Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Работа №178034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развитости коммуникативных навыков у подростков с разными видами агрессивного поведения 7
1.1. Основные подходы к изучению агрессивного поведения 7
1.2. Особенности агрессивного поведения в
подростковом возрасте 14
1.3. Роль развития коммуникативных навыков в
преодолении агрессивного поведения у подростков 18
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по выявлению
коммуникативных навыков у подростков с разными видами агрессивного поведения 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Программа по развитию коммуникативных навыков у подростков с разными видами агрессивного поведения 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования агрессивного поведения в подростковом возрасте определяется проблемами не только в образовании, но и в обществе в целом. Агрессивные проявления являются отражением явлений, происходящих в нашем обществе. Напряжение и отчужденность в отношениях усиливаются, отсутствует стабильная социально-экономическая ситуация, что вызывает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Рост детской преступности и увеличение проявлений агрессии со стороны детей в повседневной жизни определяют необходимость изучения причин агрессии и способов ее устранения.
Сейчас, как никогда, важно изучить причины агрессии в подрастающем поколении, не допустить дальнейшего разрушения в отношениях между ребенком и окружающими его людьми, помочь ему в установлении социально значимых контактов.
В современном мире коммуникативные способности человека становятся важнейшей областью формирования и развития личности в любом возрастном периоде, в том числе и в подростковом. В данном возрасте важно уметь выстраивать общение подростков друг с другом, так как в ходе общения подростки учатся не только взаимодействовать, находить точки соприкосновения в решении разных проблемных вопросов, но и учиться профессионально решать эти проблемы.
В наши дни поднимается вопрос развития коммуникативных способностей личности для таких категорий детей, как подростки с девиантным поведением. У них не выработана культура речи, общения и поведения, и поэтому они совершенно не умеют контролировать свои эмоциональные всплески в разрешении проблемных ситуаций. Поэтому, очень часто за столь агрессивное проявление с их стороны в разрешении возникающих проблем, сверстники стараются исключить их из своего круга друзей.
Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Л.М. Семенюка, Ф.Е. Василюка, Ю. В. Егошкина и др.
Индивидуальные и типологические особенности агрессии разъяснены такими учеными как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.
Вопросу коммуникативных навыков посвящено много исследований в разных науках: философии, педагогике, психологии, социологии и др. Нами были изучены не только философско-методологический (Л.А. Волович, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.А. Разумный и др.), но и социально-психологический аспекты формирования коммуникативных способностей личности (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Е.Г. Христанова, Н.Д. Шилова и др.).
Таким образом, проблема развития коммуникативных навыков у подростков с девиантным поведением, а в частности - у подростков с различными видами агрессивного поведения представляет собой актуальную тему для изучения и разработки систем коррекционного и профилактического воздействия.
Проблема исследования: как развиты коммуникативные навыки у подростков с разными видами агрессивного поведения?
Цель исследования: определить развитость коммуникативных навыков у подростков с разными видами агрессивного поведения.
Объектом исследования являются коммуникативные навыки у подростков.
Предметом исследования является развитость коммуникативных навыков у подростков с разными видами агрессивного поведения.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основные проблемы развитости коммуникативных навыков у подростков с разными видами агрессивного поведения.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению коммуникативных навыков у подростков с разными видами агрессивного поведения.
3. Проанализировать взаимосвязь агрессивного поведения подростков с развитием коммуникативных навыков.
4. Разработать программу по развитию коммуникативных навыков у агрессивных подростков.
Гипотеза исследования: подростки с разным уровнем развитости коммуникативных навыков отличаются преобладанием разных видов агрессивного поведения, а именно: у подростков с низким уровнем коммуникативных навыков преобладает агрессивность и директивность с вербальной агрессией и подозрительностью, а у подростков с высоким уровнем коммуникативных навыков преобладает коммуникативность и зависимость.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы);
- эмпирические (констатирующий эксперимент, беседа, тестирование);
- статистической обработки результатов(г-Спирмена) и непараметрическому критерию Краскела-Уоллеса.
Использовались следующие методики:
1. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин).
2. Тест руки (Э. Вагнер).
3. Опросник состояния агрессии Басса-Дарки
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике работы школьного психолога по развитию коммуникативных навыков у агрессивных подростков.
Выборка и база исследования: в исследовании приняли участие ученики МОУ «Беловская СОШ им. С.М. Остащенко Белгородского района Белгородской области И МОУ «Ближнеигуменская СОШ Белгородского района Белгороской области»». Выборка составила 90 человек.
Структура и объем работы: представленная дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из теоретической и эмпирической глав (три параграфа в первой и три во второй), заключения, списка использованных источников и приложения. Объем работы составляет 88 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Агрессия является одной из важнейших характеристик действий, определяющих установленные отношения между людьми. Агрессивность приводит к конфликтам в отношениях между людьми и неконструктивным решениям.
В подростковом возрасте одним из типов девиантного поведения является агрессивное поведение, которое часто имеет враждебную форму (борьба, оскорбления). Для некоторых молодых людей, которые участвуют в боевых действиях, самоутверждение - установленное поведение. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными конфликтами и групповыми конфликтами. Возраст проявления агрессивных действий уменьшается. Все чаще становятся агрессивными девушки.
Агрессия проявляется в виде различных реакций: раздражения, негативизма, гнева, подозрения, обиды, словесной агрессии и многого другого. Наиболее опасной реакцией является применение физической силы против другого человека - физическая агрессия. Подростки часто проявляют насилие. По их мнению, готовность заниматься физической активностью, выяснение отношений в кулаках является признаком мужества, решимости и мужественности.
Нередко специфичные для молодежи тенденции самостоятельности, независимость от требований других, стремление быть свободными от групповых норм и ценностей являются агрессивными формами. Общение в этих возрастных группах часто приводит к грубости, недержанию мочи и другим проявлениям агрессии. Таким образом, в этом возрасте представляется, что способность завоевывать престиж в обществе реализуется агрессивными проявлениями стремления достичь более высокого статуса в системе межличностных отношений.
Открытые проявления агрессивности в период полового созревания рассматриваются как эффективное средство защиты своего эго, а социальная адаптация не связана с явными или скрытыми формами агрессии.
Подростки получают знания об агрессивном поведении сверстников и взрослых. Для молодежи важно мнение лидеров (они одинаковы), лидеры являются референтной группой. Следует отметить, что лидеры с наиболее полными групповыми ценностями определены и поэтому имеют большое влияние.
Агрессивность является компонентом личности и меняется в зависимости от возраста, статуса среди сверстников и взрослых.
Данные, полученные в результате экспериментальных исследований, привели к развитию профилактики и коррекции деформированного общения из-за повышенной агрессии учащихся и направлены на преодоление конфликтных ситуаций и, в некоторых случаях, подавление или распространение их агрессии в социально приемлемой форме. Эмпирическое исследование подтвердило первоначальную гипотезу о том, что агрессия в подростковом возрасте представляет собой относительно стабильное развитие личности и имеет определенные возрастные характеристики.
Можно сделать вывод, что избыток свободного времени, отсутствие позитивных личностных увлечений влияет на развитие агрессивности как возможной защитной реакции на конфликты с окружающей реальностью на недовольство молодежи своим положением, трудности в учебной деятельности и общении, а также отсутствие контроля со стороны родителей.



1. Ананьев, Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания/ Б.Г. Ананьев. - М.: Проспект, 2010. - 152 с.
2. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - №5 (13) - С.111¬117
3. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер. - М., 2017. - 256 с.
4. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы. / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - 42-46
5. Бех, В.П. Изучение влияния адаптации на агрессивность в юношеском возрасте. / В.П. Бех. // Научно-методический журнал «Концепт». - 2015. - т.18. - С.6-10
6. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М., 2002. - 434 с.
7. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Владос, 2009. - 240 с.
8. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц.- СПб.:Еврознак, 2012. - 153 с.
9. Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь / А. А. Бодалев. - М. :Когито-Центр, 2011. - 600 с.
10. Бэрон, Р.Социальная психология группы: процессы, решения,
действия/Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. - СПб.: Питер, 2013. - 272 с.
11. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. - М.: Учитель, 2012. - 144 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.:
Академия, 2004. - 548 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 1982. - 287 с.
14. Доллард, Д. Агрессия: причины, последствия и контроль/ Д. Доллард.
- СПб.: Еврознак, 2012. - 250 с.
15. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов //Прикладная психология. - 2011. - № 1. - С. 19-22.
16.Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/ В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Владос, 2013. - 526 с.
17. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения
старшеклассников к их проявлениям/ Л.Ю. Иванова. - М.: Альфа, 2013.
- 236 с.
18. Имедадзе, И.В. Общая психология / И.В. Имедадзе. - М.: Смысл, 2000.
- 411 с.
19. Кондаков, И.М. Психологический словарь / И.М. Кондаков. - М., 2000.
- 322 с.
20. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
21. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 238 с.
22. Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Наука, 2009. - 366 с.
23. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской
агрессивности/ Л.Н. Кузнецова //Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 78-79.
24. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 431 с.
25. Кашенкова, М. М. Влияние сложной жизненной ситуации на совладающее поведение личности / М. М. Кащенкова // Перспективы науки. - 2011. - №12 (27). - С. 41-45.
26. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения/К.С. Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р. Баенская . - М.: Просвещение, 2015. - 95 с.
27. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте/ В.В. Лебединский. - М.: Владос, 2013. - 156 с.
28. Левандовская, Л.В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте/ Л.В. Левандовская // Концепт. - 2015. - №1. - С. 1-6.
29. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2010. - 318 с.
30. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Апрель Пресс, 1999. - 352 с.
31. Малахова, А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей / А.Н. Малахова. - Ростов н/Д.: Детство-пресс, 2016. - 208 с.
32. Маняпова, Е.В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков/ Е.В. Маняпова // Педагогическое образование в России. - 2010. - №2. - С. 160-167.
33. Медникова, А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков / А. А. Медникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 120-123.
34.Олпорт, Г.В. Личность в психологии / Г.В. Олпорт. - М.: Ювента. - 1998. - 345 с.
35. Овсяник, О.А. Социально-психологические особенности адаптации личности / О.А. Овсяник // Современные исследования социальных проблем. -2012. - №1. - С.39-43. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-lichnosti
36. Петрицкий, В.А. Культура и этика / В.А. Петрицкий. - М.:«Наука», 2007. - 288 с.
37. Первышева, Е.В. Межличностные конфликты как фактор социализации подростков/ Е.В. Первышева. - М.: Просвещение, 2009. - 45с.
38. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности/ А.А. Реан. - СПб: Питер, 2005. - 347 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
40. Самсонова, Н.Г. Половые различия подростков в проявлении агрессивности/ Н.Г. Самсонова. - М.: Альфа, 2016. - 196 с.
41. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции:/Л.М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. - 96 с.
42. Степанов, В.Г. Беспокойство - его причины и следствия / В.Г. Степанов // Школьный психолог. - 2004. - №8. - С. 34-38.
43. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. - М.: Эксмо. - 2005. - 415 с.
44. Степин, В.С. Новая философская энциклопедия / В.С. Степин. - М.: Мысль. - 2001. - 193 с.
45. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Изд.: Прогресс, 1982. - 128 с.
46. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология:
Избранные психологические труды/ Д.И. Фельдштейн . - М.:
МПСИ,2012. - 427с.
47. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы/ А. Фрейд. - М.: Психология, 2003. - 142 с.
48. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции/ З. Фрейд. - М.:
Просвещение, 2007. - 479 с.
49. Фромм, Э. Человек для самого себя // Фромм Э. - М.: Просвещение, 2003. - 116 с.
50. Цыренов, В.Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально - педагогическая проблема/ В.Ц. Цыренов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 49-53.
51. Шестакова, Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности/ Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Образование и наука. - 2014. - №7. - С. 51-66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ