Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения персонала и повышения квалификации 6
1.1. Традиционная модель подготовки и переподготовки управленческого персонала в Российской Федерации 6
1.2. Повышение квалификации работников. Правовой аспект 8
1.3. Точечный тренинг в профессиональном развитии персонала 12
Глава 2. Повышение квалификации и развитие персонала 19
2.1. Управление профессиональной карьерой. Повышение квалификации и её влияние на профе6ссиональную карьеру работников. 19
2.2. Повышение квалификации – фактор развития персонала. Формы повышения квалификации 21
Глава 3. Организация эффективной системы обучения, развития и повышения квалификации персонала на предприятии 31
Заключение 38
Список используемой литературы 40
...
в которых они работают. Именно поэтому работодатели часто направляют своих сотрудников на семинары, курсы повышения квалификации, а бывает, и в вуз для получения высшего образования, взяв на себя бремя расходов на обучение.
В настоящей курсовой работе исследуется одна из наиболее актуальных в настоящее время тем: "Обучение, повышение квалификации и развитие персонала в том числе управленческого".
Весомый вклад в изучение различных аспектов обучения и развития персонала, а также эффективности управления внесли отечественные и зарубежные исследователи: А.Г. Аганбегян, В.И. Алешникова, О.А. Блинов, Г.А. Васильев, Г.А. Гончарук, Л.И.Евенко, Ю.Д. Красовский, А.П. Посадский, А.И. Пригожин, С.Р. Филонович, Калверт Макхем, М. Кубр, Станфолрд Л.Оптнер, Эдгард Шейн и др. Вопросы повышения квалификации персонала организаций и предприятий рассмотрены в работах А.П. Посадского, А.И. Пригожина, А.О. Блинова, Г.Н. Бутырина, Е.В. Добрешкова, Ю.В. Чернова, С.Ф. Фомишина, А.И. Тищенко, Г.А. Васильева, Е.М. Деева и др.
Целью курсовой работы является разработка концептуального подхода и методических положений по созданию механизма организации обучения и повышения квалификации персонала различных групп организации, в том числе персонала управления и повышения его эффективности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- обобщить теоретико-методические подходы к обучении персонала и повышения квалификации управленческих работников с учетом роли развития персонала в современной рыночной экономике;
- выделить и исследовать влияние ключевых факторов деловой внешней и внутренней среды на уровень процесса организации процесса обучения;
- обосновать концептуальный подход к построению эффективного процесса повышения квалификации и развития персонала, в т.ч. управленческого.
Объект исследования в курсовой работе ...
Подводя итог курсовой работы, заметим, что непрерывное профессиональное обучение как ключевой элемент системы развития человеческих ресурсов организации является одним из важнейших условий достижения ею стратегических целей.
Исследование, проведенной в работе показало, что в последние несколько лет ведущие российские предприятия начинают осознавать значимость профессионального обучения: многие из них имеют собственные учебные центры, другие – активно пользуются услугами специализированных тренинговых фирм, третьи - тратят немалые средства на организацию обучения своих сотрудников в престижных зарубежных бизнес-школах. Однако далеко не все из этих компаний уделяют должное внимание эффективности проводимых программ профессионального обучения, в то время как именно эффективность, т.е. реальный вклад обучения в рост прибыли компании, является основной целью функционирования всей системы развития персонала.
Сложность оценки эффективности профессионального обучения связана с тем, что на этот показатель оказывает влияние целый ряд факторов. В данной работе были рассмотрены основные из них: адекватность программ обучения настоящим и будущим потребностям организации, правильность формулировки целей обучения, используемые формы и методы обучения, мотивация персонала к обучению, а также степень учета особенностей взрослых при проведении обучения.
Проблема оценки эффективности профессионального обучения не имеет единственно правильного, универсального для всех типов организаций решения. Исследователи и практики в области управления персоналом предлагают для определения эффективности обучения использовать такие критерии как конкретная сумма прибыли, полученной в результате обучения (недостаток - достаточно сложно рассчитать) или степень достижения поставленных целей (более доступный, но менее конкретизированный).
Эффективность обучения и развития персонала, имеет также ряд других, дополнительных, не менее важных положительных последствий для организации:
- раскрытие потенциала работников, сплочение и улучшение социально-психологического климата коллектива;
- рост мотивации;
- укрепление преданности сотрудников организации;
- обеспечение преемственности в управлении;
- привлечение новых сотрудников;
- формирование желательных образцов поведения и соответствующей организационной культуры, способствующей успешному достижению организационных целей, и т.д.
Как показывает опыт лучших компаний, реализация в ходе обучения этих «дополнительных» задач не менее важна, чем комплекс задач, связанных с передачей слушателям знаний и развитием необходимых профессиональных навыков.
Ну и, кончено, образование кадров – важнейший фактор экономического роста в стране, следовательно, от внутриорганизационного обучения выигрывает и общество, государство в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.
Настоящая курсовая работа может быть полезна любым организациям вне зависимости от их видов деятельности и численности персонала, так как иллюстрирует основные составляющие успешной системы обучения персонала в компании.
1. Научно-правовые акты
1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197 ФЗ (с изменениями и дополнениями от 18.10.2007).
2. Учебники, монографии, брошюры
2. Актуальные проблемы управления персоналом. / под ред. Платонова Ю.П., Делком, СПб, 2005.
3. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: Учебно-практическое пособие. М.: ТД Элит-2000, 2005.
4. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 2008.
5. Жулина Е.Г. Проблемы устойчивого развития человеческих ресурсов // Материалы Международной научно-практической конференции "Проблемы устойчивого развития российской экономики". Саратов, СГТУ, 2002.
6. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 105.
7. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саламатина. М.: ИНФРА-М., 1995.
8. Менеджмент: учебник / под. ред. проф. В.И. Королева. - М.: Экономистъ, 2005. С. 396.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
10. Спивак В.А. «Организационное поведение и управление персоналом». – СПб: Изд-во «Питер», 2000.
11. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989. С. 43.
12. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.; Дело,2006.
13. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005г.
14. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности Учеб. Для сред. спец. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2000.
15. Дуракова И. Эволюция службы персонала // "Кадровик. Кадровый менеджмент", N 7, 2006 г.
16. Ермошкин Н.Н. Электронное обучение // "Банковский ритейл", N 2, 2006 г.
...