Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития выносливости у борцов 6
1.1. Понятие выносливости 6
1.2. Возрастные особенности развития
выносливости у борцов 13
1.3. Средства и методы развития специальной
выносливости у борцов 20
1.4. Анатомо-физиологические особенности развития подростков 26
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики развития силовой выносливости у борцов 14 - 15 лет 36
3.1. Результаты тестирования показателей силовой
выносливости борцов 14 - 15 лет до эксперимента 36
3.2. Характеристика экспериментальной методики
развития силовой выносливости у борцов 14 - 15 лет 40
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики 42
Выводы 45
Список использованной литературы 47
Мировые современные достижения в спортивной борьбе сегодня настолько велики, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена. Подготовка юных борцов - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа спортивной борьбы в стране [37].
Вопросы подготовки юных борцов в настоящее время являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов [30].
В спортивной борьбе, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок юных борцов [2].
Актуальность данной проблемы заключается в том, что для достижения в таком силовом виде спорта как борьба высоких результатов, важно развивать у юных борцов силовую выносливость.
Объектом исследования является тренировочный процесс по вольной борьбе.
Предмет исследования - процесс развития силовой выносливости у борцов 14 - 15 лет.
Цель работы состояла в разработке и экспериментальном обосновании методики развития силовой выносливости у борцов 14- 15 лет.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать по данным литературных источников состояние проблемы развития специальной выносливости в вольной борьбе.
2. Разработать методику развития силовой выносливости у борцов 14 - 15 лет, основанную на использовании метода круговой тренировки.
3. Выявить эффективность разработанной методики развития силовой выносливости у борцов группы совершенствования спортивного мастерства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы и документальных материалов;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика развития силовой выносливости у борцов 14 - 15 лет будет более эффективна, если на тренировочных занятиях будет использоваться метод круговой тренировки.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- биомеханические основы двигательных действий (Н.А. Бернштейн, В.Б. Коренберг и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ерегина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
Новизна исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальном обосновании средств и методов развития силовой выносливости у борцов 14 - 15 лет.
Практическая значимость работы определяется эффективностью разработанной методики по развитию силовой выносливости у борцов 14 - 15 лет в условиях тренировочного процесса по вольной борьбе на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Апробация диссертации. Результаты исследования были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Современное состояние гуманитарных и социальноэкономических наук» г. Белгород (Агентство перспективных научных исследований). Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по вольной борьбе в муниципальном бюджетном учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно - образовательный (спортивный) центр Белгородского района Белгородской области».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованной литературы.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 50 страниц без приложений, 8 таблиц и 40 литературных источников.
Анализ научно-методической литературы и проведенные исследования позволили нам сделать следующие выводы.
1. Проведенный анализ литературы показал, что выносливость является одним из важных физических качеств, необходимых для юных борцов. Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.
Методами развития силовой выносливости являются: интервальный, игровой, повторный, равномерный, круговой метод и метод переменно-прогрессирующей нагрузки.
2. Разработана методика развития силовой выносливости у борцов 14 - 15 лет на тренировочных занятиях по вольной борьбе, основанная на использовании метода круговой тренировки.
3. Экспериментально установлено положительное влияние специально разработанной методики, основанной на методе круговой тренировки на развитие силовой выносливости борцов экспериментальной группы в бросках борцовского манекена прогибом в течение трех минут, в бросках борцовского манекена прогибом 2 периода по 2 минуты, с минутным перерывом между периодами и в бросках борцовского манекена прогибом 2 периода по 3 минуты с минутным перерывом между периодами.
4. Результаты тестирования показателей силовой выносливости борцов контрольной группы выявили, что менее эффективным методом для развития силовой выносливости оказался повторный метод, который использовался в методике развития силовой выносливости борцов контрольной группы.
5. На итоговом этапе тестирования между показателями силовой выносливости борцов экспериментальной и контрольной групп выявлены достоверные различия в пользу показателей борцов экспериментальной группы (р >0,05).
1. Аулик И.В. Определение работоспособности в клинике и спорте [Текст]/
И.В. Аулик.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990. -192 с.
2. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. - М., 2004. - 224 с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
4. Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1967. - №3 - с.15-21
5. Возрастная физиология [Текст]: учеб. пособ. для студентов / под ред. Ю.
А. Ермолаева - М.: Спорт Академ. Пресс, 2001. - 354 с.
6. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте [Текст] / В.М. Волков. - М.: Физкультура и Спорт, 1977. - 143 с.
7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 325с.
8. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки [Текст] / И.А. Гуревич. - 2 - е изд, перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1980. - 256 с.
9. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств [Текст] / И.А. Гуревич - изд. 3- е, перераб. и доп. - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.
10. Евсеев Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев - Ростов н / Д . : Феникс, 2002. - 382 с.
11. Железняк Ю.Д Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, П.К. Петров.- М.: Академия, 2002. - 264
с.
12. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров, А.В Касарев, А.А.Сафонов - М.: Лептос, 1994. - 359с.
13. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы отбора в спорте. - М.: ГЦОЛИФК, 1980.
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С.28-39.
15. Каганов Л.С. Развитие выносливости [Текст] / Л.С. Каганов - М.: Знание. 1990. - 192 с....40