Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества 8
1.1. Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей младших школьников в учебном процессе о
8
1.2. Методические аспекты изучения произведений устного
народного творчества на уроках литературного чтения в начальной школе 15
1.3. Современные подходы к развитию творческих способностей
младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного
творчества 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества
2.1. Диагностика творческих способностей учащихся
экспериментального класса 32
2.2. Описание практической работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного
творчества 37
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложения 61
В динамично развивающемся мире, который с каждым годом становится всё сложнее и разнообразнее, для решения различных вопросов недостаточно шаблонных действий, необходим нестандартный подход, подвижное мышление. Именно поэтому важно развивать творческие способности детей, учить их мыслить широко, видеть разнообразные свойства объекта, проявлять оригинальность в решении задач.
Вопросами развития творческих способностей ребёнка занимаются такие социальные институты, как институт культуры, семьи и брака, этот вопрос также решается институтом образования, и важную роль здесь играет школа. Школьное образование призвано не только давать детям знания, но, в первую очередь, развивать их способности, в том числе творческие, которые в настоящее время требуют особого внимания.
Начало школьного образования - важный этап жизни детей. Здесь необходимо обеспечить им обстановку, в которой не только будет поддерживаться интерес к познанию нового, но и удовлетворяться потребность к самовыражению. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; призван создать основу для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая обеспечит социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся (ФГОС НОО).
Уроки литературного чтения в начальной школе - это идеальная площадка для развития творческих способностей детей, потому, что именно этот предмет подразумевает знакомство учащихся с эталонными творческими произведениями великих авторов. Но не только произведения признанных классиков способствуют развитию креативности детей, огромную роль здесь играет коллективное народное творчество, которое для ребёнка младшего школьного возраста очень близки и просты для понимания.
Русские народные сказки, песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки и другие формы устного народного творчества сопровождают ребёнка с самого рождения. Мать поёт колыбельную младенцу; с помощью потешек и пестушек ребёнка учат хлопать в ладоши, топать ножкой и другим элементарным навыкам; пословицы и поговорки дети постоянно слышат от взрослых в повседневной речи; считалки и дразнилки активно используют в играх со сверстниками. Именно поэтому фольклор является превосходным материалом для развития способностей детей, в том числе творческих. Подтверждение этому находим в работах К. Д. Ушинского, А. Ю. Никитченкова, М. Р. Львова, и других авторов.
В научной литературе, посвящённой изучению творческих способностей детей можно выделить работы, в которых авторы подробно описывают термины «творчество», «творческая деятельность» (Выготский 1997; Пономарёв, 1976), пытаются дать их операциональное наполнение (Богоявленская 1999; Ильин, 2009).
Интересны работы, в которых творческие способности рассматриваются во взаимосвязи с другими свойствами личности человека, в частности, с его интеллектом (Ильин, 2009; Кравченко, 2009; Библер, 1975).
Важность творческой деятельности для детей младшего школьного возраста, в том числе применительно к урокам литературного чтения описывается в трудах М. Р. Львова, Д. Б. Эльконина, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. И. Глоцера и др.
Большое влияние на изучение проблемы творческих способностей оказали труды отечественных ученых Б. Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Богоявленской, Е. П. Ильина, А. И. Кравченко, Я. А. Пономарёва.
В настоящее время в педагогической науке и практике ведётся интенсивный поиск новых способов развития творческих способностей школьников. Хорошо себя зарекомендовали нестандартные подходы к проведению уроков, методы создания проблемной ситуации, коллективные творческие дела. Но, чтобы успевать за современными темпами прогресса, недостаточно пользоваться уже созданными и доказавшими свою результативность методами, необходимо изобретать новые эффективные способы развития детей, а также придумывать новые варианты применения уже имеющихся методик.
Устное народное творчество - это неиссякаемый источник вдохновения, который обязательно должен использоваться в развитии творческих способностей детей. Тем не менее, не все преподаватели понимают важность фольклора в учебной деятельности, многие предпочитают заменять произведения устного народного творчества авторскими стихами, загадками и другими более современными произведениями, считая народные жанры устаревшими. Таким образом, школьники лишаются важного материала, несущего в себе вековую мудрость народа, способствующего становлению патриотических чувств и развивающего творческие способности детей.
Всё вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного творчества при изучении устного народного творчества.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного творчества при изучении устного народного творчества.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества будет эффективным, если обеспечивается реализация следующих педагогических условий:
1) предпочтение отдаётся организации творческой деятельности учащихся в связи с изучаемыми произведениями;
2) используются различные виды творческих работ с учётом специфики изучаемых произведений, а также психолого-педагогических особенностей детей данного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории исследуемого вопроса, изучение педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование; моделирование учебного процесса; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
Практическая значимость состоит в разработке педагогических условий уроков литературного чтения, направленных на развитие креативности младших школьников при изучении произведений устного народного творчества.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества» рассматриваются психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе, описаны методические аспекты изучения произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальной школе, охарактеризованы современные подходы к развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества» определены критерии и уровни творческих способностей учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе исследования, представлено описание практической работы по развитию креативности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества.
В заключении дается краткий обзор содержания работы, делаются выводы и рекомендации.
Библиографический список содержит 75 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы и конспекты уроков русского языка по теме исследования.
Исследование, проведённое в данной работе, показало, что тема развития творческих способностей младших школьников актуальна для современной школы.
Младшие классы, как известно, закладывают фундамент для всего последующего обучения ребёнка в школе. При этом, именно в этом возрасте у детей потенциал для развития очень велик. Поэтому так важно использовать этот период для развития основных психических функций ребёнка.
Для развития такой сложной способности, как способность к творчеству, не достаточно давать ребёнку готовые знания и задачи, требующие чисто механического подхода.
Творческое мышление ребёнка включается тогда, когда ему предоставляют возможность самому искать материал для изучения, решать новые для него задачи, требующие подключения воображения, и открывающие для него новые, неизвестные до этого мысли и идеи. Такая ситуация идеальна для развития творческих способностей детей.
В ходе проведённой работы была достигнута цель и решены все поставленные задачи.
Рассмотрены понятия «творчество и творческие способности», проанализирована литература по теме исследования. Рассмотрены педагогические условия эффективного развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Проанализирован и обобщён опыт учителей начальных классов на предмет развития творческих способностей при изучении произведений устного народного творчества в начальной школе.
Творческие способности - это, в первую очередь, способности к воображению и креативному мышлению и особенности личности, которые способствуют реализации способностей к творческой деятельности. Важнейшая задача школы - это развитие творческих способностей детей.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества будет эффективным, если обеспечивается реализация следующих педагогических условий: используются различные виды творческих работ с учётом
специфики изучаемых произведений, а также психолого-педагогических особенностей детей данного возраста; обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому ребёнку; творческие задания построены на междисциплинарной основе; на уроках создана непринуждённая обстановка; детям для сочинительства даются интересные и хорошо знакомые им темы.
Анализ источников показал, что устное народное творчество является превосходным материалом для развития творческих способностей детей на уроках литературного чтения, т. к. является интуитивно понятным и хорошо знакомым с детства материалом.
В процессе исследования был проанализирован и обобщён опыт учителей начальных классов по повышению творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения при использовании материалов устного народного творчества. Использование различных подходов к развитию креативности детей, словесных приёмов, изобразительного и театрального творчества помогает создать условия для успешного развития способности школьников к творческой деятельности.
В процессе исследования подтверждена выдвинутая гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества будет эффективным, если обеспечивается реализация следующих педагогических условий: предпочтение отдаётся организации творческой деятельности учащихся в связи с изучаемыми произведениями; используются различные виды творческих работ с учётом специфики изучаемых произведений, а также психолого-педагогических особенностей детей данного возраста.
В проведённой работе не исчерпаны все пути развития творческих способностей младших школьников. Дальнейшее решение этой проблемы видится эффективным в детальном рассмотрении более конкретных путей: работе с малыми фольклорными жанрами; использовании активных форм обучения; эффективной интеграции с другими предметами.
1. Агеева Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева // Педагогика сегодня: проблемы и решения. - 2017. - № 4. - С. 79-82.
2. Алешаева Н. П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н. П. Алешаева, Н. В. Тупарева // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 11. - С. 22-28.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов / В. П. Аникин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2004. - 735 с.
5. Балан Э. С. Роль инсценирования и драматизации в литературном образовании школьников / Э. С. Балан, Н. Н. Иванов // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 3. - С. 47-50.
6. Баранова И. А. Развитие творческих способностей у учеников
начальной школы // Электронный научно-практический журнал «РОНО» [Офиц. сайт]. URL: http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=19184/ (дата
обращения: 22.03.2019).
7. Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) / В. С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
8. Богоявленская Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 35-41.
9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 320 с.
10. Божок А. Л. Фольклор как средство развития личности младшего школьника / А. Л. Божок // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 12. - С. 180-182.
11. Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г. И. Вергелес // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - №100. - С. 7 - 18.
12. Волкова Н. А. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников / А. Н. Волкова, Е. В. Слизкова // Концепт. - 2014. - № 2. - С. 77-83.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2006. - 1136 с.
15. Глазунова И. Ю. Пословица в сказках / Ю. И. Глазунова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 9. - С. 75-78... 75