Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Мордовский Государственный Педагогический Университет)

Работа №177305

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы47
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ № 99 г. Пензы «Карусель».
Выборка: 32 ребенка в возрасте 5-6 лет.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………...……3
1 Теоретические основы формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности ………7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста……7
1.2 Игровая деятельность как средство формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста...16
2 Экспериментальная работа по формированию представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…23
2.1 Выявление исходного уровня формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста …23
2.2 Система работы по формированию представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…………30
Заключение………………………………...……………………………………36
Список использованных источников………38
Приложение А «Беседа «Моя Родина» …44
Приложение Б «Игра «Волшебный круг вежливости» ………………….…..45
Приложение В «Методика «Сюжетные картинки» …………..……….....…..46
Приложение Г «Игра «Дом, в котором я живу» …………..….…….………..47
Приложение Д «Игра «Только хорошее» ……48
Приложение Е «Игра «Как надо заботиться» 49


Проблема формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является одним из центральных вопросов педагогов-психологов, воспитателей, ученых-исследователей.
Социокультурное развитие личности характеризует эстетический и нравственный облик каждого человека. Оно показывает, как и насколько человек усвоил общепринятые ценности социума, в котором он живет. На каждом из нас лежит ответственность за соблюдение норм и правил поведения, за собственную культуру и культуру поведения подрастающего поколения.
Социокультурные ценности важно прививать с раннего возраста, и образовательные учреждения, в частности, детские сады дают такую возможность. Перед родителями, воспитателями и педагогами сегодня стоит большая ответственность, а именно заложить базовые знания о главных ценностях человека в дошкольном возрасте, которые потом станут его движущей силой и будут определять все его поступки и действия.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка. Указана значимость объединения «обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [31].
Ученые В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская писали: «Старший дошкольный возраст является периодом открытости к различным социокультурным, нравственным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка». Таким образом, рассматривая дошкольный возраст в качестве сензитивного периода, мы можем проследить механизм формирования социокультурных представлений ребенка [19].
На современном этапе дошкольного образования существует дефицит недостаточного объема методик по формированию у дошкольников основных представлений о социокультурных ценностях, что приводит к отсутствию у детей базовых представлений о культурных особенностях народов России. Поэтому воспитателям необходимо разработать педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям.
Это определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне. Актуальность проблемы формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста является сегодня важной составляющей дошкольного образования и современного социума. Социокультурные ценности основаны на уважении к окружающему миру, соблюдениям правилам и нормам поведения в обществе и является одним из приоритетных факторов в жизни каждого человека. Поэтому формирование представлений о социокультурных ценностях целесообразно следует начинать именно в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: процесс формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности возможна при реализации педагогических условий и комплекса диагностических методик.
Цель: выявить и экспериментально обосновать необходимость формирования представлений о социокультурных ценностях целесообразно детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
В связи с этим в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования представлений о социокультурных ценностях, их особенности и значение.
2. Раскрыть потенциальные возможности игровой деятельности в формировании представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать диагностику уровня и провести экспериментальную работу по формированию представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить педагогические условия и комплекс диагностических методик, способствующие повышению уровня в формировании представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста.
Вопросами изучения проблемы формирования представлений о социокультурных ценностях внесли такие авторы как: И. А. Бойчук,
М. В. Губанов, Н. Ф. Губанова, О. Г. Дробницкий, О. В. Дыбина,
Н. С. Ежкова, Т. С. Жандарова, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко,
Н. А. Иванова, Н. В. Ипполитова, В. М. Катриченко,
Б. И. Кононенко, Н. В. Космачева, Л. П. Кураков, И. С. Мартынова,
А. Ш. Назарова.
О дидактическом потенциале и возможностях использования игровой деятельности в процессе формирования представлений о социокультурных ценностях писали следующие ученые-исследователи: М. И. Бирюкова,
Н. Д. Бобырев, Ю. Г. Брынзарей, В.А. Бурцев, Е. В. Бурцева,
В. А. Деркунская, А. А. Косачева, Е. А. Коссаковская, С. В. Леженина,
А. С. Макаренко, А. А. Максимова, И. А. Маркарян, Л. Р. Мунирова,
Е. А. Новгородцева, П. А. Петров, А. В. Савинова, Л. Ю. Субботина,
А. Р. Уразова, Д. Б. Эльконин.
Структура курсовой работы на тему «Формирование представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос формирования представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста всегда будет оставаться приоритетной составляющей культурного воспитания детей.
Не только родители, но и большое значение в формировании базовых представлений социокультурного развития имеет воспитатель детского сада и окружающие ребенка его сверстники. Во взаимодействии именно с ними будут постепенно закладываться основы о социокультурных представлениях детей старшего дошкольного возраста.
И первой ступенью воспитания личности духовной и нравственной – является, безусловно, дошкольное образование. Именно эта ступень образования важна в формировании личности, которая сегодня нужна обществу.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся содержательнее. У ребенка в этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная. Ребенок постепенно начинает проявлять себя в разных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. В процессе выполнения какой-либо деятельности перед старшими дошкольниками стоит задача – научиться осознавать, анализировать собственные действия, нести ответственность за свои поступки, что и является базой социокультурного развития.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы можем сделать вывод, что в роли эффективного метода в формировании представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста выступает игровая деятельность.
Важно целесообразно применять формы игровой деятельности, учитывая психолого-возрастные особенности старшего дошкольника, которые способствовали успешному повышению уровня компонентов социокультурного развития: познавательно-нормативного, коммуникативно-творческого и деятельностного.
В ходе работы мы провели такие формы работы как:
1. Проведение диагностики уровня формирования представлений о социокультурных ценностях старшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
2. Внедрение педагогических условий и включение комплекса игр, направленных на повышение уровня представлений о социокультурных ценностях старшего дошкольного возраста;
3. Анализ динамики уровня формирования представлений о социокультурных ценностях старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
На основании проведенного исследования и успешной реализации выявленных педагогических условий и форм игровой деятельности, мы можем сделать вывод, что все поставленные нами задачи решены.
Таким образом, базовые социокультурные ценности являются на сегодняшний день главным содержанием духовно-нравственного воспитания. Работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям должна начинаться с ознакомления с историей своей страны, базовых правил, норм поведения в обществе, с бережным отношением к природе, культуры в целом.
Овладение основными представлениями о социокультурных ценностях будут способствовать образованию у детей старшего дошкольного возраста становлению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитанию духовного и нравственного. И именно в любом дошкольном возрасте прочно сформированные социокультурные ценности сохраняются на всю жизнь.



1. Бирюкова, М. И. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста / М. И. Бирюкова. – Текст : электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №9-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-veduschaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.06.2024).
2. Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: методические рекомендации / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. – Москва : Белый ветер, 2014. - 112 с. – Текст : непосредственный.
3. Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В., Н. Д. Бобырев // Педагогические науки. – 2015. – С. 2. – Текст : непосредственный.
4. Бурцев, В. А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В. А. Бурцев,
Е. В. Бурцева, С. В. Леженина // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 5. – С. 9. – Текст : непосредственный.
5. Бурцев, В. А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов /
В. А. Бурцев, М. Н. Чапурин, Е. Н. Симзяева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 141. – Текст : непосредственный.
6. Губанова, Н. Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н. Ф Губанова., М. В. Губанов. – Текст : электронный // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnoe-razvitie-doshkolnikov-sredstvami-igry (дата обращения: 09.06.2024).
7. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, Тишков В. А. – Москва : Просвещение, 2010. – Текст : непосредственный.
8. Деркунская, В. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. / В. А. Деркунская,
А. А. Ошкина. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 368 с. – Текст : непосредственный.
9. Дробницкий, О. Г. Моральная философия: избранные труды / О. Г. Дробницкий. – Москва : Гардарики, 2002. – 523 с. – Текст : непосредственный.
10. Дыбина, О. В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О. В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 2. – С. 3-5. – Текст : непосредственный.
11. Ежкова, Н. С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика / Н. С. Ежкова.– Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2006. – Текст : непосредственный.
12. Жандарова, Т. С. Формирование у детей 6-7 лет представлений о социокультурных ценностях нашего / Т. С. Жандарова. – Тольятти : Тольяттинский государственный университет. – 2015. – 66 с. – Текст : непосредственный.
13. Захарова, Л. М. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира /
Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова. – Текст : электронный // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-oznakomleniya-s-kulturoy-narodov-mira (дата обращения: 12.06.2024).,
14. Зеньковский, В. В. Психология детства : учебное пособие /
В. В. Зеньковский. – Екатеринбург, 1995. – 348 с. – Текст : непосредственный.
15. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. / В. П. Зинченко. – Самара, 2008. – 216 с. – Текст : непосредственный.
16. Иванова, Н. А. Актуальность и основные положения современной стратегии развития воспитания в РФ / Н. А. Иванова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. – Коломна : ГСГУ, 2015. – Текст : непосредственный.
17. Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : диссертация на соискание доктора педагогических наук / Ипполитова Наталья Викторовна ; Челябинский государственный университет. – Челябинск, 2000. – 383 с. – Текст : непосредствный.
18. Катриченко, В. М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства / В. М. Катриченко, И. А. Бойчук. Уфа : Лето, 2015. – С. 68–72. – Текст : непосредственный.
19. Кахнович, С. В. Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста / С. В. Кахнович // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова : Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – С. 28–35 – Текст : непосредственный.
20. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – Москва, 2003. – 192 с. – Текст : непосредственный.
21. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) / под ред. Н. Ф. Виноградовой. // Начальная школа. – № 3. – 2003 г. – Текст : непосредственный.
22. Космачева, Н. В. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям и социокультурным традициям / Н. В. Космачева // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 5. – С. 69–72. – EDN SEQNKW. – Текст : непосредственный.
23. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. А. Коссаковская. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 1980. – 64 с. – Текст : непосредственный.
24. Кураков, Л. П. Экономика и право: большой толковый словарь-справочник / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Вуз и школа, 2003. – 866 с. – Текст : непосредственный.
25. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №1. – Текст : непосредственный.
26. Маркарян, И. А. Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста / И. А. Маркарян, А. А. Косачева. – Текст : электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igry-i-igrovoy-deyatelnosti-vzhizni-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.06.2024).
27. Мартынова И. С. Проблема профессиональной подготовки студентов к социокультурному развитию детей дошкольного возраста / И. С. Мартынова. – Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. –2017. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalnoy-podgotovki-studentov-k-sotsiokulturnomu-razvitiyu-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 06.06.2024).
28. Мунирова, Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореферат диссертации на соискание кандидата педагогических наук / Мунирова Л. Р. // Московский педагогический университет. – Москва. – 1992 – 17 с. – Текст : непосредственный.
29. Назарова, А. Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Назарова Альфия Шавкатовна ; Казанский государственный университет культуры и искусств. – Казань, 2003. – 155 c.– Текст : непосредственный.
30. Новгородцева, Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности / Е. А. Новгородцева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – № 6. – С. 60. – Текст : непосредственный.
31. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. : Федеральный закон № 273-ФЗ : (ред. от 13.07.2015 г.). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 1.4). – Текст : электронный // URL: https://base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 04.06.2024).
32. Петров, П. А. Игровая деятельность дошкольников /
П. А. Петров. – Сыктывкар : Смена, 2018. – 198 с. – Текст : непосредственный.
33. Савинова А. В. Разработка модели подвижной игры, способствующей развитию воображения у дошкольников / А. В. Савинова // Психология, социология и педагогика. – 2018. – № 4. – С. 62–71. – Текст : непосредственный.
34. Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. – Текст : электронный // Правительство России : официальный сайт. – URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 11.06.2024).
35. Субботина, Л. Ю. Как играть с ребенком / Л. Ю. Субботина. – Москва : Академия развития. – 2014. – 192 с. – Текст : непосредственный.
36. Тишининова, Е. А. Психологические особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста / Е. А. Тишинова. – Текст : электронный // Скиф. – 2022. – №3 (67). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.06.2024).
37. Уразова, А. Р. Социальноличностное развитие ребенка дошкольного возраста в игровой деятельности / А. Р. Уразова. – Текст : электронный // Ученые записки ОГУ : Гуманитарные и социальные науки. –2015. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnolichnostnoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.06.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ