Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социальной активности детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта по проблеме формирования социальной активности 10
1.2 Содержательная характеристика и предпосылки развития социальной активности в старшем дошкольном возрасте 37
1.3 Педагогические условия развития социальной активности старших дошкольников 69
Глава 2. Практическое обоснование социальной активности детей старшего дошкольного возраста 108
2.1 Разработка технологии развития социальной активности 108
2.2 Диагностика технологии развития социальной активности 148
Заключение 181
Список использованных источников 188
Актуальность работы. Современное общество предъявляет высокие требования к личности, способной к самореализации, активной жизненной позиции и конструктивному взаимодействию с окружающим миром. В этом контексте, актуальность развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста приобретает особое значение. Этот период является сензитивным для формирования базовых социальных навыков и установок, определяющих будущую адаптацию ребенка в социуме. Игнорирование развития социальной активности в дошкольном возрасте может привести к трудностям в обучении, общении и социальной адаптации в дальнейшем.
Актуальность данной работы обусловлена изменением социокультурного ландшафта. Современные дети зачастую растут в условиях сниженной социальной активности в реальном мире, заменяя ее виртуальным общением. Широкое распространение гаджетов и информационных технологий приводит к уменьшению непосредственных контактов со сверстниками и взрослыми, что негативно сказывается на формировании навыков эмпатии, сотрудничества и разрешения конфликтов. Целенаправленная работа по развитию социальной активности в дошкольном возрасте помогает компенсировать этот дефицит и подготовить ребенка к реальной социальной жизни.
Образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, включая социально-коммуникативное развитие. Социальная активность рассматривается как ключевой компонент этого развития, подразумевающий формирование положительного отношения к себе и окружающим, развитие коммуникативных навыков, умение сотрудничать и принимать участие в коллективных делах. Реализация целей ФГОС ДО требует от педагогов разработки и внедрения эффективных методов и приемов, направленных на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Повышение требований к готовности к школе также подчеркивает важность развития социальной активности. Успешная адаптация к школьной жизни во многом зависит от умения ребенка взаимодействовать с одноклассниками и учителями, следовать правилам и нормам школьного поведения, а также принимать активное участие в учебном процессе. Дети с развитой социальной активностью легче адаптируются к новым условиям, более уверенно чувствуют себя в коллективе и демонстрируют более высокие результаты в обучении.
Развитие социальной активности играет важную роль в предотвращении асоциального поведения. Дети, активно участвующие в жизни группы, чувствуют себя нужными и значимыми, что способствует формированию позитивной самооценки и чувства ответственности. Напротив, дети, испытывающие трудности в общении и взаимодействии, часто чувствуют себя отвергнутыми и изолированными, что может привести к агрессии, замкнутости и другим формам девиантного поведения. Целенаправленная работа по развитию социальной активности помогает создать благоприятную среду для формирования здоровой личности и предотвратить негативные проявления в поведении.
Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста является не только актуальной, но и необходимой задачей современного образования. Это связано с изменением социальных условий, требованиями образовательного стандарта, необходимостью подготовки к школе и профилактикой асоциального поведения. Реализация этой задачи требует от педагогов и родителей совместных усилий, направленных на создание благоприятной среды для развития социальных навыков и формирования активной жизненной позиции у подрастающего поколения. Инвестиции в развитие социальной активности в дошкольном детстве – это инвестиции в будущее нашего общества.
Степень разработанности темы представлен трудами таких авторов, как Л.В. Байбородовой, А.А. Белоусова, А.В. Белошистой, Е.Н. Землянской, З.А. Ишиной, Е.И. Комковой, Е.Н. Кондрашовой, О.Г. Кошевой, Т. П. Лапыко, Л.Ю. Монаховой, Е.М. Плехановой, И.Р. Сорокиной и др.
Л.В. Байбородова уделяет значительное внимание формированию социальной компетентности как основы для эффективного взаимодействия с окружающими, подчеркивая важность развития коммуникативных навыков и умения сотрудничать. А.А. Белоусова, в свою очередь, акцентирует внимание на роли игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, отмечая, что именно в игре дети осваивают социальные роли, учатся разрешать конфликты и проявлять инициативу.
А.В. Белошистая в своих работах исследует влияние образовательной среды на формирование социальной активности. Она подчеркивает необходимость создания благоприятных условий, стимулирующих самостоятельность и творческую инициативу детей. Е.Н. Землянская рассматривает социальную активность в контексте нравственного воспитания, указывая на важность формирования у детей чувства ответственности за свои поступки и уважения к окружающим.
З.А. Ишина и Е.И. Комкова в своих исследованиях сосредотачиваются на развитии у детей старшего дошкольного возраста лидерских качеств и умения работать в команде. Они предлагают различные методы и приемы, направленные на формирование у детей инициативности, организаторских способностей и умения принимать решения.
Е.Н. Кондрашова, О.Г. Кошевая, Т.П. Лапыко и Л.Ю. Монахова акцентируют внимание на роли семьи в развитии социальной активности детей. Они подчеркивают важность установления доверительных отношений между родителями и детьми, создания атмосферы поддержки и поощрения самостоятельности. Родители, по их мнению, должны быть примером социальной активности для своих детей, вовлекая их в общественно полезную деятельность и предоставляя возможность участвовать в принятии решений, касающихся семьи.
Е.М. Плеханова и И.Р. Сорокина в своих работах рассматривают проблему развития социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья. Они подчеркивают необходимость создания инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей равные возможности для всех детей, независимо от их физических и психических особенностей. Авторы предлагают специальные методики и приемы, направленные на преодоление социальных барьеров и формирование у детей с ОВЗ уверенности в своих силах и умения взаимодействовать с окружающими.
Можно выделить несколько ключевых аспектов развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста: создание благоприятной образовательной среды, она должна стимулировать самостоятельность, инициативность, творчество и сотрудничество. Развитие коммуникативных навыков, дети должны уметь выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других, разрешать конфликты мирным путем. Дети должны понимать, что такое хорошо и что такое плохо, быть ответственными за свои поступки и уважать окружающих. Детям необходимо предоставлять возможность участвовать в принятии решений, проявлять свою инициативу и самостоятельно решать проблемы. Родители и педагоги должны работать в тесном контакте, создавая единое образовательное пространство для ребенка. Необходимо обеспечивать равные возможности для всех детей, независимо от их физических и психических особенностей.
Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста – это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Труды авторов позволяют нам глубже понять сущность этого процесса и разработать эффективные методы и приемы, способствующие формированию активной, социально компетентной и гармонично развитой личности. Дальнейшие исследования в этой области позволят совершенствовать педагогическую практику и создавать оптимальные условия для развития социальной активности каждого ребенка.
Цель работы – исследовать развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста и разработать технологии развития социальной активности.
Задачи:
- провести анализ отечественного и зарубежного опыта по проблеме формирования социальной активности;
- представить содержательную характеристику и предпосылки развития социальной активности в старшем дошкольном возрасте;
- определить педагогические условия развития социальной активности старших дошкольников;
- представить разработку технологии развития социальной активности;
- обосновать диагностику технологии развития социальной активности.
Гипотеза исследования – использование специально разработанных игровых и проектных методик, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмпатии и сотрудничества, способствует повышению уровня социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Предмет исследования – процесс развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (отечественной и зарубежной); систематизация и обобщение полученных данных; моделирование.
Наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой).
Беседа с детьми, воспитателями и родителями.
Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Использование диагностических методик (например, социометрия для выявления межличностных отношений в группе, проективные методики для оценки уровня эмпатии и социальных установок).
Анализ продуктов детской деятельности (рисунков, поделок, рассказов).
Математическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость работы:
Систематизированы и обобщены теоретические подходы к пониманию сущности и структуры социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Углублены представления о факторах, влияющих на развитие социальной активности детей данного возраста.
Представлена теоретическая модель развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста, учитывающая специфику данного возраста и современные тенденции в дошкольном образовании.
Практическая значимость работы:
Разработана и апробирована программа развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста, включающая комплекс игровых и проектных методик, направленных на формирование коммуникативных навыков, эмпатии и сотрудничества.
Разработаны методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации деятельности, способствующей развитию социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предложены диагностические инструменты для оценки уровня социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, а также для разработки учебных пособий и методических материалов для студентов педагогических вузов и колледжей.
Научная новизна исследования:
Выявлены и систематизированы критерии оценки уровня социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Разработана модель развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста, основанная на интеграции игровых и проектных методик.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная активность детей старшего дошкольного возраста представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий компоненты.
2. Уровень развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста определяется совокупностью факторов, включающих особенности семейного воспитания, межличностные отношения в группе, организацию образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
3. Эффективное развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста возможно при создании благоприятных педагогических условий, включающих использование игровых и проектных методик, направленных на формирование коммуникативных навыков, эмпатии и сотрудничества.
4. Реализация разработанной программы развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста способствует повышению уровня их социальной активности и улучшению межличностных отношений в группе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста – это важный этап в формировании личности, который закладывает основы для успешной адаптации в обществе и дальнейшего развития. В этом возрасте дети активно осваивают социальные роли, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.
Социальная активность старших дошкольников проявляется в их стремлении к сотрудничеству, участию в коллективных играх и проектах, оказанию помощи другим, выражению своего мнения и отстаиванию своих интересов. Важно поддерживать и развивать эту активность, создавая благоприятную среду для социального взаимодействия и самореализации.
Одним из ключевых факторов развития социальной активности является организация разнообразных видов деятельности, в которых дети могут проявлять инициативу, творчество и самостоятельность. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, проектная деятельность, спортивные соревнования, конкурсы и другие формы активности, способствующие развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и принимать решения.
Важную роль в развитии социальной активности играют взрослые – родители и педагоги. Они должны создавать атмосферу доверия и поддержки, поощрять инициативу и самостоятельность детей, помогать им решать возникающие проблемы и конфликты, учить конструктивным способам общения и взаимодействия. Важно также предоставлять детям возможность участвовать в планировании и организации различных мероприятий, учитывать их мнение и интересы.
Таким образом, развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста – это комплексный процесс, требующий целенаправленных усилий со стороны взрослых и создания благоприятной среды для социального взаимодействия и самореализации. Инвестиции в социальное развитие детей на этом этапе – это вклад в их будущее, в формирование активных, ответственных и успешных членов общества.
В результате проделанной работы решены следующие задачи:
1. Формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста – это важная задача современного образования. Активный ребенок – это ребенок, который проявляет инициативу, умеет взаимодействовать с окружающими, отстаивать свою точку зрения, участвовать в коллективных делах и нести ответственность за свои поступки. Развитие этих качеств закладывает фундамент для успешной адаптации в школе и дальнейшей жизни. В российской педагогике и психологии проблема формирования социальной активности имеет давние корни. Классики отечественной педагогики, такие как Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, подчеркивали важность коллективной деятельности, игры и общения в развитии личности ребенка.
Современные отечественные исследования в области дошкольного образования продолжают развивать эти идеи, предлагая конкретные методики и технологии для формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей самостоятельность, инициативу и творчество детей; организации разнообразных видов деятельности, таких как сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, проектная деятельность, трудовая деятельность, направленных на развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать и решать проблемы; использованию интерактивных методов обучения, таких как дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, позволяющих детям активно участвовать в процессе обучения и выражать свое мнение; вовлечению родителей в образовательный процесс, созданию условий для их активного участия в жизни детского сада и совместной деятельности с детьми.
Зарубежные подходы к формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста также представляют большой интерес. В разных странах используются различные модели и программы, но все они направлены на развитие у детей эмпатии и сочувствия к другим людям; умения решать конфликты мирным путем; навыков сотрудничества и работы в команде; чувства ответственности за свои поступки; уважения к разнообразию культур и мнений. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста является сложным и многогранным процессом, требующим комплексного подхода.
2. Социальная активность в старшем дошкольном возрасте представляет собой сложный и многогранный феномен, характеризующийся стремлением ребенка к взаимодействию с окружающим миром, проявлением инициативы в различных видах деятельности и участием в социальных отношениях. Она является важным этапом в формировании личности, определяющим дальнейшую социализацию и адаптацию ребенка в обществе.
Характеристика социальной активности в старшем дошкольном возрасте включает в себя: расширение круга общения, проявление интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, умение устанавливать и поддерживать позитивные отношения, способность к сотрудничеству и компромиссу, проявление инициативы и самостоятельности в решении задач, а также осознание своей роли в коллективе. Дети активно участвуют в играх, проектах, обсуждениях, проявляют эмпатию и готовность помогать другим.
Предпосылки развития социальной активности в старшем дошкольном возрасте многообразны и включают в себя как биологические, так и социальные факторы. К биологическим предпосылкам относятся: созревание нервной системы, развитие познавательных процессов, формирование эмоциональной сферы и развитие речи. Социальные предпосылки включают в себя: благоприятную семейную обстановку, позитивный опыт общения с родителями и другими близкими людьми, наличие развивающей среды в детском саду, а также поддержку и стимулирование социальной активности со стороны педагогов.
Развитие социальной активности в старшем дошкольном возрасте является важным условием для успешной адаптации ребенка к школе и дальнейшей жизни. Оно способствует формированию у ребенка таких качеств, как: коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, инициативность, толерантность и уважение к другим людям. Педагоги и родители должны создавать условия для развития социальной активности детей, поддерживать их инициативу, стимулировать участие в различных видах деятельности и помогать в решении возникающих проблем.
3. Педагогические условия развития социальной активности старших дошкольников являются многоаспектными и требуют комплексного подхода. Ключевым фактором выступает создание благоприятной образовательной среды, стимулирующей проявление инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Важно обеспечить возможности для разнообразных видов деятельности, в которых дошкольники могут взаимодействовать друг с другом, проявлять свои интересы и способности, а также решать возникающие проблемы.
Одним из важнейших условий является организация совместной деятельности детей и взрослых, направленной на достижение общих целей. В процессе такого взаимодействия дети учатся сотрудничать, договариваться, учитывать мнение других, а также оказывать помощь и поддержку. Педагог выступает в роли партнера и фасилитатора, создающего условия для развития социальной компетентности и формирования позитивных социальных установок.
Не менее важным является создание ситуаций, требующих от детей проявления инициативы и самостоятельности. Это могут быть проблемные ситуации, требующие поиска решений, творческие задания, требующие самовыражения, или социальные проекты, направленные на оказание помощи другим. В таких ситуациях дети учатся принимать решения, нести ответственность за свои действия и оценивать результаты своей деятельности.
Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для развития его сильных сторон. Важно поддерживать интерес детей к окружающему миру, стимулировать их познавательную активность и создавать возможности для самореализации. Использование игровых методов и технологий обучения способствует формированию положительной мотивации к участию в социальной жизни и развитию социальной активности.
Таким образом, развитие социальной активности старших дошкольников требует комплексного подхода, включающего создание благоприятной образовательной среды, организацию совместной деятельности, стимулирование инициативы и самостоятельности, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Реализация этих педагогических условий способствует формированию у детей позитивных социальных установок, развитию социальной компетентности и готовности к активному участию в жизни общества.
4. Разработанная технология развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста представляет собой комплексную систему, включающую в себя диагностический, мотивационно-целевой, содержательно-операционный и оценочно-результативный компоненты. Диагностический компонент позволяет определить уровень социальной активности каждого ребенка и выявить индивидуальные потребности. Мотивационно-целевой компонент направлен на формирование у детей интереса к взаимодействию с окружающим миром и развитие стремления к активному участию в социальной жизни.
Содержательно-операционный компонент включает в себя разнообразные формы и методы работы с детьми, такие как игровые ситуации, проблемные задания, проектная деятельность, дискуссии и ролевые игры. Эти методы позволяют детям приобретать навыки социального взаимодействия, развивать эмпатию, умение слушать и понимать других, а также находить компромиссы и решать конфликты. Особое внимание уделяется созданию благоприятной атмосферы в группе, основанной на доверии, уважении и взаимопомощи.
Оценочно-результативный компонент предполагает систематический мониторинг и оценку эффективности применяемых методов и форм работы. Оценка проводится как на основе наблюдений за поведением детей в различных ситуациях, так и с использованием специальных диагностических методик. Полученные результаты позволяют корректировать программу и адаптировать ее к индивидуальным потребностям каждого ребенка.
Реализация данной технологии способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста активной жизненной позиции, развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и принимать ответственные решения. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для успешной адаптации детей к школьной жизни и дальнейшему развитию их социальной компетентности.
5. Диагностика технологии развития социальной активности позволяет определить текущий уровень вовлеченности и инициативности индивидов и групп в общественно значимых процессах. Она выявляет сильные и слабые стороны существующих подходов к стимулированию социальной активности, а также факторы, препятствующие или способствующие ее росту. Полученные данные служат основой для разработки более эффективных стратегий и программ, направленных на повышение гражданской ответственности и участие в жизни общества.
Диагностика включает в себя анализ мотивации, ценностей и установок, определяющих готовность к социальной деятельности. Она оценивает уровень знаний и навыков, необходимых для успешной реализации общественно полезных инициатив. Важным аспектом является изучение социальных сетей и каналов коммуникации, через которые распространяется информация о возможностях для участия в социальных проектах.
Эффективная диагностика социальной активности предполагает использование разнообразных методов, таких как опросы, интервью, фокус-группы, анализ документов и наблюдение. Важно обеспечить репрезентативность выборки и объективность оценки, чтобы полученные результаты отражали реальную картину. Результаты диагностики должны быть представлены в понятной и доступной форме, чтобы их могли использовать как специалисты, так и широкая общественность.
На основе результатов диагностики разрабатываются конкретные рекомендации по совершенствованию технологии развития социальной активности. Это может включать в себя разработку новых образовательных программ, создание платформ для обмена опытом и ресурсами, поддержку социальных инициатив и проектов, а также формирование благоприятной среды для развития гражданской активности. Важно обеспечить регулярный мониторинг и оценку эффективности внедряемых изменений, чтобы своевременно корректировать стратегию и достигать поставленных целей.
1. Айзман, Р. И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе / Р. И. Айзман, Л. К. Великанова, Г. Н. Жарова. – Москва : Академия, 2022. – 321 с.
2. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско – исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (6). – С. 1-6.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Москва : Мысль, 2021. – 282 с.
4. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2024. — 196 с.
5. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
6. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Старшая группа. ФГОС ДО / под. ред. Бондаревой Т., Поповой Г. П. — М.: Учитель, 2020. — 59 с.
7. Алексеева О.А. Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в условиях ведения ФГОС./ Методический материал к курсу. 2017. с.112.
8. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
9. Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде // Психология, социология и педагогика.- 2016.- № 2 (53).- С. 30-32.
10. Беляева, О. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / О. Л. Беляева, А. В. Жарова ; М-во просвещения Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2020. – 172 с.
11. Беляева, О. Л. Сопровождение детей с нарушенным слухом в условиях инклюзивного образования: теория и практика : учебно-методическое пособие / О. Л. Беляева ; М-во просвещения Российской Федерации, Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2022. - 261 с.
12. Барышева, А.Н. Особенности адаптации детей-инвалидов / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. 2016. №2. С. 113.
13. Боброва, К.С. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 1. 50 с.
14. Бацкалева В. В., Забегайлова И. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие / под ред. Дивногорцевой С. Ю. — М.: Юрайт, 2023. — 192 с.
15. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2024. — 171 с.
16. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
17. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
18. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
19. Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым: учеб.-методич. пособие. 2-е изд. — М.: Парадигма, 2021. — 166 с.
20. Барышникова, Е. В. Особенности свойств внимания у дошкольников / Е. В. Барышникова, Ю. В. Родикова // Культура и образование : от теории к практике. – 2022. – № 33 (6). – С. 92-98.
21. Башаева, Т. В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика / Т. В. Башаева, О. В. Филатова. – Владимир : ВлГУ, 2022. – 152 с.
22. Белых, В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В. А. Белых. – Москва : Феникс, 2021. – 817 с.
23. Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания / Г. Ш. Бобокулова // Молодой ученый. – 2022. – № 9 (113). – С. 1020-1022.
24. Байбородова, Л. В. Педагогические технологии. В 3 ч. - Часть 2 Организация деятельности : учебник и практикум / под ред. Л.В. Байбородовой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 234 с.
25. Белоусов, А. А. Мини-исследование - одна из форм коллективно-творческих дел на уроках естествознания / А.А. Белоусов // Вопросы педагогики. - 2022. - № 2-2. - С. 36-39.
26. Богданова, Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. И. Богданова, Т. В. Корнилова. – Москва : Сфера, 2022. – 281 с.
27. Бортникова, Е. Ф. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Е. Ф. Бортникова. – Москва : Литур, 2023. – 153 с.
28. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2010. – 325 с.
29. Байбородова, Л. В. Педагогические технологии. В 3 ч. - Часть 2 Организация деятельности : учебник и практикум / под ред. Л.В. Байбородовой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 234 с.
30. Белоусов, А. А. Мини-исследование - одна из форм коллективно-творческих дел на уроках естествознания / А.А. Белоусов // Вопросы педагогики. - 2022. - № 2-2. - С. 36-39.
31. Белошистая А.В. Роль социальной ситуации развития в процессе становления личности дошкольника / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. – 2016. – №2. – С. 6–21.
32. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника : учеб. пособие / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. – Москва : Юрайт, 2024. – 111 с.
33. Важенина, Н. Н. Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста / Н. Н. Важенина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 28-30.
34. Васерман, С. В. Особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников / А. А. Белисова, К. А. Кронштатова, Н. И. Николаева, Л. Н. Мишенева // Современные научные исследования : теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции под общей редакцией А. И. Вострецова. – 2018. – С. 442-447.
35. Власова, М. И. Развитие памяти и внимания дошкольников в системе игр / М. И. Власова // Педагогика и психология : актуальные вопросы теории и практики. – 2023. – № 1 (10). – С. 139-141.
36. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания / Т. Н. Волкова. – Москва : Рипол классик, 2022. – 240 с.
37. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста / Л. В. Ворошнина. – Москва : Юрайт, 2019. – 396 с.
38. Вундт, В. Память и внимание / В. Вундт. – Москва : Просвещение, 2021. – 372 с.
39. Васильева Т.Л., Баранова Н.Ю. Программа раннего вмешательства для детей со множественными нарушениями // Не «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / Под ред. Е.В. Кожевниковой, Е.В. Клочковой. - СПб., 2017. - С.152-170.
40. Василискин Т.П. Педагогическая система Марии Монтессори: сущность и особенности // Проблемы современного педагогического образования.- 2017.- № 55-8.- С. 117-123.
41. Гусева Ю.А., Колесниченко Ю.Ю. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2-х частях.- 2017.- С. 127-131.
42. Горшкова, Т.В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность // Молодой ученый. 2016. №2. С. 783-785.
43. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. – Москва : Сфера, 2022. – 185 с.
44. Гонина, О. О. Развитие памяти и внимания дошкольников с помощью дидактических игр / О. О. Гонина, Е. Е. Чернявская // Проблемы теории и практики психологии развития. – 2022. – №3 (3). – С. 4-6.
45. Гатанова, М. В. Развиваю внимание / М. В. Гатанова, Е. Г. Тунина. – Санкт-Петербург : Питер, 2022. – 281 с.
46. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников : учеб. пособие / Е. В. Горшкова. – Москва : Author's club, 2018. – 365 с.
47. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
48. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
49. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284.
50. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. — М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. — 320 c.
51. Джакупова Ш.С. Научно-теоретические подходы к раннему развитию детей по педагогике М.Монтессори // Современные проблемы науки и образования. Материалы VI Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Научный ред. Ю. В. Мамченко.- 2016.- С. 60-64.
52. Дорофеева Г.В. Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. Перевод с русского языка В.Л. Подольской.- 2017.- С. 178-183.
53. Дмитриева, Н. Ю. Детская психосоматика: почему болеют наши дети? / Н. Ю. Дмириева. – изд. 8-е. – Москва : Феникс, 2018. – 152 с.
54. Зырянова С. И.О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С. И. Зырянова // Дошкольная педагогика, 2018. - №6. – С. 43-54.
55. Землянская, Е. Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах : учебник и практикум / Е.Н. Землянская. - Москва: Юрайт, 2021. – 247 с.
56. Зайцева О.Ю. Сотрудничество в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и условия его формирования / О.Ю. Зайцева, В.В. Карих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 1 (34). – С. 116-120.
57. Землянская, Е. Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах : учебник и практикум / Е.Н. Землянская. - Москва: Юрайт, 2021. – 247 с.
58. Иванова В.П. Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников / В. П. Иванова, Н. И. Левшина // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2023.
59. Ишина З.А. Развитие социальной активности дошкольников в системе социального партнерства дошкольной организации // Совушка. 2023. N4 (34).
60. Комплект диагностических методик для психодиагностики детей, имеющих особенности развития : учебно-метод. пособие / сост. : Н. А. Разнадежина, Н. Н. Семенова. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. – 44 с.
61. Козырева, О. А. Моделирование профессиональной компетентности учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) : методическое пособие / О. А. Козырева. - Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. - 127 с.
62. Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции / У. В. Косарева // Дефектология. - 2018. - №6. - С. 71-78.
63. Казагашева Л.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова.- 2017.- С. 21-25.
64. Калугина О.В., Колодяжная Т.П. Теоретические аспекты сенсорного развития детей раннего возраста // Молодой ученый: современные проблемы специальной педагогики и психологии: материалы докладов Всероссийской научно-практической студенческой конференции.- 2016.- С. 93-95.
65. Кречетова Т.А. Система Марии Монтессори // Новые технологии в образовании. Материалы XXII Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Центр научной мысли.- 2016.- С. 34-39.
66. Кривенко Н.А., Дедюкина М.И. Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ // Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов Международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 170-173.
67. Комкова Е.И. Социальная активность детей с разными уровнями мышления / Е.И. Комкова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. 2. – №3. – С. 248–252.
68. Кондрашова, Е. Н. Формирование социального взаимодействия обучающихся / Е.Н. Кондрашова, В.В. Алонцев, А.А. Майорова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. - С. 117-121.
69. Кошевая О.Г. Развитие социальных компетенций кадетов в образовательном процессе: автореф…дис.кан.пед.наук. – Кемерово: 2020. – 23 с.
70. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
71. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
72. Козырева О. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании. — М.: Юрайт, 2023. — 119 с.
73. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
74. Кондрашова, Е. Н. Формирование социального взаимодействия обучающихся / Е.Н. Кондрашова, В.В. Алонцев, А.А. Майорова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. - С. 117-121.
75. Кошевая О.Г. Развитие социальных компетенций кадетов в образовательном процессе: автореф…дис.кан.пед.наук. – Кемерово: 2020. – 23 с.
76. Лапыко, Т. П. Применение технологии сетевого взаимодействия в решении задач воспитания и социокультурного развития студентов / Т. П. Лапыко, С. В. Комарова // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 2-1. – С. 236-245.
77. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2023. — 522 с.
78. Лапыко, Т. П. Применение технологии сетевого взаимодействия в решении задач воспитания и социокультурного развития студентов / Т. П. Лапыко, С. В. Комарова // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 2-1. – С. 236-245.
79. Литвиненко Н.В. Диагностика коммуникативной компетентности у старших дошкольников с дезадаптивным поведением / Н. В. Литвиненко, М. А. Гасилина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – С. 210-214.
80. Миранова Р.Г., Старинец А.А. Содержание и методика работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VIII международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 228-230.
81. Митичева Т.И., ПановаО.П.Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Вестник магистратуры.- 2017.- № 9(72).- С. 52-54.
82. Маринина Е.А. Проявления инициативы в общении со сверстниками у детей 4-5 лет: диагностика и развивающие упражнения // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 04 июня 2024 г. – Уфа : Аэтерна, 2024. – С. 111-116.
83. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Инновационность – характерная черта современного профессионального образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2020. № 1. С. 17-19.
84. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 412 с.
85. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
86. Метиева, Л. А. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья : методическое пособие / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М. : Национальный книжный центр, 2016. - 180 с.
87. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Инновационность – характерная черта современного профессионального образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2020. № 1. С. 17-19.
88. Овчарова А. П. Понятие «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория / Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – №3 (4). – С. 70-78.
89. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / Дефектология. – 2015. – № 5. – С 16-25.
90. Пащенко Т.З., Новаковская В.С. развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников средствами психогимнастики // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 6.
91. Пискунова Л. Н. Программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с патологией речи в ДОУ. М. : Гном, 2019. 64 с
92. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалистов социальной сферы/ Бурыкина М.Ю., Карнеев Р.К., Комарова С.В., Курачева Л.Г., Лапыко Т.П., Чухачева Е.В.- Брянск: РИCО БГУ. -2021.- 168 с.
93. Плеханова, Е. М. Пути формирования нравственного сознания школьников на современном этапе / Е.М. Плеханова, О.Б. Лобанова, С.Ю. Гавришина, А.Н. Васичева // Перспективы науки. - 2021. - № 4 (139). - С. 56-58.
94. Пиктограммы. Опыт применения в работе с детьми и взрослыми с ООП на примере пособия «Говорящие картинки» : сб. метод. разработок / под ред. И. Н. Ананьевой. – Самара : Изд-во Ольги Кузнецовой, 2019. – 107 с.
95. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Юрайт, 2019. — 222 с.
96. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалистов социальной сферы/ Бурыкина М.Ю., Карнеев Р.К., Комарова С.В., Курачева Л.Г., Лапыко Т.П., Чухачева Е.В.- Брянск: РИCО БГУ. -2021.- 168 с.
97. Плеханова, Е. М. Пути формирования нравственного сознания школьников на современном этапе / Е.М. Плеханова, О.Б. Лобанова, С.Ю. Гавришина, А.Н. Васичева // Перспективы науки. - 2021. - № 4 (139). - С. 56-58.
98. Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр: методические рекомендации / О.В Игумнова, 2023. - 41с.
99. Сорокина, И. Р. Профилактика аддиктивного поведения подростков посредством включения в коллективную творческую деятельность / И.Р. Сорокина // Современное педагогическое образование. - 2019. - №6.
100. Сопровождение детей после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования : методическое пособие / Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования, МБУ «Центр псих.-пед., мед. и соц. помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска ; авт.-сост.: О. Л. Беляева, Л. В. Скакун. - Красноярск : [б. и.], 2019. - 99 с.
101. Сорокина, И. Р. Профилактика аддиктивного поведения подростков посредством включения в коллективную творческую деятельность / И.Р. Сорокина // Современное педагогическое образование. - 2019. - №6.
102. Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2025. – 163 с.
103. Степанова М. М. Психолого-педагогическая диагностика сформированности коммуникативных умений старших дошкольников в системе дополнительного образования // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. науч. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф., Рязань, 13–15 октября 2022 г. / под общ. ред.: Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, Н.А. Фоминой. – Рязань : ИП Жуков Виталий Юрьевич, 2022. – С. 250-254.
104. Тайгунова, Н.Х. Инновационные технологии, используемые при работе в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями // Социальное обслуживание. 2017. № 1. С.97.
105. Хомякова С.Е. Экспериментальное изучение состояния невербальных (кинесических) средств общения у детей с общим недоразвитием речи: специфика взаимосвязи невербальных и вербальных средств общения у детей с общим недоразвитием речи // Педагогика сегодня: проблемы и решения : мат. I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита : Молодой ученый, 2017. – С. 63-69.
106. Хузеева Г. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника : психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка / Г.Р. Хузеева. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 78 с.
107. Шлат Н.Ю. К вопросу диагностики сформированности предпосылок навыков «4К» у детей старшего дошкольного возраста / Н. Ю. Шлат, Т. В. Семенова // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф., Саратов, 12 мая 2023 г. / под общ. ред.: О.В. Бессчетновой, П.А. Шацкова. – Саратов : Саратовский источник, 2023. – С. 688-692.
108. James, J., Pringle, A., Morton, S., and Roscoe, GMP. The impact of physical activity on school-age children's academic performance: a systematic review. A child from Basel Switzerland. (2023) 10:1019.
109. Wassenaar, T.M., Williamson, W., Johansen-Berg, H., Dawes, H., Roberts, N., Foster, K. et al. Critical evaluation of systematic reviews assessing the effects of chronic physical activity on academic performance, cognitive abilities, and the brain in children and adolescents: a systematic review. International Law on Behavior and Physics. (2020) 17:79.
110. Thomas, S.A., Hinckley, T., Jones, R.A., Twine, R., Kahn, K., Norris, S.A., et al. Objective assessment of physical activity in South African children attending preschool and primary schools: volume, nature and compliance with recommendations. Pediatric Sciences (2020) 32:150-6.