Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Работа №176277

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНЦИИ 10
1.1. Понятие конкуренции 10
1.2. Сферы ограниченной конкуренции 16
1.3. Характеристика законодательства о конкуренции 29
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 40
2.1. Законодательные меры, обеспечивающие развитие и поддержку
конкуренции 40
2.2. Меры, направленные на увеличение количества конкурентоспособных
хозяйствующих субъектов 53
2.3. Конкурсные способы заключения договоров 58
ГЛАВА 3. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
КОНКУРЕНЦИИ 63
3.1. Правовой статус лиц, находящихся в экономической зависимости 63
3.2. Меры защиты конкуренции 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

Актуальность темы. Одним из наиболее важных моментов для становления рыночных отношений является наличие конкурентной среды. В настоящее время актуальность проблем правового содействия развитию конкуренции не вызывает сомнение. С одной стороны, на отдельных рынках по-прежнему отсутствует полноценная рыночная конкуренция и необходимо принятие законодательных и иных мер, направленных на создание и развитие конкурентных отношений. С другой стороны, имеют место многочисленные нарушения правил конкуренции. Таким образом, в правовой науке остается не исследованным комплекс важных проблем правового содействия развитию конкуренции. Эти проблемы характеризуются высокой актуальностью и значимостью для ускорения роста и повышения качественного уровня российской экономике.
Исторически первым актом в данной сфере, принятым на международном уровне, стала Парижская Конвенция по охране промышленной собственности, которая была принята 20 марта 1883 г. Значимость принятия данной
Конвенции состоит в том, что впервые на уровне международно-­правового регулирования был установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, под которой в соответствии со ст. 1 понимается конкуренция, противоречащая честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Помимо того, что был установлен достаточно субъективный подход к определению понятия недобросовестной конкуренции, был закреплен открытый перечень форм ее проявления. Парижская Конвенция была ратифицирована СССР в 1968 году, и в настоящее время в соответствии с ч. 4 ст. 15 является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Основополагающим событием в области правового регулирования защиты конкуренции стало принятие в 1993 году Конституции РФ, в ст. ст. 8, 34 которой были закреплены такие базовые положения в сфере экономики как частная собственность, свободное использование своих способностей и своего имущества для предпринимательской деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, единство экономического пространства. Однако, простого декларирования принципов было недостаточно, и в развитие вышеуказанных положений в тексте
Конституции нашли отражение нормы о недопущении деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию и о гарантии поддержки конкуренции. То есть в РФ в 1993 году на законодательном уровне защита конкуренции была закреплена в качестве необходимого элемента полноценного функционирования механизма рыночной экономики.
В развитие вышеуказанных положений Конституции в ст. 10 Гражданского кодекса РФ установлен запрет использования гражданских прав в целях ограничений конкуренции и запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке. Установление таких запретов в законодательстве, регулирующем отношения между участниками оборота, свидетельствует о том, что поддержание конкуренции - это не абстрактная публичная задача государства, а конкретное правило поведения, за нарушение которого наступает гражданско-правовая ответственность.
В настоящее время правовую основу защиты конкуренции в РФ составляет ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Как было упомянуто ранее, часть понятийного аппарата Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 продолжает действовать и по сей день, Закона № 135-ФЗ в указанной части содержит соответствующие отсылки к Закону 1991 г. Цели и задачи принятия Закона № 135-ФЗ тождественны целям и задачам принятия Закона РСФСР. Особенностью данного Закона является открытый перечень действий, которые могут подпадать под признаки недобросовестной конкуренции или злоупотребления положением. С одной стороны, это дополнительная гарантия для других участников оборота, а, с другой стороны, в ряде случаев невозможно установить без участия антимонопольной службы или суда, имеет ли место антиконкурентное поведение или нет.
Объектом исследования являются общественные правоотношения, которые формируются в процессе регулирования конкуренции в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы и научные исследования, регламентирующие процессы регулирования, развития и поддержки конкуренции.
Целью исследования является анализ особенностей правового регулирования конкуренции в Российской Федерации на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
• определить понятие конкуренции;
• изучить сферы ограниченной конкуренции;
• дать характеристику законодательства о конкуренции;
• проанализировать законодательные меры, обеспечивающие развитие и поддержку конкуренции;
• изучить меры, направленные на увеличение количества конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
• проанализировать конкурсные способы заключения договоров;
• определить правовой статус лиц, находящихся в экономической зависимости;
• изучить меры защиты конкуренции.
Гипотеза исследования. Конкуренция положительным образом влияет на удовлетворение потребностей человека, фирмы и общества и является необходимым фактором эффективного осуществления функций и задач государства.
Нормативная основа исследования. Конвенция по охране промышленной собственности, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите конкуренции» и др., Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Указы Президента РФ, Постановление Правительства РФ, Распоряжения Правительства РФ.
Теоретическая основа исследования. Вопросам института регулирования конкуренции посвящены работы следующих авторов: Анисимова А.В., Ашурова А.О., Боженок С.Я., Бужинова В.В., Верещагина Е.А., Воскресенской Е.В., Выговской В.А., Грищенко А.Ю., Гусаловой А.Р., Гуськовой И.В., Егиной Н.А., Егоровой М.А., Ермаковича С.Л., Ивановой А.В., Ивановой О.П., Исаковой В.Ю., Кинева А.Ю., Кравцовой Н.И., Лутошкиной М.В., Ляпиной Ю.С., Миловой И.Е., Островной М.В., Пинтовского И.В., Самолысова П.В., Серегина Д.И., Соколова О.В., Трунова А.И., Филимяновой М.Г., Шерматовой Ж.Р., Ширяевой Н.Д., Юрьевой Т.А. и др.
Эмпирическая основа исследования. Постановления и определения судов Российской Федерации, официальные данные, информация из сети Интернет, затрагивающая различные аспекты правового регулирования конкуренции.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в комплексном подходе к исследованию наиболее важных проблем правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, которые складываются в условиях действия Федерального закона «О защите конкуренции» и принятых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актов.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Конкуренция является главной категорией достижения успеха в бизнесе. Обязательным в деятельности фирмы является проведение оценки состояния отрасли и исследование состояния конкуренции в той сфере, в которой фирма осуществляет свою деятельность. Конкуренция существует на рынке, на котором отсутствует монополия. Стоит отметить, что она комплементарно воздействует на экономику страны, улучшает качество товаров, сервис, потребительские качества и прочее. Несмотря на это, регулирование конкуренции должно осуществлять государство.
2. Под законодательными мерами стимулирующего характера, обеспечивающими становление, развитие и поддержку конкуренции, предлагается понимать:
• комплексные меры стимулирования конкурентных отношений, принятие и реализация отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и программ реформирования отдельных отраслей хозяйства;
• меры, направленные на увеличение количества
конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
• использование конкурсных способов заключения договоров;
• стимулирование улучшение качества продукции;
• применение принудительного разукрупнения в
монополизированных отраслях экономики.
3. Доказывается, что ограничительные меры и меры защиты
конкуренции вторичны по сравнению с мерами стимулирующего характера, а также специальными мерами, применяемыми в отдельных отраслях экономики. Соответственно, мерам стимулирующего характера должно уделяться обязательное первоочередное внимание при подготовке законодательных и организационных решений по вопросам конкуренции.
4. Кроме того, необходимо закрепить в Федеральном законе «О
защите конкуренции» статью о возмещении убытков, причиненных хозяйствующим субъектам нарушением антимонопольного законодательства. Данная норма позволит увеличить инициативу хозяйствующих субъектов по защите нарушенных конкурентных прав. Аналогичные нормы содержатся в американском антитрестовском и немецком картельном законодательствах.
Статью Федерального закона «О защите конкуренции» может быть сформулировать следующим образом: «Хозяйствующий субъект, права которого нарушены в результате монополистической деятельности или ограничивающих конкуренцию действий, решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и данное нарушение подтверждено вступившим в законную силу судебным постановлением или решением антимонопольного органа, вправе требовать с нарушителя возмещения убытков в соответствии с нормами гражданского законодательства».
5. В работе анализируются правовые проблемы определения лиц, находящихся в отношениях экономической зависимости.
Обосновывается целесообразность использования в законодательстве вместо двух понятий - группа лиц и аффилированные лица - одного понятия (группа лиц), которое будет применимо для конкурентного и для корпоративного законодательства. Если в законодательстве останется два понятия - группа лиц и аффилированные лица, то необходимо дать их легальное определение (понятие «аффилированного лица» уточнить), а не ограничиваться лишь указанием перечня условий, при наличии которых лица начинают признаваться таковыми.
Теоретическая значимость работы характеризуется тем, что полученные результаты исследования можно в дальнейшем использовать в процессе подготовки теоретических исследований в сфере правового регулирования, а также в рамках преподавания курсов, включающих данные вопросы, в высших и средне-специальных учебных заведениях.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, который свое отражение находит в выборе и обосновании специальных средств исследования рассматриваемой проблемы. Методы анализа и синтеза в сочетании со сравнительно-правовым методом исследования позволили показать общие и особенные нормы законодательства в отношении регулирования конкуренции в России. Системно-структурный метод исследования был применен при исследовании законодательства России, а функциональный метод позволил определить общие тенденции развития законодательства в области регулирования, развития и защиты конкуренции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, меры и предложения по совершенствованию действующего законодательства могут быть использованы в процессе разработки антимонопольного законодательства.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликованы 2 статьи в сборнике научной конференции Передовая наука, а также в научном РИНЦ-журнале «NEWS OF SCIENCE AND ADUCATION»
Структура исследования имеет следующий вид: введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таки образом, подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что Конкуренция - это главная категория успеха в бизнесе. Обязательным в деятельности фирмы является проведение оценки состояния отрасли и исследование состояния конкуренции в той сфере, в которой фирма осуществляет свою деятельность. Конкуренция существует на рынке, на котором отсутствует монополия. Стоит отметить, что она комплементарно воздействует на экономику страны, улучшает качество товаров, сервис, потребительские качества и прочее. Несмотря на это, регулирование конкуренции должно осуществлять государство.
Регулирование рыночной экономики предполагает установление таких правил конкуренции, которые приближены к рыночным. Это в любом случае не условие совершенной конкуренции, и создает предпосылки для приближения условий конкуренции к совершенным. В силу ориентированности самой власти, как государственной, так и муниципальной, на реализацию общественных интересов, необходимость конкурентного регулирования отраслей экономики определяется достижением общественной эффективности рынка. Целью регулирования конкуренции на рынке предлагается считать достижение общественной эффективности его функционирования, выражающей в предложении потребителям и доведении до них объектов производства по наименьшей, при существующей технологии, цене, при этом отвечающей требованиям к качеству, соответствующим запросам потребителей.
Поэтому необходимость в регулировании конкуренции следует оценивать исходя из интересов потребителей, кроме того, косвенно, это и защита добросовестных участников рынка. Косвенный характер ориентации на добросовестных потребителей проявляется через конечную цель регулирования конкуренции. Участники рынка, действующие в соответствии с рыночными правилами, сами по себе участвуют в достижении данной цели, для них необходимо создать условия, когда эти участники могут ее эффективно достигать.
Следовательно, регулирование конкуренции необходимо в силу приближения условий конкуренции к совершенным, которые гарантируют общественную эффективность данного рынка. В плане общественной эффективности условия, приближенные к совершенной конкуренции гарантируют предложение объектов производства по наименьшей цене, с учетом существующих технологий, и должное, отвечающее запросам потребителей, качество производства.
В п. 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» содержится положение о запрете на установление финансовыми
организациями необоснованно высоких или необоснованно низких цен на финансовые услуги. Из чего можно выделить проблемы, что понятия
«необоснованно высокие» и «необоснованно низкие» цены, установленные в Федеральном законе «О защите конкуренции», недостаточно четко сформулированы. В соответствии с п. 12 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» необоснованно высокие или низкие цены на финансовые услуги, которые установлены занимающими доминирующее положение финансовыми организациями, существенно отличаются от конкурентных цен на финансовые услуги, и (или) затрудняют доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывают негативное влияние на конкуренцию.
Из данного следует, что наличие любого из указанных в нем признаков достаточно для признания цен необоснованно высокими или низкими. Ни о каком наличии или отсутствии экономического обоснования речи не идет. Таким образом, «необоснованно высокие или низкие цены» не подкреплены на уровне юридической конструкции данным ей понятием, а всего лишь имеет формулировку завышенных или заниженных цен.
Кроме того, необходимо закрепить в Федеральном законе «О защите конкуренции» статью о возмещении убытков, причиненных хозяйствующим субъектам нарушением антимонопольного законодательства. Данная норма позволит увеличить инициативу хозяйствующих субъектов по защите нарушенных конкурентных прав.
Статью Федерального закона «О защите конкуренции» может быть сформулировать следующим образом: «Хозяйствующий субъект, права которого нарушены в результате монополистической деятельности или ограничивающих конкуренцию действий, решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и данное нарушение подтверждено вступившим в законную силу судебным постановлением или решением антимонопольного органа, вправе требовать с нарушителя возмещения убытков в соответствии с нормами гражданского законодательства».
Согласно ст. 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями признаются действия, вызванные действиями иных хозяйствующих субъектов. Таким образом, из круга субъектов, совершивших согласованные действия, фактически исключаются инициаторы данных действий, что нельзя признать правильным. В Законе следует уточнить, что если действия были поддержаны иными субъектами, то хозяйствующий субъект, инициировавший данные действия, признается участником согласованных действий.


1. Международные акты
1. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // Закон. - № 7. - 1999.
2. Законодательство Российской Федерации
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Российская газета. - № 113. - 18.06.1996.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Российская газета. - № 233. - 28.11.2001.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. - № 277. - 08.12.2006.
7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Российская газета. - № 162. - 27.07.2006.
8. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2019) // Российская газета. - № 80. - 12.04.2013.
9. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Бюллетень нормативных актов. - № 2-3. - 1992.
10. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2017. - № 52 (Часть I). - ст. 8111.
11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть II). - ст. 212.
12. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. - 22.12.2017.
13. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 127 «О подписании Договора о проведении согласованной антимонопольной политики» // Собрание законодательства РФ. - 21.02.2000. - № 8. - ст. 974.
14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - ст. 5489.
15. Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 № 1697-р (ред. от
19.03.2019) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы» //
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru. - 24.08.2018...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ