Проектирование урока физической культуры в условиях реализации ФГОС
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА В 8
I. ШКОЛЕ КАК УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.1. Урок как форма организации дидактических процессов 8
1.2. Общая характеристика урока, как формы учебно- 17
воспитательного процесса
1.3. Классификация уроков физической культуры 23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И 27
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
2.1. Современные требования к уроку «Физическая культура» 27
2.2. Сравнительный анализ традиционного и современного 39
уроков физической культуры
2.3. Методические рекомендации по составлению плана- 45
конспекта урока физической культуры
2.4. Методические рекомендации по составлению 49
технологической карты урока физической культуры
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА В 8
I. ШКОЛЕ КАК УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.1. Урок как форма организации дидактических процессов 8
1.2. Общая характеристика урока, как формы учебно- 17
воспитательного процесса
1.3. Классификация уроков физической культуры 23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И 27
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
2.1. Современные требования к уроку «Физическая культура» 27
2.2. Сравнительный анализ традиционного и современного 39
уроков физической культуры
2.3. Методические рекомендации по составлению плана- 45
конспекта урока физической культуры
2.4. Методические рекомендации по составлению 49
технологической карты урока физической культуры
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей; современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы,
разных типов мышления; ограниченность общения со сверстниками.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС) цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Особое внимание в основной образовательной программе федерального государственного образовательного стандарта уделяется духовно-нравственному развитию личности учащегося, которое представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно¬смысловой сферы личности, развитие способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.
Система физического воспитания также призвана решать проблему ценностно-смыслового развития личности учащегося.
Главной целью функционирования системы физического воспитания является человек, личность в её целостности и многогранности как высшая ценность. Современные концептуальные подходы рассматривают физическую культуру и физическое воспитание в свете культурологического, антропологического и системно-деятельностного подходов. Это приводит к обновлению содержания физического воспитания, которое направлено не просто на физическое благополучие, а на формирование физической культуры личности учащегося. При этом физическая культура личности предстаёт как сложная и динамическая социальная область общей культуры личности, для которой присущи интеллектуальная, мотивационно¬ценностная, социально-духовная и физкультурно-деятельностная составляющие.
Учебные программы по физической культуре в своём предметном содержании направлены на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
В связи с тем, что урок физической культуры — основная форма организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания.
Для современного урока характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания идейно-нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школьников.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание - параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока - учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Гипотеза исследования: предполагается, что благодаря
ответственному отношению к уроку физической культуры и тщательной
подготовки к нему, позволит учителю более успешно и плодотворно провести урок физической культуры в школе.
Объект исследования: процесс организации и проведения урока физической культуры в школе.
Предмет исследования: урок физической культуры как учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Методы исследования: метод изучения и анализ литературных источников.
Цель исследования: совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС).
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретико-методические основы урока физической культуры, изучить структуру и содержание современного урока, а также его проведение;
2. сравнить традиционный урок физической культуры с современным;
3. разработать методические рекомендации по составлению плана- конспекта урока и технологической карты урока физической культуры.
Методологической основой послужили труды Ю.Д. Железняка, Ж.К. Холодова Ю.Ф. Курамшина, С.В. Давыдова, С.А. Гильфанова и других.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в результате теоретико-методологического исследования рассматривается изучение и обобщение передового опыта по методике подготовки и проведения урока физической культуры. Работа может быть использована в практической деятельности учителя физической культуры.
разных типов мышления; ограниченность общения со сверстниками.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС) цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Особое внимание в основной образовательной программе федерального государственного образовательного стандарта уделяется духовно-нравственному развитию личности учащегося, которое представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно¬смысловой сферы личности, развитие способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.
Система физического воспитания также призвана решать проблему ценностно-смыслового развития личности учащегося.
Главной целью функционирования системы физического воспитания является человек, личность в её целостности и многогранности как высшая ценность. Современные концептуальные подходы рассматривают физическую культуру и физическое воспитание в свете культурологического, антропологического и системно-деятельностного подходов. Это приводит к обновлению содержания физического воспитания, которое направлено не просто на физическое благополучие, а на формирование физической культуры личности учащегося. При этом физическая культура личности предстаёт как сложная и динамическая социальная область общей культуры личности, для которой присущи интеллектуальная, мотивационно¬ценностная, социально-духовная и физкультурно-деятельностная составляющие.
Учебные программы по физической культуре в своём предметном содержании направлены на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
В связи с тем, что урок физической культуры — основная форма организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания.
Для современного урока характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания идейно-нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школьников.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание - параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока - учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Гипотеза исследования: предполагается, что благодаря
ответственному отношению к уроку физической культуры и тщательной
подготовки к нему, позволит учителю более успешно и плодотворно провести урок физической культуры в школе.
Объект исследования: процесс организации и проведения урока физической культуры в школе.
Предмет исследования: урок физической культуры как учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Методы исследования: метод изучения и анализ литературных источников.
Цель исследования: совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС).
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретико-методические основы урока физической культуры, изучить структуру и содержание современного урока, а также его проведение;
2. сравнить традиционный урок физической культуры с современным;
3. разработать методические рекомендации по составлению плана- конспекта урока и технологической карты урока физической культуры.
Методологической основой послужили труды Ю.Д. Железняка, Ж.К. Холодова Ю.Ф. Курамшина, С.В. Давыдова, С.А. Гильфанова и других.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в результате теоретико-методологического исследования рассматривается изучение и обобщение передового опыта по методике подготовки и проведения урока физической культуры. Работа может быть использована в практической деятельности учителя физической культуры.
1. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса. На уроке учащиеся осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и активность. Педагогическая деятельность также осуществляется главным образом на уроке, уровень его подготовки, творческие находки отражаются на качестве урока. В тоже время качество подготовки и проведения урока - важный показатель педагогического мастерства учителя.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах - это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.
3. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
4. В отличии от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах - это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.
3. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
4. В отличии от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Подобные работы
- Проектирование урока физической культуры в условиях реализации ФГОС
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПРИ РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2023 - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Комплекс мероприятий для повышения мотивации обучающихся
младшего школьного возраста к занятиям физической культурой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития скоростно-силовых качеств у детей 4-х классов на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



