Взаимосвязь религиозности личности и социального взаимодействия в семье
|
Актуальность исследования. Актуальность проблем, связанных с
психологией религии, в современной России не вызывает сомнений. Вопросы, обусловленные социально-психологическими аспектами религиозности личности, часто попадают в фокус общественного внимания и становятся предметом дискуссии. Спектр мнений довольно широк, но ощущается недостаток аргументов, основанных на эмпирически установленных фактах. Только тщательное изучение взаимосвязи религиозности личности и социальных систем, а также формирование религиозности личности внутри этих систем может создать надежный научный фундамент для решения общественных проблем.
Высокая общественная значимость проблем социальной психологии религии сочетается с относительно небольшим числом исследований в этой области. Ощущается недостаток эмпирических данных, касающихся прояснения положения религиозности в структуре личности, ее взаимосвязей с социальным взаимодействием, в частности с семейным социальным взаимодействием. В исследованиях по социальной психологии лучше прояснен вопрос о влиянии семьи на развитие религиозности личности ребенка и существенно меньше работ, посвященных взаимосвязям религиозности личности родителей и параметров социального взаимодействия в семье. Вместе с тем данный вопрос имеет существенное значение не только для психологии религии, но и для социума. Постановка проблемы выводит исследование за рамки психологии религии в область социальной психологии. Актуальность избранной темы подтверждается тем, что в последние годы в отечественной психологии увеличилось число работ, посвященных проблемам религиозности личности, социально-психологическим особенностям религиозных групп, взаимосвязи религиозности и духовности. Это работы В.М. Аллахвердова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, А.Н. Ждан, Ю.М. Зенько, В.И. Слободчикова, В.Д.Шадрикова и др. В работах Н.А. Батурина, В.Е. Орла, И.Г. Сенина, В.В.Столина, А.Г. Шмелева и других авторов получила развитие психометрика, позволяющая осуществлять тестометрические подходы к изучению религиозности личности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема религиозности личности и ее связи с социальным взаимодействием изучается в русле таких отраслей психологии, как социальная психология, психология развития, психология личности. Общепсихологические основания изучения религиозности личности заложены в трудах В.М. Аллахвердова, Б.С.Братуся, Ф.Е. Василюка, У. Джеймса, А.В.Карпова, Д.А. Леонтьева, Г. Олпорта, Т.Флурнуа, В.Д.Шадрикова и др. Религиозность личности исследовалась такими авторами как Д. Вульф, Р.М. Грановская, В.Н. Дружинин, Ю.М.Зенько, В.В.Знаков, В.В. Козлов, А.А. Мелик-Пашаев, С. Мк. Фадден, Ф. Озер, В.Ф. Петренко, К.К. Платонов, М.А. Попова, Б.Спилка, Д.М.Угринович, Д. Фаулер, З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, Е.Ф.Ященко. Можно констатировать, что исследование религиозности личности сложилось как самостоятельное направление в социальной психологии. Затрагиваются вопросы связи религиозности личности и духовности (Л.Я.Дорфман, В.В. Знаков, Н.В.Клюева, Г.М. Нажмудинов, Г.В. Ожиганова, В.В. Семикин, В.Д.Шадриков и др.), религиозности личности и морали (Б.С.Братусь, Л. Колберг, Ф. Озер и др.),
религиозности и ответственности (В.В. Томашов), религиозности и творчества
(А.А. Мелик-Пашаев). Проблематика социального взаимодействия разрабатывается такими психологами, как Г.М. Андреева, В.Г. Грязева- Добшинская, Е.Л. Доценко, А.Л. Журавлев, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, С.Л. Леньков, Н.И. Леонов, А.В. Мазилов, С.А. Минюрова, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Р.В. Овчарова, Т.М. Панкратова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Е.Л. Солдатова, Н.П. Фетискин и др. Ряд исследований посвящены влиянию социума и семьи на формирование религиозности личности (В.Н. Дружинин, Т.А. Казанцева и др.). Идея связи религиозности личности и социального взаимодействия вытекает из логики исследования этих феноменов. В большей степени изучена проблема влияния семьи на формирование религиозности личности детей. В процессе социализации религиозные установки передаются от родителей и других членов семьи детям. Проблема взаимосвязи религиозности личности родителей с самими параметрами социального взаимодействия в семье фактически не изучена. Особенно обращает на себя внимание малое количество эмпирических исследований в данной области.
Таким образом, существует противоречие между значительным интересом со стороны общества и психологической науки к феномену религиозности в связи с социальным взаимодействием и отсутствием прочного эмпирического фундамента для выявления социально-психологических закономерностей данного явления. В связи с этим возникает научно¬исследовательская проблема теоретического обоснования и эмпирического установления взаимосвязей религиозности личности родителей и особенностей социального взаимодействия в семье.
Цель диссертационной работы - выявить психологические взаимосвязи религиозности личности и параметров социального взаимодействия в семье.
Для конкретизации цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести психологический анализ основных направлений исследования религиозности личности, изучить особенности социального взаимодействия в контексте личностных качеств и выявить теоретические и методические подходы к исследованию взаимосвязи религиозности личности и социального взаимодействия в семье.
2. Осуществить перевод, апробацию на русскоязычной выборке и психометрическую проверку тестов, направленных на измерение религиозности личности.
3. Выявить, как взаимосвязана религиозность родителей с семейным воспитанием, в частности со склонностью родителей применять физические наказания к детям.
4. Выявить, как взаимосвязана религиозность личности с удовлетворенностью супругов различными сферами семейной жизни.
5. Выявить структуру взаимосвязей параметров религиозности личности и социального взаимодействия в семье. Определить параметры, опосредующие влияние религиозности личности на частоту применения наказаний к детям.
6.Эмпирически выявить и описать типы испытуемых, различающихся по параметрам религиозности и социального взаимодействия в семье.
7. Определить положение религиозности в структуре личностных качеств.
Объект исследования - психологические особенности семьи как социальной системы.
Предмет исследования - взаимосвязи характеристик социального взаимодействия в семье и религиозности личности родителей, а также параметры, которыми они опосредуются.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что религиозность личности имеет закономерные взаимосвязи с социальным взаимодействием в семье. Эти взаимосвязи опосредованы копинговыми стратегиями, субъективным благополучием, структурой личностных качеств.
психологией религии, в современной России не вызывает сомнений. Вопросы, обусловленные социально-психологическими аспектами религиозности личности, часто попадают в фокус общественного внимания и становятся предметом дискуссии. Спектр мнений довольно широк, но ощущается недостаток аргументов, основанных на эмпирически установленных фактах. Только тщательное изучение взаимосвязи религиозности личности и социальных систем, а также формирование религиозности личности внутри этих систем может создать надежный научный фундамент для решения общественных проблем.
Высокая общественная значимость проблем социальной психологии религии сочетается с относительно небольшим числом исследований в этой области. Ощущается недостаток эмпирических данных, касающихся прояснения положения религиозности в структуре личности, ее взаимосвязей с социальным взаимодействием, в частности с семейным социальным взаимодействием. В исследованиях по социальной психологии лучше прояснен вопрос о влиянии семьи на развитие религиозности личности ребенка и существенно меньше работ, посвященных взаимосвязям религиозности личности родителей и параметров социального взаимодействия в семье. Вместе с тем данный вопрос имеет существенное значение не только для психологии религии, но и для социума. Постановка проблемы выводит исследование за рамки психологии религии в область социальной психологии. Актуальность избранной темы подтверждается тем, что в последние годы в отечественной психологии увеличилось число работ, посвященных проблемам религиозности личности, социально-психологическим особенностям религиозных групп, взаимосвязи религиозности и духовности. Это работы В.М. Аллахвердова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, А.Н. Ждан, Ю.М. Зенько, В.И. Слободчикова, В.Д.Шадрикова и др. В работах Н.А. Батурина, В.Е. Орла, И.Г. Сенина, В.В.Столина, А.Г. Шмелева и других авторов получила развитие психометрика, позволяющая осуществлять тестометрические подходы к изучению религиозности личности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема религиозности личности и ее связи с социальным взаимодействием изучается в русле таких отраслей психологии, как социальная психология, психология развития, психология личности. Общепсихологические основания изучения религиозности личности заложены в трудах В.М. Аллахвердова, Б.С.Братуся, Ф.Е. Василюка, У. Джеймса, А.В.Карпова, Д.А. Леонтьева, Г. Олпорта, Т.Флурнуа, В.Д.Шадрикова и др. Религиозность личности исследовалась такими авторами как Д. Вульф, Р.М. Грановская, В.Н. Дружинин, Ю.М.Зенько, В.В.Знаков, В.В. Козлов, А.А. Мелик-Пашаев, С. Мк. Фадден, Ф. Озер, В.Ф. Петренко, К.К. Платонов, М.А. Попова, Б.Спилка, Д.М.Угринович, Д. Фаулер, З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, Е.Ф.Ященко. Можно констатировать, что исследование религиозности личности сложилось как самостоятельное направление в социальной психологии. Затрагиваются вопросы связи религиозности личности и духовности (Л.Я.Дорфман, В.В. Знаков, Н.В.Клюева, Г.М. Нажмудинов, Г.В. Ожиганова, В.В. Семикин, В.Д.Шадриков и др.), религиозности личности и морали (Б.С.Братусь, Л. Колберг, Ф. Озер и др.),
религиозности и ответственности (В.В. Томашов), религиозности и творчества
(А.А. Мелик-Пашаев). Проблематика социального взаимодействия разрабатывается такими психологами, как Г.М. Андреева, В.Г. Грязева- Добшинская, Е.Л. Доценко, А.Л. Журавлев, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, С.Л. Леньков, Н.И. Леонов, А.В. Мазилов, С.А. Минюрова, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Р.В. Овчарова, Т.М. Панкратова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Е.Л. Солдатова, Н.П. Фетискин и др. Ряд исследований посвящены влиянию социума и семьи на формирование религиозности личности (В.Н. Дружинин, Т.А. Казанцева и др.). Идея связи религиозности личности и социального взаимодействия вытекает из логики исследования этих феноменов. В большей степени изучена проблема влияния семьи на формирование религиозности личности детей. В процессе социализации религиозные установки передаются от родителей и других членов семьи детям. Проблема взаимосвязи религиозности личности родителей с самими параметрами социального взаимодействия в семье фактически не изучена. Особенно обращает на себя внимание малое количество эмпирических исследований в данной области.
Таким образом, существует противоречие между значительным интересом со стороны общества и психологической науки к феномену религиозности в связи с социальным взаимодействием и отсутствием прочного эмпирического фундамента для выявления социально-психологических закономерностей данного явления. В связи с этим возникает научно¬исследовательская проблема теоретического обоснования и эмпирического установления взаимосвязей религиозности личности родителей и особенностей социального взаимодействия в семье.
Цель диссертационной работы - выявить психологические взаимосвязи религиозности личности и параметров социального взаимодействия в семье.
Для конкретизации цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести психологический анализ основных направлений исследования религиозности личности, изучить особенности социального взаимодействия в контексте личностных качеств и выявить теоретические и методические подходы к исследованию взаимосвязи религиозности личности и социального взаимодействия в семье.
2. Осуществить перевод, апробацию на русскоязычной выборке и психометрическую проверку тестов, направленных на измерение религиозности личности.
3. Выявить, как взаимосвязана религиозность родителей с семейным воспитанием, в частности со склонностью родителей применять физические наказания к детям.
4. Выявить, как взаимосвязана религиозность личности с удовлетворенностью супругов различными сферами семейной жизни.
5. Выявить структуру взаимосвязей параметров религиозности личности и социального взаимодействия в семье. Определить параметры, опосредующие влияние религиозности личности на частоту применения наказаний к детям.
6.Эмпирически выявить и описать типы испытуемых, различающихся по параметрам религиозности и социального взаимодействия в семье.
7. Определить положение религиозности в структуре личностных качеств.
Объект исследования - психологические особенности семьи как социальной системы.
Предмет исследования - взаимосвязи характеристик социального взаимодействия в семье и религиозности личности родителей, а также параметры, которыми они опосредуются.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что религиозность личности имеет закономерные взаимосвязи с социальным взаимодействием в семье. Эти взаимосвязи опосредованы копинговыми стратегиями, субъективным благополучием, структурой личностных качеств.
В заключении обобщены полученные данные и сформулированы следующие выводы:
1. Религиозность личности является многомерной величиной, включающей отношение личности к трансцендентному, религиозный опыт, религиозные знания, убеждения, моральные принципы и проявляющейся на поведенческом уровне. Религиозность личности как психологическая категория не может быть изучена без учета психологических закономерностей, хотя вопрос об истинности или ложности тех или иных религиозных постулатов выходит за рамки проблемного поля психологии. Религиозность личности как психологическая реальность поддается психометрическому измерению и анализу. Переведен и адаптирован на русскоязычной выборке комплекс методик диагностики религиозности личности.
2. Испытуемые с высокими показателями религиозности личности проявляют себя в семейном социальном взаимодействии как более удовлетворенные семейной жизнью, менее подверженные эмоциональному стрессу и реже наказывающие своих детей.
3. Субъективное благополучие в религиозной сфере занимает значимое положение в структуре взаимосвязей параметров религиозности личности и социального взаимодействия в семье. Религиозность позволяет расширить набор копинговых стратегий за счет копинга с опорой на религию, что увеличивает субъективное благополучие, снижает эмоциональный стресс и оптимизирует социальное взаимодействие в семье.
4. По сочетанию параметров религиозности личности и социального взаимодействия в семье выделены два типа испытуемых. Первый тип характеризуется высокой религиозностью личности, высоким субъективным благополучием в религиозной сфере, высокой удовлетворенностью семейной жизнью, низкой тенденцией к закрытым когнитивным реакциям на применение наказаний, низкой частотой применения наказаний к ребенку. Второй тип характеризуется низкой религиозностью, низким субъективным благополучием в религиозной сфере, низкой удовлетворенностью семейной жизнью, тенденцией к эмоциональному стрессу, закрытыми когнитивными реакциями на применение наказаний, высокой частотой наказаний детей, в том числе наказаний, связанных с физической и психологической агрессией по отношению к ребенку.
5. Религиозность личности является базовым элементом структуры личностных особенностей. Высокие показатели религиозности соответствуют большей рефлексивности, экстернальности, общительности, отзывчивости. Положительное самоотношение испытуемых с высокой религиозностью сочетается с относительно невысоким уровнем притязаний и развитым трудолюбием. Совокупность личностных качеств, отличающих испытуемых с высокими показателями религиозности, в основных чертах позитивен для социального взаимодействия в семье.
1. Религиозность личности является многомерной величиной, включающей отношение личности к трансцендентному, религиозный опыт, религиозные знания, убеждения, моральные принципы и проявляющейся на поведенческом уровне. Религиозность личности как психологическая категория не может быть изучена без учета психологических закономерностей, хотя вопрос об истинности или ложности тех или иных религиозных постулатов выходит за рамки проблемного поля психологии. Религиозность личности как психологическая реальность поддается психометрическому измерению и анализу. Переведен и адаптирован на русскоязычной выборке комплекс методик диагностики религиозности личности.
2. Испытуемые с высокими показателями религиозности личности проявляют себя в семейном социальном взаимодействии как более удовлетворенные семейной жизнью, менее подверженные эмоциональному стрессу и реже наказывающие своих детей.
3. Субъективное благополучие в религиозной сфере занимает значимое положение в структуре взаимосвязей параметров религиозности личности и социального взаимодействия в семье. Религиозность позволяет расширить набор копинговых стратегий за счет копинга с опорой на религию, что увеличивает субъективное благополучие, снижает эмоциональный стресс и оптимизирует социальное взаимодействие в семье.
4. По сочетанию параметров религиозности личности и социального взаимодействия в семье выделены два типа испытуемых. Первый тип характеризуется высокой религиозностью личности, высоким субъективным благополучием в религиозной сфере, высокой удовлетворенностью семейной жизнью, низкой тенденцией к закрытым когнитивным реакциям на применение наказаний, низкой частотой применения наказаний к ребенку. Второй тип характеризуется низкой религиозностью, низким субъективным благополучием в религиозной сфере, низкой удовлетворенностью семейной жизнью, тенденцией к эмоциональному стрессу, закрытыми когнитивными реакциями на применение наказаний, высокой частотой наказаний детей, в том числе наказаний, связанных с физической и психологической агрессией по отношению к ребенку.
5. Религиозность личности является базовым элементом структуры личностных особенностей. Высокие показатели религиозности соответствуют большей рефлексивности, экстернальности, общительности, отзывчивости. Положительное самоотношение испытуемых с высокой религиозностью сочетается с относительно невысоким уровнем притязаний и развитым трудолюбием. Совокупность личностных качеств, отличающих испытуемых с высокими показателями религиозности, в основных чертах позитивен для социального взаимодействия в семье.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ЕЮ
СПРАВЕДЛИВОСТИ НАКАЗАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь религиозности родителей и типа семейного воспитания (без заключения)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - РЕЛИГИОЗНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЛЮДЕЙ, ПОЛУЧИВШИХ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Бакалаврская работа, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов
во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам
несовершеннолетних и религиозных организаций
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



