
... всего 44 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ