Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов».
Выборка: 17 человек в возрасте 7-8 лет.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников8
1.1 Понятие и сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе 8
1.1.1 История изучения проблемы творческих способностей 8
1.1.2 Основные подходы к определению творческих способностей 10
1.1.3 Структура и компоненты творческих способностей 11
1.1.4 Взаимосвязь творческих способностей с другими психическими процессами 13
1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников 15
1.2.1 Психологические характеристики творческого развития в младшем школьном возрасте 16
1.2.2 Предпосылки развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 18
1.2.3 Индивидуальные различия в развитии творческих способностей 19
1.3 Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей 21
1.3.1 Сущность и виды внеурочной деятельности 21
1.3.2 Формы организации внеурочной деятельности для развития творческих способностей 23
1.4 Педагогические условия эффективного развития творческих способностей во внеурочной деятельности 25
1.4.1 Организационно-педагогические условия 25
1.4.2 Методические условия 28
1.4.3 Психолого-педагогические условия 30
1.4.4 Материально-технические условия 32
Вывод по первой главе 35
Глава 2. Практическое исследование уровня развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности 37
2.1 Описание организации исследования 37
2.2 Этап первичной диагностики 38
2.3 Формирующий этап 40
2.4 Этап повторной диагностики 45
Вывод по второй главе 48
Заключение 49
Список источников 51
Приложения 53
Приложение 1. Сокращенный вариант теста креативности Э.П. Торренса «Закончи рисунок» 54
Приложение 2. Уровни и характеристика развития творческих способностей………………55
Приложение 3. Результаты первичной диагностики по методике Э.П. Торренса «Закончи рисунок»………57
Приложение 4. Результаты повторной диагностики по методике Э.П. Торренса «Закончи рисунок»………58
Приложение 5. Конспекты занятий кружка «Дымковская игрушка».. 59
Приложение 6. Тематическое планирование внеурочных занятий по развитию творческих способностей..65
Развитие творческих способностей у младших школьников является одной из ключевых задач современного образования, поскольку именно в этот период закладываются основы для формирования личности, ее интересов и склонностей. В условиях стремительно меняющегося мира, где креативность и инновационное мышление становятся важнейшими навыками, умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения задач приобретает особую значимость. Внеурочная деятельность, как важный компонент образовательного процесса, предоставляет уникальные возможности для реализации творческого потенциала детей, позволяя им проявлять себя в различных областях и развивать свои способности в более свободной непринужденной обстановке.
Творчество в детском возрасте — это не только способ самовыражения, но и важный элемент личностного развития. Оно включает в себя множество аспектов, таких как воображение, оригинальность, гибкость мышления и способность к ассоциативному мышлению. В младшем школьном возрасте дети активно исследуют мир вокруг себя, формируют свои представления и идеи, что открывает широкие горизонты для развития их творческих способностей. Однако для того, чтобы этот процесс был успешным, необходимо создать соответствующие условия и использовать эффективные методы и формы работы, которые помогут детям раскрыть свой потенциал.
Вопросами изучения творческих способностей занимались как зарубежные ученые (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу и др.), так и отечественные ученые (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и др.).
Тема является актуальной, поскольку в Федеральной программе начального общего образования говорится, что:
« … выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности. Также предусмотрена организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».
B Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается «... необходимость формирования нравственных качеств обучающихся, навыков творческого и созидательного труда...»
Одним из способов развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста является вовлечение их в активную, творческую, социально значимую деятельность. В связи с этим школа объединяет основные подсистемы общего образовательного процесса: учебную (в рамках разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность. Во внеурочной деятельности происходит расширение и углубление знаний младших школьников; развитие их творческих интересов и способностей, у них появляется возможность проявления самостоятельности и инициативы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нагрузка внеурочной деятельности составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для развития творчески активной личности, реализовать которую можно опираясь на различные методы обучения и воспитания. Развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального общего образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучение условий развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать методическую литературу по особенностям развития творческих способностей младших школьников;
2) раскрыть понятие и сущность творческих способностей;
3) охарактеризовать особенности развития творческих способностей младших школьников;
4) рассмотреть особенности внеурочной деятельности;
5) изучить эффективные методы и приемы развития творческих способностей;
6) выявить и исследовательски проверить условия развития творческих способностей во внеурочной деятельности;
7) разработать программу внеурочной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей будет успешным, если созданы условия для творческой деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ научно-методической литературы, периодических изданий, обобщение, сравнение;
- эмпирические методы: тестирование, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования, педагогическое исследование.
Структура ВКР: введение, основная часть (две главы), заключение, список источников, приложение.
Развитие творческих способностей младших школьников – сложный и многосторонний процесс. В творческой деятельности задействованы ум, характер и чувства. Для развития творческой личности все эти ее качества требуют воздействия. Организация определенных условий способствует развитию в творческом плане каждого ребенка.
В современном быстро прогрессирующем обществе, требующем воспитания творчески активного поколения, целью образования становится не просто передача знаний и опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития творческих способностей. Чаще всего требования семьи, общества, государства в сфере образования реализуются во внеурочной деятельности, согласно федеральным государственным стандартам.
Исследование литературы, анализ и обобщение результатов проведенного исследования дают возможность определить теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В ходе исследования были рассмотрены понятия «творческие способности» и «внеурочная деятельность», определены их место в структуре способностей, выявлены критерии, уровни и показатели творческих способностей, особенности развития творческих способностей во внеурочной деятельности младших школьников.
Исследование сформированности творческих способностей на первичной диагностики выявило, что у большинства младших школьников творческие способности находятся на низком уровне. В связи с чем, на формирующем был проведен ряд занятий в кружке декоративно-прикладного творчества. Данные занятия были направлены на развитие творческих способностей младших школьников. Работа кружка осуществлялась согласно индивидуальному, личностно-ориентированному
подходу к каждому участнику кружка, была обеспечена самостоятельность и свобода выбора обучающихся, а также создана благоприятная творческая атмосфера на каждом из занятий.
После завершения формирующего этапа была проведена повторная диагностика уровней развития творческих способностей. Высокий уровень творческих способностей повысился по сравнению с результатами на первичной диагностики на 11%. Показатель среднего уровня увеличился на 7%. Наибольшие изменения претерпел показатель низкого уровня. Он уменьшился на 18%. Результаты повторной диагностики показали эффективность реализованных занятий по развитию творческих способностей младших школьников.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 №372/ Официальное опубликование прав. – http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130044 (26.10.24).
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с изменениями от 17.02.2023/ Официальное опубликование прав. – http://publication.pravo.gov.ru/document/0004252104340029 (26.10.24).
3. Аверина Е.Н. Развитие творческих способностей младших школьников. – М., 2023.- С. 209-2014.
4. Агеева Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников. – М., 2017.- С. 79-82.
5. Алпысбаева М.Б. Психолого-педагогические условия развития креативного мышления школьников. – Пенза, 2022.- С. 16-18
6. Бегиева Б.М. Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности. – М., 2020.- С. 19-22
7. Беканова С.Б. Сущность понятий «творческие способности», «развитие творческих способностей» младших школьников. – Донецк, 2024. - С. 19-22.
8. Беседин И.О. Сущность понятий «творчество», «творческие способности», «креативность» в контексте развития творческих способностей. –Петрозаводск, 2024. – С. 115-120.
9. Величко Ю.В. О соотношении понятий "Креативность", "Творческие способности", "Творческое воображение", "Творческое мышление" в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. – Самара, 2014.
10. Ворожейкина Г.Ю. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. – Самара, 2022. - С. 59-60.
11. Ганиев Т.Б. Оценка творческих способностей и управление талантами в лидерсве. – Душанбе, 2024. - С. 1-11.
12. Калошина И.П. Управление творческой деятельностью в учебном процессе. – М., - 2015. - 303 с.
13. Коджешау М.А. Новые информационные технологии как фактор повышения эффективности развития творческого мышления. – М., 2016.
14. Сухомлинский В.А. О воспитании всестороннего развития личности. – М., 1991. - С. 104-110.
15. Сергеева М. Г., Углов В. В. Роль творчества в профессиональной деятельности современного педагога. – М., 2019. – С. 249-252.
16. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997. – С. 314.
17. Умикашвили Ж. Инновационные методы развития творческих способностей учащихся. - М., 2013.
18. Хамитова З.У. Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочное время. – Башкирия, 2022.
19. Шапиро Ю. И. Философские основы методологии развития творческих способностей личности. – Новосибирск, 2013. - С. 168-175.
20. Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи.- Екатеринбург, 2009. - С.5-58
21. Дереклеева Н.И. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 2008. – 224с.
22. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2006. – 249с.
23. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков. – М., 2014. - С.222-229.
24. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС. – М.,2012.- С.15-21.