Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование групповой сплоченности в командных выступлениях по эстетической гимнастике (Балтийский Федеральный Университет)

Работа №177377

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 девочек 10-12 лет, занимающихся эстетической гимнастикой в Калининградской области.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В КОМАНДНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ…6
1.1. Специфика командных видов спорта и роль групповой сплоченности в достижении спортивных результатов...6
1.2. Понятие и сущность групповой сплоченности в психолого-педагогических аспектах…10
1.3. Особенности эстетической гимнастики как вида спорта и требования к групповой сплоченности…16
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ …………….21
2.1. Методы исследования………21
2.2. Организация исследования ………………23
Глава III. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В КОМАНДНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ…24
3.1. Анализ и обсуждение полученных результатов…………………………...24
3.2. Практические рекомендации по повышению групповой сплоченности в командах по эстетической гимнастике …………………………………………40
Выводы……………………………………………………………….………….49
Список использованной литературы……53
Приложение А……………………………………………………………………59
Приложение Б……………………………………………………………………60
Приложение В……………………………………………………………………62


Эстетическая гимнастика – это относительно новый и очень зрелищный вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела.
В эстетической гимнастике спортсменки выступают в групповых программах, что помимо высокого уровня физической подготовки, гибкости, координации и артистизма, требует слаженной командной работы: координации, согласованности и взаимодействия в команде. В командных выступлениях по эстетической гимнастике синхронность движений, единство стиля и выразительность композиции играют ключевую роль в достижении высоких результатов. Успех команды во многом зависит от способности спортсменок взаимодействовать друг с другом, понимать и чувствовать своих сокомандников, поддерживать и мотивировать друг друга.
Актуальность изучения обусловлена возрастающим интересом к эстетической гимнастике как к виду спорта, требующему высокой степени групповой сплоченности для достижения успеха. Несмотря на это, недостаточно изучены психологические факторы, определяющие эффективность командного взаимодействия в эстетической гимнастике. Особое внимание следует уделить исследованию групповой сплоченности, которая является одним из важнейших компонентов успешной командной деятельности. В условиях высокой конкуренции и возрастающих требований к спортивным результатам, понимание и развитие групповой сплоченности в командах по эстетической гимнастике приобретает особую значимость.
Исследования в области спортивной психологии показывают, что успешная команда характеризуется хорошими межличностными отношениями, высоким уровнем коммуникации, взаимопонимания и доверия между спортсменами. Психологическая поддержка и тренинг могут быть ключевыми элементами для повышения успехов в соревнованиях.
Изучение этой темы позволит более глубоко понять процессы и взаимодействия в спортивных командах по эстетической гимнастике, а также предложить рекомендации по созданию благоприятной психологической атмосферы в спортивной команде.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученности влияния групповой сплоченности на эффективность командных выступлений в эстетической гимнастике. Остается неясным, какие конкретно компоненты групповой сплоченности наиболее важны для достижения высоких результатов в данном виде спорта, и какие факторы способствуют формированию и поддержанию групповой сплоченности в командах по эстетической гимнастике.
Цель: определить уровень групповой сплоченности в командах по эстетической гимнастике и определить ее влияние на эффективность командных выступлений.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс команд по эстетической гимнастике.
Предмет исследования: показатели групповой сплоченности, влияющие на групповую деятельность спортсменок в спортивной команде по эстетической гимнастике.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что высокий уровень групповой сплоченности, характеризующийся положительными межличностными отношениями, приверженностью к общей цели и ориентацией на эффективное взаимодействие, способствует повышению результативности командных выступлений в эстетической гимнастике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к изучению групповой сплоченности в психолого-педагогических аспектах и выявить ее специфику в командных видах спорта.
2. Раскрыть особенности эстетической гимнастики как вида спорта и определить требования к групповой сплоченности в командных выступлениях.
3. Провести эмпирическое исследование групповой сплоченности в командах по эстетической гимнастике и выявить взаимосвязь между ее показателями и результатами командных выступлений.
4. Разработать практические рекомендации для тренеров и спортсменок по повышению групповой сплоченности в командах по эстетической гимнастике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ данных специальной, научной и учебно-методической литературы и их обобщение позволили нам установить, что групповая сплоченность в командных видах спорта является сложным социально-психологическим феноменом, который включает в себя: эмоциональную общность членов команды, ценностно-ориентационное единство, поведенческое единство и высокий уровень коммуникации и взаимопонимания.
На основании теоретического обобщения данных научной литературы выявлены особенности эстетической гимнастики как командного вида спорта требуют от спортсменок высокого уровня технической подготовки, развитой способности к взаимодействию в команде, синхронности движений, единства стиля и выразительности композиции, а также постоянного взаимодействия между сокомандницами. Все эти факторы определяют уровень групповой сплоченности команды, что, в свою очередь, отражается на общую оценку выступлений и уровня подготовленности команды.
Выявлены показатели уровня групповой сплоченности команд по эстетической гимнастике в возрастной категории 10-12 лет. Полученные данные свидетельствует о том, что уровень групповой сплоченности в командах соответствует среднему уровню, что напрямую влияет на уровень подготовленности к спортивным соревнованиям и их результаты.
На основе выявленных взаимосвязей была проанализирована специальная, научная и учебно-методическая литература, в результате обобщения которой, были разработаны практические рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в командах с целью повышения уровня групповой сплоченности.
Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза получила подтверждение, цели и задачи решены.



1. Абдуллин Э.Б., Николаева E.H. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - M.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336с.
2. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Музыка, 2006. - 334с.
3. Артемьева Ж.С. Начальное обучение упражнениям без предмета в художественной гимнастике: учебно-методическое пособие / Ж.С. Артемьева; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург. - Санкт-Петербург: [б.и.], 2008. - 77 с.
4. Бажанова Р.К. Феномен артистизма: автореф. дис. … канд. пед. наук / Р.К. Бажанова. - Казань, 2003. - 24с.
5. Баженова Е.А. Правовые идеи Юргена Хабермаса: дискурсивный подход к праву / Е.А. Баженова. — Владимир : Издательство ВЛГУ, 2022. — 129 с.
6. Барсукова А.В. Сущность социально-психологического климата в организации и основы его формирования / А.В. Барсукова, В.В. Задворная // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2019. — №10. — С. 310–321.
7. Бахмарова В.Н. Социальный фактор в концепции управления М. Крозье / В.Н. Бахмарова // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №1. — С. 1–3.
8. Боброва С.П. Эмоциональное развитие младших школьников в творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.П. Боброва. - Саратов, 2003. - 25с
9. Борисенко С.И. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток / С.И. Борисенко // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. - 2004. - № 6. – С. 20-39.
10. Бочавер К. А., Савинкина А. О. К вопросу о феномене групповой сплоченности в спорте: анализ методологических подходов. Москва, 2018.
11. Будаева Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник БГУ. — 2015. — № 6. — С. 92–95.
12. Бурганова Л.А. Теория управления Элтона Мэйо : монография / Л.А. Бурганова, Е.Г. Савкина. — Казань : КГТУ, 2007. — 159 с.
13. Быстрова И.В. Влияние социально-психологической адаптированности на результативность спортивной деятельности девушек, занимающихся художественной гимнастикой / И.В. Быстрова // Научно-теоретический журнал «Учёные записки». - №9(31) – 2007.
14. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с нем. сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. — Москва : Прогресс, 1990. — 808 с.
15. Винер-Усманова И.А. [и др.] Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб. пособие для образовательных учреждений ВПО по направлению 034300(62) – «Физ. культура»; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - Москва: Человек, 2014. - 120 с.
16. Гагаева Г.М. Психологический анализ трудностей в футболе / Г.М. Гагаева // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П.Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - С.293-303.
17. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
18. Дворкин А.С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания / А.С.Дворкин, Ю.К.Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –1997. - №2. - С.32-34.
19. Джус О. Индивидуальная тренировка футболистов. / Джус О. - К., 2000. - 34 с.
20. Домбаева А.С. Социокультурные факторы формирования гендерных характеристик личности спортсмена / А.С. Домбаева. - Москва, 2012. – 60с.
21. Евтушенко В.А. Исследования межличностных конфликтов взаимоотношений спортсменов / В.А. Евтушенко // Материалы VIII Всесоюзной конференции по психологии спорта. – Ереван, 1976. – С. 139-141.
22. Завьялова Т.П. Развитие физических способностей у дошкольников: методические рекомендации / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. - Тюмень, 2016. –16 с.
23. Зинкевич-Евстигнеева. Теория и практика командообразования. Современная технология созда¬ния команд. СПб.: Речь, 2013. - 304 с.
24. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб., 2019.
25. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике / Л.А.Карпенко // Ученые записки университета имени П.Лесгафта. - 2007. - Вып. 2(24). – С. 22-27.
26. Карпенко Л.А. О воспитании выразительности у занимающихся художественной гимнастикой / Л.А. Карпенко // Актуальные проблемы спортивной тренировки. – Москва, 1976. – С. 50–52
27. Карпенко Л. А., Румба О. Г. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб. пособие / Карпенко Л. А., Румба О. Г. - Москва: Советский спорт, 2014. - 264 с.
28. Клещев И. Г. Спортивная направленность личности: личность и спорт. Москва, 1995.
29. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 2013. -128 с.
30. Конеева Е. В., Морозова Л. П., Ночевнова П. В. Эстетическая гимнастика: История, техника, правила соревнований: Учебное пособие. - М., Прометей, 2013. - 170 c.
31. Кричевский Р.Л. Проблема сплочённости малых групп в зарубежной социальной психологии. Вопросы психологии. 1973; 3.
32. Крюгер, В. Руководство командой / Вольфганг Крюгер. - 2-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2006.- 118 с.: ил., табл.
33. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец / Т.С. Лисицкая. – Москва: Советский спорт, 1988. - 48 с.
34. Лисицкая Т.С. Проведение занятий по хореографии с гимнастками: Метод, разработки для студентов, специализирующихся по гимнастике / Гос. центр, инс-т физ. культуры. Москва. - . ГЦОЛИФК, 1984. - 42 с.
35. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 176 с
36. Лисицкая Т.С., Лебедев Н.И. Элементы хореографии в художественной гимнастике / Т.С. Лисицкая Н.И. Лебедев // Москва: Физкультура и спорт. - 1977. – С. 6-38.
37. Ложкин Г. В. Развитие представлений о психологическом климате спортивной команды // Спортивный психолог. 2012. Nº 2. C. 16
38. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПБ., 2020.
39. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой: Учебное пособие для студентов институтов физкультуры / А. В. Мальчиков. – Смоленск, 1987. – 81 с.
40. Мальчиков А.В. Сыгранность и сплоченность спортивных команд / А.В. Мальчиков // Тезисы Всесоюзного симпозиума. - Л., 1970. - С. 37.
41. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П.Матвеев. – СПб.: Издательство «Лань», 2005.- 384 с.
42. Морозова Л.П., Ночевнова П.В. Методика проведения занятий по эстетической гимнастике: Учеб.-методич. пособие. - М., 2006. - 114 с.
43. Новиков Б.И. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям: сборник статей. Москва, 1968.
44. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 1979. − 93 с.
45. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов / Н. Н. Обозов // Социальная психология. – Л.: ЛГУ, 1979. – С. 150-171.
46. Обозов H.H. Психологическая совместимость и срабатываемость как факторы эффективности труда / H.H. Обозов // Промышленная социальная психология. -Л.: ЛГУ, 1982. - С.102-108.
47. Психологические исследования : практикум по общей психологии для студ. пед. вузов / сост. Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. – М. : Ин-т практич. психологии ; Воронеж : Модэк, 1996. – 176 с. – ISBN 5-8722-4126-7.
48. Психология спорта. Хрестоматия. Составитель А.Е. Тарасов. Минск, 2005.
49. Пуни А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки соревнований в спорте. Ленинград, 1978.
50. Рыжонкин Ю.Я. Практика организации спортивно-игровой команды / Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985.
51. Семечкин Н. И. Психология малых групп Владивосток, 2005.
52. Сидоренков А. В. Социальная психология малых групп: учебное пособие. Ростов н/Д., 2012.
53. Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И., Ульянова Н. Ю. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации: монография. Ростов н/Д., 2014.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ