ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ
ИГР 7
1.1. Проблема формирования двигательного опыта детей
дошкольного возраста в теории и практики дошкольного образования 7
1.2. Использование народных подвижных игр в образовательном
процессе детского сада 13
1.3. Педагогические условия формирования двигательного опыта у
старших дошкольников в процессе использования народных подвижных игр 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР 31
2.1. Диагностика уровня сформированности двигательного опыта у
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Разработка методических рекомендаций по формированию
двигательного опыта у старших дошкольников в процессе использования народных подвижных игр 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
В современных условиях возрастает значение физического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника. Внимание к физическому состоянию детей дошкольного возраста обусловлено исключительным влиянием двигательного развития на общее психическое состояние ребенка в этом возрасте. Для обеспечения нормального физического и психического развития ребенка необходимо с первых дней его жизни организовывать двигательный режим, воспитывать потребность в двигательной активности, формировать двигательный опыт.
В настоящее время проведены многочисленные научные исследования, посвященные различным сторонам совершенствования физического воспитания дошкольников и накопления двигательного опыта. В них исследованы проблемы и особенности организации и методики физического воспитания в детском саду, повышения физической подготовленности, развития физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Е.Н. Вавилова, Л.Н. Волошина, В.К. Бальсевич, Ю.Ф. Змановский, Л.М. Пензулаева и др.)
Потребность в активных, разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самыми универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. «Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи», - писал В.Н. Сорока-Росинский. Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус дошкольника, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Игра в жизни ребенка - важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению и осознанию окружающего мира. В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались А.В. Запорожцем, А.А. Леонтьевым, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным и др.
В разработке содержания, организации и методики русских народных игр важную роль сыграли работы Л.В. Артамоновой, А.И. Быковой, M.M. Koнторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой и др...
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены и решены следующие задачи исследования.
Во-первых, под двигательным опытом понимают объем освоенных ребенком двигательных действий и способов их использования, чем большим количеством этих действий и способов владеет ребенок, тем разностороннее его двигательный опыт. Критериями проявления двигательного опыта детей выступили: представления о движении как знаке, символе культуры (когнитивный компонент), эмоционально-ценностное отношение к движениям (эмоционально-ценностный компонент) и способы проявления двигательного опыта, сформированность движений (поведенческий компонент). Основой двигательного опыта является двигательные навыки и умения, которые формируются посредством многократного повторения упражнения.
Во-вторых, мы рассмотрели особенности использования народных подвижных игр в образовательном процессе детского сада и пришли к выводу, народные подвижные игра можно рассматривать как эффективное средство развития и обогащения двигательного опыта дошкольника, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности ребенка дошкольного возраста.
В-третьих, мы обосновали гипотезу исследования, которая заключается в том, что формирование двигательного опыта у старших дошкольников в процессе использования народных подвижных игр, будет эффективным, если: содержание народных подвижных игр содействует развитию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста; использование игры городки является средством обогащения двигательного опыта детей дошкольного возраста; взаимодействие всех субъектов образовательного процесса направлено на формирование двигательного опыта дошкольников...
1. Абдульманова Л.В. Культуросообразное пространство становление двигательного опыта детей / Опыт формирования движений детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. - М: Ламберт, 2012. - 96 с.
2. Абдульманова Л.В. Методология и теория формирования физической культуры у детей дошкольного возраста: учебное пособие. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 280 с.
3. Абдульманова Л.В. Народная подвижная игра как культурная практика накопления двигательного опыта у детей младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста // Материалы конференции: сборник тезисов. - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017. - 381 с.
4. Абдульманова Л.В. Народная подвижная игра как культурная практика накопления двигательного опыта у детей младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста // Материалы конференции: сборник тезисов. - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017. - 381 с.
5. Агеева Г.Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Набережные Челны, 2013. - 142 с.
6. Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность детей 5-7 лет.
• СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 256 с.
7. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002.
8. Васильев А.Г., Ткаленко Я.И. Развитие выносливости у дошкольников посредством народных игр // Проблемы современной науки и образования.
• 2016. - №05(47). - С. 200-206.
9. Волосникова Т.В., Филиппова С.О. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / Под ред. С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - С. 28-47.
10. Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников / Л.Н. Волошина. - Белгород: Изд. БелИРО, 2017. - 51 с.
11. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2004. - 114 с.
12. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 159 с.
13. Волошина Л.Н. Практикум по теории и технологиям физической культуры дошкольников. - Белгород, 2011. - 181 с.
14. Гордеева Н.А. Подвижные игры на уроках физической культуры в основной общей школе (учебное пособие). - Уфа: изд-во ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2014. -23 с.
15. Городошный спорт. Городки: Методические рекомендации. Сост: И.Ф. Черкасов, А.Б. Портнов, А.Н.Титов. - Челябинск, 2016. - 37с...66