ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА 6
1.1 Понятие «трудовой стаж» и его значение для социального обеспечения граждан 6
1.2. Виды общего трудового стажа 9
2. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
2.1.Значение и роль трудового стажа для начисления пенсии 13
2.2. Влияние трудового стажа на социальные пособия 16
2.3. Влияние перерывов в трудовом стаже на социальное обеспечение 20
2.4 Порядок исчисления трудового стажа 24
2.5.Порядок подтверждения трудового стажа26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………..………………………33
Трудовой стаж является одной из ключевых характеристик в системе правового регулирования социального обеспечения. Этот аспект играет важную роль как для работников, так и для работодателей, поскольку непосредственно влияет на объем прав и льгот, предоставляемых гражданам в рамках системы социального страхования. В условиях постоянно изменяющегося рынка труда и социальных реалий, вопрос о значении трудового стажа становится все более актуальным.
Актуальность исследования. С 1993 г. Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Структуру пенсии работающих граждан России формируют страховые пенсии и пенсионные накопления. Согласно ст. 3 Федерального закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях) под страховой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата с целью компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, которые утрачены ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, утраченные в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным нормативно-правовым актом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 5 Закона о страховых пенсиях назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии .
Так согласно Годовому отчёту Пенсионного фонда России (далее – ПФР) с учетом новых назначений численность пенсионеров, получающих пенсий по линии ПФР(см. приложение-А), к концу 2024 года достигла 41 млн. 139 тыс. 498 человек, уменьшившись по сравнению с 2021 годом на 936 тыс. 144 человека. Если в 2021 году 42 млн. 75 тыс. 642 пенсионеров получали страховую пенсию по старости, средний размер которой составил 15 тыс. 842 руб. 01 коп. То, в 2024 году 41 млн. 139 тыс. 498 пенсионеров получали страховую пенсию по старости, средний размер которой составил 21 тыс. 82 руб. 62 коп.
При этом одним из условий возникновения права на страховую пенсию по старости является наличие страхового стажа (см. приложение-Б). Отношения, регулируемые правом социального обеспечения, зависят, в основном, от прошлой трудовой деятельности, то страховой стаж зависит от трудового стажа. В связи с чем высказываются предложения именовать трудовой стаж пенсионным.
Объект - система правовых отношений, возникающие в сфере социального обеспечения и трудового законодательства, связанных с учетом и применением трудового стажа.
Предмет исследования - нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, правила оформления документов для подтверждения данного стажа, а также практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.
Целью курсовой работы изучить и проанализировать роль трудового стажа в системе социального обеспечения, определить его правовую природу и значение для граждан в контексте получения социальных пособий.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы трудового стажа.
2. Анализировать законодательное регулирование трудового стажа.
3. Исследовать влияние трудового стажа на социальные выплаты.
Трудовой стаж играет фундаментальную роль в системе социального обеспечения, представляя собой важный критерий, определяющий право граждан на получение различных социальных гарантий, включая пенсии и пособия. Понимание значимости трудового стажа активно обсуждается в правовой теории и практике, а также в контексте социального обеспечения, что делает тему особенно актуальной.
Трудовой стаж можно определить как период, в течение которого работник находился в трудовых отношениях и подлежал обязательному социальному страхованию. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, трудовой стаж делится на общий и специальный. Общий трудовой стаж включает все отрезки времени, когда лицо работало. Специальный трудовой стаж конкретизируется в зависимости от вида трудовой деятельности (например, работа на вредных или опасных производствах).
Наличие перерывов в трудовом стаже может иметь серьезные последствия для уровня социального обеспечения. Каждый неучтенный период может приводить к дефициту отработанных лет, что негативно сказывается на размере пенсий и пособий. К примеру, длительные перерывы в трудовой деятельности могут снижать общую сумму пенсии, поскольку пенсионные права формируются в зависимости от отработанных лет и взносов.
Таким образом трудовой стаж является неотъемлемой частью системы социального обеспечения, играющим важную роль в определении социальных прав и гарантии граждан. Его значение простирается от исчисления пенсий до условий получения социальных пособий. Понимание и учет трудового стажа предлагает возможность более справедливого распределения социальных ресурсов, а также способствует созданию системы, в которой граждане могут уверенно рассчитывать на социальную защиту и поддержку в период достижения пенсионного возраста.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024)// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. №1 (часть I)
3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 13.07.2024)// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 51 ст. 4831
4. О накопительной пенсии: Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 25.12.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024)// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6989.
5. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 30.09.2024)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 10 ст. 1152
6. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, № 3, ст. 168
7. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.10.2024)// Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, № 21, ст. 1929
8. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)// Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 18.
9. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.05.2024)//Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965
10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024): Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.05.2024)//Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, № 48, ст. 4563
2. Справочно-статистические материалы
11. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации: Социальный фонд России
12. О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"): Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 № 555// (дата обращения: 21.11.2024); Собрание законодательства РФ, 06.05.2024, № 19, ст. 2524