Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ

Работа №17814

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2014
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. На рубеже ХХ-ХХI вв. в системе общего
психологического знания в целом и социальной психологии личности, в частности, произошли существенные концептуальные изменения, в том числе и в
социально-психологической теории адаптации человека.
В практическом плане аспекты адаптации, несмотря на значимость проблемы, рассматривались неравнозначно, и особенно это видно при анализе
процессов социальной сферы в двух переходных периодах: окончание школы –
поступление в вуз и окончание вуза – начало трудовой деятельности. В первом
случае большинство исследователей отделяют процессы, связанные с поступлением в вузы, акцентируя свои исследования на профориентации и начале
трудовой социализации старших подростков; в свою очередь, социальную
адаптацию молодежи принято рассматривать в основном с точки зрения включения представителей этой возрастной страты в социальную коммуникацию,
что теоретически часто приводит к противоречивому восприятию проблемы
адаптации личности подростка и представителя молодежи как двух разных и
несвязанных между собой процессов.
Однако успешность социальной адаптации связана не только с характером профессиональных намерений (трудовая социализация), но и с индивидуальными адаптивными способностями (ассимиляция в социальном), уровнем
тревожности личности (толерантность к внешним факторам раздражения),
конфликтным поведением (социальная интеграция/дифференциация), поведенческими паттернами (зависимое или независимое поведение в обществе), которые формируют личностную позицию, начиная с самых ранних социальных
контактов, хотя наиболее значимыми периодами социальной адаптации являются окончание средней школы, служба в армии, начало трудовой деятельности.
Исходя из этого, адаптация личности в современном мире, когда понятие
«норма» настолько широко и размыто, должна рассматриваться как социальный
процесс, относящийся к социализации человека. Возможно выделение как минимум двух аспектов, иллюстрирующих этот тезис: во-первых, с развитием современных взглядов на иерархическую культуру отношений и ценностей глобализированного мира мы можем соотносить адаптационные процессы к освоению определенных девиаций, уже не являющихся значимыми отклонениями
для общества (инициация в делинквентность, разрушение картины мира, ломка
личностных качеств, при приспособлении к новому социуму пребывания); вовторых, адаптация личности к заведомо неблагоприятным (ненормальным)
условиям строительства своего карьерного будущего (ресоциализация, связанная с обязательным прохождением маргинальных состояний).
Цель исследования – выявить и описать динамику личностных изменений в процессе социальной адаптации через особенности отношения к значимости проблемных сфер при приспособлении индивида к социальной среде и реадаптации на переходных этапах процесса социализации личности.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи 1. Теоретически рассмотреть и обосновать возможность определения социальной адаптации личности в различных парадигмах современной психологии.
2. Изучить динамику личностных структурных изменений в процессе
усвоения и приспособления индивида к условиям социальной среды.
3. Определить динамику личностных изменений в отношениях к значимым социальным сферам на уровне микросреды в аспектах ассимиляции и реадаптации к социальной среде.
4. Соотнести динамику личностных изменений в отношениях к значимым
социальным сферам на уровне макросреды с динамикой отношений к социальным сферам микросреды.
5. Выявить взаимосвязи элементов социально-психологической адаптации в период завершения среднего и средне-специального образования в период начала и окончания обучения в вузе, в процессе начального периода трудоустройства в контексте личностной самостоятельности принятия решений.
6. Охарактеризовать интегрирующие и дифференцирующие процессы социальной адаптации личности в указанные переходные периоды приспособления индивида к условиям социальной среды (ассимиляции, инфантильности),
личностного поведенческого стремления «переделать» внешние социальные
условия под себя (реадаптации, самостоятельности), а также сам результат этого процесса (социализации, включенности в социальные взаимосвязи).
Объект исследования – динамика изменений в процессе социальной
адаптации личности.
Предмет исследования – социально-психологические особенности социальной адаптации личности в переходные периоды («школа – вуз», «вуз – трудоустройство»).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются следующие выводы: 1. Адаптация личности требует выработки стратегий приспособления не
только к конструктивному поведению для успешного приспособления к новому
социуму, но и к деструктивному. Динамика изменений в процессе социальной
адаптации личности раскрывается в проблемных сферах, связанных с изменениями личностных характеристик в процессе социализации (школа – вуз – трудоустройство; семья родительская – своя семья); статусно – ролевыми отношениями, иерархией между досуговым и рабочим временем, – трактуемых как показатели особенностей личностной направленности на самостоятельность либо
на демонстрацию зависимости в поведении. Социальная адаптация, рассматриваемая в категориях интегративной методологии, дает возможность показать
динамику личностных изменений на уровне микро – и макросоциальных связей.
2. Исходя из специфики характеристик социально-психологической адаптации на уровне микро – и макросреды, было выявлено: чем более психологический фон личности «закрыт» от внешних факторов адаптации жесткими поведенческими рамками, тем больше чувство защищенности от стрессогенных
факторов извне, и, чем более человек самостоятелен, тем менее устойчиво его
социальное положение. Мы можем констатировать следующую корреляционную зависимость – высоко адаптивные испытуемые, имеют высокие показатели
внутреннего контроля, при низкой конфликтности проявляют стремление к ситуативному доминированию, склонности к скрытию (искажению) информации
и даже лжи.
3. По эффективности социальной адаптации на всех рассмотренных периодах, личность, демонстрирующая самостоятельность, активную жизненную
позицию, не склонная к компромиссным решениям и конформному поведению,
часто оказывается в маргинальном положении из-за неспособности быстро
встраиваться в социальные иерархические структуры и приспосабливаться к
специфике современных организационных требований соподчиненности, корпоративности, гибкости и внешнего конформизма.
4. Адаптация личности включает в себя не только позитивное приспособление к социальному пространству жизни, но и деструктивные изменения личности в процессе социализации в новых условиях (атомизация, отчужденность,
девиантность, гиперзависимое поведение). Общие и дифференцирующие процессы социальной адаптации личности приводят к тому, что независимая, самостоятельная личность видит себя социально невостребованной в системе
иерархических структур современного общества, нацеленного на личностные
характеристики созависимости, гибкости, пассивного индивидуализма, толерантности - чем более человек самостоятелен, тем менее устойчиво его социальное положение. Процессы ассимиляции в таком социуме позволяют наиболее успешно адаптироваться людям с инфантильным, зависимым, максимально
несамостоятельным поведением.


Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включённых в перечень ВАК:25
1. Мороденко, Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е.В. Мороденко // Вестник ТГПУ. –
2009. – Вып. 8 (86). – С. 108-111.
2. Мороденко, Е.В. Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа – вуз –
трудоустройство / Е.В. Мороденко» // Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. – 2011. – № 3 (73). – С. 143-148.
3. Мороденко, Е.В. Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современном обществе / Л.В.
Шабанов, И.Л. Шелехов, Е.В. Мороденко // Вестник ТГПУ. – 2011. – Вып. 6
(108). – С. 165-168.
4. Мороденко, Е.В. Социальная адаптация личности: методология психологического исследования / Л.В. Шабанов, И.Л. Шелехов, Е.В. Мороденко //
Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4. – № 3. – С. 74-
79.
5. Мороденко, Е.В. Личностные процессы как события социальной адаптации личности и их социально-психологические особенности / Е.В. Мороденко // Перспективы науки. – Тамбов. – 2013. – № 10 (49). – С. 72-76.
Другие научные публикации:
6. Мороденко, Е.В. Социальный портрет студента филиала технического
ВУЗа / Н.В. Малышева, Е.В. Мороденко // IV Научная конференция студентов,
аспирантов и молодых ученых: тезисы конференции, Филиал КемГУ, г. Прокопьевск. – Прокопьевск, 2007. – С. 109-111.
7. Мороденко, Е.В. Мотивация обучения в вузах города Прокопьевска /
А.М. Неверова, Е.В. Мороденко, А.В. Малышева // V региональная научная
конференция студентов, аспирантов и молодых ученых; 10 апреля 2008 г. –
Прокопьевск, 2008. – Ч. 1. – С. 320-322.
8. Мороденко, Е.В. Ценностные ориентации современной молодежи / Е.В.
Мороденко // Перспективные направления в науке, обществе, образовании,
экономике и праве: материалы III Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых; Новокузнецк, 2009; Филиал ГУ КузГТУ в
г. Новокузнецке. – Новокузнецк, 2009. – С. 363-364.
9. Мороденко, Е.В. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов в трудовом коллективе / Е.В. Мороденко // Наука и образование: материалы XIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых
ученых; 20 – 24 апреля, 2009 г. – Томск: ГОУ ВПО «ТГПУ», 2009. – Т. 3. – Ч. 2:
Педагогика и психология. – С. 48 – 52.
10. Мороденко, Е.В. К вопросу о методологических проблемах исследования социальной адаптации личности / Е.В. Мороденко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы XV Международной научно-практической конференции; 06.10.2010 г. – Новосибирск,
2010. – С. 176-179.
11. Мороденко, Е.В. Социальная адаптация как условие психологического
становления личности / Е.В. Мороденко // Проблемы и перспективы социальноэкономического реформирования современного государства и общества: мате-26
риалы I Международной научно-практической дистанционной конференции;
2 – 3 ноября, 2010. – М., 2010. – С. 125-127.
12. Мороденко, Е.В. Социальная адаптация молодого человека: методология нового времени / Е.В. Мороденко // Современные информационные технологии в работе с молодежью: педагогика, психология, менеджмент и коммуникация: материалы Международной научно-практической конференции; 16 – 18
сентября, 2010 г. – М., 2010. – Т. 2. – С. 290-293.
13. Мороденко, Е.В. Методология исследования социальной адаптации
личности молодого человека в современном обществе / Е.В. Мороденко //
Наука и современность – 2010: материалы V Международной научнопрактической конференции; 4 октября, 2010 г.; НГУ. – Новосибирск, 2010. – Ч.
2. – С. 114-118.
14. Мороденко, Е.В. Концептуальный анализ феномена преодоления дезадаптации в процессе социализации личности / Е.В. Мороденко // Психологопедагогические проблемы образования в условиях инновационного развития:
материалы I Международной научной заочной конференции; Республика Казахстан, Университет «ТУРАН». – Алматы, 2011. – С. 259-266.
15. Мороденко, Е.В. Индивидуальная адаптация и ассимиляция в проблематике социально-психологического становления личности / Е.В. Мороденко,
Л.В. Шабанов // Седьмая волна психологии: сб. по материалам 11-й Международной научно-практической конференции «Интегративная психология: теория
и метод»: Вып. 9. – Ярославль: МАПН, 2012. – С. 197-200.
16. Мороденко, Е.В. Интегративная методология концептуального исследования социальной адаптации личности / Е.В. Мороденко // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. – Вып. 11. – Ярославль-Москва:
2013. – С. 204-205.
17. Мороденко, Е.В. Социокультурные основания исследований социальной адаптации личности / Е.В. Мороденко // Материалы V Всероссийской, 58
научно-практической конференция молодых ученых «Россия молодая»; 16-19
апреля КузГТУ. – Кемерово, 2013. – Т. II. – С. 285-287.
18. Мороденко, Е.В. Современные тенденции в исследованиях социальной адаптации личности / Е.В. Мороденко // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: материалы II Международной научнопрактической конференции; 3-5 апреля, 2013 г.; КузГТУ. – Междуреченск,
2013. – С. 220-222.
19. Мороденко, Е.В. К вопросу о социальной адаптации личности в рамках концептуализации школы интегративной психологии / Е.В. Мороденко //
Психология - наука будущего: материалы V Международной конференции молодых ученых; 28 – 29 ноября 2013г. – М., 2013. – С. 431-432.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ