ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
|
Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит
модернизация системы образования, ключевым моментом которой является
внедрение новых стандартов. Они определяют новые требования как к содержанию, так и к результатам реализации образовательных программ. Введение
новых образовательных стандартов затрагивает всех участников образовательного процесса: руководителей, педагогов, методистов, педагогов-психологов,
детей и родителей.
При внедрении и реализации новых образовательных стандартов
большой акцент делается на участии педагогов-психологов. И.В. Дубровина
отмечает, что в новых образовательных стандартах психологическая
составляющая является основой обучения и воспитания детей. Впервые в
документе такого уровня сформулирован запрос на психологическое
сопровождение системы образования.
Очевидно, что внедрение нового стандарта значительно повлияет на
увеличение как объёма и содержания, так и социальной ответственности за
результат профессиональной деятельности педагога-психолога. Таким образом,
происходящая модернизация в системе образования требует от педагогапсихолога не только высокого профессионализма и личностной зрелости, но и
развития качеств, позволяющих в короткие сроки адаптироваться к
меняющимся условиям и специфике профессиональной деятельности. Мощной
адаптационной системой является система психологической защиты личности.
Психологическая защита – это система регуляторных механизмов, которые
направлены на устранение или сведение к минимуму негативных,
травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или
внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта
(Л.Ю. Субботина). Изучение психологической защиты личности на различных
этапах профессионализации делает возможным понимание глубинных
процессов адаптации педагогов-психологов и позволяет осуществлять
своевременную профилактику и коррекцию дезадаптивных стратегий
поведения.
Исследованиям личности профессионала уделяется значительное внимание в рамках концепции системогенеза (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов,
Б.Ф. Ломов и др.), изучается динамика профессионального развития личности
(Э.Ф. Зеер, В.Е. Орёл, Ю.П. Поварёнков и др.); исследуются профессионально
важные качества (ПВК) специалистов и факторы, влияющие на их формирование (М.А. Дмитриева, Е.М. Иванова, Е.А. Климов и др.), изучаются формы
стрессовых состояний в профессиональной деятельности (В.А. Бодров,
Л.А. Китаев-Смык; Г. Селье и др.). Основными аспектами в исследованиях
личности психологов системы образования выступают: профессиональная
идентичность, формирование Я – концепции, особенности рефлексивных процессов, состав ПВК и т.д. (Р. Кочунас, В.Т. Кудрявцев, М.А. Степанова,
Л.П. Фальковская и др.). Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе в основном представлены исследования единичных личностных характеристик педагогов-психологов. Однако психологическая защита личности не выступала предметом научного анализа в контексте профессионального развития
педагогов-психологов и эффективной реализации профессиональных функций.
Актуальность и социальная востребованность диссертационного исследования определяется следующими противоречиями.
Отмечается увеличение потребности в психологическом сопровождении
образовательного процесса, расширение психологической службы в «Службе
практической психологии образования Ярославской области работает 707 человек, что на 57 человек больше по сравнению с прошлым отчетным периодом»
(Т.А. Степанова, 2012), усиление контроля качества оказываемых услуг, которое, в свою очередь, во многом зависит от профессионализма педагогапсихолога. Но остаются малоизученными вопросы, связанные с комплексным
анализом формирования системы ПВК педагогов-психологов и механизмов,
сопровождающих данный процесс. Под ПВК, в соответствии с концепцией
В.Д. Шадрикова, мы понимаем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения.
Отмечается высокая стрессогенность профессиональной деятельности
педагога-психолога (О.А. Белобрыкина, Е.С. Романова, А.А. Деркач,
А.А. Абрамова и др.) как представителя субъект – субъектных видов деятельности, однако, исследования защитных систем личности профессионала малочисленны.
Важность подобных исследований определяется высокой значимостью
психологической службы в целом и педагога-психолога как участника образовательного процесса, в частности, в процессе внедрения и реализации нового
образовательного стандарта. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями в области оптимизации образовательного процесса.
Цель диссертационного исследования: исследовать систему психологической защиты личности педагогов-психологов как ПВК регуляции профессиональной деятельности на различных этапах профессионализации. Определить и описать характерные для различных этапов профессионализации модели
защитного поведения педагогов-психологов.
Объект исследования – система психологической защиты личности педагогов-психологов как ПВК регуляции профессиональной деятельности.
Предмет исследования – динамические преобразования системы психологической защиты личности в структуре ПВК у педагогов-психологов на различных этапах профессионализации.
модернизация системы образования, ключевым моментом которой является
внедрение новых стандартов. Они определяют новые требования как к содержанию, так и к результатам реализации образовательных программ. Введение
новых образовательных стандартов затрагивает всех участников образовательного процесса: руководителей, педагогов, методистов, педагогов-психологов,
детей и родителей.
При внедрении и реализации новых образовательных стандартов
большой акцент делается на участии педагогов-психологов. И.В. Дубровина
отмечает, что в новых образовательных стандартах психологическая
составляющая является основой обучения и воспитания детей. Впервые в
документе такого уровня сформулирован запрос на психологическое
сопровождение системы образования.
Очевидно, что внедрение нового стандарта значительно повлияет на
увеличение как объёма и содержания, так и социальной ответственности за
результат профессиональной деятельности педагога-психолога. Таким образом,
происходящая модернизация в системе образования требует от педагогапсихолога не только высокого профессионализма и личностной зрелости, но и
развития качеств, позволяющих в короткие сроки адаптироваться к
меняющимся условиям и специфике профессиональной деятельности. Мощной
адаптационной системой является система психологической защиты личности.
Психологическая защита – это система регуляторных механизмов, которые
направлены на устранение или сведение к минимуму негативных,
травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или
внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта
(Л.Ю. Субботина). Изучение психологической защиты личности на различных
этапах профессионализации делает возможным понимание глубинных
процессов адаптации педагогов-психологов и позволяет осуществлять
своевременную профилактику и коррекцию дезадаптивных стратегий
поведения.
Исследованиям личности профессионала уделяется значительное внимание в рамках концепции системогенеза (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов,
Б.Ф. Ломов и др.), изучается динамика профессионального развития личности
(Э.Ф. Зеер, В.Е. Орёл, Ю.П. Поварёнков и др.); исследуются профессионально
важные качества (ПВК) специалистов и факторы, влияющие на их формирование (М.А. Дмитриева, Е.М. Иванова, Е.А. Климов и др.), изучаются формы
стрессовых состояний в профессиональной деятельности (В.А. Бодров,
Л.А. Китаев-Смык; Г. Селье и др.). Основными аспектами в исследованиях
личности психологов системы образования выступают: профессиональная
идентичность, формирование Я – концепции, особенности рефлексивных процессов, состав ПВК и т.д. (Р. Кочунас, В.Т. Кудрявцев, М.А. Степанова,
Л.П. Фальковская и др.). Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе в основном представлены исследования единичных личностных характеристик педагогов-психологов. Однако психологическая защита личности не выступала предметом научного анализа в контексте профессионального развития
педагогов-психологов и эффективной реализации профессиональных функций.
Актуальность и социальная востребованность диссертационного исследования определяется следующими противоречиями.
Отмечается увеличение потребности в психологическом сопровождении
образовательного процесса, расширение психологической службы в «Службе
практической психологии образования Ярославской области работает 707 человек, что на 57 человек больше по сравнению с прошлым отчетным периодом»
(Т.А. Степанова, 2012), усиление контроля качества оказываемых услуг, которое, в свою очередь, во многом зависит от профессионализма педагогапсихолога. Но остаются малоизученными вопросы, связанные с комплексным
анализом формирования системы ПВК педагогов-психологов и механизмов,
сопровождающих данный процесс. Под ПВК, в соответствии с концепцией
В.Д. Шадрикова, мы понимаем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения.
Отмечается высокая стрессогенность профессиональной деятельности
педагога-психолога (О.А. Белобрыкина, Е.С. Романова, А.А. Деркач,
А.А. Абрамова и др.) как представителя субъект – субъектных видов деятельности, однако, исследования защитных систем личности профессионала малочисленны.
Важность подобных исследований определяется высокой значимостью
психологической службы в целом и педагога-психолога как участника образовательного процесса, в частности, в процессе внедрения и реализации нового
образовательного стандарта. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями в области оптимизации образовательного процесса.
Цель диссертационного исследования: исследовать систему психологической защиты личности педагогов-психологов как ПВК регуляции профессиональной деятельности на различных этапах профессионализации. Определить и описать характерные для различных этапов профессионализации модели
защитного поведения педагогов-психологов.
Объект исследования – система психологической защиты личности педагогов-психологов как ПВК регуляции профессиональной деятельности.
Предмет исследования – динамические преобразования системы психологической защиты личности в структуре ПВК у педагогов-психологов на различных этапах профессионализации.
В Заключении обобщаются итоги проделанной работы и формулируются
основные выводы.
1. Анализ основных направлений и современного состояния психологии
профессионального развития показал недостаточную эмпирическую разработанность значения психологической защиты в процессе профессионализации
педагогов-психологов.
2. Модель ПВК педагога-психолога, включающая когнитивный, ценностно-мотивационный, коммуникационный и регуляционный блоки эмпирически
обоснована. Установлены связи каждого блока с критериями профессионализации. На уровне структуры ПВК в целом и на уровне каждого блока, в частности, выявлена ведущая тенденция развития ПВК – значимое возрастание степени интегрированности.
3. Система психологической защиты, встроена в психологическую систему деятельности на уровне регуляционного блока структуры ПВК, осуществляя
регуляционную функции. Наличие положительных корреляционных связей
системы психологической защиты с критериями профессионализации, изменение структурной организации системы психологической защиты в сторону
большей организованности, снижение выраженности параметров системы психологической защиты на фоне увеличения их организованности, а так же тот
факт, что параметры регуляционного блока являются базовыми характеристиками ПВК на всех этапах профессионализации, позволяет рассматривать психологическую защиту как ПВК регуляции профессиональной деятельности педагога-психолога.
4. Структурная организация системы психологической защиты личности
и степень её организованности в структуре ПВК у педагогов-психологов на
различных этапах профессионального развития значимо различны. Это свидетельствует о внутренних перестройках в организации симптомокомплекса психологической защиты, проявляющихся в том, что с увеличением профессионального стажа растёт общее количество взаимосвязей между параметрами
психологической защиты и параметрами когнитивного, коммуникационного и
ценностно-мотивационного блоков ПВК. 5. Общая динамика развития системы психологической защиты в структуре ПВК педагога-психолога характеризуется выраженной неравномерностью
и гетерохронностью на различных этапах профессионализации. Неравномерность развития подтверждается резким снижением показателей на этапе мастерства отличаются механизмы сублимация, смещение, копинг-стратегии эмоции и решение задачи. Резким увеличением показателей на этапе первичной
адаптации отличаются копинг-стратегии: избегание, отвлечение, социальное
отвлечение.
Гетерохронность развития системы психологической защиты в структуре
ПВК педагога-психолога проявляется в том, что в процессе профессионального
развития в первую очередь стабилизируются значения защитных механизмов и
копинг-стратегий, в меньшей мере используемых педагогами-психологами (к
примеру, смещение, регрессия, копинг «Избегание»). Выраженность защитных
механизмов и копинг-стратегий, играющих активную роль в регуляции профессиональной деятельности психологов (к примеру, рационализация, сублимация,
копинг «Решение задачи»), подвержена изменениям на более поздних этапах
профессионального развития.
6. Психологическая защита педагога-психолога связана с успешностью
профессионализации, что подтверждается наличием связей регуляционного
блока ПВК с критериями профессионализации. По результатам исследования
психологическая защита является одним из основных факторов, влияющим на
формирование профессиональной идентичности и профессиональной зрелости
педагога-психолога.
Для каждого этапа профессионализации характерны модели защитного
поведения, связанные с критериями профессионализации. На этапе профессиональной адаптации с критерием профессионализации связана «Эмоциональная» модель, на этапе первичной профессионализации – «Регрессионная» и
«Реакционная» модели, на этапе вторичной профессионализации «Эмоционально-регрессионная», «Рациональная» и «Коммуникационная», на этапе профессионального мастерства – «Поливариативная» модель.
7. Эмпирически обоснована определяющая роль психологической защиты для прохождения профессиональных кризисов. Данное утверждение основано на том, что наибольшие структурные изменения при переходе от одного
этапа профессионального развития к другому происходят в системе психологической защиты. Для каждого этапа профессионализации педагога-психолога
также обнаружены и описаны модели защитного поведения, способствующие
как конструктивному, так и деструктивному разрешению того или иного нормативного профессионального кризиса.
Конструктивный выход из кризиса профессиональных экспектаций обеспечивает «Эмоциональная модель» защитного поведения, основу деструктивного выхода составляют «Изоляционная» и «Проекционная» модели. Конструктивный выход из кризиса профессионального роста обеспечивает «Реакционная» модель, основу деструктивного выхода составляет «Компенсационная»
модель. Конструктивный выход из кризиса профессиональной карьеры обеспечивают «Коммуникационная» и «Рациональная» модели, основу деструктивного выхода составляет «Эмоционально – регрессионная» модель. Конструктивный выход из кризиса социально-профессиональной самоактуализации обеспечивает «Поливариативная» модель. Конструктивный выход из кризиса утраты
работы обеспечивает модель «Компенсирующее поведение».
8. Выявленные в исследовании модели защитного поведения, способствующие эффективному преодолению нормативных профессиональных кризисов, свидетельствуют о необходимости учёта особенностей психологической
защиты педагогов-психологов при проведении профессионального отбора и аттестации. По результатам исследования разработаны рекомендации по оптимизации системы психологической защиты педагогов-психологов.
основные выводы.
1. Анализ основных направлений и современного состояния психологии
профессионального развития показал недостаточную эмпирическую разработанность значения психологической защиты в процессе профессионализации
педагогов-психологов.
2. Модель ПВК педагога-психолога, включающая когнитивный, ценностно-мотивационный, коммуникационный и регуляционный блоки эмпирически
обоснована. Установлены связи каждого блока с критериями профессионализации. На уровне структуры ПВК в целом и на уровне каждого блока, в частности, выявлена ведущая тенденция развития ПВК – значимое возрастание степени интегрированности.
3. Система психологической защиты, встроена в психологическую систему деятельности на уровне регуляционного блока структуры ПВК, осуществляя
регуляционную функции. Наличие положительных корреляционных связей
системы психологической защиты с критериями профессионализации, изменение структурной организации системы психологической защиты в сторону
большей организованности, снижение выраженности параметров системы психологической защиты на фоне увеличения их организованности, а так же тот
факт, что параметры регуляционного блока являются базовыми характеристиками ПВК на всех этапах профессионализации, позволяет рассматривать психологическую защиту как ПВК регуляции профессиональной деятельности педагога-психолога.
4. Структурная организация системы психологической защиты личности
и степень её организованности в структуре ПВК у педагогов-психологов на
различных этапах профессионального развития значимо различны. Это свидетельствует о внутренних перестройках в организации симптомокомплекса психологической защиты, проявляющихся в том, что с увеличением профессионального стажа растёт общее количество взаимосвязей между параметрами
психологической защиты и параметрами когнитивного, коммуникационного и
ценностно-мотивационного блоков ПВК. 5. Общая динамика развития системы психологической защиты в структуре ПВК педагога-психолога характеризуется выраженной неравномерностью
и гетерохронностью на различных этапах профессионализации. Неравномерность развития подтверждается резким снижением показателей на этапе мастерства отличаются механизмы сублимация, смещение, копинг-стратегии эмоции и решение задачи. Резким увеличением показателей на этапе первичной
адаптации отличаются копинг-стратегии: избегание, отвлечение, социальное
отвлечение.
Гетерохронность развития системы психологической защиты в структуре
ПВК педагога-психолога проявляется в том, что в процессе профессионального
развития в первую очередь стабилизируются значения защитных механизмов и
копинг-стратегий, в меньшей мере используемых педагогами-психологами (к
примеру, смещение, регрессия, копинг «Избегание»). Выраженность защитных
механизмов и копинг-стратегий, играющих активную роль в регуляции профессиональной деятельности психологов (к примеру, рационализация, сублимация,
копинг «Решение задачи»), подвержена изменениям на более поздних этапах
профессионального развития.
6. Психологическая защита педагога-психолога связана с успешностью
профессионализации, что подтверждается наличием связей регуляционного
блока ПВК с критериями профессионализации. По результатам исследования
психологическая защита является одним из основных факторов, влияющим на
формирование профессиональной идентичности и профессиональной зрелости
педагога-психолога.
Для каждого этапа профессионализации характерны модели защитного
поведения, связанные с критериями профессионализации. На этапе профессиональной адаптации с критерием профессионализации связана «Эмоциональная» модель, на этапе первичной профессионализации – «Регрессионная» и
«Реакционная» модели, на этапе вторичной профессионализации «Эмоционально-регрессионная», «Рациональная» и «Коммуникационная», на этапе профессионального мастерства – «Поливариативная» модель.
7. Эмпирически обоснована определяющая роль психологической защиты для прохождения профессиональных кризисов. Данное утверждение основано на том, что наибольшие структурные изменения при переходе от одного
этапа профессионального развития к другому происходят в системе психологической защиты. Для каждого этапа профессионализации педагога-психолога
также обнаружены и описаны модели защитного поведения, способствующие
как конструктивному, так и деструктивному разрешению того или иного нормативного профессионального кризиса.
Конструктивный выход из кризиса профессиональных экспектаций обеспечивает «Эмоциональная модель» защитного поведения, основу деструктивного выхода составляют «Изоляционная» и «Проекционная» модели. Конструктивный выход из кризиса профессионального роста обеспечивает «Реакционная» модель, основу деструктивного выхода составляет «Компенсационная»
модель. Конструктивный выход из кризиса профессиональной карьеры обеспечивают «Коммуникационная» и «Рациональная» модели, основу деструктивного выхода составляет «Эмоционально – регрессионная» модель. Конструктивный выход из кризиса социально-профессиональной самоактуализации обеспечивает «Поливариативная» модель. Конструктивный выход из кризиса утраты
работы обеспечивает модель «Компенсирующее поведение».
8. Выявленные в исследовании модели защитного поведения, способствующие эффективному преодолению нормативных профессиональных кризисов, свидетельствуют о необходимости учёта особенностей психологической
защиты педагогов-психологов при проведении профессионального отбора и аттестации. По результатам исследования разработаны рекомендации по оптимизации системы психологической защиты педагогов-психологов.



