ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ КАК ИСТОЧНИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ 6
1.1. Социально-экономическая сущность и понятие налогов 6
1.2. Эволюция налоговых доходов государства 15
1.3. Нормативная правовая база по вопросам исчисления и зачисления
налоговых платежей в бюджетную систему страны 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ
СИСТЕМУ РОССИИ 30
2.1. Оценка налоговых доходов в бюджетной системе страны 30
2.2. Анализ налоговых поступлений по видам экономической
деятельности 37
2.3. Особенности формирования доходов бюджетной системы по региональным и местным налогам на примере Белгородской области 44
2.4. Основные направления повышения налоговых доходов бюджетной
системы Российской Федерации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Формирование финансовой системы государства происходило наряду с эволюцией общества, ростом производительных сил, изменениями форм государственного устройства. Налоговая система является частью финансовой системы и ее возникновение, развитие также тесно связано с развитием общества. Без финансовых структур невозможно существование институтов государства. Государству необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций, в том числе на создание и содержание армии, государственного аппарата, создание общественных благ. С древних времен основным источником доходов казны являлись подати, которые с развитием общества трансформировались в налоги и в настоящее время формируют большую часть доходов бюджетной системы государства.
Практически во всех развитых странах мира разработаны и действуют Бюджетный кодекс страны и Налоговый кодекс. На основе этих правовых документов выстраиваются финансовые и налоговые отношения в стране. В Российской Федерации, действующие Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс были приняты в 1998 году в сложный период становления рыночных отношений. В дальнейшем положения законодательства редактировалось в связи с изменениями, происходящими как в нашей стране, так и в мире. Именно в Бюджетном кодексе установлено, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Исходя из положений Налогового кодекса РФ, определяется порядок исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей. Зачисление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации происходит на основании положений Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, проявляется единство финансовой и налоговой системы, неразрывная их связь с момента возникновения до настоящего времени.
Анализ налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации за период 2016 - 2018 годов позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции их роста. Денежные средства позволяют государству влиять на развитие экономики посредством предоставление капитальных вложений отдельным хозяйствующим субъектам, реализовывать национальные проекты, создавать социальные блага для населения страны. Поэтому величина налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации имеет большое значение не только для развития экономики, но и в целом всего общества. Поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Большое значение в области налогообложения и финансов имеют труды ведущих отечественных экономистов, таких как В.Г. Пансков, О.И. Лаврушин, Ю.М. Лермонтов, Л.П. Окунева, Д.Г. Черник и др.
Целью работы является анализ формирования налоговых доходов бюджетной системы и разработка мероприятий по их увеличению.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть сущность и понятие налогов;
• исследовать эволюцию формирования налоговых доходов в бюджетной системе и нормативно-правовую базу;
• провести анализ и оценку налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, как по видам налогов, так и по отраслям экономики;
• разработать мероприятия по увеличению налоговых доходов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются налоговые отношения и бюджетная система Российской Федерации.
Предметом исследования являются налоговые доходы бюджетной системы Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составили научно-экономические труды отечественных ученых, рассматривающие концепции, положения, методологические подходы, с помощью которых исчисляются налоговые
5 платежи, формируется налоговые доходы бюджетной системы государства, разрабатываются мероприятия по оптимизации налоговых поступлений в бюджетную систему страны, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты в области налогообложения и финансов.
Информационную базу составили справочная правовая система «КонсультантПлюс», справочная правовая система «Гарант», официальные сайты Центрального Банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России , статистическая и аналитическая информация за 2016-2018 гг.
Наиболее важными компонентами методологической базы можно назвать отечественные методы анализа структуры и динамики налоговых доходов бюджетной системы, оценки их степени самодостаточности.
Практическая значимость работы заключена в возможности ее применения в дальнейших научных исследованиях.
Структура выпускной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава носит теоретический характер: рассматриваются сущность и эволюция налогов, нормативно-правовая база формирования налоговых доходов бюджетной системы России. Вторая глава носит практический характер: исследуются вопросы формирования и оценки налоговых поступлений в бюджетную систему по видам налогов, по экономическим отраслям, проводится анализ налоговых доходов регионального бюджета на примере Белгородской области, сформированы предложения по увеличению налоговых доходов в бюджетной системе страны.
Выпускная квалификационная работа изложена на 66 страницах, содержит 7 таблиц, 4 рисунка, насчитывает 56 источников литературы, 5 приложений.
Налоги являются основным источником формирования доходов бюджетной системы всех экономически развитых стран. В Российской Федерации сложилась четырехуровневая система правового обеспечения исчисления налогов и зачисления налоговых платежей в бюджетную систему страны, которая способствует в достаточно полном объеме формировать доходы бюджетной системы. Основными законодательными актами являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Налоговый кодексы России. Следует отметить, что документы, относящиеся к нижнему уровню не должны противоречить документам высшего уровня, что исключает несогласованность и разночтения налогоплательщиками и иными заинтересованными лицами. Более полное и своевременное формирование доходов государства способствуют развитию экономики страны и созданию социальных благ для населения.
Во второй главе работы проведен анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Сделаны выводы об устойчивой тенденции увеличения налоговых платежей в доходах бюджета как в абсолютном выражении (с 16308,1 млрд. руб. до 23533,2 млрд. руб.), так в относительном (с 57,9 % до 63,1 %). Наибольшие налоговые платежи
поступают по налогам на добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых и прибыль организаций. Однако следует отметить, что анализ полноты перечисления исчисленных налоговых платежей за 2016-2018 году показал наличие задолженности налогоплательщиком в среднем в размере 812,4 млрд. руб.
Проведенный анализ формирования доходов федерального бюджета позволил сделать вывод об устойчивой тенденции увеличения налоговых платежей: с 9017,5 млрд. руд в 2016 году до 14130,4 млрд. руб. в 2018 году. Доля налоговых платежей в рассматриваемом периоде составляла 67,0 % - 72,6 %. В 2018 году наибольшее значение имели платеж по налогу на добычу полезных ископаемых (6060,3 млрд. руб.) и налогу на добавленную стоимость (6016,8 млрд. руб.).
Проведен анализ поступлений налоговых платежей в бюджетную систему по отдельным видам экономической деятельности, который показал, что наибольшую долю составляют платежи от добычи полезных ископаемых (21,0 %), в том числе добычи сырой нефти и нефтяного газа (17,5 %), от обрабатывающих производств (10,1 %). Сделан вывод о зависимости
налоговых доходов бюджетной системы от уровня добычи и экспорта нефти и газа. Положительным фактором является тенденция увеличения налоговых поступлений от деятельности сельского хозяйства, строительства, оптовой и розничной торговли и финансовой и страховой деятельности.
В третьем параграфе второй главы рассмотрены особенности формирования налоговых доходов по региональным и местным налогам. Отмечено, что законодательные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеют право устанавливать на своих территориях отдельные элементы налога в пределах, установленных налоговым законодательством. Тем самым они влияют на формирование доходов бюджетной системы и регулируют развитием экономики и социальной среды на своих территориях. На примере областного бюджета Белгородской области проведен анализ налоговых поступлений. Установлено, что в рассматриваемом периоде наблюдается тенденция увеличения налоговых доходов с 42298,8млн. руб. до56857,1 млн. руб. или с 65,9 % в 2015 году до 72,7 % в 2017 году. Наибольшее значение по величине налоговых поступлений в 2017 году имеют платежи по налогу на прибыль организаций (24084,2 млн. руб.) и по налогу на доходы физических лиц (14801,4 млн. руб.).
На основании проведенного анализа формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и официальных документов Правительства и Минфина России сформированы система мероприятий
59
повышения налоговых доходов в бюджетной системе в перспективном
периоде:
• повышение производительности труда посредством введение новых технологий, организационных мероприятий, что позволит увеличить выпуск товаров с меньшими материальными и трудовыми затратами. В результате увеличатся платежи в бюджет по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций;
• повышение инвестиционной активности. Для этого следует сформировать стабильные налоговые условия, предсказуемость ситуаций для развития бизнеса. С этой целью предлагается в частности изменить налогообложение ненефтегазового сектора.
Большое значение в формировании налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации имеет контроль за правильностью их исчисления и своевременностью перечисления налогоплательщиками в бюджет. В перспективном периоде предлагается реализовать ряд мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе:
• цифровизация налогового администрирования и интеграция всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство;
• реализация плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения и обеспечению перехода к автоматическому обмену налоговой информацией;
• сокращение теневого сектора бизнеса.
В результате реализации системы мероприятий по повышению налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации позволят государству расходовать денежные средства с целью реализации своих функций и создания более благоприятных условий для развития экономики и социальной среды.
1. Конституция Российской Федерации [Текст] :принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст] : Часть первая : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от03 августа 2018 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст] : Часть вторая : федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от29 июля 2018 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : Часть первая : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 01 мая 2019 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
5. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : Часть вторая : федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01 мая 2019 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Текст] :федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01 мая 2019 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] :федер. закон от 31 июля1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15 апреля 2019 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
8. Об основах налоговой системы в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. №2118-1 (ред. от 11 ноября 2003 г.)//
9. О налоге на имущество организаций [Текст] : Закон Белгородской области от 27 ноября 2003 г. № 104 (ред. от 05 июня 2018 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. вып. Белгородская область».
10. О транспортном налоге [Текст] : Закон Белгородской области от 28 ноября 2002 г. № 5 (ред. от 24 апреля 2018 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. вып. Белгородская область».
11. Об исполнении областного бюджета за 2015 год [Текст] : Закон Белгородской области от 28 июня 2016 г. № 85 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. вып. Белгородская область».
12. Об исполнении областного бюджета за 2016 год [Текст] : Закон Белгородской области от 30 июня 2017 г. № 176// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. вып. Белгородская область».
13. Об исполнении областного бюджета за 2017 год [Текст] : Закон Белгородской области от 04 июля 2017 г. № 284// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. вып. Белгородская область».
14. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно- тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: утв. Минфином России от 03 октября 2017 г. // Официальный сайт Минфина России. - Режим доступа: https: //www. minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/
15. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] : утв. Минфином России от 02 октября 2018 г. /
Официальный сайт Минфина России.
https: //www. minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/... 56