Введение 3
1 Теоретические аспекты разработки рекламной кампании предприятия 6
1.1 Сущность, функции и виды рекламы 6
1.2 Роль и особенности рекламной кампании в сфере туризма 15
2 Анализ рекламной деятельности ЗАО пансионат «Шепси» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2 Основные виды рекламы и методы ее реализации на исследуемом
предприятии 30
3 Разработка путей и методов совершенствования рекламной деятельности ЗАО
пансионат «Шепси» 38
3.1 Совершенствование рекламной кампании ЗАО пансионат «Шепси». 38
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий . 48
Заключение 52
Список использованной литературы
В современных условиях одним их ключевых факторов увеличения объемов продаж предприятия является реклама. Реализация туристского продукта в больших масштабах позволяет предприятию значительно увеличить свои доходы, производить выплаты заработной платы персоналу в большем размере, обеспечивать на предприятии благоприятные и стабильные условия труда.
Современная тенденция развития информационного общества придает рекламе еще более важное значение в деятельности предприятия. Реклама позволяет устанавливать, расширять и укреплять отношения между всеми субъектами туристской индустрии (непосредственно туристским предприятием, производителями и поставщиками туристских услуг, посредниками и производителями услуг, органами государственной власти и т.д.). Реклама обеспечивает получения обратной связи от рынка туристских услуг. Данный факт жизненно необходим предприятию в целях развития сбытовой политики, продвижения продукции и услуг, создания устойчивой системы ценностей и предпочтений у потребителя. Рекламная деятельности обеспечивает не только формирования спроса, но и обеспечивает контроль и управление спросом за счет направленного воздействия на клиентов.
В то же время реклама не является инструментом компенсации низкого качества обслуживания и туристского продукта. Она обеспечивает только доведение информации до конечного потребителя и стимулирует его на совершение покупки.
Результативность рекламной кампании зависит, в первую очередь, от выбранных способов и методов воздействия на аудиторию. Поэтому ответственным за маркетинговую деятельность сотрудникам предприятия или руководству необходимо обладать глубокими знаниями и навыками работы в области планирования и разработки рекламных стратегий в туристской сфере, определения инструментов продвижения рекламы, фондирования и оценки эффективности рекламной деятельности.
Рекламная деятельность в силу своей разнообразности, многообразия инструментов распространения, универсального и всеобщего характера деятельности требует всестороннего изучения и анализа особенно в туристской индустрии.
Ключевые особенности и характеристика туристского продукта являются фактором уникальности и сложности маркетинговой деятельности в индустрии туризма.
Успешное применение маркетинговой стратегии на предприятии невозможно без грамотно построенной рекламной кампании. Реклама воздействует на психологические и социально-культурные элементы общественного сознания. Рекламная деятельность не должна быть направлена на манипулирование общественным мнением, ее ключевая роль - формирование потребностей и развитие человека. Реклама обеспечивает полноту знаний о продукте и услуге и, соответственно, повышает степень удовлетворенности человека после покупки.
Реклама позволяет предприятию осваивать ранее недосягаемые рынки сбыта, усиливает конкуренцию, что положительно влияет на качество предлагаемых продуктов и услуг.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что современный туризм не может существовать без рекламы, т.к. она позволяет в сжатой. Но при этом довольно эмоциональной и художественной форме донести до потребителя все преимущества конкретного продукта или услуги.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ЗАО пансионат «Шепси».
Предметом исследования является рекламная стратегия предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекламной кампании ЗАО пансионат «Шепси».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты разработки рекламной кампании
предприятия.
2. Проанализировать организационно-экономической деятельности ЗАО пансионат «Шепси».
3. Изучить основные виды рекламы, используемые на предприятии, и методы их реализации.
4. Рекомендовать пути совершенствования рекламной кампании ЗАО пансионат «Шепси».
5. Оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленной целью и определенными для ее достижения задачами исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяется объект и предмет исследования, раскрываются цель и задачи. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты рекламной деятельности предприятия. Во второй главе проведен анализ рекламной деятельности ЗАО пансионат «Шепси». В третьей главе разрабатываются направления совершенствования рекламной кампании ЗАО пансионат «Шепси», также проводится расчет экономической эффективности данных мероприятий.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные проблемам маркетинга и рекламной деятельности предприятий.
Что касается информационной базы исследования, то в этой связи были использованы статистические материалы различных источников, а также документация самого предприятия.
Общий объем работы составляет 54 страницы, в том числе 11 таблиц и 1 рисунок.
Многие предприятия основной задачей рекламной кампании считают удовлетворение запросов покупателей, а рост производства и продаж отводят на второй план. Современные рекламные кампании ставят нацелены на повышение конкуренции и завоевание новых клиентов или рынков сбыта, при этом они грамотно построены, вполне реалистичны и эффективны. Кроме этого при разработке рекламной кампании должны принимать участие все функциональные отделы предприятия.
В пансионате «Шепси» маркетинговой деятельностью занимается отдел маркетинга, в состав которого входят четверо маркетологов и руководитель отдела. Отдел маркетинга, как и сам руководитель отдела находятся в прямом подчинении генерального директора предприятия.
Проведенный SWOT-анализ позволил сделать вывод о том, что предприятие конкурентоспособно и имеет достаточные финансовые ресурсы, в том числе для того, чтобы проводить модернизации основных фондов, менять внутреннюю структуру управления. К минусам можно отнести медленное реагирование руководства пансионата на изменения внешней среды, запросы потребителей санаторно-курортных услуг, что в итоге способно привести предприятия к негативным последствиям, потери прибыли и банкротству. В сложившейся ситуации особо важным является анализ системы маркетинга предприятия и разработка рекламной кампании для более полного анализа потребительских предпочтений на рынке, повышения качества услуг, активизации сбыта.
Проведенный анализ деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. К сильным сторонам предприятия относится развитая инфраструктура, наличие молодых кадров, устойчивое экономическое положение.
2. Рекламная деятельность предприятия направлена в большей степени на ознакомление с продукцией и информирование о скидках и качестве услуг.
3. Основную долю маркетинговых затрат составляет реклама - 66,67%.
4. В пансионате «Шепси» слабо используется теле- и радиореклама.
5. Отсутствует имиджи предприятия - как крупного и высококлассного предприятия санаторно-курортного комплекса.
В целях совершенствования маркетинговой деятельности предприятия нами разработаны следующие предложения:
1. Разработан план рекламных мероприятий на 2020 год.
2. Проведен сравнительный анализ носителей теле- и радиорекламы, для размещения рекламы выбраны наиболее эффективные канал «Туапсе24» и радиоволна «Авторадио».
3. В целях создания положительного имиджа ЗАО пансионат «Шепси» разработан ряд мероприятий по пропаганде пансионата.
Общие затраты на предлагаемы мероприятия составили 134 700 руб. Экономический эффект составил 138 086 руб. или 210%.
Таким образом можно сделать вывод, что разработанная стратегия маркетинга для ЗАО пансионат «Шепси» является экономически эффективной и позволит значительно увеличить прибыль предприятия. Кроме этого предприятие сможет увеличить количество лояльных клиентов, создаст имидж успешного и динамично развивающегося предприятия санаторно-курортного комплекса, что в дальнейшем будет способствовать еще большему притоку туристов и росту экономической эффективности.
1. Абабков, Ю. Н. Реклама в туризме / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 576 с.
2. Антипов, К.В. Основы рекламы: учеб. / К.В. Антипов. - М.: Дашков и К,
2015. - 428 с.
3. Батра, Р., Майерс, Дж. и Аакер, Д. Рекламный менеджмент. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2018. - 860 с.
4. Борисов, Б.Л. Технология рекламы и PR: учеб. пособие для вузов. - М.,
2016. - 472 с.
5. Васильев, Г.А. Основы рекламы: учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. - 407 с.
6. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. пособие для эк. специальностей вузов - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 539 с.
7. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства / М.: Academia, 2015. - 185 с.
8. Джефкинс, Ф. Реклама: учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Еремина Б.Л. - М.: Юнити - Дана, 2017. - 355 с.
9. Картер, Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого и среднего бизнеса / пер. с англ. общ. ред. Е.М. Пеньковой. - М., 2018. - 501 с.
10. Кураков, В. Л. Маркетинг и менеджмент: Словарь - справочник. - М.: 2018. - 446 с.
11. Ляпина, И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. М.: ПрофОбрИздат, 2017. - 187 с.
12. Мазилкина, Е.И. Основы рекламы: учеб. пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2016. - 586 с.
13. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. - М.: 2017. - 562 с.
14. Матанцев, А.Н. Эффективность рекламы. - М.: Финпресс, 2015. - 298 с.
15. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2018. - 347 с.
16. Милгром, П.Р. Экономика, организация и менеджмент, в 2 т. - М: 2017. - 538 с.
17. Молочников, Н.Р. Основы менеджмента: учеб. пособие. - Воронеж,
2015. - 464 с.
18. Морган, Н. Реклама в туризме и отдыхе. учеб. пособие / Н. Морган, А. Причард. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 496 с.
19. Панкратов, Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы: учеб. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. - 526 с.
20. Питер, P. Диксон. Управление маркетингом / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2017. - 174 с.
21. Ромат, Е.В. Реклама. История, теория, практика: 5-е изд. - СПб.: «Питер»,
2016. - 367 с.
22. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации. - М.: 2017. - 419 с.
23. Тома, О'Гуинн, Крис, Т.Ален, Ричард, Дж.Семеник «Реклама и продвижение бренда» 3-е издание - С-Пб, «Нева» - 2018. - 288 с.
24. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: учеб. для вузов. - М: ЮНИТИ, 2018. - 563 с.
25. Тренев, И.Н. Стратегической управление: учеб. пособие. - М.: ПРИОР, 2014. - 575 с.
26. Туризм и гостиничное хозяйство / Под редакцией А.Д.Чудновского - М.: ЭКМОС, 2018. - 197 с.
27. Уиьямс Уэлл, Джон Бернет, Сандра Мориарти. «Реклама. Принципы и практика». - СПб.: «Питер», 2019. - 306 с.
28. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: учеб. пособие для вузов. - М.: 2018. - 427 с.
29. Федотова, Л.Н. Социология рекламной деятельности: учеб. для студентов вузов. - М.: Гардарика, 2016. - 275 с.
30. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. пособие; 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2018. - 224 с.