Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА

Работа №17709

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы277
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2091
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЭТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА- КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА 22
1.1. Междисциплинарный и социально-психологический контексты осмысления
этики 22
1.2. Социально-психологические аспекты профессиональной этики 27
1.3. Этическая регламентация взаимодействия психолога-консультанта и
клиента 32
1.4. Этическая дилемма как ситуация морального выбора во взаимодействии
психолога-консультанта и клиента 46
1.5. Этическая зоркость: понятие и сущностные характеристики 65
1.6. Эмпирические исследования моральной сензитивности и морального выбора
в социальной психологии 74
1.7. Личное измерение этической зоркости 84
1.8. Выводы по главе 1 88
ГЛАВА 2. ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ 91
2.1. Программа исследования 91
2.2. Характеристика методов эмпирического исследования 95
2.3. Методы обработки и интерпретации результатов 111
2.4. Выводы по главе 2 115
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В СИТУАЦИЯХ ЭТИЧЕСКОЙ
ДИЛЕММЫ 117
3.1. Верификация признаков ситуации этической дилеммы и проявлений этической зоркости 117
3.2. Банк этических дилемм 121
3.3. Исследование особенностей восприятия ситуации этической дилеммы
психолога-консультанта методом фокус-группы 123
3.4. Уровни этической зоркости психолога-консультанта 128
3.5. Структура личностных характеристик психолога-консультанта и уровни
этической зоркости 148
3.6. Методы развития этической зоркости 159
3.7. Выводы по главе 3 163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 173
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. Проблема важности формирования профессионального этического самосознания психологов и психотерапевтов и выявления механизмов, разработка направлений и методов этической регуляции взаимодействия с клиентами является предметом дискуссий на научных конгрессах и обсуждений в профессиональных сообществах уже больше десяти лет.
Результаты I Международной конференции по этике в психологическом консультировании и психотерапии, проведенной Психологическим институтом Российской академии образования и Университетом «Туран» (2017 год), показали не только научно-теоретическую и практическую актуальность обозначенных проблем, но также сложность и неоднозначность их решений.
Этическая проблематика в психологическом консультировании это не просто сфера, где актуализируются противоречия и способы решения этических дилемм, затруднений, с которыми сталкиваются специалисты в своей практике.
За данной практической направленностью стоит рассмотрение вопросов,
связанных с личностью психолога-консультанта - целая совокупность ценностно-смысловых компонентов, мотивов, задач, мировоззренческих парадигм, определяющих его взаимодействие с клиентом, а также понимание социокультурной ситуации, внутри которой оно происходит.
Этические аспекты взаимодействия психолога-консультанта и клиента могут рассматриваться в нескольких контекстах: в контексте выбора стратегии поведения в ситуации высокой степени неопределенности; с точки зрения нравственного самоопределения в пространстве этических дилемм; в образовательной плоскости, когда акцент делается на становлении самосознания специалиста, формировании его профессиональной идентичности.
Для нас приоритетным является исследование восприятия психологом- консультантом сложных этических ситуаций во взаимодействии с клиентом, выявление того, какие личностные особенности детерминируют его поведение в ситуации выбора как экзистенциального акта, смысл которого заключается в качестве принятого решения, в самом процессе выбора и в позиции, занимаемой субъектом.
Проблема вмешательства и оказания психологической помощи, исследование профессиональных, личностных, этических и мировоззренческих возможностей и ограничений входят в предметную сферу социальной психологии. При активном исследовании детерминант принятия решения в ситуациях морального выбора на данный момент практически не изученным в современной психологической науке является феномен распознавания этической дилеммы. В частности, не исследованы особенности восприятия сложной с этической точки зрения ситуации во взаимодействии психолога с клиентом как морального выбора для личности специалиста. Важно, что исследование такого рода с необходимостью предполагает множественную фокусировку: философскую (прежде всего, апелляцию к экзистенциальной традиции) антропологическую, деонтологическую, социально-психологическую, фокусировку на личности и рассмотрении её способностей.
Таким образом, для социальной психологии личности исследование детерминант распознавания этических дилемм как феномена субъективного восприятия ситуации является новым и позволяет выйти на выявление оснований нравственной регуляции взаимодействия психолога-консультанта и
клиента.
Основной проблемой исследования этически сложных ситуаций для нас является определение факторов распознавания специалистом этической дилеммы, того, каким образом специалист воспринимает обстоятельства ситуации, на что он опирается при принятии решения. Становится также очевидным, что это есть не что иное, как исследование личностного выбора психолога в ситуации высокой степени неопределенности, когда актуализируется его профессиональная и социальная ответственность. Вместе с тем возможное этическое нарушение не влечет за собой никаких правовых санкций.
Исследование детерминант восприятия этических дилемм и принятия решения представляется нам особенно актуальным и важным для развития консультационной психологии как сферы научного знания и психологического консультирования как практики оказания помощи личности, группе, семье.
Степень разработанности темы исследования. На настоящий момент исследования нравственной регуляции поведения являются одним из наиболее активно развиваемых направлений психологии. В отечественной и зарубежной науке уделяется много внимания рассмотрению вопросов нравственной зрелости, факторов развития морального самосознания личности, выявлению детерминант и механизмов морального выбора (Н. Айзенберг, Л. И. Анцыферова, С. А. Барсукова, Д. M. Берсофф, Б .С. Братусь, Н. Брэйди, Е. К. Веселова, А. Е. Воробьева, К. Гиллиган, А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, Л. Колберг, Т. В. Корнилова, Н. В. Кошелева, Л. А. Коч, А. Б. Купрейченко, О. Ф. Левичев, А. Н. Леонтьев, С. В. Молчанов, Е. Н. Осин, А. Н. Поддьяков, Дж. Рест, Г. Спенсер, Е. В. Субботский, Э. Туриэль, В. Д. Шадриков,
O. Б. Чеснокова, И. А. Чигринова, Дж. Хайдт, Д. Харт, А. А. Хвостов и др.). В Западной Европе и США проводятся прикладные исследования моральной сензитивности как способности к распознаванию моральных проблем в различных сферах: бизнесе, науке, СМИ, медицинской, социальной и психологической помощи (К. Баттерфилд, М. Бебеа, М. Брабек, Х. Кларкеберн,
P. Линд, Дж. Рест, Т. Садлер, Дж. Спаркс, С. Хант, П. Хэберт, В. Эрвин). Большинство исследований носят прикладной характер проверки образовательных программ, направленных на повышение моральной чувствительности специалистов.
За последние десятилетия, в связи с развитием консультационной психологии как области науки и практики, накоплено достаточно много работ,
посвященных описанию сущности консультативного взаимодействия и изучению ценностно-смысловой сферы психологов-консультантов (Г. С. Абрамова, М. Б. Айви, А. Ф. Бондаренко, М. Бубер, Дж. Бьюдженталь,
И. В. Вачков, С. Глэддинг,
Р. Мэй, Н. Н. Посысоев, Т. А. Флоренская, В. Франкл, Л. Б. Шнейдер, И. Ялом и др.). Большинство авторов констатируют и описывают важность и первостепенную значимость этики в личностном и профессиональном росте психолога-консультанта, предпосылками которого служат именно содержательные характеристики, объем, степени свободы и способы понимания этического поля взаимодействия психолога и клиента. Во многих работах по профессиональной этике психолога-консультанта говорится о специфике условий взаимодействия с клиентом, характеризующихся большой ролью персональной ответственности специалистов и отсутствием внешнего контроля процесса их деятельности. Предложены деонтологические модели поведения психолога в трудных этических ситуациях (В. В. Горбунова, М. Готлиб, В. Гус, Л. Парадайс, К. Свесон, Д. Смит, В. Уоллес, Д. Холл).
Однако на данный момент крайне мало исследований посвященных изучению психологических детерминант поведения психологов в этически неоднозначных ситуациях во взаимодействии с клиентами. Нравственная зрелость психологов исследовалась отечественными авторами на материале жизненных ситуаций, предполагающих моральный выбор (Е. К. Веселова), в контексте ассистируемого морального выбора - сопровождения морального выбора клиента (Ф. Г. Майленова). В работах рассматривается связь мировоззрения специалиста с характеристиками морально-нравственной сферы личности, делаются выводы о важности конгруэнтности этических систем, регулирующих моральный выбор, изучаются различные аспекты ответственности психолога-консультанта. Регуляция нравственного поведения психолога исследуется в контексте способности к решению морально¬этических задач, выявления особенностей моральной рефлексии специалиста (М. В. Бадалова).
Для нас в рамках изучения способности психолога-консультанта к восприятию этических дилемм, распознаванию этического поля важно сделать предметом исследования ситуацию во взаимодействии с клиентом, которая для самого психолога должна являться личностным выбором. Исследование поведения специалистов в этически неоднозначных ситуациях, предполагающих высокую вероятность негативных последствий любого принятого в них решения, по сути, является исследованием выбора в условиях высокой неопределенности и риска (Д. Канеман, Т. В. Корнилова, П. Словик, А. Тверски, И. А. Чигринова и др.). Проведенные исследования в данной области на материале ситуаций морального выбора предполагают решение вербальных задач, исследуется связь выбора этически верного решения и личностных характеристик испытуемых. Исследований особенностей распознавания личностью этической дилеммы как ситуации, не имеющей морально безупречного разрешения, с точки зрения её интерпретации и эмоционального восприятия на данный момент не проводилось.
Цель исследования: выявить особенности восприятия психологом- консультантом этической дилеммы во взаимодействии с клиентом.
Теоретические задачи:
1. Описать этическую составляющую взаимодействия психолога- консультанта и клиента.
2. Провести анализ междисциплинарных и социально-психологических подходов к исследованию феноменологии морального выбора.
3. На основе проведенного теоретического анализа дать определение этической дилеммы и описать её сущностные характеристики.
4. Дать характеристику этической зоркости как способности к восприятию этической дилеммы, выделить основные признаки данной способности и её проявлений в ситуации взаимодействия психолога и клиента.
5. Провести анализ эмпирических исследований способности к распознаванию моральных проблем.
Эмпирические задачи:
1. Разработать программу эмпирического исследования, направленного на исследование этической зоркости психолога-консультанта в ситуации этической дилеммы.
2. Провести эмпирическое исследование этической зоркости психолога-консультанта в ситуации этической дилеммы.
3. На основе проведенного эмпирического исследования дать характеристику этической зоркости у психологов-консультантов и выявить структурную организацию личностных особенностей на различных уровнях её развития.
Методические задачи:
1. На основе проведенного исследования сформировать банк этически сложных ситуаций и этических дилемм, встречающихся во взаимодействии психолога-консультанта и клиента.
2. Обосновать направления развития этической зоркости психолога- консультанта на этапе обучения в вузе и в поствузовском образовании.
Общая гипотеза исследования: этическая зоркость как способность распознавания этически сложных ситуаций и этических дилемм во взаимодействии психолога-консультанта и клиента определяется осознанием личностной значимости профессионального выбора, ответственности специалиста за него и его последствия для всех вовлеченных сторон. Данная общая гипотеза конкретизирована в частных гипотезах:
1. Уровни развития этической зоркости психологов-консультантов определяются такими проявлениями как восприятие ситуации как личностного выбора и его эмоциональное переживание, осознание личной ответственности психолога-консультанта за его профессиональное поведение, значимости принимаемого решения и его последствий для вовлеченных в ситуацию людей.
2. Уровни развития этической зоркости предполагают качественное своеобразие структурной организации таких личностных особенностей как независимость ценностей и поведения, компетентность во времени, способность к эмоциональному отклику, постконвенциональная мораль и самоуважение как уровни развития морального самосознания.
Объект исследования - этическая дилемма во взаимодействии психолога-консультанта и клиента.
Предмет исследования - этическая зоркость психолога-консультанта в ситуации этической дилеммы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- междисциплинарный подход к осмыслению проблем этики и деонтологии (Р. Г. Апресян, А. В. Бакштановский, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Ю. В. Согомонов);
- представления о психологии субъекта и субъектности в
отечественной психологии (К. А. Абульханова, Л. А. Анцыферова,
A. В. Брушлинский, Е. А. Волкова, Е. П. Ермолаева, Д. А. Леонтьев,
B. А. Петровский, В. В. Столин);
- понимание субъективности в экзистенциальной философии и психотерапии (Д. Бьюдженталь);
- феноменологический подход как стратегия качественного исследования (Ю. Джендлин, А. Джорджи, А. М. Улановский);
- разработки по проблемам этической регуляции профессионального поведения психологов-консультантов (А. Ф. Бондаренко, Ф. Е. Василюк, Е. К. Веселова, Н. С. Головчанова, М. Готлиб, Н. В. Клюева, Р. Кочюнас, Н. С. Пряжников, К. Свенсон и др.);
- исследования проблем нравственности личности
(Л. И. Анцыферова, Б. С. Братусь, Л. И. Божович, Е. К. Веселова, М. И. Воловикова, В. В. Знаков, Л. Колберг, А. Б. Купрейченко, И. Н. Мироненко, С. В. Молчанов, Дж. Рест, А. А. Хвостов и др.);
- традиции философского осмысления морального выбора (Р. Г. Апресян, А. В. Бакштановский, В. Т. Ганжин, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Т. А. Кузьмина, Ф. Г. Майленова, О. Б. Николаичев, А. В. Разин, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко);
- теоретические и прикладные исследования регуляции личностного выбора в отечественной психологии (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Ф. Е. Василюк, А. А. Деркач, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Т. В. Корнилова, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин и др.).
Для реализации поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования:
1) Метод теоретического анализа проблемы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования.
2) Методы сбора данных: экспертный опрос, фокус-группа, метод постановки моральных дилемм, авторский опросник, направленный на выявление личных этических представлений, самоактуализационный тест (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз), методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн), методика «Справедливость - забота» (С. В. Молчанов).
3) Метод контент-анализа данных (в рамках идеографического подхода).
4) Математико-статистические методы анализа и обработки эмпирических данных: статистическая обработка (H-критерий Краскела - Уоллиса, корреляционный анализ по методу Спирмена).
5) Методы структурно-психологического анализа (метод полярных групп, метод нахождения матриц интеркорреляций, методика построения структурограмм (коррелограмм), методика определения индексов структурной организации личностных качеств, метод экспресс-х2 для сравнения матриц и структурограмм на их гомогенность-гетерогенность и др.).
Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета статистических программ «Statistica 10.0».
Эмпирическая база и основные этапы исследования: В исследовании приняли участие 252 человека (36 мужчин, 216 женщин) в возрасте от 20 до 66 лет. Из них 70 человек - психологи-консультанты, имеющие высшее психологическое образование со стажем работы по специальности от 0 до 26 лет (г. Ярославль, г. Москва, г. Санкт-Петербург), 182 человека - учащиеся второго курса магистратуры, (направление подготовки «Психологическое консультирование»), студенты очной и заочной форм обучения факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Исследование проводилось в течение 2014 - 2017 гг. и включало следующие основные этапы:
1. Аналитико-методологический этап (2014-2015 гг.) - проведен анализ состояния проблемы взаимодействия психолога-консультанта и клиента в этически неоднозначных ситуациях, изучена степень ее разработанности в науке. Определен понятийный аппарат, цель, объект, предмет, гипотезы и программа исследования. На основе теоретического анализа и экспертного мнения опытных психологов-консультантов была проведена операционализация понятий «этическая дилемма», «этическая зоркость» и выделены их сущностные особенности.
2. Эмпирический этап (2015-2016 гг.) - определены теоретико-методологические принципы исследования, разработана программа эмпирического исследования, произведен подбор методов сбора данных и методов обработки и интерпретации, отвечающих поставленным целям и задачам. Разработано содержание экспертного опроса, сценарий фокус-групп, направленных на верификацию исследуемого конструкта «этическая зоркость» и признаков ситуации этической дилеммы. Проведен экспертный опрос и фокус-группы. Разработана анкета и подобраны ситуации этических дилемм, направленные на выявление особенностей проявления этической зоркости психологов-консультантов. Проведено анкетирование. Проведена диагностика личностных характеристик. Произведен сбор банка этически сложных ситуаций и этических дилемм во взаимодействии психолога и клиента.
3. Обобщающий этап (2016-2017 гг.) - осуществлена обработка, анализ и интерпретация полученных результатов исследования, произведено уточнение теоретических положений. На основании полученных результатов были выделены признаки ситуации этической дилеммы в профессиональной деятельности психолога-консультанта, выделены три уровня этической зоркости, описаны их основные характеристики. Описаны особенности структурной организации личностных характеристик психологов - консультантов на каждом уровне этической зоркости. Были обозначены методы развития этической зоркости будущих психологов-консультантов на этапе обучения в вузе. Оформлены материалы диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается целостным подходом к исследуемой проблеме, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, использованием совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам; корректной логикой построения эмпирического исследования; достаточной количественной базой исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материалов с использованием статистических методов обработки полученных данных, непротиворечивостью промежуточных и основных результатов, а также сопоставлением с данными, полученными
другими исследователями.
Положения, выносимые на защиту:
1. Во взаимодействии психолога-консультанта и клиента встречаются ситуации этических дилемм, являющиеся наиболее сложными с этической точки зрения и предполагающие высокую автономность консультанта в своем профессиональном выборе. Этическая дилемма психолога-консультанта представляет собой восприятие специалистом ситуации взаимодействия с клиентом как личного морального выбора, предполагающего негативные последствия. Признаками ситуации этической дилеммы являются: безусловная альтернативность обстоятельств, уникальность данной ситуации для специалиста, необходимость немедленного принятия решения.
2. Этическая зоркость - это способность распознавания этических дилемм в ситуациях взаимодействия психолога-консультанта и клиента, являющаяся индивидуально-психологическим свойством личности и обеспечивающая процесс принятия решения в сложных этических ситуациях.
Данная способность определяется осознанием личностной значимости профессионального выбора, ответственности за него и его последствия для всех вовлеченных сторон. Процесс принятия решения психолога-консультанта, обладающего этической зоркостью, включает в себя следующие этапы:
- «Стоп» переживание как первичная реакция на ситуацию этической дилеммы, характеризующуюся высокой степенью неопределенности, уникальности, неясностью реагирования.
- Восприятие ситуации как личного морального выбора. Субъектные характеристики позволяют личности осознать «стоп» переживание и воспринять объективные обстоятельства этической дилеммы (негативные последствия, уникальность, необходимость немедленного принятия решения) как ситуацию личного морального выбора. Данный этап включает в себя элиминацию исходного множества вариантов решений и выбор максимизированной альтернативы.
- Поступок как реализация выбора. Субъект воспринимает данную ситуацию как личностно значимую, совершает поступок, заново осознает, каким образом он соотнесет выбор с системой своих личностных ценностей, и как выбор повлияет на него.
3. Выделено три уровня развития этической зоркости психологов- консультантов: рационально-прагматичный, ситуативно-эмоциональный и личностно-ответственный. Обозначенные уровни отличаются друг от друга по таким проявлениям как восприятие ситуации как личностного выбора, заключенное в её эмоциональном переживании, осознании значимости принимаемого решения и его последствий, как для самого субъекта выбора, так и для включенных в ситуацию сторон, осознание личной ответственности специалиста за своё профессиональное поведение.
Рационально-прагматичный уровень этической зоркости характеризуется однозначным восприятием ситуации взаимодействия с клиентом, исключающим существование в ней этической дилеммы. Как правило, происходит оценка обстоятельств через призму норм определенной этической системы (профессиональной или общественной), либо с позиций потребностей личности. Характерна отчужденность отношения к ситуации: восприятие её как некоторой профессиональной задачи, интересной для решения, либо как ситуации, обстоятельства которой требуют определенного нормативно-заданного поведения и не предполагают возможность произвольности выбора в принципе. Таким образом, отличительной чертой данного уровня является уход от личной ответственности специалиста за принятое решение. В эмоциональных реакциях доминирует чувство страха перед обстоятельствами ситуации, опасности, беспомощности, тревоги либо интереса к сложности ситуации. Присутствует неконгруэнтность мыслей по поводу позиции специалиста и возможных действий и переживаемых эмоций.
Ситуативно-эмоциональный уровень этической зоркости характеризуется нестабильностью способности к распознаванию этической дилеммы, значимостью контекста ситуации для её проявления. Восприятие ситуации заключает в себе моральный конфликт, осознаются затронутые личностные ценности. Характерно осознанное переживание эмоций, вызванных этической дилеммой, согласующихся с размышлениями о позиции специалиста.
Личностно-ответственный уровень этической зоркости характеризуется способностью к распознаванию этического поля ситуации вне зависимости от её контекста. Отличительным признаком данного уровня является осознание неизбежности ущерба при принятии решения в данной ситуации и личной ответственности специалиста за данное решение. Характерно восприятие ситуации этической дилеммы как личностного выбора, отношение к принимаемому решению как к значимому для развития личности («как мне жить с этим решением»). Принятие решения сопровождается процессом самоопределения, рефлексии ценностей относительно обстоятельств данной конкретной ситуации.
4. Уровни развития этической зоркости предполагают качественное своеобразие структурной организации следующих личностных характеристик: независимость ценностей и поведения, компетентность во времени,
постконвенциональная мораль и самоуважение как уровни развития морального самосознания, способность к эмоциональному отклику.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в работе определен конструкт этической зоркости как комплексной индивидуально-психологической особенности, проявляющейся во взаимодействии психолога-консультанта и клиента в этически сложной ситуации или ситуации этической дилеммы. Доказано качественное своеобразие структурной организации личностных характеристик психологов- консультантов при разных уровнях развития этической зоркости.
Этическая зоркость представляет собой способность распознавать этически сложные ситуации и этические дилеммы во взаимодействии с клиентом, осознавать личностную значимость профессионального выбора и ответственность за него и его последствия для всех вовлеченных сторон.
Выявлены и описаны уровни развития этической зоркости психолога- консультанта, различающиеся по таким проявлениям как восприятие ситуации как личностного выбора, заключенное в её эмоциональном переживании, осознании значимости принимаемого решения и его последствий, как для самого субъекта выбора, так и для включенных в ситуацию сторон, осознание личной ответственности специалиста за своё профессиональное поведение.
Рационально-прагматичный уровень этической зоркости характеризуется однозначным восприятием ситуации, исключающим существование в ней этической дилеммы. Как правило, происходит оценка обстоятельств через призму норм определенной этической системы (профессиональной или общественной), либо с позиций потребностей личности. Характерна отчужденность отношения к ситуации: восприятие её как некоторой профессиональной задачи, интересной для решения, либо как ситуации, обстоятельства которой требуют определенного нормативно-заданного поведения и не предполагают возможность произвольности выбора в принципе. Таким образом, отличительной чертой данного уровня является уход от личной ответственности специалиста за принятое решение. В эмоциональных реакциях доминирует чувство страха перед обстоятельствами ситуации, опасности, беспомощности, тревоги либо интереса к сложности ситуации. Присутствует неконгруэнтность мыслей по поводу позиции специалиста и возможных действий и переживаемых эмоций.
Ситуативно-эмоциональный уровень этической зоркости характеризуется нестабильностью способности к распознаванию этической дилеммы, значимостью контекста ситуации для её проявления. Восприятие ситуации заключает в себе моральный конфликт, осознаются затронутые личностные ценности. Характерно осознанное переживание эмоций, вызванных этической дилеммой, согласующихся с размышлениями о позиции специалиста.
Личностно-ответственный уровень этической зоркости характеризуется способностью к распознаванию этического поля ситуации вне зависимости от её контекста. Отличительным признаком данного уровня является осознание неизбежности ущерба при принятии решения в данной ситуации и личной ответственности специалиста за данное решение. Характерно восприятие ситуации этической дилеммы как личностного выбора, отношение к принимаемому решению как к значимому для развития личности («как мне жить с этим решением»). Принятие решения сопровождается процессом самоопределения, рефлексии ценностей относительно обстоятельств данной конкретной ситуации.
Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений о феноменологии и детерминации восприятия ситуаций этических дилемм, выбора при условиях высокой неопределенности и риска, развивают представления об этической регуляции взаимодействия психологов- консультантов и клиентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Реализован междисциплинарный подход к пониманию этической составляющей взаимодействия психолога-консультанта и клиента. Показаны противоречия между нормативными требованиями к консультативному взаимодействию и реальным поведением специалистов в этически сложных ситуациях. Рассмотрены особенности взаимодействия психолога-консультанта и клиента как морального выбора специалиста (условия нерефлексируемого морального выбора, когда профессиональная и социальная ответственность минимальна, возможность влияния на клиента высока, а потенциальное этическое нарушение практически не влечет за собой никаких правовых санкций).
Определено понятие «этическая дилемма психолога-консультанта». Этическая дилемма психолога-консультанта представляет собой восприятие ситуации взаимодействия с клиентом как личного морального выбора, предполагающего неизбежные негативные последствия. Обозначены признаки обстоятельств ситуации этической дилеммы: безусловная альтернативность обстоятельств, уникальность данной ситуации для специалиста, необходимость немедленного принятия решения.
Практическая значимость исследования.
Результаты проведенного исследования внедрены в учебный процесс факультета психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» в рамках курсов «Консультационная психология» для бакалавров, «Этика и профессиональное общение психолога- консультанта», «Основы психологического консультирования» для магистрантов (направление подготовки «Психологическое консультирование»). В программу курсов включен раздел «Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента». Разработаны и внедрены в образовательный процесс методы развития способности к распознаванию этических дилемм в консультативном взаимодействии: фокус-группа, кейс- стади (анализ ситуаций морального выбора - этических дилемм), кинотренинг, мастер-классы, направленные на овладение деонтологическими моделями.
Исследование позволило сформировать банк этических дилемм (всего 38), которые включают в себя ситуации «Консультант - клиент», «Консультант - консультант», «Консультант - руководитель, нормы организации». Ситуации используются при подготовке психологов-консультантов на этапе вузовского и поствузовского образования в ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова».
Описанные в исследовании ситуации используются в практике профессиональной переподготовки психологов-консультантов («Школа психологов-консультантов» - программа профессиональной переподготовки ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова»).
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы этических комиссий профессиональных сообществ при разборе этически сложных ситуаций. Данные, полученные в исследовании, внедрены в работу комиссии по этике НП «Региональная Ассоциация психологов-консультантов» (г. Ярославль).
Апробация результатов исследования осуществлялась представлением её материалов на заседаниях кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова (2016-2017 гг.); методологическом семинаре факультета
психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова (2017-2018 гг.); Международном конгрессе «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2015 г., 2018 г.); I Международной конференции по этике в психологическом консультировании и психотерапии (ПИ РАО г. Москва, 2017 г.); Международной научно-практической конференции «Перспективы психологической науки и практики» (РГУ им. А. Н. Косыгина, г. Москва, 2017 г.); Ежегодной международной научно-практической конференции «Современное предпринимательское образование» (г. Москва, 2018 г.).
Материалы диссертации используются в учебном процессе факультета психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» при чтении курсов: «Консультационная психология» (для бакалавров), «Этика и профессиональное общение психолога-консультанта», «Основы психологического консультирования» для магистрантов (направление подготовки «Психологическое консультирование»). По теме диссертации опубликовано 12 статей, в том числе - 3 в журналах из списка ВАК РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было выявить особенности способности к восприятию этических дилемм во взаимодействии психолога-консультанта и клиента.
Нами были систематизированы представления об этических регуляторах взаимодействия психолога-консультанта и клиента. Содержательный анализ принципов, описанных в этических кодексах психологов, показывает, что исполнение данных требований предполагает достаточно высокий уровень морального сознания специалиста и его моральной надежности. На взаимодействие психолога-консультанта и клиента, помимо институциональной этики, также влияют следующие факторы: социокультурный контекст (преобладающие в обществе нормы и ценности поведения, которые на данный момент по уровню нравственности на порядок ниже ценностных систем помогающих профессий), личная этическая система (смыслы, ценности, мировоззрение и убеждения специалиста, которые регулируют его поведение на протяжении жизни), требования и потребности организации, в которой он работает.
С нашей точки зрения на данный момент условия взаимодействия психолога-консультанта и клиента в России можно охарактеризовать как нерефлексируемый моральный выбор, когда профессиональная и социальная ответственность специалиста минимальна, возможность влияния на клиента высока, а потенциальное этическое нарушение практически не влечет за собой никаких правовых санкций. Таким образом, этичность взаимодействия специалиста и клиента напрямую зависит от развития нравственной зрелости и моральной надежности специалистов.
Наиболее сложными с этической точки зрения для психолога являются ситуации этических дилемм, предполагающие высокую автономность консультанта в своем профессиональном выборе. Этическая дилемма психолога-консультанта представляет собой отношение специалиста к ситуации взаимодействия с клиентом как к личному моральному выбору, предполагающему негативные последствия.
Нами был проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к личностному выбору как предмету психологического исследования, а также анализ подходов к рассмотрению феноменологии морального выбора в этике и психологии, что позволило выделить признаки ситуации этической дилеммы, определить понятие этической зоркости и описать процесс разворачивания данного внутреннего процесса во взаимодействии психолога-консультанта и клиента, сформировать концептуальную основу эмпирического исследования.
Выделены следующие признаки ситуации взаимодействия психолога- консультанта и клиента, которые могут способствовать восприятию её как этической дилеммы: безусловная альтернативность обстоятельств;
уникальность данной ситуации для специалиста; необходимость немедленного решения, его нельзя отложить на неопределенный срок или уйти в позицию бездействия.
Этическая зоркость, была определена нами, как способность распознавать этически сложные ситуации и этические дилеммы во взаимодействии с клиентом, осознавать личностную значимость профессионального выбора и ответственность за него и его последствия для всех вовлеченных сторон.
На основе теоретического анализа исследований феномена личностного выбора и его регуляторов, были определены следующие личностные характеристики соответствующие описанным проявлениям этической зоркости: независимость ценностей и поведения, компетентность во времени, способность к эмоциональному отклику, постконвенциональная мораль и самоуважение как уровни развития морального самосознания.
Было проведено эмпирическое исследование этической зоркости в ситуации этической дилеммы. В результате, нами было выделено три уровня развития этической зоркости психологов-консультантов, отличающихся друг от друга по таким проявлениям как восприятие ситуации как личностного выбора и его осознанное эмоциональное переживание, осознание личной
Рационально-прагматичный уровень этической зоркости
характеризуется однозначным восприятием ситуации, исключающим существование в ней этической дилеммы. Как правило, происходит оценка обстоятельств через призму норм определенной этической системы (профессиональной или общественной), либо с позиций потребностей личности. Характерна отчужденность отношения к ситуации: восприятие её как некоторой профессиональной задачи, интересной для решения, либо как ситуации, обстоятельства которой требуют определенного нормативно-заданного поведения и не предполагают возможность произвольности выбора в принципе. Таким образом, отличительной чертой данного уровня является уход от личной ответственности специалиста за принятое решение. В эмоциональных реакциях доминирует чувство страха перед обстоятельствами ситуации, опасности, беспомощности, тревоги либо интереса к сложности ситуации. Присутствует неконгруэнтность мыслей по поводу позиции специалиста и возможных действий и переживаемых эмоций. Этические представления данного уровня характеризуются формальностью и конвенциональностью, наличием отчужденности сферы этического от непосредственно сущности взаимодействия психолога и клиента
Ситуативно-эмоциональный уровень этической зоркости характеризуется нестабильностью способности к распознаванию этической дилеммы, значимостью контекста ситуации для её проявления. Восприятие ситуации заключает в себе моральный конфликт, осознаются затронутые личностные ценности. Характерно осознанное переживание эмоций, вызванных этической дилеммой, согласующихся с размышлениями о позиции специалиста. Этические представления наполнены личностным содержанием и значимостью, обозначается непосредственная связь этичности поведения и эффективности взаимодействия с клиентом.
Личностно-ответственный уровень этической зоркости характеризуется способностью к распознаванию этического поля ситуации вне зависимости от её контекста. Отличительным признаком данного уровня является осознание неизбежности ущерба при принятии решения в данной ситуации и личной ответственности специалиста за данное решение. Характерно восприятие ситуации этической дилеммы как личностного выбора, отношение к принимаемому решению как к значимому для развития личности («как мне жить с этим решением»). Принятие решения сопровождается процессом самоопределения, рефлексии ценностей относительно обстоятельств данной конкретной ситуации. Этические представления данного уровня характеризуются индивидуальностью, самостоятельностью и учетом фактора личной ответственности психолога-консультанта.
Выделенные уровни этической зоркости обладают качественным своеобразием структурной организации личностных характеристик психологов- консультантов, их симптомокомплексом. Различия между структурами личностных характеристик уровней этической зоркости прослеживаются и в плане целостности интегрированных структур, и в плане индексов структурированности, и в гетерогенности структур.
Рационально-прагматичный уровень этической зоркости
характеризуется однозначностью и ригидностью функционирования структурной организации личностных характеристик. Структурограмма обладает небольшим количеством изолированных связей, имеющих устойчивый и положительный характер. Низкой способности к восприятию этической дилеммы на данном уровне соответствует отсутствие связи характеристик, определяющих дискурсивную мораль личности, и характеристик, отвечающих за способность к самоопределению в настоящей ситуации.
Ситуативно-эмоциональный уровень этической зоркости,
характеризующийся ситуативным характером к распознаванию этической дилеммы, обусловлен включением в структуру связей характеристики эмоционального отклика и её взаимодействием с характеристиками дискурсивной морали.
Личностно-ответственный уровень этической зоркости, предполагающий осознание всей неопределённости ситуации, и выбор, являющийся осмысленным результатом самоопределения и переоценки ценностей, обусловлен целостностью структурной организации личностных характеристик. Появление базового компонента в системе, обеспечивает связь компонентов, отвечающих за восприятие актуальной ситуации как значимой и за возможность её независимого ценностного анализа, с компонентами дискурсивной морали позволяя личности производить свободную рефлексию этических систем в данной ситуации, вне зависимости от их уровня и контекста событий.
Результаты проведенного исследования используются в учебном процессе факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, в работе комиссии по этике НП «Региональная Ассоциация психологов-консультантов» (г. Ярославль).
Результаты исследования могут быть использованы в практике профессиональной подготовки психологов-консультантов: выделенные признаки ситуаций этических дилемм могут быть использованы при подборе ситуаций для анализа, банк ситуаций может быть непосредственно использован в качестве кейсов, приведенные в исследовании реакции психологов- консультантов также могут быть использованы в качестве материала для развития.
С нашей точки зрения, идеографический подход к исследованию детерминант восприятия этических дилемм во взаимодействии психолога- консультанта и клиента, принятию решения в подобных случаях является перспективным для современной психологической науки и практики. Значимой сферой исследования может стать исследование особенностей этической зоркости в зависимости от этапов профессионализации, принадлежности к той или иной психологической школе, исследование особенностей восприятия этической зоркости консультанта клиентом в консультативном контакте. Особенно ценным для науки и практики стало бы исследование, направленное на разработку психодиагностического инструмента для диагностики этической зоркости.


1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.С.Абрамова. - М. : Academia, 2001. - 240 с.
2. Абульханова, К.А. Сознание как жизненная способность личности / К.А. Абульханова // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30, № 1. - С. 32 - 43.
3. Айви, А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн-Даунинг; пер. с англ. - М.: Психотерапевтический колледж, 1999. - 487 с.
4. Антилогова, Л.Н. Нравственная мотивация и ее роль в саморегуляции поведения личности / Л.Н. Антилогова // Проблемы психологии мотивации: сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конфер. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - С. 32-35.
5. Анцыферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 3. - С.5-17.
6. Аплетаев, М.Н. В поисках нравственного смысла жизни. Книга учителя-экспериментатора / М.Н. Аплетаев. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 98 с.
7. Апресян, Р.Г. Вид на профессиональную этику / Р.Г.Апресян // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. - 2004. - Вып. 25. Профессиональная этика / под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. - С.160-181.
8. Армашова, А.Б. Когда мораль теряет очевидность: этические дилеммы в психологическом консультировании / А.Б. Армашова // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред.
проф. А.В. Карпова. - Ярославль: ЯРО РПО, факультет психологии ЯрГУ
им. П.Г. Демидова, НПЦ «Психодигностика», 2015. - № 4(33). - С. 170-176.
9. Армашова, А.Б. Этический кодекс в работе психолога-консультанта / А.Б. Армашова, Е.Г. Руновская // Сборник по материалам ежегодного международного Конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 15-17 мая, 2015 г.) / Под ред. Козлова В.В. - Ярославль: ЯрГУ, МАПН, 2015 - С.12-14.
10. Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности / Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 218 с.
11. Ассадулина, Ф.Г. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора / Ф.Г. Ассадулина, Д.В. Малюгин // Психологический журнал. - 2008.- Т. 29, № 6. - С. 48-55.
12. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
13. Бадалова, М.В. Моральные дилеммы в деятельности практического психолога: подходы к разрешению / М.В. Бадалова // Первый независимый научный вестник. Перспективные направления развития современной науки. - 2015. - №1,ч.1. - С.128-132.
14. Бакштановский, В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения / В.И. Бакштановский. - М.: Политиздат, 1983. - 224 с.
15. Бакштановский, В.И. Прикладная этика: опыт университетского словаря: учебное пособие / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. - Тюмень: Центр прикладной этики, 2001. - 268 с.
16. Бакштановский, В.И. Моральный выбор журналиста / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. - Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. - 448 с.
17. Барсукова, С.А. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии / С. А. Барсукова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34, № 1. - С. 36-44.
18. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
19. Беличева, С.А. Профессионально-этические нормы социальной работы / С.А. Беличева, А.Я. Варга, М.В. Фирсов - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России»,1993 .- 31 с.
20. Блэкберн, С. Этика: краткое введение / С. Блэкберн; пер. с англ. Ю. В. Крижевской. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 189 с.
21. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.
22. Бодалев, А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - СПб.:Речь, 2010. - 223 с.
23. Бодров, В.А. Профессиональная ответственность как психологическая категория субъекта деятельности / В.А. Бодров, А.Г. Луценко // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В.А. Бодрова. - М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. - С.157-167.
24. Бондаренко, А.Ф. Язык. Культура. Психотерапия / А.Ф. Бондаренко. - Киев: Кафедра, 2012. - 416 с.
25. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии /Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997 - № 5. - С. 3-19.
26. Братусь, Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности / Б.С. Братусь // Вопросы философии. - 1999. - № 1. - С. 81-89
27. Братченко, С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала / С.Л. Братченко. - М.: Смысл, 2001. - 197 с.
28. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. - СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.
29. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер - М.: «Респулика», 1995. - 464 с
30. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической психотерапии / Дж. Бьюндженталь; пер. с англ.
А.Б. Фенько. - М.: «Класс», 1998. - 323 с.
31. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь; пер. с англ. и общ. ред. М.Р. Миронова. - СПб.: Питер, 2001. - 294 с.
32. Варга, А.Я. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и методы / А.Я. Варга // Профессионально-этические нормы социальной работы. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - С.14-24.
33. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 c.
34. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: сб. науч. ст./ Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 284-314.
35. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / И.В. Вачков; под ред. И. Б. Гриншпуна. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. - 464 с.
36. Веселова, Е.К. Психологическая деонтология: дис. ... док.психол. наук: 19.00.01 / Веселова Елена Константиновна - СПб., 2003. - 402 с.
37. Веселова, Е.К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности / Е.К. Веселова // Научное мнение. - 2013. - № 6. - С. 168-173.
38. Веселова, Е.К. Нравственные основания личности психотерапевта: психология совести / Е.К. Веселова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. - Т. 8, № 2. - С. 62¬67.
39. Веселова Е.К. Нравственный выбор в жизненных ситуациях: диагностика психологических особенностей принятия морального решения / Е.К. Веселова // Практикум по психологии жизненных ситуаций : учебное
пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; под ред. Е. Ю. Коржовой. - Спб.: Стикс, 2016. - С. 74-101.
40. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Волкова Елена Николаевна - М., 1998. - 50 с.
41. Воловикова, М.И. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М.И. Волвикова - М.: Институт психологии РАН, 2011.- 320 c.
42. Волоскова, Н.Н. Исследование нравственности в отечественной психологии / Н.Н. Волоскова, Н.Б. Дрожжина // Значение прикладной психологии в новейшей истории России: Матер Всероссийской научной интернет - конф. - Ставрополь, 2005. - С. 188-192.
43. Гаевая, Т.Г. Моральная ответственность как качество личности: автореф.дис. ...канд. психол. наук : 19.00.01 / Гаевая Татьяна Григорьевна - М., 1987. - 26 с.
44. Ганжин, В.Т. Моральная рефлексия и выбор. / В.Т. Ганжин // Моральный выбор / Под ред.А.И.Титаренко. - М.: МГУ, 1980. - С.172-174.
45. Гарбер, И. Е. Этика психотерапии и психологического консультирования в России: постановка проблемы / И.Е. Гарбер // Теория и практика психотерапии. - 2014. - №1(1). - С. 96 - 100.
46. Гильдебранд фон Д. Этика / Гильдербанд фон Д.; пер. с немец. А.И. Смирнов. - СПб.: Алетейя, 2001. - 566 с.
47. Гиллиган, К. Иным голосом / К. Гиллиган; пер. с англ. О.В. Артемьевой // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991 / общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: Республика, 1992. - С.352-374.
48. Глэддинг, С. Этические и правовые аспекты консультирования / С. Глэддинг // Психологическое консультирование / С. Глэддинг; пер. с англ. А.Можаев. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - С. 87-126.
49. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест: учеб. пособие / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 44 с.
50. Горбунова, В.В. Этические дилеммы в психологической практике /
В.В. Горбунова // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31., № 4. - С. 113-119.
51. Горячева, М. А. Этика психолога. Дилемма в консультировании / М. Горячева // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. - 2007. - Выпуск 5. - С. 78-79.
52. Гусейнов, А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.
53. Джэндлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями / Ю. Джендлин; пер. с англ. А.С. Ригина. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. - 448 с.
54. Дорцен, ван Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. / Э. ван Дорцен, пер. с англ. М.С. Горовой - Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007.- 216 с.
55. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Наука, 1977. - 333 с.
56. Жедунова, Л.Г. Этические принципы, как регуляторы клиент¬
терапевтических отношений: Особенности освоения в образовательном процессе. [Электронный ресурс] / Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции / под ред. Н.В. Кисельниковой, Е.А. Куминской, Е.В. Лавровой, В.А. Земцовой - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. - Режим доступа:
https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2017.pdf
57. Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии / В.П. Зинченко. - М.: Новая школа, 1997. - 335 с.
58. Зинченко, В.П. Сознание как предмет и дело психологии / В.П. Зинченко // Методология и история психологии. - 2006. - Т.1. Вып.1. - С.207-231.
59. Знаков, В.В. Проблема понимания правды в этике И. Канта, нравственной философии В.С. Соловьева и современной психологии / Знаков В.В.// Психологический журнал. - 1997. - Т.18, № 4. - С. 3-14.
60. Знаков, В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / Знаков В.В. // Психологический журнал. - 2005. - Т.26, № 1. - С. 18-25.
61. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 347 с.
62. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие / В.А. Иванников. - СПб.: Питер, 2006.- 208 с.
63. Иванюшкин, А.Я. Биоэтика - наука о моральных дилеммах современной медицины (статья вторая) / А.Я. Иванюшкин// Медицинская сестра. - 2007. - № 4. - С. 33-36
64. Калмыкова, Е.С. Психотерапия за рубежом: история и современное состояние (краткий обзор) / Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, №2. - С. 88-99.
65. Канеман, Д. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски; пер. с англ., под ред. Г. В. Суходольского. - Харьков: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005. - 632 с.
66. Карнишина, Н.Г. Профессиональная этика : учеб. пособие / Н.Г. Карнишина. - Пенза: ПГТУ, 1997. - 82с.
67. Карпов, А.В. Методологические основы психологии принятия решения: монография / А.В. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 1999. - 232 с.
68. Карягина Т.Д. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию / Т.Д. Карягина, А.В.
Иванова // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - №4(79). - С. 182-207.
69. Клюева, Н.В. Этика и профессиональное общение психолога- консультанта: метод. указания / Н. В. Клюева, Н. С. Головчанова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. - 52 с.
70. Клюева, Н.В. Качественные методы исследования: учебно-методическое пособие / Н. В. Клюева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2016. - 116 с.
71. Клюева, Н.В. Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России / Н.В. Клюева, А.Б. Армашова // Педагогический имидж - 2016. - № 4(33). - С. 115-123.
72. Клюева, Н.В. Этика психолога-консультанта и образование
[Электронный ресурс] / Н.В. Клюева // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции/ под ред. Н.В. Кисельниковой, Е.А. Куминской, Е.В. Лавровой, В.А. Земцовой - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. - Режим доступа:
https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2017.pdf (дата обращения: 10.07.2017 г.).
73. Кодекс профессиональной этики Региональной Ассоциации психологов-консультантов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rapk.org/ethic-code/ (дата обращения: 3.09.2015).
74. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 . - 224 с.
75. Коныгина, М.Н. Этические основы социальной работы: учеб. пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. - М.: Проспект, 2016. - 160 c.
76. Кораблина, Е.П. Психологическая помощь как профессиональная деятельность практического психолога / Е.П. Кораблина // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Коростылевой. - Вып. 5. - СПб.: СПбГУ, 2001. - С.171-181.
77. Корниенко, Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности : монография / Н.А. Корниенко; под ред. Г.В Залевского; Новосиб.гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 378 с.
78. Корнилов, Ю.К. Психология практического мышления: монография / Ю. К. Корнилов. - Ярославль: ДИА Пресс, 2000. - 212 с.
79. Корнилова, Т.В. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов / Т.В. Корнилова // Психологический журнал. - 2013. - Т.34, № 3. - С. 89-100.
80. Корнилова, Т.В. Психология выбора как мыслительное и личностное опосредствование преодоления неопределенности / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. - 2016. - Том 37, № 3. - С. 113-124.
81. Котов, Д. П. Профессиональный долг / Д.П. Котов - М.: Знание, 1979. - 63 с.
82. Коч, Л.А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий / Л.А. Коч. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 192 с.
83. Кочюнас, Р. Этические принципы в психологическом консультировании / Р. Кочюнас. // Психологическое консультирование и групповая психотерапия. - М., 2004. - С. 228-234.
84. Кошелева, Н.В. Имплицитные представления студентов об атеистах и верующих людях / Н.В. Кошелева, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. № 1. - С. 135-143
85. Крылов, A.A. Этические принципы и правила работы психолога /
А.А. Крылов, А.И. Юрьев // Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. - 2-е изд.-е. - СПб., М., Харьков, Минск, 2000. - С.545-552.
86. Кузнецова, Е.В. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / Е.В.Кузнецова, Н.Н. Бекренева, Т.В. Тарасова. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - 320 с.
87. Купрейченко А.Б. Нравственное самоопределение молодежи. / А.Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
- 480 с.
88. Левичев, О.Ф. Этическое мышление и особенности актуализации его развития / О.Ф. Левичев // Вестник практической психологии образования.
- 2010. - № 3. - С. 54-62.
89. Леонтьев, Д.А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 5. - С. 5-18.
90. Леонтьев, Д.А. Психология выбора. Часть II. Личностные предпосылки и личностные последствия выбора / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 6. - С. 56-68.
91. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
92. Личность: этические проблемы. - М.: МГУ, 1979. - 218 с.
93. Лэнгле, А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2004.
- № 4. - С. 3-21.
94. Любицкая, О.А. Структура и содержание профессионального достоинства личности в контексте психологии труда: автореф.дис. ...канд. психол. наук: 19.00.03 / Любицкая Ольга Андреевна. - Хабаровск, 2007. - 26 с.
95. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения /
С. Мадди; перевод с англ. Е. Н. Осина; под ред. Д. А. Леонтьева // Психологический журнал. - 2005. - Т.26, № 6. - С. 87-101.
96. Майер, У. Судит как герой, а поступает как подлец? Морально-педагогические размышления о теоретической дихотомии в этическом воспитании / У. Майер // Этика. Наука. Образование. Воспитание: Альманах. - 2001. - Вып.1. - С.67-76.
97. Майленова, Ф.Г. Выбор и ответственность в психологическом консультировании: монография / Ф.Г. Майленова. - М.: КСП+, 2002. - 416 с.
98. Малюгин, Д.В. Психологические детерминанты морального выбора : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Малюгин Дмитрий Викторович. - М., 2007.- 170 с.
99. Мандрикова, Е.Ю. Виды личностного выбора и их индвидуально- психологические предпосылки: автореф. дис. .канд. психолог. наук : 19.00.01 / Мандрикова Елена Юрьевна. - М., 2005. - 27 с.
100. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
101. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин; под ред. А.А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
102. Медведева, Г.П. Этические основы социальной работы: учебник и практикум для СПО / Г.П. Медведева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 443 с.
103. Мерсиянова, А.П. Основные признаки экзистенциального выбора /
А.П. Мерсиянова // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 335. - С.153-156.
104. Мироненко, И.А. Проблемы нравственности в современной российской психологии: поиск ориентиров [Электронный ресурс] / И.А. Мироненко // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2010 - №4. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-nravstvennosti (дата обращения: 28.06.2015).
105. Молчанов, С.В. Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / Молчанов Сергей Владимирович. - М.: 2005. - 31 с.
106. Молчанов, С.В. Представления подростков об ответственности в моральных дилеммах разного типа / С.В. Молчанов, О.В. Алмазова // Культурно-историческая психология. - 2017. - Т. 13, № 4. - С.81-90.
107. Моральный выбор / под ред. Титаренко А.И. - М.: МГУ, 1980. -
344 с.
108. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 3-е изд., исправл. и доп. /
В. С. Мухина. - М.: ООО Национальный книжный центр, 2013. - 1088 с.
109. Мэй, Р. Происхождение экзистенциальной психологии / Р. Мэй. // Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэя, пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С.9-42.
110. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй; пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 20016.
- 256 с.
111. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности / Н.И. Непомнящая.
- М.: ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
112. Никифоров, Г.С. Надежность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров. - Спб.: СПбГУ, 1996. - 175 с.
113. Николаева, В.И. Категория личностного выбора в психологии экзистенциализма / В. И. Николаева // Психологические исследования. - 2009 - Вып. 4. - С. 140-149.
114. Николаичев, Б.О. Выбор конкретного поступка как реализация моральной ориентации (цели и средства, мотив и результат) / Б.О. Николаичев // Моральное сознание: элементы, формы, особенности / отв. ред. Л.Б. Волченко
- М.: МГУ, 1974. - С. 53-59.
115. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. [Электронный
ресурс] / научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин; Ин-т философии РАН. - М.: Мысль, 2010. - Режим доступа:
https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/browse/CL6 (дата
обращения: 7.07.2017 г.).
116. Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // И.А. Новикова / Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. - 2003. - №1. - 98 - 108.
117. Ожиганова, Г.В. Субъектный подход в психологии духовных способностей / Г.В. Ожиганова // Психология человека в современном мире. С борник научных трудов, посвященный 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. /отв. ред. А.Л. Журавлев и др. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - Т.4. - С. 57-64.
118. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. - Лондон: Penguin, 2002. - 862 с.
119. Ольшевская, Э.Н. Когнитивный и эмоциональный компоненты морального самосознания студентов вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 /


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ