Дата изготовления: декабрь 2024 года.
Предмет: Экономическая безопасность.
Учебное заведение: .
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 4
1.1 Экономическая безопасность региона: понятие, структурные элементы и роль в обеспечении национальных интересов развития 4
1.2 Развитие институциональной инфраструктуры обеспечения региональной экономической безопасности на региональном уровне 8
1.3 Методические подходы к оценке уровня экономической безопасности региона 10
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика г. Санкт- Петербурга 17
2.2 Угрозы экономической безопасности Санкт-Петербурга при разработке стратегии социально-экономического развития 22
2.3 Направления совершенствования системы экономической безопасности региона 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
На сегодняшний день в состав Российской Федерации входит 89 субъектов, каждый из которых имеет свою специфику и особенности. Оценка экономической безопасности страны в целом не позволяет увидеть полную картину ее состояния. Россия по площади является самой крупной страной в мире, поэтому добиться равномерного развития всех субъектов весьма трудно, но при этом это то, к чему необходимо стремиться, для этого и нужна оценка экономической безопасности региона.
Актуальность исследования подтверждается неотложной необходимостью разработки и реализации стратегий для обеспечения устойчивости и процветания регионов. Этот анализ позволяет выявить и оценить угрозы и риски, с которыми сталкиваются региональные экономики, а также способствует разработке мер для смягчения этих рисков. Экономическая безопасность региона важна для привлечения инвестиций, поддержания рабочих мест и уровня жизни населения. Это также связано с глобальными вызовами, такими как экономические кризисы и геополитическая нестабильность. В современном мире оценка экономической безопасности региона становится фундаментальной задачей для устойчивого развития регионов и страны в целом. Также, следует отметить, что экономическая безопасность регионов является одной из ключевых условий по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Цель исследования заключается в выявлении основных угроз экономической безопасности региона на примере г. Санкт-Петербург, для дальнейшей разработки мероприятий по противодействию выявленным угрозам.
Объектом исследования является г. Санкт-Петербург.
Предметом исследования выступает экономическая безопасность г. Санкт-Петербург.
Информационные источники: сайт Минфина РФ, официальный сайт Минфина, официальный сайт службы государственной статистики, статьи и научные труды по данной теме.
Теоретической основой в исследовании послужили работы таких авторов, как: Елкина, О. С., Молчан А.С., Микеров, Р. В., Бондаренко, А. С., Скрипова, Л. П., Гельрот, К. А., Рязанова, Д. К., Руденко М. Н., Скрипова, Л. П., Шалимов, И. В., Шохин, В. К., Якушин И. В. и других по вопросам обеспечения экономической безопасности региона.
В качестве основных методов использовались: анализ, обобщение, сравнение, системный, динамика.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
следующие выводы.
Можно выделить следующие основные угрозы экономической безопасности г. Санкт-Петербург:
- устаревание технологий в промышленности;
- неразвитость региональной инновационной системы;
- дефицит лиц, занятых научными исследованиями и разработками;
- недостаточное внутреннее финансирование научно-технической сферы;
- высокая дифференциация доходов населения;
- нехватка собственных квалифицированных специалистов;
- нехватка иностранных инвестиций в основной капитал.
Для минимизации выявленных угроз, предлагаются следующие мероприятия:
- поддержка модернизации предприятий через программы субсидий и налоговых льгот;
- поддержка и стимулирование исследований и разработок, направленных на внедрение современных технологий;
- создание инновационных кластеров и площадок для совместной работы предприятий и исследовательских центров;
- поддержка и развитие инновационных парков, акселераторов и инкубаторов;
- финансирование исследований и инновационных проектов через государственные и частные средства;
- совершенствование контроля за использованием средств, выделенных на научно-техническое и инновационное развитие;
- сотрудничество с университетами и исследовательскими центрами для создания инновационных кластеров;
- создание дополнительных образовательных программ и курсов для подготовки и повышения квалификации специалистов в соответствии с потребностями рынка труда;
- увеличение бюджетных инвестиций в исследования и разработки;
- развитие сотрудничества между государством, бизнесом и академическими институтами для совместного финансирования проектов;
- стимулирование частных инвестиций в инновации через налоговые льготы;
- внедрение социальных программ, направленных на поддержку малообеспеченных слоев населения;
- развитие системы образования и подготовки рабочей силы для улучшения трудовой мобильности и возможностей для карьерного роста;
- проведение маркетинговых кампаний для привлечения иностранных инвесторов;
- создание благоприятного инвестиционного климата с упрощенными правилами и защитой прав инвесторов;
- установление контакта и привлечение инвесторов из дружественных стран;
- содействие иностранным инвесторам в поиске перспективных инвестиционных проектов.
Успешная реализация перечисленных выше мероприятий может помочь минимизировать угрозы и стимулировать экономическое развитие Ленинградской области, повысив экономическую безопасность региона.
Из всех перечисленных мероприятий по минимизации выявленных угроз, целесообразно выделить наиболее приоритетные, такие как:
- поддержка и стимулирование исследований и разработок, направленных на внедрение современных технологий. Научные исследования и разработки являются ключевым фактором для повышения конкурентоспособности региона на рынке. Современные технологии могут значительно улучшить производственные процессы и способствовать созданию новых продуктов. Инновации способствуют повышению квалификации рабочей силы и созданию рабочих мест в высокотехнологичных секторах;
- создание инновационных кластеров и площадок для совместной работы предприятий и исследовательских центров. Кластеры способствуют коллаборации между предприятиями и исследовательскими центрами, что может привести к синергии и ускорению инноваций. Они также способствуют притоку инвестиций и созданию экосистемы, поддерживающей инновационные предприятия;
- развитие системы образования и подготовки рабочей силы для улучшения трудовой мобильности и возможностей для карьерного роста. Образование играет ключевую роль в создании квалифицированной рабочей силы, способной работать с новыми технологиями. Увеличение трудовой мобильности и карьерных возможностей способствует удержанию талантливых специалистов, следовательно это поможет снизить зависимость региона от импортной рабочей силы;
- установление контакта и привлечение инвесторов из дружественных стран. В условиях сегодняшней геополитической обстановки необходимо переориентироваться на инвесторов из стран, c которыми выстроены партнерские отношения. Инвесторы из дружественных стран демонстрируют более стабильное и надежное поведение в долгосрочной перспективе, что способствует снижению рисков для региона.
1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, № 1, ст. 2.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
3. Постановление от 13. 04. 2014 г. N 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Электронный ресурс – URL: http://spbstrategy2030.ru (дата обращения: 08.12.2024).
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Феде-рации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351.
5. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
6. Аслаханов, С. Э. В. Факторы, влияющие на экономическую безопасность государства и механизмов её формирования / С. Э. В. Аслаханов, А. А. Зулаев // Россия в мировом пространстве: точки экономического роста в современных условиях. : Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону , 24 мая 2024 года. – Ростов-на-Дону : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2024. – С. 15-17.
7. Бондаренко, А. С. Экономическая безопасность региона в условиях развития цифровых технологий / А. С. Бондаренко // Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности : Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции, Белгород, 25 апреля 2024 года. – Белгород: Эпицентр, 2024. – С. 65-69
8. Гельрот, К. А. Оценка инновационного потенциала региона в контексте обеспечения экономической безопасности / К. А. Гельрот // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века : Сборник XIIмеждународной студенческой научной конференции, Ачинск, 25 апреля 2024 года. – Ачинск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. – С. 377-381.
9. Елкина, О. С. Экономическая безопасность: государство и регион : учебник / О. С. Елкина. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 408 c
10. Елкина, О. С. Оценка экономической безопасности региона на примере Ленинградской области / О. С. Елкина, Г. С. Рыбальченко // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах : сборник научных трудов 13-й Международной научно-практической конференции, Курск, 27–28 февраля 2024 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. – С. 240-246.
11. Крылова Е. В., Моронова О.Г. Региональные аспекты оценки экономической безопасности (на материалах Вологодской области) //Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2020. Т. 2. №.1 (45). С. 140-152
12. Миллер М. А. Развитие концептуальных основ экономической без-опасности региона //Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023. Т.17. №. 2. С. 218-226
13. Микеров, Р. В. Экономическая безопасность в РФ: последствия пандемии / Р. В. Микеров, Н. М. Джазова // Россия в мировом пространстве: точки экономического роста в современных условиях: Сборник статей по итогам проведения IV международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25 мая 2021 года. - Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2021. - С. 151-154
14. Молчанова, О.В. Алиев, Т.Ф. Проблемы оценки экономической безопасности хозяйствующих субъектов в современных условиях / О.В. Молчанова, Т.Ф. Алиев. // Вестник АГТУ - 2018. № 4. С. 40–46.
15. Подвойская, М. А. Мониторинг угроз экономической безопасности субъекта Российской Федерации под воздействием миграционных процессов / М. А. Подвойская // Санкт-петербургские встречи молодых ученых : Материалы II всероссийского конгресса, Санкт-Петербург, 11 июня 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2024. – С. 373-381
16. Руденко М. Н. Региональные различия как угроза экономической безопасности Российской Федерации //Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. №. 2. С. 491-510
17. Рязанова, Д. К. Роль экономической безопасности в обеспечении национальной безопасности / Д. К. Рязанова, Е. А. Тошева // Экономика предприятий, регионов, стран: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2024 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. - С. 40-42
18. Скрипова, Л. П. Анализ факторов экономической безопасности региона в условиях глобальной нестабильности / Л. П. Скрипова, В. А. Панкова // Актуальные вопросы устойчивого развития государства, общества и экономики : борник научных статей 3-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 01 ноября 2024 года. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2024. – С. 233-237.
19. Толочко А.В. Механизмы и инструменты экономической безопасности и их использование в развитии региона // Инновационное развитие экономики. 2019. № 5 (53). Ч. 3. С. 169-175.
20. Тюрбеев О. Г. Роль внешних формальных институциональных факто-ров в развитии региональных экономических систем //Естественно-гуманитарные исследования. 2020. №. 1 (27). С. 203
21. Устойчивость региональной экономической системы: институциональные и финансовые факторы. Монография. / Ю.В. Коречков, В.А. Кваша, А.П. Соколов, Р.В. Колесов, С.А. Сироткин, М.В. Овчинникова. — Ярославль: Аверс Пл с, 2023. С.8
22. Федеральная служба государственной статистики [сайт]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/10705
23. Шалимов, И. В. Государственная экономическая политика как основа обеспечения экономической безопасности страны / И. В. Шалимов, А. А. Золотарев // Провинциальные научные записки. - 2021. - № 2(14). - С. 90-92.
24. Шохин, В. К. К вопросу об определении понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность региона», их соотносимости / В. К. Шохин // Новеллы права, образования, экономики и управления 2023 : Материалы IX Международной научно-практической конференции, Гатчина, 24 ноября 2023 года. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2024. – С. 135-138
25. Якушин И. В. Обеспечение экономической безопасности региона в условиях экосистемы цифровой экономики / И. В. Якушин // Державинский форум. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 216-223