Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правосознание в современном российском обществе: понятие, структура, виды (Саратовская Государственная Юридическая Академия)

Работа №177207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы67
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правосознания в российском обществе 8
1.1. Понятие правосознания 8
1.2. Структура правосознания 13
1.3. Особенности правосознания при формировании правового государства современной России 16
Глава 2. Правосознание как неотъемлемая часть правовой культуры 25
2.1. Виды правосознания 25
2.2. Функции правосознания 39
2.3. Пути повышения правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации 48
Заключение 60
Список использованной литературы и источников 64

Актуальность темы работы. Тема настоящей работы очень актуальна в современном обществе, так как Российское государство находится на стадии становления правового государства, а особенной чертой любого правового государства является именно наличие развитого гражданского общества. Развитое гражданское общество основывается на признании и соблюдении прав и свобод человека высшей ценностью. Именно на этом принципе и основывается Конституция РФ в главе второй. Граждане в таком обществе играют огромную роль в становлении правового государства, поскольку правовая активность и развитое правосознание являются основой верховенства права в цивилизованном обществе и фундаментом правового государства.
Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни России в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня правового сознания и правовой культуры современного российского общества .
Необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, ведь правовое государство немыслимо без соблюдения законов – это воспитание правосознания граждан. Где правосознание граждан малоразвито или вовсе отсутствует, там и рождается преступность.
Отрицательное воздействие на общество и все его институты оказывает слаборазвитое правосознание. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.
Правосознание как сложноорганизованный механизм, оказывающий существенное воздействие на развитие общественных отношений, является объектом исследования. Факторы правового сознания, влияющие на выбор способа поведения личности, составляют предмет исследования. Изучить понятие, структуру, виды и функции правосознания; рассмотреть особенности правосознания при формировании правового государства, а также найти пути повышения правосознания граждан являются задачами работы.
Человек с развитым правосознанием всегда сможет защитить свои права и интересы, а так как деятельность юриста связана как раз с защитой нарушенных прав людей, то правосознание является неотъемлемой частью знаний каждого юриста. Правосознание специалистов в области юриспруденции необходимо для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву. Положительное отношение граждан к праву рождает веру в построение демократического, правового государства. Всё вышесказанное определяет актуальность исследования, проведенного в данной работе.
Степень теоретической разработанности темы. В рамках рассмотрения данной темы, были использованы труды следующих ученых: М.И. Абдулаев, А.И. Абрамов, Г.И. Аккулова, А.И. Бастрыкин, В.Г. Батуркин, Е.К. Борисова, Н.А. Бура, А.И. Василенко, А.Б. Венгеров, И.Ф. Габидуллин, А.Н. Головистикова, М.К. Горбатова, В.Н. Гуляихин, А.В. Домнина, Е.А. Евстафеева, М.А. Елизарова, С.А. Жинкин, И.А. Ильин, В. Исаков, А.В. Клименко, А.И. Королева, В.С. Красник, Э.В. Кузнецов, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, Н.И. Мазутов, Д.Я. Малешин, А.В. Малько, М.Н. Марченко, А.С. Пиголкин, В.В. Сорокин, И.Е. Фарбер, К.Г. Федоренко, С.Е. Хойман, В.Н. Хропанюк, А.Ф. Черданцев, Б.В. Щавинский и др.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе рассмотрения теоретических основ правосознания в российском обществе.
Предмет исследования – правосознание в российском обществе.
Цель исследования – провести теоретический анализ правосознания в российском обществе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:
1. рассмотреть понятие правосознания;
2. изучить структуру правосознания;
3. проанализировать особенности правосознания при формировании правового государства современной России;
4. рассмотреть виды правосознания;
5. изучить функции правосознания;
6. проанализировать пути повышения правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации.
Эмпирическая основа исследования – это совокупность данных, полученных из реальной жизни, которые служат доказательством или опровержением выдвинутых в исследовании гипотез (результаты всероссийских и региональных опросов общественного мнения, проводимых ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центром (признан иностранным агентом в РФ), а также другими исследовательскими центрами, данные судебной статистики о количестве зарегистрированных преступлений и правонарушений, анализ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, регионального законодательства, касающихся прав и обязанностей граждан, деятельности правоохранительных органов и судебной системы) и др.
Нормативная основа исследования – Конституция Российской Федерации , Всеобщая декларация прав человека , Международный пакт о гражданских и политических правах , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.
Методологические основы исследования – общенаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, логический, синтез, анализ.
Теоретическая значимость работы – материалы исследования имеют мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы при изучении теоретических и методологических проблем, затрагивающих состояние и перспективы становления гражданского общества и правового государства в современной России.
Практическая значимость работы – выводы, полученные в ходе исследования, могут способствовать оптимизации взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями.
Структура дипломной работы определяется целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, следует подчеркнуть, что правосознание представляет собой сложное и многогранное явление. Его функциональность, внутренняя структура и механизмы формирования обуславливают вариативность типов правосознания, формирующихся под влиянием различных факторов. Как следствие, различные группы индивидов, обладающие различными типами правосознания, предъявляют и различные правовые требования.
В ходе работы были рассмотрены ключевые аспекты правосознания: его понятие, виды, структура, функции и особенности в контексте формирования правового государства в современной России. Также были изучены пути повышения правосознания граждан РФ. Исходя из проделанного анализа, можно заключить, что цель работы, направленная на повышение уровня правосознания у современной молодежи путем предоставления основных знаний о правосознании, была достигнута.
Правосознание должно способствовать выявлению пробелов в законодательстве, находить недостатки в правовом регулировании и правоприменении, давать оценку деятельности государственных органов, в особенности суда. Преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей способствует развитие правосознания гражданина.
Внесение правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются главными предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего просто невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Правосознание – неизбежный спутник права. Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества .
Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях .
Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо.
Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия.
Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией, таким состоянием правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан .
Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.
В современном обществе особенно остро стоят вопросы баланса между законностью и свободой личности, прав человека и его гражданской ответственности, а также развития демократии. Очевидно, что демократические принципы, законность и права человека не могут существовать в условиях анархии, вседозволенности и произвола. Свобода личности, проявляющаяся в нравственной и правовой сферах, предполагает такую модель поведения, при которой реализация личных интересов, основанных на здравом смысле и моральных принципах, осуществляется с уважением к интересам других граждан, общества и государства.
Аналитический подход к изучению правовой культуры является ключевым элементом в процессе осмысления и выделения тех фундаментальных правовых ценностей, идеалов и образцов, которые должны служить ориентиром для всех участников правовой системы, включая законодателей, правоприменителей, граждан и общество в целом. Этот процесс начинается с тщательного определения и описания этих правовых ориентиров, после чего следует оценка текущего состояния правовой системы с учетом этих критериев. Важно не просто констатировать факты, но и активно искать эффективные пути и средства для достижения поставленных идеалов, для строительства такого правового государства и общества, в котором будут надежно защищены права и свободы человека, соответствующие его социально-экономическому и духовному развитию.
Также следует подчеркнуть, что основополагающим аспектом правового воспитания является формирование у личности устойчивой установки на гармоничное согласование собственных ожиданий и устремлений с интересами и ожиданиями общества. Это включает в себя не только осознание того, что государство и его органы будут предоставлять необходимую поддержку в защите прав и законных интересов граждан, но и понимание того, что от них ожидается добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей, а также осознание равенства прав и обязанностей с другими гражданами, равенства перед законом и судом.
Правовое воспитание играет важную роль в формировании поведения, которое соответствует потребностям, интересам и ценностям гуманного общества, и эти ценности должны находить свое отражение в структуре нашей правовой системы. Развитие правового сознания гражданина, общества в целом способствует преодолению устаревших взглядов, отклоняющегося поведения, и предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.
Научно обоснованные и взвешенные правовые представления и взгляды, которые укореняются в сознании граждан, вместе с активной борьбой с преступностью, создают прочную основу для укрепления законности и правопорядка. Без этого невозможно достичь целей построения гражданского общества и правового государства, что является краеугольным камнем для любого демократического общества.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 45 2008 года № 6–ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11–ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Официальный интернет–портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. Ст. 955.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. - №17. - Ст. 291.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. - №17(1831).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 46. – Ст. 4532; 2024. – № 27 (часть I). – Ст. 5071.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета. 2001. 31 дек; Собрание законодательства РФ. – 2025. – № 46. – Ст. 4532.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 01.04.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532; 2025. – № 27 (часть I). – Ст. 5071.
8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1995. № 14. – Ст. 1402; 2024. – № 27 (часть I). – Ст. 5071.
9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. № 24. – Ст. 2672; 2024. – № 27 (часть I). – Ст. 5071.
10. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 30. – Ст. 3102; 2024. – № 27 (часть I). – Ст. 5071.
11. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 34. – Ст. 3402; 2024. – № 27 (часть I). – Ст. 5071.
12. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. 14 июля.
Монографии
13. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. К.:Наукова думка, 1986. 400 с.
14. Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград, 2005. 500 с.
15. Королева А.И. Теория государства и права. Под ред. А.И. Королева. СПб.: Юрист, 2007. 350 с.
16. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. М.: Зерцало-М, 2018. 230 с.
17. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. 340 с.
18. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 2017. 670 с.
Учебная и справочная литература
19. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник. - М.: Право, -2018. 244 c.
20. Бастрыкин А.И. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2014. 525 c.
21. Василенко А. И. Теория государства и права: учебник. - М.: Книжный мир, - 2018. 384 c.
22. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Омега-Л, 2007. 120 с.
23. Головистикова А. Проблемы теории государства и права: учебник. -М.: Эксмо, - 2017. 832 c.
24. Головистикова А.Н., Пиголкин А.С. и др. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2006. 560 с.
25. Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций. - М.: Феникс, - 2018. 493 c.
26. Исаков В. Теория государства и права 3-е изд., (пер. и доп): учебник для бакалавров. М.: Юрайт, - 2016. 765 c.
27. Клименко А. В. Теория государства и права: учебник. М.: Высшая школа, Мастерство, - 2018. 224 c.
28. Лазарев В.В. Теория государства и права 5-е изд., (испр. и доп.): учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 670 с.
29. Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Триада ЛТД, 2003. 215 с.
30. Малько А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах. М.: ЮРИСТЪ, 2016. С.34-36.
31. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.Н.Марченко. М., 2003. 250 с.
32. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. 2004. 300 с
33. Общая теория государства и права: академический курс в 3 томах. Том 3. М.: Зерцало-М, 2018. 530 с.
34. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юрайт М., 2001. 219 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
35. Абрамов А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Правоведение. А.И. Абрамов, 2006. № 5. С. 23-26.
36. Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2015. № 1. С. 21-25.
37. Борисова Е.К. Личность преступника, совершившего халатность // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 2 (34). Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 49-50.
38. Борисова Е.К. Причины и условия, способствующие совершению халатности // Academy. Научно-методический журнал. № 4 (43).Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 49-51.
39. Борисова Е.К. Соотношение мотива и целей совершения преступления // Проблемы науки. Научно-методический журнал. № 4 (40). Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 78-80.
40. Борисова Е.К. Специальный субъект преступления // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 3 (35), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 4-6.
41. Борисова Е.К. Цели и виды наказаний по Воинским Артикулам Петра I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал. № 4 (38). Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 38-40.
42. Габидуллин И.Ф., Аккулова Г.И. Развитие представлений о правосознании как основы гражданско-правового сознания личности // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 17. № 2. С. 100-103.
43. Горбатова М.К., Домнина А.В. Основные теоретические подходы к определению понятия и содержания профессионального правосознания // Российская юстиция. 2015. № 1. С. 63-67.
44. Евстафеева Е.А. Развитие структуры правосознания студентов в образовательном процессе вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2015. № 41 (300). С. 105-109.
45. Елизарова М.А. Формирование правового мышления студента - юриста как условие становления будущего профессионала // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 336-341.
46. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 125.
47. Красник В.С., Евстафеева Е.А. Психолого-правовой подход к изучению структуры правосознания // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (296). С. 20-25.
48. Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. вузов. Правоведение. 1994. №3. С.34-37.
49. Лукашева Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развернутого строительства коммунизма //Советское государство и право. 2015. № 7. С. 35 - 46.
50. Малешин Д.Я. Причины правового нигилизма в России // Закон. 2009. №1. С. 145.
51. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права, 2002. № 10. С. 10-12.
52. Темнов Е.И. Духовно-нравственное истолкование правосознания и.а. ильиным // Вестник Национального института бизнеса. 2018. № 2. С. 107-108.
53. Федоренко К.Г, Щавинский Б.В. Феноменология и меодология права // Философия права. 2002. №2. С. 42.
54. Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право. 1991. № 1. С. 121.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ