Введение 3
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятий
розничнойторговой сферы 6
1.1 Основные процессы коммерческой деятельности предприятия
торговли 6
1.2 Сущность, значение и факторы, влияющие на конкурентоспособность
предприятия торговой сферы 14
2 Анализ и оценка уровня конкурентоспособности предприятия 23
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке 31
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 40
3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности торгового предприятия 40
3.2 Экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия 49
Заключение 58
Список использованной литературы
В современных рыночных условиях торговля активно влияет на развитие экономики и рыночных процессов, способствует удовлетворению спроса населения на товары и услуги и улучшает качество жизни населения. В организациях розничной торговли завершается процесс оборота вложенных в производство денежных средств, продукт переводится в денежную форму, создается экономическая база для возобновления производства товаров и создаются стартовые возможности для нового производственного цикла. Таким образом, торговля, являясь источником денежных потоков, составляет основу финансовой стабильности центрального правительства.
В то же время современный этап развития рыночных условий в нашей стране характеризуется значительным усилением конкуренции между организациями в сфере обращения. Это делает необходимым решение актуальной проблемы, связанной с обеспечением высокого уровня конкурентоспособности торговых компаний [3,с.18].
Теоретические вопросы, связанные с понятием конкурентоспособности нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей Ламбена Ж.Ж., Котлера Ф., Половцева Ф.П., Памбухчиянца В.К. и других. Однако общий анализ научной литературы по изучаемой проблеме показывает, что большая часть работы посвящена исследованиям конкурентоспособности, методов оценки и способов ее повышения применительно к промышленным компаниям. В то же время теоретические вопросы, связанные с проблемами конкурентоспособности розничных организаций, еще недостаточно проработаны.
По мнению Памбухичиянц О.В. «розничная торговля - это форма продажи товаров конечному потребителю небольшими объемами через магазины, павильоны, палатки, палатки и другие магазины. Коммерческая работа по продажам в розничных компаниях, в отличие от оптовых, имеет свои особенности. Розничные торговцы продают товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, используя свои собственные, определенные методы и методы розничной торговли»[10,с.54].
Таким образом, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что конкурентоспособность торгового предприятия является одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Объектом исследования является розничное торговое предприятие ООО «Нью Грант».
Предметом исследования выступает конкурентоспособность предприятия розничной торговли.
Цель работы - определить особенности конкурентоспособности предприятий розничной торговли на товарном рынке и разработать пути ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить основные теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия розничной торговли;
— провести анализ конкурентоспособности предприятия розничной торговли и процесса продажи товаров на примере магазина ООО «Нью Гранд»;
— разработать рекомендации по совершенствованию уровня конкурентоспособности рассматриваемого предприятия сферы торгового спектра услуг.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические позиции формирования конкурентоспособности предприятия сферы торговой деятельности. Вторая глава посвящена анализу конкурентных позиций ООО «Нью Гранд» на рынке непродовольственных товаров города Туапсе и Туапсинского района. В третьей главе рассмотрены варианты улучшения конкурентных преимуществ торгового предприятия и расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий. В заключении сделаны выводы и выделены предложения.
Теоретической основой для написания работы послужили труды следующих ученых: Дашкова Л.П., Памбухчиянц В.К., Баканова М.И., Шеремета А.Д. Суногриновой Р.Д., и др.
Методическую базу исследования составляют методы, приемы и инструменты математической статистики: сбор и группировка статистических данных; анализ рядов динамики; методы нормирования запасов и управления ими.
Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области конкурентоспособности предприятия, материалы периодической печати по наиболее значимым особенностям управления закупочной и складской деятельностью, а также товарными запасами предприятия на современном этапе в России, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, внутренняя нормативно-техническая документация.
В рамках работы разработан ряд практических предложений по повышению уровня конкурентоспособности предприятия сферы торговой деятельности. В заключении рассматриваются основные выводы по работе и степень достижения поставленной во введении цели и выполнения поставленных задач.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 61 лист и включает 3 рисунка,16 таблиц и 8 формул.
Проанализировав конкурентоспособность ООО «Нью Гранд», можно сделать следующие выводы. Конкурентоспособность - это способность учреждения торговли работать в активно конкурентной сфере аналогичным образом, чтобы привлекать и удерживать потребителей своим товарным сегментом, улучшать свои конкурентные преимущества и увеличивать свою долю на рынке. Конкурентоспособность для ООО «Нью Гранд» - это способность работать в активно конкурентной сфере таким образом, чтобы привлекать и удерживать покупателей, а так же действовать независимо в постоянно меняющейся конкурентной среде. Системообразующий элемент в условиях конкуренции на рынке, который составляет основу развития и проявления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов за счет использования тех или иных конкурентных положительных сторон, в свою очередь, является основой структурной части конкуренции. В ходе проводимых исследований были определены более важные условия, влияющие на конкурентоспособность, и процесс глобализации, который включает в себя экономику России, охватывает не только инновационную часть, но и механизм постоянного повышения конкурентоспособности самого магазина.
Проведенный анализ деловой активности, показал результат того, что выручка от реализации товаров в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 250,2 тыс. руб. или на 6,17%. Что касается валовой прибыли за исследуемый период, то она имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Так, в 2019 году она составила 374,8 тыс. руб. Как показывают приведенные выше расчеты, рентабельность продаж за анализируемый период выросла с 7,13% до 8,69%, что положительно характеризует коммерческую деятельность предприятия сферы торговой деятельности. Получается, что в целом за период 2017-2019 гг. наблюдается тенденция роста ключевых показателей эффективности исследуемого торгового предприятия. Однако есть и негативная тенденция для торговой компании - снижение оборачиваемости основного капитала, снижение фондоотдачи и производительности труда. Анализ показал, что финансовое положение магазина стабильное, зависимость от внешних источников финансирования снижается, а вероятность банкротства очень низкая.
Хотелось бы отметить, что непродовольственные товары магазина ООО «Нью Гранд» продаются как на рынках Туапсе, так и на рынках Туапсинского района и за его пределами. Продукция ООО «Нью Гранд», которая до этого была предметом домашнего обихода с показателем ценовой политики 0,34, по мнению экспертов, имеет конкурентные преимущества по качеству. В целом загрузка магазина находится на среднем уровне (71,47%). Получается, что руководству следует сосредоточиться на политике продаж: направить больше денег на рекламу, создать отдел маркетинговых исследований, что повысит уровень конкурентных преимуществ на непродовольственном рынке.
Следующие пункты кампании рассматривались как меры по повышению конкурентоспособности, включая рекламу в СМИ, установку вывески, распространение листовок и создание собственного веб-сайта. В большинстве случаев невозможно точно определить эффективность отдельных рекламных инструментов или рекламных кампаний. Стоимость реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности составит 755,72 тыс. руб., размер прибыли после реализации мероприятий составит 2229,9 тыс. руб.
Расчеты показывают, что за счет реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности компании основные показатели работы магазина увеличатся. Таким образом, выручка от реализации продукции вырастет на 11,3%, а также увеличатся следующие показатели: выручка от реализации продукции увеличится на 2229,9 тыс. руб. и в плановый период составит 6541,7 тыс. руб., себестоимость проданной продукции увеличится на 374,7 тыс. руб. и по стоимости составит 5792,2 тыс. руб. С точки зрения экономической эффективности реализации всех предложенных мероприятий общая сумма составит 2229,9 тыс. руб.
1. Алескеров, Ф.Н. Ассортимент и качество товаров: управление в регионе: учеб.пособ.- М.: ИНФРА, 2019. - 748 с.
2. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 310 с.
3. Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2015.- 815 с.
4. Быховец, С.Н. Управление ассортиментом непроизводственного предприятия.- Самара: Изд-во «Дайни», 2017. - 741 с.
5. Бутовникова, П.Е. Конкурентоспособность и маркетинг: учеб.- М.: Наука, 2018. - 697 с.
6. Валаева, Т.Ф., Хруцкий, Е.А. Экономика, организация и планирование производства. - М.: Экономика, 2019. - 356 с.
7. Гаджинский, А.М. Основы коммерческой деятельности: учеб.пособ. - М.: Маркетинг, 2019. - 461 с.
8. Галенко, В.П. Экономика предприятия. - СПб.: СПбУЭФ, 2018. - 546 с.
9. Дихтель, Е., Хершген, Х. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия: учеб.- М.:Экономика,2016.- 957 с.
10. Дашков, Л.П., Памбухчиянц, В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2017. - 911 с.
11. Завьялов, П.С. Планирование на предприятиях торговой сферы: учеб. - М.: Высшая школа, 2018. - 651 с.
12. Куликов, Л.М. Формирование стратегии товарной продукции. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 713 с.
13. Курочкин, В.К. Экономика предприятия: учеб.пособ. - М.: Инфра-М, 2016.- 571 с.
14. Крамель, Т.Д. Маркетинг: учеб. - М.:Спектр,2018. - 911 с.
15. Кондратова, И.Г. Основы управленческого учета. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 757 с.
16. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. Р.Г. Шулина. - М.: Дело, 2019. - 587 с.
17. Оптимизации ассортимента в условиях инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса: Автореферат диссертации к.э.н. А.В. Скрипкина. - СПб.: Новое знание, 2018. - 147 с.
18. Пронникова, А.Р. Маркетинг: учеб. - М.: Экономика, 2016. - 577 с.
19. Савицкая, Г.В. Анализ результатов финансовой деятельности предприятия. - М.: ИП «Экоперспектива», 2016. - 997 с.
20. Сироткина, Н.В.Формирование программы управления
ассортиментом торгового предприятия на основе маркетинговых исследований. - М.:Спектр,2015. - 671 с.
21. Суногринова, Р.Д. Экономический анализ торговой деятельности: учеб.пособ. - М., 2017.- 810 с.
22. Смирнов, Е.Л. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - 3-е изд.-М.: Экономика, 2017. - 599 с.
23. Соловьев, Б.А. Стратегия коммерческой деятельности предприятия оптово - розничной торговли. - М.: Экономика, 2018. - 514 с.
24. Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Экономика, 2016. - 249 с.
25. Ямилевич, С.И. Коммерческая деятельность торгового предприятия. - М.:Путь,2018. - 816 с.