ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы 10
обогащения игровых действий как условия развития воображения у младших дошкольников
1.1. Проблема детской игры в отечественной и зарубежной 10 психологии
1.2. Развитие воображения младших дошкольников как предмет 17 научного исследования
1.3. Особенности обогащения игровых действий как условие 23 развития воображения у младших дошкольников
ГЛАВА 2. Исследование обогащения игровых действий как 32 условия развития воображения у младших дошкольников
2.1. Организация и методы 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения обогащения 37 игровых действий как условие развития воображения у младших дошкольников
2.3. Описание формирующего эксперимента по обогащению 47 игровых действий как условие развития воображения у младших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их
82 предъявления
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных по итогам экспериментального исследования 88
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 93
Приложение 4. Развивающая программа, направленная на обогащение игровых действий и развитие воображения детей 99 младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы исследования. Социально-экономическое преобразование в обществе диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. 5В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психологический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы игровой и творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, Д.Б.Эльконина, В.А.Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в детском саду.
Определенным потенциалом в плане развития воображения обладает работа, направленная на обогащение игровых действий детей, в которой содержание материала облекается в такие формы, которые развивают воображение, формируют положительный образ учения, способствует развитию и воспитанию личности младших школьников. Особенно интересными представляют работы, которые направлены на изучение игровых действий детей в младшем дошкольном возрасте (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес, Н.С.Ткаченко и др.).
Игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольный период их жизни. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми. В процессе игровой деятельности существует уникальная возможность у ее участников «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о правилах взаимодействия.
Следовательно, одной из приоритетных задач, которая стоит сегодня перед дошкольным учреждением, является организация учебно - воспитательного процесса так, чтобы он способствовал не только росту образовательного уровня воспитанников, но и развитию познавательных интересов, творческих способностей и игровых действий детей.
Таким образом, в условиях новой образовательной ситуации проблема развития игровой деятельности дошкольников стала одной из важных задач образования (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)...
На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы было определено, что в период младшего дошкольного возраста наблюдается бурный рост воображения, для которого игровые действия служат наиболее благоприятной почвой. Появление символических замещений расширяет возможности игровых действий, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации, игровые действия приобретают творческий, вариативный характер. Характерной особенностью игровых действий ребенка младшего дошкольного возраста является то, что по мере расширения репертуара игровых действий ребёнок начинает объединять их в некоторую последовательность, игровые действия становятся самостоятельными. Детализованными и увлеченными, игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре, в результате развития символической функции начинают активно использоваться предметы - заместители, зарождается сюжетно-ролевая игра.
Экспериментальное исследование показало, что группу с низким уровнем развития воображения вошли 26,6 % детей, со средним уровнем развития воображения наблюдается 40 % детей и высокий уровень развития воображения - у 33,34 % детей. У 41,1% дошкольников выражен средний уровень развития оригинальности воображения. Наиболее выраженными показателями воображения у дошкольников являются «детализированность образов», «скорость процессов», а наименее выраженными являются «разнообразие образов» и «эмоциональность образов» воображения. На среднем уровне развития находятся такие показатели игровых действий дошкольников, как инициативность, длительность игровых действий, двигательная активность «Покажи как». Также было обнаружено, что у большинства младших дошкольников игрушки не вызывают эмоционального отклика, а речевая активность в ходе игровых действий слабая...
1. Аблитарова, А. Р., Сейтбелялова Р. Р. Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф . / СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 59-61.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / учеб. пособие для вузов /Г.С. Абрамова. - Академический Проект, 2001. - 703 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2001. - 245 с.
4. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.П. Авдулова - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - с. 280.
5. Андреева, А. Р. Связь защитно - совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания [Текст] / А.Р. Андреева
А. Р., Н.С. Ткаченко // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 389-391.
6. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, — 2009. - 144 с.
7. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения [Текст] / Н.К. Ахметов // Вестник научно-педагогического центра. - Алма-Ата: Научно-педагогический центр, - 1995. - № 22. - С. 8 - 10.
8. Батищев, Г.С. Избранные произведения [Текст] / Г.С. Батищев [и др.]; под ред. З.К. Шаукеновой. - Алма-Ата: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. - 880 с.
9. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания [Текст]: учеб. для вузов / И.Е. Берлянд. - Кемерово: Алеф, 1992. - 96 с.
10. Блонский, П.П. Педология [Текст]: учеб. для вузов / П.П. Блонский. - М., 1936. - с. 324
11. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст]: учеб. для вузов / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001.- 288 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: учеб. для вузов / Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2008. - 400 с.
13. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Брушлинский. - Воронеж: МОДЭК, 1996- 392 с.
14. Бушуева, Л.С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников [Текст] / Л.С.Бушуева // Начальная школа. - 2003.- №8.- С.34.
15. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: учеб. для высш. Чеб. заведений / А. Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - с.196...108