ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 6
1.1. Проблема классификации подходов к определению понятия «стратегия» 6
1.2. Модель разработки и реализации стратегии предприятия сферы
услуг 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Современные условия характеризуются высокой степенью изменчивости окружающей среды, неопределённостью и рисковостью формирующихся ситуаций, усиливающейся конкурентной борьбой. В этих условиях особую актуальность приобретают новые подходы и инновационные решения в области управления предприятием сферы услуг, что напрямую связано с действующей стратегией. Это обусловливает необходимость своевременной актуализации действующей стратегии предприятия, постоянного поиска новых решений, ориентированных, прежде всего, на рост активности как в текущем моменте, так и в перспективе, что позволит не только сохранить, но и повысить конкурентоспособность предприятия сферы услуг.
Предлагаемое решение проблемы повышения конкурентоспособности, ориентированное на интеграцию элементов стратегий с учётом степени их соответствия изменяющейся ситуации; жизненных циклов, методического, инструментального, информационного и организационного обеспечения этого процесса, позволяют на принципиально новой основе обеспечить устойчивое во времени развитие предприятия сферы услуг и эффективно использовать его потенциал. Определяющим в этом подходе является выбор (формирование) эффективной стратегии, то есть постановка и достижение долгосрочных целей, постановка и решение задач обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы услуг с позиции видения своего места (роли) на рынке, а также выбор способов их реализации с учётом имеющихся ресурсов. Этими положениями определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень изученности проблемы. Вопросам стратегического управления развитием предприятия посвящены исследования ряда зарубежных ученых: Аллена М., Акоффа Р., Ансоффа И., Боумэна К., Карлофа Б., Кинга У., Клиланда Д., Коно Т., Кунца X., Татеси К., Томпсона А., Тейлора Б. и других. Изучению данной проблемы посвящены труды Виханского О.С, Глазьева С.Ю., Евенко И.Б., Мильнера Б.З., Степанова М.В., Стерлина И.В., Уткина Э.А., Фатхутдинова Р.А. и ряда других ученых.
Однако следует заметить, что большинство перечисленных ученых исследуют методологию и методику стратегического управления в целом. Исследованию же проблем стратегического управления предприятия сферы услуг в конкурентной среде, относящихся к разработке и обоснованию стратегий развития в сложных экономических условиях, которым посвящена данная выпускная квалификационная работа, явно недостаточно уделяется внимания. Имеющиеся многочисленные исследования, посвященные управлению развитием предприятий, определению их оптимального размера и механизма управления производственным процессом, относятся к условиям централизованного управления экономикой или к периоду становления рыночных отношений. Теоретические положения, посвященные этим проблемам в директивной экономике, требуют сегодня дальнейшего развития с учетом функционирования предприятий сферы услуг в современных условиях. Имеющиеся же разработки зарубежных ученых, посвященные данным проблемам, не учитывают особенностей и условий развития российской экономики в целом, и сферы услуг в частности.
Поэтому, несмотря на достаточное внимание ученых к проблеме стратегического управления, многие задачи, особенно процесс разработки стратегии в условиях российской экономики, не достаточно исследованы и ждут своего решения.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы. Цель работы заключается в разработке практических рекомендаций по формированию стратегии развития предприятия сферы услуг в условиях конкурентной среды. Реализация поставленной цели определила постановку и необходимость решения следующих задач:
1) изучение подходов к понятию «стратегия», их систематизация;
2) формирование модели разработки и реализации стратегии предприятия сферы услуг;
3) проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия
сферы услуг, формирование на основе методики SWOT-анализа альтернативных стратегических направлений развития;
4) выбор стратегии развития предприятия сферы услуг на основе двухступенчатой критериальной оценки;
5) формирование содержания стратегии развития предприятия сферы услуг;
6) оценка эффективности реализации стратегии развития предприятия сферы услуг.
Предмет исследования. Процесс выработки стратегии развития предприятия сферы услуг в условиях динамичной конкурентной среды.
Объект исследования. ООО «Апогей БК», осуществляющее свою операционную деятельность на рынке г. Красноярска и Красноярского края в области оказания услуг постановки учета и консультирования по его ведению в бухгалтериях государственных учреждений по Красноярскому краю на базе программ 1С.
Объем, структура и содержание работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы страницы компьютерного текста. Работа содержит 10 таблиц, 12 рисунков. Список использованных источников включает 77 наименований
В настоящее время в теории и практике управления все больше внимания стало уделяться вопросам разработки и реализации стратегии на предприятиях сферы услуг. Это вызвано возрастающим интересом руководителей к поведению и развитию предприятия в условиях неопределенности внешней среды для снижения риска при принятии управленческих решений. Но многие вопросы до сих пор не нашли однозначного решения. Это касается даже самого определения стратегии, без четкого понимания которого невозможно разработать и саму стратегию.
Все изученные в рамках бакалаврской работы определения можно интегрировать в следующее: стратегия - это определение генерального пути (включающего в себя совокупность ориентиров и ограничений, общие выбранные методы, способ реализации бизнеса и т.д.) движения для достижения желаемого результата, точнее, для достижения целей.
Процесс определения стратегии или генеральных путей движения к долго срочной цели - это довольно сложный процесс, требующий не только много времени, но и компетентность со стороны высшего руководства предприятия. Оценка эффективности этого процесса предполагает ответы на следующие вопросы: 1. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями предприятия? 2. Предполагает ли стратегия допустимую степень риска? 3. Обладает ли предприятие достаточными ресурсами для реализации стратегии? 4. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности? 5. Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов предприятия? 6. Согласована ли стратегия с требованиями среды? 7. Создает ли стратегия конкурентные преимущества? 8. Ориентирует ли стратегия на увеличение стоимости предприятия? Каждый критерий требует отдельного анализа, который в свою очередь позволит определить один из основных путей развития предприятия.
1. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д.Аакер; 7-е изд. пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
3. Азарова, С.П. Формирование стратегии устойчивого развития предприятия сферы услуг: автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 /Азарова Светлана Петровна. -Москва, 2011. - 25 с.
4. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы : учебник для вузов / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - М. : Новости, 2008. - 253 с.
5. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 1999. - 414 с.
6. Баева, И.Н. Особенности стратегического управления на предприятиях малого бизнеса / И.Н. Баева // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2013. - № 7. - С. 7-10.
7. Барабенко, С.П. Риски и управление ими в системе управления предприятием- Управление риском. - М.: 2009
8. Баюров, И.В. Как конфигурировать бизнес и найти свою уникальную бизнес-модель?/ И.В. Баюров // Стратегический менеджмент. - 2008. - № 1. - С. 17-18.
9. Бражник, М.В. Хронологический подход к классификации научных школ стратегического менеджмента / М.В. Бражник // Проблемы современной экономики. - 2010 - №2.
10. Визгалина, С.П. Стратегия как ключевой элемент системы управления предприятием // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. С. 184-188.
11. Виханский, О.С. Стратегическое управление. - М.: Изд-во Экономистъ, 2004. - 292 с.
12. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов / Л.П. Владимирова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2006. - 400 с.
13. Воробьев, А. Д. Использование фрактальной теории в стратегическом планировании и управлении / А.Д. Воробьев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 1. - С. 138-142.
14. Гаджиев, М.М. Стратегия управления процессом модернизации на предприятии / М.М. Гаджиев, А.А. Слепухина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. - № 4 (64).С. 58.
15. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 1995 - 480 с.
16. Гершун, А., Горский, М. Технологии сбалансированного управления / А. Гершун, М. Горский. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2006. - 416 с.
17. Горбунов, М.А. Инструменты разработки стратегии диверсификации деятельности организации / М.А. Горбунов, А.В. Медведев // Фундаментальные исследования. 2014.- № 12-5.- С. 1012-1016.
18. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / Р.М. Грант; пер. с англ.; под ред. В.Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2008. 560 с.
19. Джамалдинова, М.Д. Разработка стратегии развития организации в посткризисный период на основе инновационного потенциала предприятия / М.Д. Джамалдинова, А.А. Калинская // Вопросы региональной экономики. 2012. - Т.11. - № 2. - С. 101-106.
20. Ефремов, В.С. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа/ В.С. Ефремов, И.А. Хныков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 2. - С. 5-24.
21. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и прагтика: Учебное пособие для вузов / А.Т. Зуб. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
22. Иванов, А. В. Развитие организаций: анализ теоретических подходов и концепций/ А.В. Иванов // Проблемы современной экономики. - 2010 - №2.
23. Икулина, Т.Н. Формирование механизмов антикризисного управления на основе разработки стратегии развития предприятия в кризисный период / Т.Н. Икулина // Вестник астраханского государственного технического университета. - 2014. - №3. - С. 90-92.
24. Казанцева, С.М. Особенности разработки стратегии развития исходя из стадии жизненного цикла организации / С.М. Казанцева, Д.Е. Клиросов // Академический вестник. - 2010. - № 5. - С. 53-56.
25. Каплан, Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация
нематериальных активов в материальные результаты. - М., 2007.
26. Касаева, Т.В. Разработка механизма оценки выполнения стратегии устойчивого развития коммерческой организации / Т.В. Касаева, Е.С. Грузневич // Вестник Витебского государственного технологического университета. 2014. № 1 (26). С. 196-205.
27. Кинг, У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 1982. - 399 с.
28. Климин, К.Д. Особенности стратегии социального развития бизнес-организаций на уровне региона / К.Д. Климин // Вестник ВЭГУ. 2011. № 2. С. 137-142.
29. Кожемякина, В.А. Стратегия устойчивого развития торговых предприятий как фактор обеспечения их конкурентоспособности / В.А. Кожемякина // Управление экономическими системами электрон, науч. журнал. 2012. - № 4 (40).
30. Кузьмин, А.М. Метод «Стратегические карты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.inventech.ru/pub/methods/method-0032.
31. Куцулова, Ф.А. Стратегия развития управления предприятием сферы услуг в современных экономических условиях / Ф.А. Куцулова // Вестник Дагестанского гос. университета. 2011. № 5. С. 169-173.
32. Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. - СПб: Питер, 2005. 800 с.
33. Магданов, П.В. Процесс стратегического планирования в корпорации / П.В. Магданов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2012. № 1. С. 43-49.
34. Мельников, В.В. Проблема классификации подходов к определению понятия «стратегия» / В.В. Мельников // Проблемы развития современной экономики. 2014. - № 5. - С. 87-91.
35. Мерзликина, Г.С. Формирование стратегий на промышленном предприятии / Г.С. Мерзликина, И.В. Горелова // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007.- № 3.- С. 227-230.
36. Мескон, М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - 701 с.
37. Мильнер, Б. Современное предприятие и его стратегия // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 1. С. 411-417.
38. Минцберг, Г. Школы стратегий: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. - СПб.: Питер, 2000. - 336 с.
39. Минцберг, Г., Куини Дж., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб: Питер, 2001. - 684 с.
40. Николаева, Н.А., Осипова Д.И. Разработка стратегии развития коммерческой организации // В сборнике: Проблемы устойчивого развития российских регионов материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ответственный редактор Л. Н. Руднева, 2014.- С. 396-398.
41. Озеров, Г.М. 7М / Г.М. Озеров // Вестник BSC:CIS. - 2007. - № 2
42. Омарова, К. А. Концептуальные основы стратегического управления развитием бизнес-структур в сфере услуг / К.А. Омарова, О.К. Цапиева // Проблемы современной экономики. - 2011. - №4.
43. Парамова, Л. Сбалансированная система показателей в управлении сервисными организациями / Л. Парамова, Э. Низамова // Проблемы теории и практики управлении. - 2008. - № 1. - С. 98-105.
44. Перерва, О.Л Совершенствование систем управления предприятием при разработке стратегий развития // Контроллинг. - 2011. - № 1. - С. 42-46.
45. Плужник, С.А. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятий легкой промышленности: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Плужник Сергей Александрович. - Санкт- Петербург, 2011.- 16 с.
46. Пономаренко, В.С., Ястремская Е.Н., Луцковский В.М. Механизм управления предприятием: стратегический аспект. - Харьков: Изд. ХГЭУ, 2002. - 251 с.
47. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
48. Прудский, В.Г. Концепция стратегического анализа В.Г. Прудский, П.В. Магданов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2009. - № 1. - С. 51-60.
49. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1048 с
50. Российский рынок программного обеспечения 2016/ GLOBAL REACH CONSULTING. - 2016. -212 с.
51. Селиванов, А.Н. Практические аспекты разработки стратегии / А.Н. Селиванов //Менеджмент сегодня. - 2006. - № 5. - С. 266 - 272.
52. Стратегический менеджмент. Под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.
53. Томпсон, А. А. мл., .Стрикленд А.Дж III. Стратегический
менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ 12-е изд. - М:Вильяме, 2008. - 928с.
54. Туренко, Б.Г. Стратегическое управление предприятием (теоретико-методологический аспект) / Б.Г. Туренко, монография - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - 234 с.
55. Фадеева, Е.А. Особенности стратегического управления малыми предприятиями в современных условиях / Е.А. Фадеева, А.А. Маргарян // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.2015. - № 1 (30). - С. 56-59.
56. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 7-е изд., испр. и доп. / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Дело, 2005. - 448 с.
57. Феллер, В. Идея оракула/ В. Феллер / http://www.eboogle.ru.
58. Фишмен, Дж. Руководство по оценке стоимости бизнеса / Дж. Фишмен, Ш.П. Пратт, К. Гриффит, К. Уилсен. - М.: «Кванто-Консалтинг», 2002.
59. Фуксман И.Б. Некоторые аспекты научной дискуссии об организации и управлении развитием предприятий автосервиса // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. Вып.2(21), - 2008. - С.335-339.
60. Хамел, Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. М.: Олимп-Бизнес,2002. С. 96.
61. Хвостенко, П.В. Разработка модели реализации стратегии организации / П.В. Хвостенко // Проблемы современной экономики. -2011. - №4. - С. 43-47.
62. Цулая, И.Н. SWOT-анализ в системе стратегического управления: особенности применения и пути адаптации к объектам мезоуровня // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2010. Т. 3. № 2. С. 34-38.
63. Чижик, А.С. Стратегия управления предприятиями в условиях мирового кризиса // Наука и Мир. - 2014. - Т. 2. - № 5 (9).- С. 59-61.
64. Шевченко, А.В. Основные этапы разработки методики выбора стратегии развития производственной организации (на основе двухступенчатой критериальной оценки) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. - № 58. - С. 495-501.
65. Шматалюк, А. Практика Balanced Scorecard / А. Шматалюк //ЛогИнфо. - 2003. - № 11.
66. Яковлев, В.Ю. Система сбалансированных показателей как инструмент формирования стратегии развития организации: автореф. дис..канд. экон. наук: 08.00.05 / Яковлев Вадим Юрьевич. - Казань, 2008. - 21 с.
67. Smalter, D. Anatomy of Long Range Plan / D. Smalter // Long range planning. Vol. 1, 1968-1969. Р. 2-8.
68. Taylor, B. Strategic Planning - Which Style Do You Need? / B. Taylor // Long range planning. Vol. 17, № 3. 1984. Р. 31-62.
69. Victor, B. and Boynton A. Invented Here: Maximizing Your Organization's Internal Growth and Profitability / B. Victor, A. Boynton ; Harvard Business School Press. Boston: MA. 1998.
70. Barney, J.B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage / J.B. Barney. - New York, 1996. - 570 р.
71. Mintzberg, H., McHugh, A. Strategy formulation in adhocracy / H. Mintzberg, A. McHugh - Wash.: Administrative Science Quarterly, 1985. - 460 р.
72. Abell, D.F. Defining the Business: the Starting Point of Strategic Planning / D.F. Abell. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1980. 375 p.
73. Coyne, К., Hall S. and Clifford P. Is Your Core Competence a Mirage? // K. Coyne, S. Hall and P. Clifford. The McKinsey Quarterly. 1997. №1, P. 40-54.
74. Hofer, C. and Schendel D. Strategy Formulation: Analytical Concepts / C. Hofer, D. Schendel. St. Paul, MN: West, 1978.
75. King, W.R. and Cleland D.J. Strategic Planning and Policy / W.R. King, D.J. Cleland. N. Y., NY. 1976.
76. Kotler, P., Armstrong G., Wong V., etc Principles of Marketing / P. Kotler, G. Armstrong, V. Wong, etc. Prentice-Hall, 1996.
77. Saaksvuori, A. and Immonen A. Product Lifecycle Management. 3-d ed./ A. Saaksvuori, A. Immonen. Springer, 2008. 253 p.