Актуальность исследования. Деятельность организации как социальной группы характеризуется сложным взаимодействием материальных, экономических, социальных, психологических, политических и духовных условий. Обязательным условием деятельности организации является наличие функции управления, посредством которого обеспечивается взаимодействие всех элементов организации, достигается ее целостность как социальной системы. Традиционно в качестве ключевых ресурсов, обеспечивающих полноценное функционирование любой организации выделяют человеческие ресурсы и факторы социальной среды. Одним из важнейших аспектов управления персоналом является понимание значения условий существования человека в социальной среде организации. Особенности социальной среды организации определяются через характеристики сотрудников (демографические, профессионально-квалификационные), через характеристики социальной инфраструктуры организации и особенности социального взаимодействия в организации. Для обеспечения эффективной социальной среды в организации, необходимо научное обоснование планирования, подбора и расстановки кадров с учетом основных социально¬психологических аспектов этого процесса.
Особенно остро стоит вопрос о формировании научного подхода к обеспечению социальной среды, способствующей развитию квалифицированных управленческих кадров. В современной научной литературе не нашли должного освещения социально-психологические характеристики процесса подбора управленческих кадров, что делает особенно актуальным проведение исследований в русле данной проблематики.
Актуальность социально-психологического подхода к созданию эффективной системы выявления и поддержки управленческих кадров объясняется необходимостью регулярного отслеживания трансформаций, происходящих в системе требований к личностным особенностям руководителя в контексте высокой изменчивости социально-психологических характеристик данного вида деятельности. Несмотря на развитую систему оценки кадрового потенциала, преимущественно осуществляемую посредством оценки уровня развития отдельных профессионально важных качеств и их системы в целом, практические задачи процесса подбора и расстановки требуют все больше внимания к особенностям социальной среды организации и социальным аспектам профессиональной деятельности.
Взаимодействие руководителя среднего уровня управления с другими субъектами организационной структуры представляется особо интересным с точки зрения социально-психологических детерминант процесса подбора и расстановки кадров. Социально-психологические характеристики руководителя
Данное исследование проводилось в телекоммуникационной отрасли, где в последние годы наблюдается бурное развитие, связанное с технологическими изменениями и ростом спроса на услуги передачи информации. Одной из основных особенностей деятельности телекоммуникационных компаний является процессная ориентация, их деятельность ориентирована на оказание перечня различных услуг. Такой тип деятельности требует особого внимания к подбору и размещению управленческих кадров всех уровней и, соответственно, позволяет более подробно рассмотреть социально-психологические особенности этого процесса в процессе исследования.
Еще один немаловажный фактор - малая материалоемкость и повышенная наукоемкость данной сферы, что создает трудности контроля эффективности и производительности. В этих условиях особое значение имеет качество и скорость передачи информации, распространяющейся внутри организации, и информации, поступающей извне. Конкуренция, высокая изменчивость, короткий период жизни услуг, все это неизбежно отражается на системе управления компанией и требует от управленческих кадров всех уровней быстрой реакции, гибкости, готовности к развитию и росту. Социальная среда телекоммуникационной компании представляются особенно интересной с точки зрения научного изучения, так как обладает динамичностью и высокой скоростью развития.
Управленческие кадры среднего уровня, их социально-психологические характеристики представляют собой наибольший интерес, так как именно управленческое звено этого уровня находится под наибольшим влиянием специфических особенностей телекоммуникационной отрасли.
Проблема выявления социально-психологических характеристик эффективного руководителя рассматривалась исследователями различных направлений: социальной психологии, психологии общения, психологии личности, психологии управления и т.д.
В отечественной науке вопросами подбора, отбора, расстановки кадров занимались такие ученые как В.Д. Небылицын (показана важность оценки типологических особенностей нервной системы при решении задач профотбора, профподбора и расстановки кадров); В.М. Теплов; понятие «успешности трудовой деятельности» рассмотрено в работах О.Н. Родина; цели и задачи профессиографии разрабатывались в трудах М.А. Дмитриевой, Е.М. Ивановой, Б.В. Кулагина, Г.В. Суходольского. В.Д. Шадриков детально изучил структуры деятельности, что придало области исследования подбора и расстановки кадров новый стимул к развитию. Удовлетворенность персонала своей работой изучал А.Л. Свенцицкий. Научно-психологические аспекты и принципы разработки систем психологического подбора, отбора и расстановки
Современная социальная психология и психология управления за последние годы обогатились многими теоретическими исследованиями проблемы подбора и расстановки управленческих кадров. Проблемы менеджеров и менеджмента рассматриваются в различных исследованиях, в основном связанных с экономическими и психологическими аспектами деятельности менеджеров. Среди них следует отметить труды классиков менеджмента Р. Акоффа, П. Друкера, Ф. Котлера, Г. Минцберга, Ч. Хенди.
Положения системного подхода к управлению социальными процессами проработаны В.Г. Афанасьевым, М.С. Каганом, А.В. Карповым, A.M. Омаровым, В.А. Острейковским, У. Эшби и др.
Теоретико-методологические проблемы практических технологий менеджмента и управления получили серьезное освещение в трудах В.Г. Афанасьева, С.Н. Булгакова, H.A. Витке, А.К. Гастева, B.C. Дудченко, Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванова, B.C. Немчинова, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова и др. Особое внимание исследованиям социальных аспектов управления в организации уделяют Ю.В. Кузнецов, М.Р. Шиверских.
Необходимость разрешения сложившегося противоречия между усложнением требований к руководителям среднего уровня управления и отсутствием необходимого научно-теоретического и методического обеспечения процесса подбора и расстановки управленческих кадров с учетом социально-психологических характеристик этого процесса обусловили выбор темы исследования.
Цель работы - выявление социально-психологических детерминант подбора и расстановки кадров в управленческом звене среднего уровня на примере организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных и коммуникативных технологий.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современных подходов к социально-психологическим аспектам проблемы подбора и расстановки управленческих кадров.
2. Исследовать влияние факторов социальной среды на процесс подбора и расстановки управленческих кадров среднего уровня.
3. Установить основные социально-психологические детерминанты процесса подбора и расстановки управленческих кадров с учетом специфики управленческой деятельности.
4. Выявить структуру социально-психологических детерминант, определяющих эффективность деятельности руководителя на среднем уровне управления.
5. Выделить факторы и условия, определяющие процесс подбора и расстановки управленческих кадров среднего звена в телекоммуникационной компании.
6. Провести анализ особенностей социальной перцепции образа руководителя среднего уровня управления.
7. Сформулировать предложения по совершенствованию системы подбора и расстановки управленческих кадров.
Объект исследования - социально-психологические детерминанты
процесса подбора и расстановки управленческих кадров.
Предмет исследования - специфика комплекса социально-психологических факторов, детерминирующих процесс подбора и расстановки кадров управленческого звена среднего уровня в организациях, осуществляющих деятельность в сфере информационных и коммуникативных технологий.
В заключении обобщены полученные эмпирические данные и сформулированы следующие выводы.
1. Средний уровень управления характеризуется высоким уровнем удовлетворенности трудом и социальными условиями, социальная среда компании является привлекательной для потенциальных сотрудников данного уровня, что ведет к возможности с большей избирательностью действовать в процессе подбора кадров и составлять более сложные и детализированные системы профессионального отбора; удовлетворенность сотрудников социальной средой организации делает структуру организации более стабильной, что дает возможность выполнить более эффективную расстановку кадров и сохранять ее в течение длительного периода; в качестве одной из специфичных черт для среднего уровня управления в телекоммуникационной компании является роль промежуточного звена между высшим и оперативным организационными уровнями. Средний уровень управления в телекоммуникационной компании характеризуется своей особой спецификой. В частности, из всех компонентов управленческой деятельности выделяется работа с информационными потоками, менеджмент человеческих ресурсов и планирование профессиональной деятельности.
2. В процессе подбора и расстановки управленческих кадров среднего уровня необходимо учитывать социально-психологические характеристики руководителей. Гендерные характеристики имеют значение при подборе для сотрудника оптимального направления работы. Для женщин-руководителей предпочтительны должности, связанные с общением с подчиненными, установлением контактов и налаживание связей, для мужчин-руководителей предпочтительны должности, связанные с принятием стратегических решений.
Возрастные характеристики определяют расстановку управленческих кадров с точки зрения стрессогенности среды и уровня ответственности. Руководители до 45 лет хорошо справляются с деятельностью, связанной с высокой степенью риска, в то время как сотрудникам после 45 лет подходят направления, связанные с высокой степенью ответственности.
3. Существует ряд социально-психологических качеств, без достаточного уровня выраженности которых невозможно эффективное осуществление профессиональной деятельности на среднем уровне управления. К этим качествам относятся эффективная саморегуляция, стрессоустойчивость, коммуникативные и организаторские склонности. Для эффективного руководителя характерен высокий уровень интеграции всех выделенных социально-психологических характеристик, причем особый вес имеет показатель стрессоустойчивости. При повышении эффективности профессиональной деятельности руководителей происходят существенные изменения в структуре социально-психологических характеристик.
4. Образ руководителя среднего звена управления различен на различных организационных уровнях. На высшем организационном уровне непосредственные руководители воспринимают управленца среднего звена в целом позитивно, особое внимание уделяя его активности, компетентности, собранности, спокойствию и смелости. На оперативном организационном уровне подчиненные также определяют образ руководителя как позитивный и, при этом, ожидают наличия у руководителя справедливости и заботливости, развитого чувства такта.
5. В представлении подчиненных идеальный руководитель - это тот, кто способен к эффективному социальному взаимодействию; выполняет производственные задачи на высоком уровне, при этом находит общий язык с руководством; осуществляет передачу информации и обратную связь между организационными уровнями; способен оказывать помощь, давать четкие директивы; может противопоставить интересы общественные собственным эгоистическим; вызывает доверие; социально активен.
6. Характер выполняемых подчиненными в процессе профессиональной деятельности задач оказывает существенное влияние на предпочтения тех или
7. Разработанная программа позволяет повысить эффективность руководителя и на групповом (социально-психологическом уровне), в рамках которого производится оптимальная расстановка сотрудников в организации, и на социологическом макроуровне, на котором реализуются механизмы создания управленческих групп, изучается общественное мнение, удовлетворенность персонала.
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК:
1) Артемьева, И.Г. Подбор и расстановка кадров как необходимые составляющие эффективного управления персоналом / И.Г. Артемьева // European Social Science Journal. - Москва: Наука, 2012. - № 9 (Т. 2) - С. 366-374.
2) Артемьева, И.Г. Социально-психологические характеристики профессиональной деятельности управленческих кадров среднего звена в телекоммуникационной компании / И.Г. Артемьева, В.В. Козлов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 26. - С. 17-21.
3) Артемьева, И.Г. Социально-психологические характеристики профессиональной деятельности управленческих кадров среднего звена в телекоммуникационной компании / И.Г. Артемьева // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - Ярославль: ЯрГУ, 2015. - № 3. - С. 119-122.
Статьи в других научных изданиях:
4) Артемьева, И.Г. О подборе кадров управленческого звена среднего уровня / И.Г. Артемьева // Вестник интегративной психологии. - Ярославль- Москва, 2011. - № 9. - С. 169-170.
5) Артемьева, И.Г. Коучинг как инструмент управления человеческими ресурсами / И.Г. Артемьева // Человеческий фактор: социальный психолог. - Ярославль-Москва, 2011. - № 1 (21). - С. 107-112.
6) Артемьева, И.Г. Коучинг - как инструмент управления человеческими ресурсами компании / И.Г. Артемьева // Психологическое сопровождение личности в процессе профессионального самоопределения. - Пенза, 2011. - С. 109-112.
7) Артемьева, И.Г. Подбор и расстановка кадров как необходимые составляющие эффективного управления персоналом / И.Г. Артемьева //
Человеческий фактор: социальный психолог. - Ярославль-Москва, 2012. - № 1 (23). - С. 46-52.
8) Артемьева, И.Г. Исторический и содержательный аспекты процесса подбора и расстановки кадров / И.Г. Артемьева // Психология XXI столетия. -
Ярославль, МАПН, 2012. - Т 1. - С. 42-48.
9) Артемьева, И.Г. Исторический и содержательный аспекты процесса подбора и расстановки кадров / И.Г. Артемьева // Много голосов - один мир: сборник научных статей молодых ученых, посвященный Всероссийской молодежной научной психологической конференции. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2012. - С. 18-20.