Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития учебной мотивации в начальной школе
1.1. Понятие мотивации, учебной мотивации в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста, обучающихся в школе-интернате 14
1.3. Методы и приемы развития учебной мотивации младших школьников, обучающихся в школе-интернате 25
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Исследование учебной мотивации младших школьников, обучающихся в школе-интернате.
2.1. Диагностика учебной мотивации младших школьников, обучающихся в школе-интернате 35
2.2. Программа повышения уровня учебной мотивации младших школьников, обучающихся в школе-интернате 47
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 61
Актуальность исследования. Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны, поскольку идет развитие российского общества на основе гуманистических ценностей, демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения, приоритетной целью которой является развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспечение перспектив самореализации.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одной из задач определяется включение готовности и способности обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В. и др).
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн.др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации
По мнению Безруких М. современные дети растут в насыщенном информационном поле. Они легко и быстро воспринимают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Однако выполнить творческую работу или написать сочинение - проблема. Детям сложно обобщить и систематизировать полученную информацию, у них снижена творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. При таких условиях, учебная мотивация находится на низком уровне.
Проанализировав актуальность, мы определили проблему исследования: каким должно быть содержание работы, направленное на формирование положительной учебной мотивации в условиях интерната.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы повлияли на выбор темы исследования: «Развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в школе-интернат»....
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, и педагогики. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.
В своей работе, мы опирались на определение Л.И. Божович: мотивация - это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.
Мы отметили, что в младшем школьном возрасте ребёнок активно овладевает коммуникативными навыками, устанавливает дружеские контакты со сверстниками, образуют дружеские коллективы или коллективы по интересам. Изменяется главенствующая деятельность детей в младшем школьном возрасте, место игровой деятельности занимает учебная деятельность. Изменяются внутренние мотивы ученика. Младший школьник начинает больше соответствовать критериям возраста.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований показывают, что младшие школьники, постоянно проживающие в школе- интернат менее мотивированы к учебе, чем их одноклассники, которые живут в семье и после уроков уходят домой.
Существуют различные методы и приемы развития учебной мотивации обучающихся младших классов. Грамотный выбор приемов и методов, их обоснованное сочетание, а также учет методических особенностей помогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил обозначить следующие критерии уровня учебной мотивации: сила и направленность мотивов, эмоциональное отношение к учению и личностный смысл учения.
Для диагностики уровня учебной мотивации младшего школьника, обучающегося в школе-интернат, были проведены методики: методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, методика оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой, «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбург.
По результатам данного исследования было выявлено, что среди обучающихся с постоянным проживанием в школе-интернат преобладают дети с уровнем мотивации, который характеризуется отрицательным отношением к школе, школа привлекает детей больше внеучебными сторонами. Отсюда сделан вывод о необходимости поиска и применения методов и приемов повышения учебной мотивации у младших школьников, проживающих в школе-интернате.
В качестве средства для формирования учебной мотивации учеников начальной школы мы использовали тренинговую программу, которая включала разнообразные задания, игровые упражнения и пр.
1. Азаров Ю. Л. Игра и труд. [Текст] / Азаров Ю. Л. — М., 1973.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М: Мысль, 1976. - 158 с.
3. Бакурадзе, А. Ведущий мотив - достижения успеха [Текст] / А. Бакурадзе // Директор школы. - 1992. - № 6. - С. 20-24.
4. Берцфаи, Л. В. Становление учебной деятельности [Текст] / Л. В. Берцфаи, К. И. Поливанова // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : 1988. - С. 77-94.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс ; под общ. ред. В. Я. Пилиповского. М., 1986. С. 27.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 336 с.
7. Безруких М. Какой он - современный первоклассник?// Школьный психолог. - 2013. - №2
8. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1998. -298 с.
9. Богус, М. Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственных способностей и мотивов учащихся [Текст] / М. Б. Богус // Начальная школа. - 2010. - №4. - С. 6-8.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
11. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников [Текст] / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина / М. : АПНРСФСР, вып. 36. - 1951. - С. 29-104.
12. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема [Текст] / Л. И. Божович РСФСР. 1951, вып. 36. - С. 3-28
13. Боликова Л. Ю., Белякова И. Ф. - ресоциализация детей в школе-интернате [Текст] // 10. Боликова Л.Ю., Белякова И.Ф. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 566-570
14. Братчикова, Ю. В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Электронный ресурс] / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. 2015. -URL:http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения: 11.02.2019).
15. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf (дата обращения: 24.03.2019).....(70)