Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников средствами фольклора на уроках русского языка 9
1.1. Сущность и содержание творческих способностей
личности 9
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей
младших школьников 17
1.3. Фольклор как средство развития творческих способностей
младших школьников на уроках русского языка 25
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами фольклора на уроках русского языка 39
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников 39
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей
младших школьников средствами фольклора на уроках русского языка 46
2.3. Динамика развития творческих способностей младших
школьников 54
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения 69
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников. Анализ психолого-педагогической и методической литературы наглядно свидетельствует о том, что устное народное творчество обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.
В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться (Федеральный государственный..., 2010, 14).
Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.
Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии...
Известно, что в начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах. У младших школьников имеются значительные резервы и возможности психического развития.
У каждого школьника необходимо развивать способность наблюдения, творческого воображения, самостоятельность в творческом мышлении и действии. Такие способности нельзя развивать, сообщая ученикам готовые знания.
Ребенок начинает думать тогда, когда оказывается перед новой задачей, которая должна привести его к новой, неизвестной до этого мысли. Такая ситуация требует действительного усиления творческого мышления, творческого напряжения воображения, тщательного наблюдения и большой концентрации внимания.
Решающим условием развития самостоятельности творческого мышления и творческого воображения у школьников является приобретение новых знаний путем решения проблем. Так как младшие школьники находятся на начальном этапе, то овладение знаниями и умениями происходит в совместной деятельности с учителем. Так от учителя постепенно переходят к детям не только умения, но и заинтересованность в проделываемой работе.
Фольклор - неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.
Детский фольклор - особый вид устного народного творчества. Его произведения по их функциональной роли можно разделить на две группы:
- произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и
потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки);
- произведения, которые занимают детей своим словесным
содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки)...
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 1998. - №4. - С. 5-9.
2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития //
Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 1991. - С.7.
3. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973. - 118 с.
4. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография./ Т.А. Барышева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 206 с.
5. Барышева Т. А Психолого-педагогические основы развития креативности. / Т.А. Барышева. СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.
6. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества / Н.А. Бердяев.- М.: Правда, 1989. - 607с.
7. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 2008. - №1. С.17-19.
8. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. - 320 с.
10. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. С.39-43.
11. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Издание 4-е, расширенное. АСТ; АСТ- Москва; Прайм-Еврознак Москва; СПб., 2009 - 816 с.
12. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. / В.А. Борзова, А.А. Борзов.-Самара, 1994, -315с.
13. Вергелес Г. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования / Г.И. Вергелес, А.И. Раев. // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 324 с.
14. Венгер Л. А. Психология: для высших педагогических учебных заведений / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2010. - 190 с.
15. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 32-38...74