ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛ¬
ЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Основные подходы к изучению проблемы формирования интеллекту-альной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Интеллектуальная готовность к школе у детей старшего дошкольного
возраста: сущность, структура, критерии, уровни сформированности 13
1.3. Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальной
готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАР¬
ШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика интеллектуальной готовности к школе у детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2. Методические рекомендации по формированию интеллектуальной го-товности к школе у детей старшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Интеллектуальная готовность детей к школе была и остается важной пе-дагогической задачей дошкольных образовательных учреждений. Проблема подготовки старших дошкольников к школе не новая, но на современном этапе она приобретает особую актуальность в связи с повышением требований к усвоению программы современной школы.
Анализ результатов исследований Е.А. Быковой показал наличие значи¬тельного количества дошкольников с низким уровнем интеллектуальной готов¬ности к обучению в школе (низкий уровень развития кратковременной речевой памяти у 30% детей, кратковременной зрительной памяти и наглядно-образного мышления - 20% детей, речевого развития - 90% детей, понятийного мышления - 70% детей, логического мышления - 40% детей) (12).
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изучение проблемы формирования интел¬лектуальной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста при¬обрело особую актуальность (54). Целевые ориентиры на этапе завершения до¬школьного образования среди прочих социально-нормативных возрастных ха¬рактеристик возможных достижений ребенка включают способности к познава¬тельно-исследовательской деятельности, развитое воображение, которое реали¬зуется в разных видах деятельности, владение устной речью для выражения своих мыслей и желаний, наличие любознательности, интерес к причинно¬следственными связями, способность к самостоятельной интеллектуальной де¬ятельности, наличие элементарных представлениями из области математики, предпосылок грамотности.
Обучение в школе связано с предъявлением к ребенку ряда новых требо¬ваний, выполнением им оцениваемой деятельности . Необходимость быть ком¬петентным в возрастающем объеме знаний предъявляет высокие требования к интеллектуальному развитию ребенка семи лет. Даже хорошо подготовленные дети в первое время испытывают трудности в школе. Недостаточно подготов¬ленные испытывают длительные неудачи в учении, которые, как правило, пере¬ходят в неуспеваемость. Поэтому на первый план выдвигается задача формиро¬вания способности к активной умственной деятельности, формирования интел¬лектуальной готовности к обучению.
Интеллектуальное развитие личности, формирование способности твор-чески мыслить и находить нестандартные решения поставленных задач являет¬ся одной из приоритетных задач современного образования. Реализация данной задачи в дошкольный период способствует успешному началу обучения в шко¬ле.
Исследованиям интеллектуальной готовности к школе посвящены работы Л.А. Венгер (14), Л.С. Выготского (19), А.В. Запорожца (34), А.А. Люблинской (43), Н.Н. Поддьякова (48), Д.Б. Эльконина (59) и др.
Связь интеллектуальной готовности к школе с развитием мыслительных процессов установлена Бойкиной М.В. (10), А.А. Люблинской (43), Н.Н. Поддьяковым (48)...
На современном этапе проблема подготовки старших дошкольников к школе приобретает особую актуальность в связи с повышением требований к усвоению программы современной школы, требованиями Федерального госу¬дарственного образовательного стандарта дошкольного образования. Среди це¬левых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Стандарте выделены способности к познавательно-исследовательской деятельности, раз¬витое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, владе¬ние устной речью для выражения своих мыслей и желаний, наличие любозна¬тельности, интерес к причинно-следственными связями, способность к само¬стоятельной интеллектуальной деятельности, наличие элементарных представ¬лениями из области математики, предпосылок грамотности. Недостаточно под¬готовленные испытывают длительные неудачи в учении, которые, как правило, переходят в неуспеваемость. Поэтому на первый план выдвигается задача фор¬мирования способности к активной умственной деятельности, формирования интеллектуальной готовности к обучению. Основные подходы к изучению про¬блемы формирования интеллектуальной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста связаны с развитием познавательных процессов (воспри¬ятия, внимания, мышления, памяти), речи, мыслительных операций и произ¬вольного управления своей интеллектуальной деятельностью.
Интеллектуальная готовность является одним из аспектов готовности к школе. Это достаточный уровень внутренней организации мышления ребенка, который может обеспечить положительный переход к учебной деятельности. Структура интеллектуальной готовности к школе представлена следующими компонентами: общее представление о внешнем мире с элементами мировоз¬зрения (критерий- представления о живой и неживой природе, некоторых соци¬альных явлениях), уровень развития познавательной деятельности (критерий- соответствие возрасту внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение некоторыми элементарными учебными навыками (критерий- выполнение инструкции взрослого, осуществление звукового анализа слова, чтения по буквам, счет и вычисления, подготовленность руки к письму). Выде¬ляют высокий, средний и низкий уровни интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Критериями интеллектуальной готов¬ности к школе у детей старшего дошкольного возраста являются представления о живой и неживой природе, некоторых социальных явлениях, система этих представлений, соответствие возрасту восприятия, соответствие внимания, па¬мяти, возрасту, соответствие возрасту мышления, выполнение инструкции взрослого...
1. Анастази А.А., Урбина С.А. Психологическое тестирование / А.А. Анаста- зи, С.А. Урбина. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
2. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего до-школьника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 3. - С. 5- 7.
3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись, играя / В.З. Антонюк. - Харьков, 1997. - 116 с.
4. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника // Дошкольное воспита¬ние. - 2003. - №6. - С. 94 - 99.
5. Белл Уоллес Развитие мыслительных способностей // Современное до-школьное образование. - 2008. - № 2. - С. 35 - 37.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бо-жович. - М.: Просвещение, 1968. - 352 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Просве¬щение, 1981. - 245 с.
8. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие дошкольника и его воспитание/ Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
9. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьно¬му обучению // Вестник Санкт-Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. - 2014. - № 2 (25). - С. 40- 42.
10. Брушлинский А.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач / А.В. Брушлинский, Л.В. Темнова // Психология лич¬ности в условиях социальных изменений. - М.: Просвещение, 2009. - 342с.
11. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Политова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его небла¬гоприятных вариантов // Е.А. Бугрименко. - М.: Просвещение, 1992. - 87 с.
12. Быкова Е.А. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития интеллектуальной готовности к школе // Лич¬ность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образова¬тельные практики. Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. - 2016. - С. 218 - 226.
13. Великородняя В.Ю., Данилова А.А., Тюнникова К.С. Проблема интеллек¬туальной готовности ребенка к школе // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологи¬ческое сопровождение, развитие, социализация. - 2013. - № 1. - С. 304 - 306.
14. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: РОСМЕН, 1989. - 284 с.
15. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер. - М.: Дрофа, 2010. - 397 с...60