Введение 3
Глава I. Жанры художественной публицистики: современные подходы к типологии, аксиологический и стилистические аспекты 8
1.1. Вопрос о типологических подходах к изучению художественно-
публицистических жанров в работах отечественных исследователей 8
1.2. Жанры художественной публицистики в практике современной
журналистики 19
1.3. Аксиологический и стилистические аспекты в изучении жанров
художественной публицистики 26
Выводы к главе 1 32
Глава II. Художественно-публицистические жанры в федеральных и
региональных печатных СМИ (2016-2018 гг.) 35
2.1. Проблемно-тематический и аксиологический аспект публикаций 35
2.2. Жанровое разнообразие выявленных публикаций 48
2.3. Стилистические приемы и средства создания публицистичности 59
Выводы к главе II 71
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Список источников 85
Приложение
Актуальность исследования связана с тем, что современные СМИ предлагают множество текстов информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, которым свойственно эмоционально-художественное обобщение действительности, авторское восприятие информации, типизация и образное обобщение. Все эти факторы способствуют не только созданию авторского начала в тексте, но и появлению новых жанровых форм, которые могут или отличаться от уже устоявшихся, или совмещать в себе черты нескольких жанров.
Особенности и типология художественно-публицистических жанров являются актуальным направлением научной мысли в теории современной российской журналистики. Исследователи обращаются не только к содержанию понятия «жанр», которое непрерывно изменяется и уточняется, но и к самой теории жанров в целом. Так как типология художественно-публицистических жанров постоянно изучается, изменяется и дополняется современными исследователями, то тема работы «Художественно-публицистические жанры в современных печатных СМИ (на материалах федеральных и региональных печатных СМИ 2016-2018 гг.)» является актуальной и важной для изучения жанров художественной публицистики.
К изучению типологий художественно-публицистических жанров журналистики обращались многие современные исследователи и авторы. Теоретическую основу нашего исследования составили работа А. А. Тертычного «Жанры периодической печати» [61], в которой автор описал типологию журналистских жанров, представив также и внутреннюю типологию некоторых жанров (например, очерк), труд Л. Е. Кройчика «Система журналистских жанров» [33], представляющий художественно-публицистические жанры с точки зрения соединения в них различных начал;
учебное пособие А. К. Бобкова «Газетные жанры» [3] - о жанрах газетной публицистики, где в первую очередь выделяется жанр зарисовки, а не очерк; работы А. В. Колесниченко «Практическая журналистика» [27], «Прикладная журналистика» [28], «Настольная книга журналиста» [26] , рассказывающие о «новых» художественно-публицистических жанрах в авторской типологии системы жанров; труды Г. В. Лазутиной, С. С. Распоповой «Жанры журналистского творчества» [34], Г. С. Прохорова «Что такое «художественная публицистика»?» [51], В. Т. Третьякова «Как стать знаменитым журналистом» [63], посвященные изучению типологии жанров журналистики, в том числе и художественно-публицистических.
Объект исследования - система художественно-публицистических жанров в федеральных и региональных печатных СМИ.
Предмет исследования - проблемно-тематический и аксиологический аспекты, а также разнообразие материалов художественно-публицистических жанров в федеральной и региональной печатной прессе в 2016-2018 гг.
Цель работы - выявление и изучение тематики, проблематики и жанрового разнообразия художественной публицистики в федеральной и региональной прессе в течение 2016-2018 гг., а также стилистических средств и приемов создания публицистичности в анализируемых материалах.
Выполнение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить литературу по теории современных журналистских жанров для изучения типологий художественно-публицистических жанров в работах различных исследователей.
2. Выявить и описать проблемно-тематический и аксиологический аспекты избранных для анализа публикаций.
3. Установить и представить итоги изучения жанрового разнообразие художественной публицистики федеральной и региональной печатной прессы.
4. Изучить стилистические особенности и приемы создания экспрессии в жанрах художественной публицистики.
Эмпирическую базу нашего исследования составили газетные публикации, которые появлялись в федеральных и региональных печатных СМИ в 2016-2018 гг. Нами были проанализированы 133 номера «Белгородской правды», 103 номера газеты «Наш Белгород», 432 номера «Новой газеты», 887 номеров «Российской газеты» за 2016-2018 гг.
Перечисленные издания относятся к общественно-политическим, но отличаются: ареалом распространения - региональные («Наш Белгород», «Белгородская правда») и федеральные («Новая газета» и «Российская газета»), и типологическими моделями: «Новая газета» - независимое общественно-политическое издание, «Российская газета» - общественно-политическое издание Правительства Российской Федерации. Именно это, на наш взгляд, дает возможность получить наглядное представление о жанровом разнообразии публикаций и отследить реализацию проблемно- тематического и аксиологического аспектов в печатных СМИ 2016-2018 гг. Кроме этого, выбранные газеты рассчитаны на массовую аудиторию (проанализированы издания федерального, областного и городского характера). Всего в ходе исследования было выделено 60 публикаций художественно-публицистических жанров в печатных изданиях регионального уровня и 106 - в федеральных.
Методы исследования:
1. Научное описание - для анализа особенностей печатных публикаций и для фиксации не только явления, но и признаков изучаемого объекта, выводов по проведенному исследованию.
2. Изучение необходимой литературы, которое способствовало пониманию теоретических вопросов работы.
3. Метод сплошной выборки позволил провести полноценное изучение газетных архивов и выявить публикации, соответствующие теме и задачам нашего исследования.
4. Статистический метод, позволивший увидеть количество публикаций художественно-публицистических жанров из всего объема проанализированных изданий.
5. Качественный контент-анализ для определения проблемно-тематического спектра, аксиологических аспектов.
6. Типологический метод при определении жанровой принадлежности изучаемых публикаций.
7. Анализ авторской манеры для выявления особенностей публикаций с точки зрения стилистического и жанрового разнообразия.
Апробация: по теме исследования были сделаны научные публикации «Художественная публицистика белгородских печатных СМИ в 2016-2018 гг.: проблемы, темы, жанры, средства создания выразительности» (сборник «Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 18-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов» (6-7 марта 2019 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2019. С. 134-136) и статья «Художественно-публицистические жанры в белгородских печатных СМИ (2016-2018 гг.)» (сборник материалов научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» Белгород, НИУ «БелГУ», Факультет журналистики 10-17 апреля 2019 г.: материалы конференции / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. - Белгород, Факультет журналистики НИУ «БелГУ», 2019. — С. 17-22).
Основные теоретические положения и результаты работы также нашли отражение в выступлении на тему «Художественно-публицистические жанры в белгородских печатных СМИ (2016-2018 гг.)» (Неделя науки факультета журналистики НИУ «БелГУ», секция «Актуальные вопросы отечественной печатной журналистики и публицистики» (апрель 2019 г.)).
Структура работы определяется логикой исследования и соответствует поставленным задачам. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка источников и Приложения.
Главной особенностью, отличающей художественно-публицистические жанры, является акцент на наличие авторского начала в текстах, которое не только обладает персонификацией, но и также воздействует на читателя. Так как каждый публицистический текст транслирует индивидуальное мнение автора, его знания о мире, целевые установки, все эти факторы порождают большое количество типологий художественно - публицистических жанров, появление новых «авторских» жанров художественной публицистики.
Изучив типологии художественно-публицистических жанров в работах современных исследователей, мы можем утверждать следующее: сегодня не существует универсального метода, принципа разделения всех журналистских жанров на группы и подгруппы. Выделяются тенденции как к упрощению типологии художественно-публицистических жанров (Л. Е. Кройчик), так и к чрезмерному осложнению, нагромождению жанров в типологии (А. А. Тертычный).
Специфика жанров современной художественной публицистики заключается в особом, объединяющем подходе к освещению волнующих тем и проблем современного мира. В текстах художественно-публицистических жанров наблюдается синтез эмоционально-образного и рационально-познавательного отражения действительности. Тексты отражают весь спектр социальных отношений, которые находят своей воплощение благодаря стилевым особенностям текста. К внеязыковым факторам мы отнесли: актуальность, оперативность отклика на проблему, периодичность выступлений и ярко выраженное отношение автора к рассматриваемому вопросу. Публицистике свойственны документальность и объективность, с одной стороны, и оценочность, полемичность и эмоциональность, с другой, что еще раз доказывает единство информационной и воздействующей функций в текстах художественной публицистики.
Изучив публикации федеральных и региональных печатных изданий, мы пришли к выводу, что журналисты обращаются к художественно-публицистическим жанрам при необходимости выражения своего отношения к следующим актуальным проблемно-тематическим аспектам современности: потребительское отношение к окружающей среде, проблемы толерантности и всей совокупности отношений в современном обществе. Авторы уделяют внимание и проблемам отсутствия желания у современного молодого поколения работать, и проблемам выбора, по мнению авторов региональных публикаций, иногда ничем не обоснованного.
Журналисты федеральных СМИ на первое место ставят проблемы, которые возникаю как между людьми, так и между государством и гражданами. Это проблемы здравоохранения и образования, отсутствия помощи со стороны государства инвалидам и сиротам, политические и социальные проблемы государства.
Тематический и аксиологический аспекты изученных публикаций часто перекликаются между собой. Они не только актуальны и периодически появляются на страницах изданий, но и находят свое воплощение в различных жанровых формах. Тема памяти и тема войны в региональной печати часто сопряжена с обращением к таким духовным ценностям, как патриотизм, уважение, преданность. Авторы федеральных СМИ освещают эти важные темы с иной стороны, например, показывая жизнь ветеранов в современном мире, когда им приходится мириться с ужасными бытовыми условиями. Эти темы в региональных газетах находят свое воплощение в очерках и эссе, в федеральных — в сатирических комментариях, в проблемном очерке.
Журналисты знакомят читателей со своими размышлениями над такими ценностями и духовными качествами человека, как честность, трудолюбие, доброта и любовь, обличают черствых ленивых людей, готовых пойти на любое «преступление» ради своей выгоды.
Исследовав публикации художественной публицистики в федеральной и региональной печати, мы пришли к выводу, что их жанровое воплощение не такое разнообразное, как это представлено в теоретическом аспекте. Проанализировав издания за 2016-2018 гг., мы констатируем: памфлет, сатирический комментарий, анекдот, шутка, ньюс-фиче, публицистическая статья и многие другие разновидности жанров художественной публицистики, выделенные различными исследователями, в 2016-2018 гг. на страницах региональной газетной периодики не встречаются. Однако такие жанры, как сатирический комментарий, проблемный очерк, фельетон и памфлет часто встречаются на страницах федеральных газет, в особенности в «Новой газете».
В газетной периодике Белгородской области за 2016-2018 годы мы несколько раз встретили фельетоны, которые имели явный исторический акцент и говорили о постоянных и неизменных проблемах. Авторы федеральных изданий в текстах данной жанровой формы затрагивают политические проблемы сегодняшнего дня и обращаются к возможным перспективам. В связи с этим, необходимо отметить, что региональные журналисты в художественно-публицистических текстах используют прием ретроспекции, а федеральные публицисты часто прибегают к приему проспекции, который чужд региональной печати.
Очер и эссе — часто встречающиеся художественно-публицистические жанры, которые ставят перед собой цель вывести на поверхность главные проблемы современного общества и обличить недостатки и пороки человека. Тексты в жанре зарисовки часто представляли собой синтез черт двух жанров из разных жанровых классификаций — очерка и репортажа, которым свойственно обилие деталей и сравнений.
Изученные нами публикации имеют ярко выраженное авторское начало, большую эмоциональность и субъективность мнений, которые следуют в единении с объективностью фактов и основаны на документальности изложения.
Художественная публицистика федеральной и региональной прессы обладает экспрессией, которая выражается через парцелляцию предложений, градацию, абзацное членение и их единоначалие, наличие большого количества риторических вопросов и восклицаний. Авторы публицистических текстов активно используют нейтральную, книжную, разговорную и иноязычную лексику, встречаются речевые стандарты и штампы, фразеологизмы, профессионализмы и окказионализмы. Кроме этого, авторы выражают экспрессию и благодаря уже перечисленным синтаксическим средствам, и с помощью номинативных, определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных предложению, диалогов и монологов в текстах. Все причисленные приемы способствуют усилению воздействующей функции публицистических текстов, которая по своей силе равна первой функции художественно-публицистических жанров - информационной.
1. Антонова, В. И. Художественно-публицистические жанры в газетной периодике [Текст] / В. И. Антонова — Саранск, 2003. — 56 с.
2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] /
М. М. Бахтин — Москва: Издательство «Искусство» 1986. — 445 с.
3. Бобков, А. К. Газетные жанры [Текст]: учебное пособие /
A. К. Бобков — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 64 с.
4. Богуславская, В. В. Журналистский текст в прагматическом аспекте [Текст] / В. В. Богуславская // Межкультурная коммуникация: глобальные и региональные аспекты: Материалы межд. науч. -практ. конференции, 11-12 мая 2000 г. — Ростов н/Д: РГПУ, 2000. — С. 33-37.
5. Владимиринцев, В. П. Газетная зарисовка: поэтика (смысл, особенности и границы жанра) [Текст]: учебно-методическое пособие / B. П. Владимиринцев. — Иркутск, 2002. — С. 4-5.
6. Ворошилов, В. В. Журналистика [Текст]: учебник /
В. В. Ворошилов, 2-е издание. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 — 360 с.
7. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры [Текст] / Г. П. Выжленцов — Изд-во СПб., 1996. — 152 с.
8. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. [Текст] / Н.В. Гоголь. — М., 1969. — 257 с.
9. Голик, О. В. Жанрология печатных СМИ: историографический аспект [Текст] / О. В. Голик // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика — 2014. — № 2. — С. 119-121.
10. Головко, Б. Н. Теория и практика социально-лингвистического моделирования и распространения текстов массмедиа в информационном пространстве России [Текст] / Б. Н. Головко. — М.: Московский государственный университете печати, 2004. — 51 с.
11. Горький, M. A. O. Жиге [Текст] / М. А. Горький // Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 30. С. 145.
12. Гумницкий, Г. Н. Понятие человечности в общей теории морали [Текст] / Г. Н. Гумницкий, М. Г. Зеленцова // Философия и общество, № 3. — М., 2008. — С. 20-31.
13. Дергач, Д. В. Диффузия медиажанров как лингвистическая
проблема [Текст] / Д. В. Дергач // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: МедиаМир; Факультет
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014. — C. 341-342.
14. Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров [Текст]: Очерк. Фельетон. / Е. И. Журбина — Москва: Мысль, 1969. — 399 с.
15. Здоровега, В. И. Теория и методика журналистского творчества [Текст]: учебник / В. И. Здоровега, 2-е изд, перераб и доклада — М.: ПАИС, 2004. — 268 с.
16. Змиевская, Н. А. Лингвостилистические особенности повтора и его роль в организации текста [Текст]: автореф. канд. дис. / Н. А. Змиевская. — М., 1978. — 34 с.
17. Ильин, В. В. Аксиология [Текст] / В. В. Ильин. - М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с.
18. Истомина, Л. Е. Жанрообразующие признаки политического
фельетона [Текст] / Л. Е. Истомина // Журналистика в 2009 году:
Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М.: Факультет
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. — С. 415-416.
19. Кайда, Л. Г. Стилистические метаморфозы публицистического текста [Текст] / Л. Г. Кайда // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. — С.109-110.
20. Калажокова, Р. З. Публицистика как сфера употребления фразеологических единиц [Текст] / Р. З. Калажокова // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 151-153. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/107/4563/(дата обращения: 07.05.2019).
21. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики [Текст] / М. Н. Кий. — СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2004. — 355 с.
22. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения [Текст]: монография / М. Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова М.А., 2001. — 320 с.
23. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст]: учебник / М.Н. Кожина, В.А. Салимовский. — М. : Флинта : Наука, 2008. — 464 с.
24. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст]: учебное пособие / М. Н. Кожина — М.: Просвещение, 1977. — 223 с.
25. Колесниченко, А. В. Жанры прикладной журналистики [Текст] / А. В. Колесниченко // Журналистика и медиарынок. — 2008. — № 2. —
С. 33-36.
26. Колесниченко, А. В. Настольная книга журналиста [Текст]: учебное пособие / А. В. Колесниченко. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2013. — 334 с.
27. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика [Текст]: учебное пособие / А. В. Колесниченко. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 192 с.
28. Колесниченко, А. В. Прикладная журналистика [Текст] / А. В. Колесниченко // Журналистика и медиарынок. — 2014. - № 2. — С. 33-36.
29. Коньков, В. И. Речевая структура газетных жанров [Текст]: учеб. пособие / В. И. Коньков — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики, 2004. — 306 с.
30. Коньков, В. И., Потсар, А. Н. Основные понятия стилистики речи [Текст]// Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / В. И. Коньков, А. Н. Потсар. — СПб, 2007 — 315 с.
31. Короченский, А. П., Ушакова, С. В. Практические ориентиры журналистского образования [Текст] / А. П. Короченский, С. В. Ушакова // Медиаобразование: концепции и перспективы: Материалы для дискуссии / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. — СПб, 2006. — С. 26.
32. Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе [Текст] / Р. Г. Костомаров // М.: МГУ, 1971. — 268 с.
33. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста: учеб. для студентов вузов по спец. «журналистика» / [ред.-сост. С.Г.Корконосенко]. — СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000. — С. 125-167.
34. Лазутина, Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского
творчества [Текст]: учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 319 с.
35. Магай, И. П. «Салонный» жанр на шумных перекрёстках [Текст] /
И. П. Магай // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011. —
С. 68-69.
36. Майданова, Л. М. Стилистические особенности газетных жанров [Текст]: Лекции по спецкурсу / Л. М. Майданова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Свердловск : УрГУ, 1987. — 65 с.
37. Манойло, А. В. Государственная информационная политика в особых условиях [Текст]: монография / А. В. Манойло. — М., МИФИ, 2003. — 388 с.
38. Марчан, К.В. Эстетические ресурсы публицистического дискурса
// Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М.: Факультет
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011. — С. 289-290.
39. Миронова, О. С. Жанры журналистики: трансформация или
адаптация? [Текст] / О. С. Миронова // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М.: Факультет
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. — С. 69-70.
40. Мисонжников, Б. А. Жанры журналистики: предмет и форма творческой рефлексии [Текст] / Б. Я. Мисонжников // Жанры в журналистском творчестве: мат. науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексе коммуникативных процессов», Санкт- Петербург, 19 марта 2003 г./ [отв. Ред. Б.Я.Мисонжников]. — СПб.:Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та. 2004. - 176 с.
41. Мутовкин, А. А. Жанры в арсенале журналистике [Текст] / А. А. Мутовкин. — Омск, 2006. — 40 с.
42. Накорякова, К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации. [Текст] / К. М. Накорякова. — М.: Флинта Наука, 2010. — 199 с.
43. Нерсесова, Т. Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/835(дата обращения: 07.06.2019).
44. Нетреба М. М. Прояыление авторизации в публицистических текстах / М. М. Нетреба // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения: тезисы Международного научного форума 21-22 апреля 2016 г. / отв. Ред. В. В. Васильева. — Спб.: Институт «Высшая школа журналистики и массовой коммуникации» СПБГУ, 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://jfspbu.ru/conference/6081.html(дата обращения: 08.06.2019).
45. Нигматулина, К. Р. Аксиология в журналистике: пересекающиеся
измерения [Текст] / К. Р. Нигматулина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика.
Выпуск 1. — Санкт-Петербург, 2008. — С. 140-146.
46. Пельт, В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики [Текст]: учеб.-метод. Пособие для студентов фак. И отд. Журналистики г. Ун-тов / В. Д. Пельт. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 48 с.
47. Поликарпова, Е. В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliptek Buks/Gurn/Polikarp/01.php (дата обращения: 07.06.2019).
48. Полонский, А.В. Публицистика как особый вид творческой деятельности [Текст] / А.В. Полонский ; БелГУ // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. — 2008. - №11, вып.1. — С. 56-61.
49. Почепцов, Г. Г. Информационные войны [Текст] / Г. Г. Почепцов. — М., Рефл-бук. 2000. — 576 с.
50. Прилюк, Д. М. Теория и практика журналистского творчества. Проблема мастерства [Текст]: научн. Пособие для студентов вузов, для начинающих специалистов. Журналистика / Д. М. Прилюк. — К.: Высшая школа, 1983. — 280 с.
51. Прохоров, Г. С. Что такое «художественная публицистика»? [Текст] / Г. С. Прохоров // Новый филологический вестник. — 2012. — № 3 (22). — С. 44-52.
52. Резун, В. В. Очерк по истории и теории украинского журналистиковедения [Текст]: монография / В. В. Резун. — Киев. Нац. Ун-т им. Тараса Шевченко. — К. Ин-т журналистика, 2005. — 232 с.
53. Рогова, К. А. Текст: теоретические основания и принципы анализа [Текст]: учеб. науч. пос./ под ред. проф. К. А. Роговой / К.А. Рогова — СПб.: Златоуст, 2011. — 456 с.
54. Сидоров, В. А. Ценностное осознание журналистики [Текст] / В. А. Сидоров // Преподаем журналистику: взгляды и опыт: Мат-лы для дискуссии / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2006. С. 39.
55. Сидоров, В. А., Ильченко, С. С., Нигматуллина, К.Р. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины [Текст] / В. А. Сидоров / Под общ. ред. В. А. Сидорова. — СПб., 2009. — 174 с.
56. Силакова, Д. В. Кризис художественно-публицистических жанров в региональной печати [Текст] / Д. В. Силакова // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. — М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014. — C. 191-192.
57. Симкин, Я. Р Сатирическая публицистика [Текст] / Я. Р Симкин. Ростов-на-Дону, 1976. — 176 с.
58. Скибицкая, Л. В. Способы и приемы раскрытия образа человека в портретном Л. Екеля [Текст] / Л. В. Скибицкая // Журналистыка-2014: стан, проблемы и перспективы : материалы 16-й Междунар. науч.-практ. конф.,
4-5 сн. 2014 г. - Минск / редактор : С.В. Дубовик — Вып. 16. — Минск : БДУ, 2014. — С. 87-91.
59. Стариков, А. Г. Масс-медиа современной России [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Стариков — Ростов-на-дону, 2013. — 250 с.
60. Термин, В. П. Массовая коммуникация: исслед. опыта Запада [Текст] / В. П. Термин — М., Перераб. 2000. — 130 с.
61. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст]: учеб. пособие / А. А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 312 с.
62. Тертычный, А. А. Ирония - извилистый путь к истине [Текст] / А.
A. Тертычный // Журналист — 2004 — № 3. —С. 77.
63. Третьяков, В. Т Как стать знаменитым журналистом [Текст]: курс лекция по теории и практики современной русской журналистики /
B. Т Третьяков [предисл. С.А. Маркова]. — М.: Ладомир, 2004. — 623 с.
64. Шевчук, Д. А. Экономическая журналистика [Текст]: учебно-практическое пособие / Д. А. Шевчук — Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2008. — 568 с.
65. Шостак, М. И. Репортер: профессионализм и этика [Текст]: / М. И. Шостак — М. : РИПхолдинг, 2001. — 165 с.
66. Юзифович, В. А. Речевые средства портретной характеристики персонажей в очерках В.М. Пескова [Текст] / В. А. Юзифович // Журналистика в 2008 году: Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. — С. 439-440.
67. Якубова, Р. Г. Жанр фельетона: современное состояние
и перспективы развития [Текст] / Р. Г. Якубова // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. Материалы Всероссийской научно¬
практической конференции аспирантов и студентов Проблемы массовой коммуникации: новые подходы 29-30 октября 2015 г. Часть I. род общей редакцией профессора В. В. Тулупова — Воронеж, 2015. — С. 55-56.