Введение 3
Глава 1. Договор подряда для государственных нужд: Общие положения 8
1.1. Становление и развитие института подряда для государственных нужд в
российском гражданском праве 8
1.2. Понятие и признаки договора подряда для государственных нужд в
современном российском гражданском законодательстве и отечественной цивилистической науке 26
1.3. Особый порядок заключения государственного контракта на выполнение
подрядных работ для государственных нужд 38
Глава 2. Основные элементы государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд 48
2.1. Субъектный состав договора подряда для государственных нужд 48
2.2. Содержание и форма государственного контракта на выполнение
подрядных работ для государственных нужд 66
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Актуальность темы выпускного квалификационного исследования обусловлена тем, что система правового регулирования отношений подряда для государственных нужд весьма сложна, поскольку включает в себя источники различной отраслевой принадлежности. Так, наряду с положениями Гражданского кодекса России м1, Бюджетного кодекса России 3 действуют положения специальных федеральных законов и подзаконных актов. Нормы данных источников зачастую противоречат и положениям кодексов, и друг другу, а их применение вызывает серьезные коллизии в правоприменительной практике. Попыткой совершенствования правового регулирования рассматриваемых общественных отношений стало принятие Федерального закона №44-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. Однако его содержание и особенности применения также являются предметом дискуссий со стороны как ученых, так и юристов-практиков.
Анализ материалов судебно-арбитражной практики также показывает, что вопросы порядка заключения, содержания и исполнения государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд нередко становятся предметом для судебного разбирательства.
Несмотря на то, что договор подряда для государственных нужд неоднократно исследовался российскими учеными-цивилистами, отдельные его положения продолжают оставаться дискуссионными и в настоящее время. В связи с этим становится особенно важным детальный теоретический анализ института договора подряда для государственных нужд, определения его роли и места в системе гражданского права России.
Степень научной разработанности темы выпускного квалификационного исследования. Тема выпускной квалификационной работы относится к числу малоисследованных, невзирая на то, что за последнее время по данной проблематике было защищено несколько кандидатских диссертаций: Балтутите И.В. Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2005; Михайлова А.А. Подрядные работы для государственных нужд: особенности правового регулирования: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2005; Торосян Д.С. Гражданско-правовые осно¬вы регулирования подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2009; Ерин В.В. Гражданско- правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных нужд: на основе государственных контрактов: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2011; Куличев Р.Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд (на примере города Москвы): Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2014. Невзирая на наличие целого ряда приведенных ранее кандидатских работ, до сих пор за рамками научного исследования продолжают оставаться особенности порядка заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд; элементы государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд и многие др. Нет и комплексных монографических работ, посвященных исследованию договора подряда для государственных нужд, опирающихся на современное российское гражданское законодательство. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что степень научной разработанности темы данной выпускной квалификационной работы является недостаточной.
Теоретическую основу выпускного квалификационного исследования образуют труды представителей российской науки гражданского права - Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, А.П. Алехина, Е.В. Богданова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, Ю.Г. Жарикова, О.С. Иоффе, Я.А. Канторовича, О.М. Козырь, Ю.М. Козлова, О.А. Красавчикова, Л.А. Лунца, А.Л. Маковского, М.Г. Масевич, В.А. Мусина, И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Н.А. Сыродоева, А.Г. Тищенко, Ю.К. Толстого, Б.Б. Черепахина, В.В. Чубарова, Г.С. Шапкиной, С.А. Хохлова, В.Ф. Яковлева и др.
Целью выпускного квалификационного исследования является комплексный анализ теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования подрядных работ для государственных нужд и разработка эффективных путей их устранения.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи выпускного квалификационного исследования:
- рассмотреть особенности становления и развития института подряда для государственных нужд в российском гражданском праве;
- проанализировать понятие, признаки и виды договора подряда для государственных нужд в современном российском гражданском законодательстве и отечественной цивилистической науке;
- исследовать порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд;
- охарактеризовать отдельные элементы договора подряда для государственных нужд;
- выработать практические предложения по совершенствованию действующего российского гражданского законодательства, регламентирующего выполнение подрядных работ для государственных нужд, и практики его применения.
Объектом выпускного квалификационного исследования являются закономерности и современные тенденции развития гражданско-правового регулирования подрядных работ для государственных нужд в России.
Предметом выпускного квалификационного исследования являются нормы гражданского права, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, согласно которым осуществляется правовое регулирование договора подряда для государственных нужд.
Методологическую основу выпускного квалификационного исследования составили как общенаучные, так и частнонаучные и специальные методы исследования. В частности, были использованы такие методы, как диалектический, исторический, комплексный, системный, формально-логический, лингвистический, моделирования, сравнительно-правовой и другие.
Нормативную основу выпускного квалификационного исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, действующих федеральных законов и иных нормативных актов, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, постановлений и определений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Федеральных арбитражных судов РФ.
Научная новизна выпускного квалификационного исследования заключается в том, что настоящая работа является одной из попыток комплексного теоретико-правового исследования договора подряда для государственных нужд, опирающегося на новейшее российское гражданское законодательство.
В результате проведенного исследования обоснован и сформулирован ряд положений и выводов, выносимых на защиту:
- обосновывается вывод о том, что поскольку государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд относится к особому виду договоров, обладающих своими специфическими чертами, то он должен быть упомянут отдельно в статье 8 ГК РФ, содержащей общий перечень юридических фактов, являющихся основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей;
- выявлены следующие специфические признаки, присущие государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд. В качестве таковых выделяются: особый предмет контракта — выполнение работ для государственных нужд; специфический субъектный состав; особый порядок заключения государственного контракта путем проведения торгов; сложный юридический состав, лежащий в основании возникновения гражданско-правовых обязательств, элементами которого выступают: государственный заказ и заключаемый на основании него государственный контракт; специальная правовая регламентация отношений, связанных с выполнением подрядных работ для государственных нужд;
- предлагается исключить термин «заказ» из нормативного материала в той его части, которая касается порядка и процедуры заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, в частности и из текста п. 1 ст. 527 ГК РФ.
Теоретическая и практическая значимость выпускного квалификационного исследования. Выводы и предложения, изложенные в магистерской диссертации, могут быть использованы для дальнейшего развития представлений о договоре подряда для государственных нужд в российской цивилистической науке. Результаты данного исследования могут применяться при подготовке учебно-методических изданий, чтении лекций и проведения семинарских занятий по курсу «Гражданское право», «Договорное право», а также могут быть использованы в практической деятельности.
Апробация результатов выпускного квалификационного исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена, рассмотрена и одобрена на кафедре гражданского права и процесса НИУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Отдельные выводы и предложения исследования нашли отражение в форме докладов и сообщений на научных, научно-практических конференциях по вопросам гражданского права различного уровня. Отдельные теоретические положения настоящего исследования получили отражение в научных публикациях автора и находятся в электронном архиве открытого доступа НИУ «БелГУ».
Структура, объем и содержание выпускной квалификационной работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В результате исследования теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования договора подряда для государственных нужд, мы пришли к следующим выводам:
1. В своем историческом развитии гражданско-правовая регламентация общественных отношений, связанных с выполнением подрядных работ для государственных нужд прошла довольно долгий и тернистый путь. Так, основные положения данного договора были разработаны еще римскими юристами. В силу определенных социально-политических причин договор о выполнении подрядных работ для государственных нужд не получил широкого распространения в России вплоть до конца XIX в. Свое законодательное закрепление данные правоотношения нашли лишь в Положении о казенных подрядах и поставках, которые представляли собой своеобразный универсальных свод правил, которыми должны были руководствоваться чиновники при заключении договоров подряда в интересах российской казны.
Советский период характеризовался созданием нового государственного строя и новой социально-экономической формации, которые предопределяли принятие ряда радикальных мер и формирование соответствующей норматив¬ной базы, регламентирующей подрядные работы для государственных нужд. Одним из первых актов советской власти в этом направлении являлись: Декрет СНК РСФСР "О государственных подрядах и поставках" и "Положение о государственных подрядах и поставках". Нормы последнего просуществовали вплоть до принятия Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 года Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в которых договор подряда для государственных нужд так и не нашел своего легального закрепления. Ситуация не изменилась и принятием в 1991 году Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в которых, также как и в предшествующих нормативных правовых актах не нашлось места для регламентации договора подряда для государственных нужд. Устранить этот про¬бел удалось лишь с принятие части второй ГК РФ § 5, главы 37 которой, по¬священ гражданско-правовому регулированию подрядных работ для государственных нужд.
2. На современном этапе содержание понятия «государственный кон-тракт» раскрывается по-разному сразу в двух источниках: статье 763 ГК РФ и п. 8 ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Наиболее полно содержание данного понятия, на наш взгляд, раскрыто в п. 8 ст. 3 Федерального закона №44-ФЗ. Следует отметить, что именно это определение использует и отечественный правоприменитель при определении госу¬дарственного контракта для выполнения подрядных работ, определяя его как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муни¬ципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Мы склонны полагать, что государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд присущи следующие специфические признаки: наличие специфического субъектного состава; особый порядок заключения государственного контракта путем проведения торгов; сложный юридический состав, лежащий в основании возникновения гражданско- правовых обязательств, элементами которого выступают: государственный заказ и заключаемый на основании него государственный контракт; специальная правовая регламентация отношений, связанных с выполнением подрядных ра¬бот для государственных нужд.
Поскольку государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд относится к особому виду договоров, обладающих особыми специфическими чертами, то на наш взгляд, он должен быть упомянут отдельно в статье 8 ГК РФ, наряду с другими юридическими фактами, служа¬щими основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей
3. Основанием заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд является государственный заказ. Его же можно рассматривать и как определенный элемент порядка заключения договора. Примечателен тот факт, что на данном этапе данный термин приме¬няется только исключительно в сфере обеспечения государственного оборонно¬го заказа. Уточняя место и роль такого заказа в процедуре заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, следует отметить следующее, что заключение государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд, как гражданско-правового договора, должно подчиняться общим правилам и процедуре заключения тако¬го договора, которые установлены гражданским законодательством, с учетом определенных им особенностей. В связи с этим, направление государственным заказчиком поставщику предложения на конкурсе (торгах) представляет собой только элемент в процессе заключения договора (государственного контракта) и, с позиций гражданского права, не должно признаваться размещением (или «реализацией») государственного оборонного заказа. В этой связи, можно считать наиболее удачной конструкцию Федерального закона "О контрактной си¬стеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в котором вообще не содержится понятия «государственный заказ». Вместо этого вводятся категории «запрос конкурсных заявок» государственным заказчиком или «приглашение к участию в конкурсе». Исходя из этого, считаем целесообразным, исключить термин «заказ» из нормативного материала в той его части, которая касается порядка и процедуры заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд и из текста п. 1 ст. 527 ГК РФ.
4. Важнейшими элементами договора подряда для государственных нужд являются: субъектный состав; содержание; и его форма. К субъектному составу договора подряда для государственных нужд традиционно относят его стороны и иных указанных в этом соглашении лиц (например, субподрядчиков). Сторонами в государственном контракте на выполнение подрядных работ для госу¬дарственных нужд являются государственный заказчик и подрядчик. Характеризуя правовое положение фигуры государственного заказчика, мы склонны полагать, что государственные заказчики не обладают соответствующими пол¬номочиями для выступления в качестве самостоятельной стороны в государственных контрактах по выполнению подрядных работ для государственных нужд, а являются по существу лишь представителями государства. Учитывая тот факт, что в рамках складывающихся гражданско-правовых отношений и особенностей их правового регулирования государственный заказчик действует от собственного имени, а не от имени Российской Федерации или субъекта РФ, а так же то обстоятельство, что правовое регулировании отношений по выполнению подрядных работ для государственных нужд осуществляется граждан-ским законодательством, считаем необходимым устранить сложившиеся по этому поводу противоречия между положениями ст. 72 Бюджетного кодекса РФ и ст. 764 ГК РФ.
5. Содержание государственного подрядного контракта составляют права и обязанности его сторон, которые находят непосредственное отражение в раз¬работанных на федеральном уровне Типовых формах контрактов. Структуру государственного контракта образует следующие разделы: предмет государственного контракта; срок действия контракта; права и обязанности сторон; техническая документация; сроки выполнения работ; стоимость работ и порядок расчетов; порядок сдачи и приемки работ; гарантия качества работ; обеспечение исполнения контракта; страхование рисков; конфиденциальность; ответ¬ственность сторон; основания, порядок изменения и расторжения контракта; разрешение споров из контракта; форс-мажор; прочие условия; список приложений; адреса, реквизиты и подписи сторон.
В соответствии с общими положениям действующего российского гражданского законодательства, государственный контракт на выполнение подряд¬ных работ для государственных нужд заключается в письменной форме в виде отдельного документа, согласованного и подписанного сторонами.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. (ред. от 06.06.2019) // Со-брание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб¬ря 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32.
- Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // Собрание Законодатель¬ства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
5. Федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ.
- 2013. - №14. - Ст. 1652.
6. Федеральный закон №275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" от 29 декабря 2012 г. (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7600.
7. Постановление Правительства РФ №504 "Об установлении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу" от 2 июня 2014 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014.
- №23. - Ст. 2993.
8. Постановление Правительства РФ №606 "О порядке разработки типо¬вых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (вместе с "Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов") от 2 июля 2014 г. (ред. от 30.05.2017) // Собрание законо¬дательства Российской Федерации. - 2013. - №14. - Ст. 1652.
9. Постановление Правительства РФ №523 "Об участии субъектов мало¬го предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд" (вместе с "Дополнением к Порядку подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594") от 23 апреля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №18. - Ст. 2150.
10. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ №716 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типо¬вого контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и му¬ниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлек¬тронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информа¬ционной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмароч¬ной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспе¬чения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типо¬вого контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о признании утратившими силу приказов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 февраля 2016 г. № 467 и от 19 мая 2017 г. № 1598» № 716 от 12.03.2018» от 12 марта 2018 г. (ред. 24.01.2019) // Текст приказа опубликован на "Официаль¬ном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 мая 2018 г.
11. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А47-8647/2018 от 19 декабря 2018 г. // СПС Консультант Плюс: Су¬дебная практика.
12. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А06-1273/2016 от 7 декабря 2016 г. // СПС Консультант Плюс: Судеб¬ная практика.
13. Решение Арбитражного суда Орловской области по делу № А48- 596/2017 от 14 июля 2017 г. // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.
14. Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60- 39283/2018 от 8 октября 2018 г. // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.
15. Решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76- 34866/2018 от 25 декабря 2018 г. // СПС Консультант Плюс: Судебная практика... 77