Введение 3
Глава 1. Элективные курсы в профильной школе по математике 7
1.1. Отечественная профильная школа 7
1.2. Цели и задачи профильного обучения 10
1.3. Обучение математике в профильной школе 11
1.4. Психолого-педагогические особенности обучения в старших классах 14
Выводы к 1 главе 17
Глава 2. Методика проведения элективных курсов по математике в профильной школе 19
2.1. Цели организации элективных курсов по математике 19
2.2. Организация элективного курса: «Основы теории вероятностей и
математической статистики» 23
2.3. Содержание элективного курса: «Основы теории вероятностей и
математической статистики» 25
2.4 Формы и контроль знаний на элективном курсе: «Основы теории вероятностей и математической статистики» 27
Выводы ко 2 главе 28
Глава 3. Опытная работа 30
3.1. Анализ учебно-методических пособий для проведения элективного курса:
«Основы теории вероятностей и математической статистики» 30
3.2. Теоретический материал элективного курса: «Основы теории
вероятностей и математической статистики» 33
3.2.1. Генеральная совокупность и выборка 34
3.2.2. Законы распределения вероятностей, используемые при анализе данных38
3.3. Практические занятия элективного курса: «Основы теории вероятностей и
математической статистики» 43
Выводы к 3 главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Профильное обучение вводится преимущественно в старших классах, что подразумевает концепция российского образования, с целью создания дополнительной платформы для развития старшеклассников, которые наиболее заинтересованы и склоны к тем или иным изучаемым предметам. На сегодняшний день профильное обучение разветвляется: на естественно-математическое, гуманитарное, технологическое, социально-экономическое.
Стоит отметить, что при обучении старшеклассников в профильной школе, неотъемлемой частью является внедрение в систему обучения элективных курсов.
Элективные курсы подразумевают под собой курсы, которые обязательны для посещения старшеклассниками, обучаясь по которым, старшеклассники получают более детальное представление о предмете, который они выбрали для углубленного изучения. При работе со старшеклассниками, построенные определенным образом элективные курсы, которые содержат изучение психологических особенностей старшеклассников, предполагает усовершенствование личностных качеств школьников, мотивации для продолжения развития по выбранному ими направлению, вследствие наличия определенных склонностей к ускоренному освоению той или иной дисциплины. Также элективные курсы наглядно дают полное представление о профессиях, освоение которых, предполагает изучение определенной дисциплины на высоком уровне в школе на начальном этапе, а в дальнейшем в высших учебных заведениях.
Основное внимание в моей магистерской диссертации уделено рассмотрению и изучению обучения математики в профильных классах, а именно организации и содержанию элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики».
Изучение математической статистики и основ теории вероятностей уже в старших классах профильной школы, является весьма новым внедрением в системе российского образования, а потому и актуальным. Многие перспективные направления, которые бурно развиваются в современном мире, прекратили бы свое развитие, если бы каждый год не появлялись новые молодые специалисты, которые обладают научными навыками и приемами математической статистики. Одним из таких перспективных направлений является фундаментальные научные исследования в области ядерной физики.
Проведенный в ходе написания магистерской диссертации мною анализ научной литературы, пособий, учебников, показал, что проблема проведения элективных курсов по математике на тему «Основы теории вероятностей и математической статистики» до конца не решена, так как проведение таких дополнительных занятий для старшеклассников является достаточно новым направлением, не изученным, поэтому требующим проведения большого количества психологических и научных экспериментальных исследований, для совершенствования методик проведения, содержания и организации элективных курсов.
Таким образом, можно утверждать, что тема моей магистерской диссертации актуальна.
Объект исследования - процесс обучения старшеклассников основам теории вероятностей и математической статистики.
Предмет исследования - организация элективных курсов для старшеклассников в профильной школе на тему: «Основы теории вероятностей и математической статистики».
Цель исследования - исследовать роль и место элективных курсов по математике в профильной школе на тему: «Основы теории вероятностей и математической статистики» и на основе этого усовершенствовать методические рекомендации для подготовки проведения таких элективных курсов.
Гипотеза:
Проведение элективных курсов по математике в профильной школе на тему: «Основы теории вероятностей и математической статистики» будет более эффективным, если:
1. Будет грамотно произведен отбор содержания элективных курсов, отталкиваясь от профессиональных интересов, склонностей и способностей старшеклассников, которые имеют все необходимые качества для углубленного изучения математики;
2. Будут учитываться психологические особенности старшеклассников, выбравших данное направление как группы людей обладающим техническим складом ума, так и персонально каждого ученика, как личности;
3. Методика проведения, содержание и организация элективных курсов по математике в профильной школе на тему: «Основы теории вероятностей и математической статистики» будут разработаны и внедрены в систему образования с учетом психологических особенностей старшеклассников.
Для реализации поставленных целей и проверке выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные положения элективных курсов по математике в профильной школе;
2. Определить основные цели изучения «Основы теории вероятностей и математической статистики» для учащихся в профильной школе с математическим уклоном;
3. Определить психологические особенности старшеклассников, обучающихся в профильной школе с математическим уклоном;
4. Разработать элективный курс по математике на тему: «Основы теории вероятностей и математической статистики»;
5. Провести дополнительное занятие у группы старшеклассников, заинтересованных в углубленном изучение математики на тему: «Основы теории вероятностей и математической статистики».
Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:
• Педагогическое наблюдение;
Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.
• Исследовательская беседа;
С помощью этого метода исследователь выясняет мнение и отношение, как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
• Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся Изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся для их успеваемости, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения;
• Наблюдение за старшеклассниками во время проведения элективного курса по математике на тему: «Основы теории вероятностей и математической статистики»;
• Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.
В заключение выполнения моего исследования хочется отметить, что поставленные цели были достигнуты. Также решен ряд задач, которые были выдвинуты для достижения целей.
Сформулируем общие выводы, которые можно сделать после завершения исследования по написанию магистерской диссертации:
1) были рассмотрены психолого-педагогические особенности учащихся, которые распределены по вышеперечисленным классам, отдельно, так как психолого-педагогические особенности учащихся являются важной составляющей в процессе обучения в профильных классах. Математические и гуманитарные классы являются наиболее распространенными из многочисленного списка типов профильных классов, так как основными предметами, на изучение которых выделяется большая часть времени в школе, являются математика и русский язык;
2) Были представлены основные методы разработки содержания и организации элективных курсов. Элективные курсы являются недостающим связующим звеном между базовым школьным курсом, который лишь дает возможность учениками изучать теоретические и практические основы математики, и современной математикой, как науки и отдельной культуры в целом. Такие курсы расширяет диапазон кругозора обучающихся, дают понятия об основных функциях и задачах современной науки, в которую ведущую роль играет математика;
3) Был приведен анализ основополагающей литературы, которая использовалось при составление элективного курса и в дальнейшем при написании магистерской диссертации;
4) Также были выбран и описан теоретический материал, выдвинутый на отдельное рассмотрение при разработке элективного курса;
1. Боровков А.А. Математическая статистика. — М.: Наука, 1984.
2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Бродский Я. С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 544 с
4. Бродский И.Л., Мешавкина О.С. Вероятность и статистика. 10-11
классы. Планирование и практикум: Пособие для учителя
М., Аркти, 2009. - 104 с
5. Бунимович Б. А., Булычев В. А. Вероятность и статистика. 5—9 классы:
Пособие для общеобразоват. учеб. аведений
М.: Дрофа, 2002. — 160 с
6. Бунимович Е.А., В.А. Булычев. Вероятность и статистика в курсе
математики общеобразовательной школы: лекции 1—4.
М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 128 с.
7. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. — М.: Физматгиз, 1962
8. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Прикладные задачи теории вероятностей. — М.: Радио и связь, 1983.
9. Клёнов, Н. Как подготовить школу к профильному обучению / Н. Клёнов. // Народное образование. - 2003. - №7. - с. 106-114.
10. Колосов, В. Углублённое математическое образование / В. Колосов. // Математика. - 2004. - №. - с. 2-7.
11. Колягин, Ю.М. Профильная дифференциация обучения математике / Ю.М. Колягин. // Математика в школе. - 1990. - №4. - с. 21-27.
12. Колягин, Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике / Ю.М. Колягин, В.В. Пикал. // Математика в школе. - 1995. - №6. - с. 27-32.
13. Комбинаторика. // Математика. - 2004. - №17. - с. 22-27.
14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Нормативные документы в образовании. - 2003. - №2. - с. 2-21.
15. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. - 2002. - №27. - с. 3¬12.
16. Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. - 1990. - №1. - с. 2-13.
17. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей
школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1968. - с. 431.
18. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - с. 303
19. Кузнецов, А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание / А.А. Кузнецов. // Педагогика. - 2004. - №2. - с. 28-33.
20. Макарычев, Ю.Н. Элементы статистики и теории вероятностей: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев. - М.: Просвещение. - 2003. - с. - 78
21. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятности. - М.: Просвещение, 2005.
22. Иващук О.О. Разработка элективного курса по математике на тему: «Основные понятия статистической обработки экспериментальных данных» / XXXII Международная научно-практическая конференция «Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия» - 2019.