ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) ВЫПУСКНИКОВ
ШКОЛ 6
1.1 Технологический подход к обучению математике 6
1.2 Реализация технологического подхода в подготовке к ЕГЭ по
математике 8
1.3 ЕГЭ как форма итоговой аттестации школьников и анализ
содержания заданий ЕГЭ по математике за 2012 - 2015 гг 9
1.4 Анализ практикующих в школах республики и возможных
технологий подготовки к ЕГЭ по математике 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ РТ 30
2.1 Особенности процесса подготовки к ЕГЭ по математике
(профильный уровень) выпускников сельских школ 30
2.2 Методические средства подготовки выпускников к ЕГЭ по
математике (профильный уровень) на уроках 37
2.3 Методическое обеспечение подготовки выпускников к ЕГЭ на
факультативных занятиях по математике 44
2.4 Основные приемы решения типовых заданий в ЕГЭ по
математике (профильный уровень) 51
Апробация 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Приложение 1 72
В период серьезных изменений в системе образования добиться решения многих проблем возможно, обеспечив соответствующую подготовку квалифицированных, качественных кадров. Но если в вуз приходит «некачественный абитуриент», то из него нельзя подготовить качественного кадра. В связи с этим, подготовка «качественного» выпускника школы - это первостепенная задача, поставленная перед системой образования. При этом качественная подготовка выпускника по математике, в частности к ЕГЭ по математике, есть одна из важных задач школы.
Математике уделяется большое значение в подготовке квалифицированных кадров в связи с техническим решением многих проблем, а также с внедрением информационных технологий во все отрасли экономики. Математика является не только очень важным учебным предметом, но и сложным, трудоемким, так как математическими способностями обладают не многие школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый государственный экзамен сдают все.
Профильный уровень ЕГЭ по математике предназначен заменить собой два экзамена - выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие и средние учебные заведения, где предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов. По данным результатов Единого государственного экзамена по математике (далее - ЕГЭ по математике) в 2014 году 5,42% выпускников сдали ЕГЭ по математике на отметку «2», и единый государственный экзамен как форма итоговой аттестации выпускников всех школ обнажил ряд проблем.Могут ли ученики успешно сдать ЕГЭ по математике (профильный уровень) без соответствующей, специальной подготовки? Как показывает практика - учащиеся сталкиваются с многочисленными сложностями, как с психологической, так и с методической точки зрения.Поэтому подготовка выпускника школы к ЕГЭ по математике и при этом использование различных технологий сегодня является актуальной темой.
Цель исследования- изучение и использованиеразличных технологий в подготовке к ЕГЭ по математике (профильный уровень) выпускников сельских школ Республики Тыва.
Объектом исследования явилась подготовка выпускников школ к ЕГЭ по математике (профильный уровень).
Предмет исследования - технологическая подготовка выпускников школ, необходимая для успешной сдачи ЕГЭ по математике (профильный уровень).
Для достижения поставленной цели мы руководствуемся гипотезой:использование различных технологий в подготовке к ЕГЭ по математике будет способствовать успешной сдаче ЕГЭ по математике(профильный уровень) выпускников школ.
Цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи исследования:
1. Изучение технологического подхода к обучению математике и его реализации в подготовке к ЕГЭ по математике.
2. Определение необходимости и роли ЕГЭ по математике.
3. Анализ содержания заданий ЕГЭ по математике за 2012-2015 годы.
4. Анализ практикующих в школах республики и возможных технологий подготовки к ЕГЭ.
5. Разработка и составление заданий по подготовке выпускников школ к ЕГЭ по математике (профильный уровень).
5. Проведение апробации исследования.
Научная новизна работысостоит в том, что в работе представлен комплексный анализ педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса организации подготовки выпускников к ЕГЭ по математике в 2014¬2015 гг.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в работе раскрыты особенности применения методических средств при подготовке к ЕГЭ в 2014-2015 гг., которые могут быть использованы учителем математики.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы иприложений.
Во введенииобосновываются актуальность темы, формулируется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, научная новизна и теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются технологический подход к обучению математике и его реализация в подготовке к ЕГЭ по математике, определение необходимости и роли ЕГЭ по математике. Сделан анализ содержания заданий ЕГЭ по математике за 2012 - 2015 годы и практикующих в школах республики и возможных технологий подготовки к ЕГЭ по математике.
Во второй главе обосновываются особенности подготовки выпускников к ЕГЭ по математике на уроках и факультативных занятиях и приведены основные приемы решения типовых заданий в ЕГЭ по математике (профильный уровень).
В конце главы описана апробация методических материалов по теме ВКР, которая проводилась в Ильинской средней школе во время зимних каникул.
Работа завершается заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Проведенное исследование позволило нам достичь заявленной в работе цели. При проведении исследования были решены следующие задачи:
1. изучен технологический подход к обучению математике и его реализация в подготовке к ЕГЭ по математике.
2. проведен анализ содержания заданий ЕГЭ по математике за 2012-2015
годы.
3. проведен анализ практикующих в школах республики и возможных технологий подготовки к ЕГЭ.
4. разработаны и составлены задания по подготовке выпускников школ к ЕГЭ по математике (профильный уровень).
5. проведена апробации исследования.
Основные результаты работы заключаются в следующем: заявленная гипотеза доказана.
В 2015 году Единый государственный экзамен по математике будет проводиться в той же форме, что и в 2014 году.
Основную роль в успешной сдаче старшеклассниками экзамена по математике играет подготовка как с помощью педагогов, так и самостоятельная. Как показал проведенный анализ, в настоящее время существует множество доступных способов подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике. Это подготовительные курсы при ВУЗах, дистанционное обучение, факультативные курсы в школе, элективные курсы, репетиторство, самоподготовка, уроки математики.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие: информационная готовность, предметная готовность и психологическая готовность.Наиболееважное значение имеет предметная готовность, формирование которой напрямую зависит от методов организации подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.
В целом можно отметить, что в настоящий момент существуют в большом количестве средства по подготовке к единому государственному экзамену по математике. И при этом выбор того или иного средства зависит от самого ученика, от уровня его знаний, а также индивидуальных особенностей.
1. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.11.2009) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 150.
2. Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена: Приказ Минобрнауки РФ от 24.02.2009 № 57 // РГ. - № 55. - 01.04.2009.
3. Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена: Приказ Минобрнауки РФ от 03.03.2009 № 70 // РГ. - № 73. - 24.04.2009.
4. Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 28.11.2008 № 362 // РГ. - № 15. - 30.01.2009.
5. Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена: Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 119 (с изм. от 29.11.2003) // СЗ РФ. - 2001. - № 9. - Ст. 859.
6. Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена: Постановление Правительства РФ от 05.04.2002 № 222 (с изм. от 29.11.2003) // СЗ РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1436.
7. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 19.10.2009) // Вестник образования России. -
2004. - № 12-15.
8. Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 г. Электронный ресурс]. -
Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ). -
http://www.fipi.ru.
9. Спецификация контрольно-измерительных материалов единого
государственного экзамена 2015 года по математике [Электронный ресурс]. - Федеральный Институт Технических Измерений (ФИПИ). -
http://www.fipi.ru.
10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.:Педагогика, 1995.
11. Гоник И.Л., Кольцова Н.И., Кормилицин С.И. Экзамены в тестовой форме - от ЕГЭ до вузовских экзаменов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. Т. 7. № 4. С. 22-23.
12. Далингер В.А. Единый государственный экзамен по математике: результаты и проблемы // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 51-53.
13. Джалилова И.К. Факультативные занятия по математике как ведущая
форма профильной дифференциации в оптимизации учебно¬
воспитательного процесса [Электронный ресурс]. - М.: ИД «Первое сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок». -
http://festival.1september.ru
14. Еремина Л. ЕГЭ и традиционный экзамен // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 140-142.
15. Киселев С.Г., Нуриева Л.М. ЕГЭ и анализ качества обучения математике // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 6. - С. 11-24.
16. Крылов В.В., Радченко В.П. ЕГЭ по математике: взгляд из педагогического вуза // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 1. - С. 94-96.
17. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии, 1995, № 4.
18. Левитас Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.М., 1999 г.
19. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов/ 00под научн. Ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. - М.:Дрофа,
2005.
20. Преподавание математики в 2009-2010 учебном году. Методическое письмо / Под ред. И.В. Ященко, А.В. Семенова. - М.: МИОО, 2009 —304
c.
21.О преподавании математики в 2014/2015 учебном году. Методическое письмо / Под ред. Ященко И.В., Семенова А.В. - М.: МИОО, 2010 - 240 с.
22. Савва Л.И., Черникова Ю.А. Повышение качества подготовки учащихся к ЕГЭ как основа взаимодействия вуза со школами // Успехи современного естествознания. 2010. № 9. С. 167-169.
23. Сагателова Л.С. Формирование системного мышления в обучении математике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9. - С. 201-204.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998.
25 . Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. — В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. — с.111—121.
26. Третьякова Т.В. Роль единого государственного экзамена в формировании государственной системы контроля качества образования // Наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 106-110.
27. Педагогам о дистанционном обучении /Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. - СПб: РЦОКОиИТ, 2009.-98 с.
28. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.- М.: Сентябрь,2000.
29. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670289
30. http://alexlarin.net/