Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности конкуренции на региональных товарных рынках (на материалах Республики Татарстан)

Работа №59785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

маркетинг

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы конкурентных отношений 7
1.1 Эволюция взглядов на сущность конкуренции 7
1.2 Критерии и оценка уровня конкуренции на региональных рынках 18
1.3 Влияние конкуренции на региональные товарные рынки 25
2. Особенности конкуренции на региональных товарных рынках 34
(на материалах Республики Татарстан)
2.1. Анализ состояния конкурентной среды на товарных рынках Республики 34 Татарстан
2.2. Государственное регулирование конкурентных отношений в РТ 50
2.3. Конкуренция на региональных товарных рынках и эффективность 62
экономики
3. Совершенствование государственной политики развития конкуренции в 73 регионе
3.1. Приоритетные направления развития конкуренции на региональных 73
рынках
3.2 Совершенствование механизмов стимулирования развития конкуренции 83 в Республике Татарстан
3.3. Конкуренция и конкурентоспособность региона 88
Заключение 96
Список использованных источников 101
Приложения

Независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции и формирующих свою экономическую политику под воздействием складывающихся на рынке баланса спроса и предложения, представляет собой основу функционирования рыночной экономики. Современная экономическая теория и практика свидетельствуют о том, что только отношения, базирующиеся на конкуренции, способны обеспечить экономическое процветание общества.
Конкуренция является залогом устойчивого экономического развития, стимулируя производство широкого ассортимента пользующейся спросом продукции по наименьшим ценам в необходимых количествах, обеспечивая развитие научно-технического прогресса, оптимальное распределение ресурсов и необходимые изменения в структуре рынка. Активная конкуренция, кроме того, способствует совершенствованию спроса, что в свою очередь стимулирует производство продукции более высокого качества.
С точки зрения экономики конкуренция максимизирует благосостояние общества: потребители выигрывают от снижения цен и расширения
ассортимента в результате эффективного распределения ресурсов и оптимальной организации производства; предприниматели в условиях честной борьбы снижают издержки и внедряют новейшие достижения науки, техники и управленческих решений. Эффективная конкуренция на внутреннем рынке заставляет местные компании пробиваться на мировой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста и завоевания новых рынков.
Вопросы повышения конкурентоспособности на региональных товарных рынках становятся важным приоритетом в субъектах Российской Федерации. Однако проблемам повышения конкурентоспособности не уделяется должное внимание среди региональных руководителей и должностных лиц, отвечающих за развитие региональных товарных рынков на территории Российской Федерации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что повышение конкурентоспособности сможет вывести региональные товарные рынки на мировой рынок, тем самым обеспечит экономический рост, что немаловажно на текущий момент. Нарастающие кризисные явления внутри экономики, обусловленные низкой конкурентоспособностью отечественных продуктов в ряде отраслей, обусловлены наличием фактором, которые серьезно влияют на дальнейшее развитие страны, в связи, с чем повышение конкурентоспособности становится стратегической задачей региона.
Видный американский экономист Ф. А. Хайек отмечал, что конкуренция представляет собой процедуру открытия, узнавания нового — процедуру, присущую эволюции во всех ее формах, заставляющую человека помимо собственной воли вписываться в новые ситуации. Именно за счет возрастающей конкуренции повышается постепенно эффективность хозяйствования. Он подчеркивал, что не только вся эволюция держится на конкуренции, но также непрерывная конкуренция необходима даже для сохранения уже достигнутого.
Наблюдаемая в настоящее время конкуренция на рынках развивается в большинстве отраслей не сама по себе, а благодаря целенаправленной государственной политике. В настоящее время в мире существует множество разных моделей конкурентной политики. Специфика той или иной модели определяется особенностями состояния экономики и возможностями каждой конкретной страны.
Уровень развития конкуренции в Российской Федерации в целом оценивается неоднозначно. Без сомнения, есть свидетельства успешной реализации данной задачи, среди которых можно назвать:
1) рост числа хозяйствующих субъектов (в том числе малых предприятий);
2) уменьшение степени монополизированности экономики;
3) снижение концентрации производства в ряде отраслей, хотя в некоторых из них данный уровень даже повысился;
4) расширение конкурентной среды на региональных и местных рынках во многих субъектах Российской Федерации по целому ряду продовольственных и промышленных товаров;
5) снижение барьеров входа на рынок, прежде всего за счет развития рыночной инфраструктуры;
6) расширение географических границ рынков;
7) либерализация внешнеторгового режима;
8) проведение реформы отраслей естественных монополий;
9) развитие биржевой торговли.
Целью выпускной квалифицированной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию конкурентных отношений на региональных товарных рынках.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию взглядов на сущность конкуренции;
- определить критерии и оценку уровня конкуренции на региональных рынках;
- оценить влияние конкуренции на региональные товарные рынки;
- провести анализ состояния конкурентной среды на товарных рынках Республики Татарстан;
- рассмотреть государственное регулирование конкурентных отношений в РТ;
- изучить конкуренцию на региональных товарных рынках и
эффективность экономики;
- выявить приоритетные направления развития конкуренции на
региональных рынках;
- предложить совершенствование механизмов стимулирования развития конкуренции в Республике Татарстан;
- рассмотреть конкуренцию и конкурентоспособность региона.
Объектом исследования выступает Республики Татарстан.
Предметом исследования выступает конкурентоспособность на региональных товарных рынках.
При написании работы использовались методы статистического учета, методы системного подхода, сравнительный метод. Информационную основу составили нормативно-правовые акты, официальные данные государственной статистики РФ и Республики Татарстан, справочные материалы из отечественной и зарубежной научной литературы, расчеты автора, статьи, опубликованные в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список.
Первая глава работы посвящена изучению методических основ развития конкурентоспособности на региональных товарных рынках, а также определению роли государства в повышении конкурентоспособности на региональных товарных рынках.
Во второй главе проведен анализ товарной и географической структуры рынка Республики Татарстан, дана оценка татарстанских предприятий на региональных товарных рынках.
В третьей главе работы определены основные пути совершенствования конкурентоспособности на региональных товарных рынках Республики Татарстан.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе конкуренция возникает, прежде всего, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и разных форм собственности. Отраслями, в которых доминирует чисто монополистическая конкуренция, являются производство бытовой техники и электроники, верхней одежды и др. Олигополистическая конкуренция господствует в автомобильной и ряде других отраслей. Ее особенность заключается в том, что центр борьбы все больше перемещается из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой, с национального на интернациональный уровни.
Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.
Проанализированный методический подход к оценке
конкурентоспособности региона, в отличие от ряда других существующих, позволяет учесть как конкурентные преимущества региона, так и уровень человеческого развития и уровень внешнеэкономической открытости как итогового показателя деятельности региона, определить состояние безопасности регионов и осуществить имитацию конкурентоспособности регионов страны в будущем за счет изменения того или иного показателя.
Таким образом, структура современных товарных рынков динамична по своей природе, что определяет необходимость периодического или непрерывного мониторинга их состояния. Это важно как для предприятий (для правильного позиционирования товаров, установления цены, планирования оптимальных объемов продаж), так и для государства (для реализации эффективной антимонопольной политики, формирования конкурентной среды).
Изменения рыночных структур происходят не только вследствие конкуренции, но и вследствие реализации концепции сотрудничества, механизмом которой являются стратегические альянсы, создаваемые преимущественно в форме слияний и поглощений. Поэтому анализ состояния товарных рынков и определение типа их рыночной структуры имеет принципиальное значение для планирования конкурентного поведения промышленного предприятия на рынках.
Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов - лидеров Российской Федерации. В 2016 году по объему валового регионального продукта республика занимает 7е место в России, по объему сельскохозяйственного производства - 3е место, по объему промышленного производства и инвестиций в основной капитал - 5е место и 1е место среди регионов Приволжского федерального округа, по строительству - 6е место, по вводу жилья и обороту розничной торговли - 8е место.
Эффективность проводимой Республикой Татарстан инвестиционной политики подтверждают исследования ведущих международных агентств и компаний. На протяжении последних лет Республика Татарстан по версии рейтингового агентства «Эксперт РА» стабильно занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО по показателю «минимальный инвестиционный риск».
Основным стратегическим направлением перехода России и Татарстана к новому типу инновационного развития является структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей и экономики знаний. В настоящее время в основном исчерпаны источники и факторы экстенсивного развития, задействованы практически все существующие мощности, способные производить конкурентоспособную продукцию. Рост внутренних цен на материалы и энергию, рост издержек производства снижают эффективность экспорта и повышают эффективность импорта.
Оценка конкурентоспособности продукции, внутренних возможностей татарстанских производителей является первичным звеном в разработке стратегий внешнеэкономической деятельности Татарстана. В основе определения перспектив развития сети товарных рынков используются методы исследования конъюнктурообразующих факторов. Соотношение спроса, предложения и динамики цен на товар позволяет определить внешние условия для выработки стратегических решений маркетинговой деятельности, выявить возможные причины неэффективной торговли, обозначить перспективные точки расширения внешнеэкономических связей.
Несмотря на то, что большинство республиканских предприятий обрабатывающих производств испытывают в той или иной степени конкурентное давление, по большинству товаров в 2014-2016гг. усилена ориентация на экспорт и региональные рынки субъектов Федерации. Последнее, вероятно, связано с прогрессом в области маркетинга, развитием логистической инфраструктуры, а также с ростом сетей в оптовой и розничной торговле. Экспортная ориентация, в свою очередь, положительно сказывается на рентабельности производства и инновационной активности. Все же, не все республиканские товары конкурируют с зарубежными производителями, либо доля экспорта очень мала.
В Республике Татарстан нефтедобыча, нефтехимическая и химическая промышленность это отрасли промышленности, которые имеют важнейшее структурообразующее значение в народном хозяйстве Республики Татарстан. Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений.
К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды. Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам.
На протяжении ряда последних лет в целях осуществления антимонопольного контроля Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ведет системное наблюдение за отдельными товарными рынками региона: осуществляются мониторинг и углубленное изучение экономической ситуации на этих рынках. Исполняя свои функции, в соответствии с имеющимися полномочиями, Управление продолжает работу по оказанию прямого воздействия на обеспечение стабильной ситуации на товарных рынках в целях повышения благосостояния населения Республики Татарстан.
Для того чтобы укреплять свои позиции в глобальной межрегиональной конкуренции, Татарстану стратегически важно совершенствоваться в следующих направлениях:
1) в части накопления человеческого капитала и общественных институтов;
2) в части пространства;
3) в части экономических отношений и управления
Проведенное исследование позволяет реализовать дифференцированный подход к разработке мероприятий по каждой группе товаров, направленный на поддержку и развитие татарстанских производителей. Предшествующим этапом в разработке целенаправленных мероприятий должен стать детализированный анализ деятельности производителей с целью выявления объективных причин, снижающих уровень конкурентоспособности товаров.
Комплексный анализ производителей товаров с учетом внутренних и внешних факторов конкурентоспособности показывает сильные и слабые стороны республиканских предприятий, их преимущества и недостатки в условиях нарастающей конкуренции. Исследование экономических конъюнктурообразующих факторов внешнеэкономических связей по конкретным товарным позициям дает возможность определения перспектив развития тех или иных экспортных направлений, предопределяет возможность разработки механизма целенаправленных действий по развитию внешней торговли. Реализуемый на практике подход в части определения перспектив развития товарных рынков по обозначенным критериям по истечению определенного времени в 51% случаев оказался верным.
Таким образом, предлагаемое решение может быть использовано как предприятиями и организациями, так и курирующими государственными структурами для исследования рынков сбыта, оценки перспектив внешней торговли.



1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ (ред. 13.07.2016) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 10.04.2017 г.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 564 с.
3. Анимица Е. Конкуренция в территориальном измерении // Интеграция: власть, наука, производство, 2016, №3, с.42.
4. Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики // Региональная экономика: теория и практика. - 2016, №4(43), с.62.
5. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций / Г. В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2014. - 526 с.
6. Борисов Б.Ф. Экономическая теория. М.: Знание, 2014. - 483 с.
7. Братановский С. Н. Основы государственного управления. Курс лекций / С. Н. Братановский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 167 с.
8. Булеев А.И. Конкурентоспособность и эффективность услуг на примере консалтинговой и лизинговой деятельности: монография / А.И. Булеев, Н.А Адамов. - М.: ИТКОР, 2014. - 129 с.
9. Быкова М.А. Управление устойчивым развитием бизнес-структур: монография / М.А. Быкова, Н.Н. Семенов. - М.: ИТКОР, 2012. - 366 с.
10. Важенин С.Г., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. Конъюнктура конкурентоспособности Республики Татарстан // Регион: экономика и социология. 2017, №3, с.23.
11. Гуляев Г.Ю. Проблемы и пути развития конкурентных отношений в России // Вопросы экономики. 2016, №11, с.36.
12. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: учебное пособие / Е.А. Девяткин. - М.: Евразийский открытый институт, 2015. - 232 с.
13. Ершова В. А. Государственное и муниципальное управление / В. А. Ершова. - М.: ГроссМедиа, 2013. - 255 с.
14. Иванова В.Н. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии региона и предприятий / В.Н. Иванова, В.С. Иванов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 160 с.
15. Казакбаев Б.Ф. Управление производственными возможностями регионов: монография / Б.Ф. Казакбаев. - М.: Палеотип, 2011. - 104 с. 28. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. проф., д.э.н. Ю. К. Перского, доц., к.э.н. Н. Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2014. - 472 с.
16. Комарова М.А.. О критериях конкурентоспособности региона // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: Сборник научных трудов. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина, 2012. - 292 с.
17. Кравцов Ю. Н. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Татарстане: монография / Ю. Н. Кравцов. - Казань, 2015. - 217 с.
18. Кузнецов И. А. Государственное и муниципальное управление: Конспект лекций / И. А. Кузнецов. - М.: Эксмо, 2015. - 160 с.
19. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и
конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография / Е.И. Кузнецова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с.
20. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования / О.В. Кузнецова. - М.: УРСС, 2014. - 304 с.
21. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 383 с.
22. Курс микроэкономики: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. изм. -/ Нуреев, Р.М. - Москва : Издательство НОРМА - 2014. - 572 с.
23. Лемешко И. От свободной конкуренции к господству монополий // Пропаганда. 2014, №3, с.56.
24. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г Паничкина. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. - 388 с.
25. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. - 325 с.
26. Миролюбова Т.В. Инновационная экономика и культурная политика: региональный подход // Инновац. вестн.: Регион. 2016, №4, с.75.
27. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 458 с.
28. Нуреев, Р.М. Типы рыночных структур: несовершенная
конкуренция. Антимонопольное законодательство / Р.М. Нуреев // Курс микроэкономики: учебник. - 2-е изд., изм. - М., 2012. - 490 с.
29. Осипова Е. Ю. Малый бизнес Татарстана: опыт региона / Е. Ю. Осипова // РБК DAILY, 2016, №3, с.29.
30. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 495 с.
31. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2015.-666 с.
32. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 2014. - 401с.
33. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное
регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / Под ред. Авдашевой. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2015. - 499 с.
34. Сапиро Е.С., Миролюбова Т.В. Региональные особенности формирования сценариев экономического развития // Экономика региона, 2016, №12, с.59.
35. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России: Монография / А.З. Селезнев. - М.: Юристъ, 2015. - 384 с.
36. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В.
А. Сидоров. - М.: «Издательство «Элит», 2015. - 528 с.
37. Тимерханов А. Г. Государственная поддержка малого бизнеса в Татарстане: опыт и перспективы / А. Г. Тимерханов // Бизнес-журнал, 2016, №10, с.89.
38. Фальцман В. К. Оценка конкурентоспособности российской продукции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, №1, с.55.
39. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2015. - 546 с.
40. Финансы и кредит: Учебник для вузов / Под ред.А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 512 с.
41. Шеховцева Л. С. Конкурентоспособность Республики Татарстан // Маркетинг в России и за рубежом, 2017, №4, с.87.
42. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания / Л.С. Шеховцева //Маркетинг в России и за рубежом, 2017, №4, с.11.
43. Экономический журнал ВШЭ. Статья - Особенности конкуренции в России: проблема, противоречия и первые итоги / Малинникова Е.В. - 2014, №4, с.61.
44. Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по
направлению подгот. «Экономика» / И.В. Липсиц. - 3-е изд., стер. - Москва: Омега-Л - 2012. - 656с.
45. Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России. Механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста: сборник статей / под ред. А.Г. Адлейба. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2015. - 507 с.
46. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича . - СПб.: Питер, 2015. - 544 с.
47. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. -М.: ИНФРА-М, 2012. - 714 с.
48. Экономическая теория./ Станковская И. К. Стрелец И. А., Эксмо.
Москва, 2013. - 443 с.
49. Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика; Учебно-практическое пособие, 3-е издание, испр. и доп. - М.: ГНОМ и Д. 2015 - 304с.
50. Юрпалов С. Конкурентоспособность территориальной системы сущность и методы оценки // Интеграция: власть, наука, производство, 2016, №2, с.39.
51. Юсупова А.Ф. Законодательное обеспечение развития малого бизнеса в Татарстане / А. Ф. Юсупова // Бизнес-журнал, 2016, №18, с.42.
52. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru
53. Электронный ресурс: ООО «Элемент» - http://www.element.ru/
54. Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //mert .tatarstan.ru/rus/index.htm/news/485043.htm
55. Официальный портал Мэрии Казани [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kzn.ru
56. Официальный сайт Татарстанской таможни [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://customs.tatarstan.ru
57. Единый портал органов государственной власти и местного самоуправления «Официальный Татарстан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatarstan.ru
58. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки [Электронный ресурс] - http://www.cigbc.ru/library/74190/92037/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ