Оглавление 1
Введение 2
1 Понятия и принципы построения систем менеджмента качества 5
1.1 Основные понятия в области систем управления качеством 5
1.2 Концепция и подход к контролю параметров продукции и качества 9
2. Анализ деятельности предприятия АО «Завод им. А.А. Кулакова» 18
2.1 Организационно-правовая характеристика. Анализ внешней и внутренней
среды предприятия 18
2.2 Анализ производственного процесса 33
3 Разработка мероприятий по повышению результативности деятельности предприятия АО «Завод им. А.А. Кулакова» 48
3.1 Мероприятия по оптимизации производственного процесса 48
3.2 Мероприятия по разработке карьерного планирования для привлечения и
удержанию молодых специалистов 51
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 1 63
Приложение 2
Существует большое многообразие концепций управления компанией, и каждая из них обещает при применении оперативные и перспективные преимущества. При внедрении управлении качеством компания оперативно получает преимущества, но всё же большинство выгод заключаются в устойчивом развитии компании в будущей перспективе. Для крупных предприятий удалённость последствий может быть особенно ощутимой - пройдёт несколько лет, прежде чем изменения, связанные с внедрением подходов, ориентированных на повышение качества, дадут ощутимые выгоды. Но есть, ради чего неустанно работать над качеством - такой подход обещает собственнику бизнеса высокую результативность и инициативность сотрудников, уменьшение затрат и улучшение взаимоотношений с потребителями и бизнес-партнёрами, рост управляемости бизнеса и улучшение результатов деятельности, возможно, рост доли рынка и укрепление имиджа компании в целом. Именно долгосрочное устойчивое развитие бизнеса и есть цель, преследуемая выстраиваемой в компании системы менеджмента качества.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на предприятиях в последнее время обращают внимание на собственное развитие в связи с политической и экономической ситуацией в стране, поэтому зачастую для повышения результативности деятельности предприятия и выпускаемой качественной продукции выбираются подходы и инструменты, которые не соответствуют виду деятельности и технологическому процессу, чтобы эффективно и результативно повысить качество технологического контроля.
Проблема состоит в том, что на предприятиях система менеджмента качества слабая и не способна повысить результативность предприятия и получить преимущества перед конкурентами, увеличив доход.
Новизна состоит в том, что не все инструменты подходят для выявления недостатков и улучшения качества технологического контроля.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность АО «Завод им. А. А. Кулакова» г. Санкт-Петербург, специализированное на выпуске аппаратуры внутренней корабельной связи (ЭСА), предназначенной для оснащения кораблей и судов всех классов, входящее в состав структуры АО «Концерн «Гранит-Электрон», которое в свою очередь входит в состав оборонно-промышленного комплекса АО «КТРВ».
Субъектами выступают потребители, конкуренты, собственники бизнеса, руководство и персонал АО «Завод им. А. А. Кулакова».
Предмет исследования — система менеджмента качества как метод повышения результативности предприятия АО «Завод им. А. А. Кулакова».
Целью исследования является улучшение СМК для повышения результативности предприятия АО «Завод им. А. А. Кулакова» для разработки мероприятий по улучшению качества производимой продукции и развития предприятия на рынке судостроительной промышленности.
Поставлены следующие задачи:
- определить основные понятия в области систем управления качеством;
- выявить концепции и подходы к контролю параметров продукции и контролю качества;
- рассмотреть общие механизмы обеспечения непрерывности в управлении качеством;
- применить инструменты качества процесса технического контроля в компании;
- провести расчет эффективности и результативности процесса;
- рассчитать эффективности и результативности процесса;
- предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков работы и улучшения СМК;
- предложить рекомендации по привлечению молодых специалистов на предприятие.
- Методы исследования, которые были применены в работе:
- сбор и классификация полученных теоретических и практических данных;
- табличное и графическое представление данных;
- систематизация и анализ полученных данных;
- количественный и качественный анализ деятельности.
Теоретико-информационной базой исследования выступили учебные пособия и периодические издания отечественных и зарубежных специалистов в области повышения результативности предприятия с помощью управления качеством, среди которых можно выделить труды таких авторов, как: Воронцовский А. В., Ким Хедман, Шилкина А., Адаксина Е., Шеер А-В., Щепакин М. Б., Молчан А. С.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении недостатков СМК и разработки мероприятий по повышению результативности предприятия, способствовавшая развитию предприятия АО «Завод им. А.А. Кулакова» основных производственных процессов и в возможности использования полученных результатов в практической деятельности предприятия с целью разработки и принятия управленческих решений.
Структура работы: введение, основная часть из трех частей, заключение, список использованных источников.
Система менеджмента качества во многом влияет на эффективность и результативность деятельности без значительных инвестиций и революционных изменений процессов, создавая новую философию стремления к совершенству, менеджмент создаёт предпосылки формирования самообучающейся, самоорганизующейся компании, ориентированной на долгосрочное эффективное функционирование. Управление качеством как направление деятельности осуществляется в целях постоянного совершенствования продукции, услуг и самих механизмов деятельности компании. Есть и побочные цели — такие как приведение продукции и услуг к соответствию международным стандартам. Управление качеством является обязательной функцией любого предприятия, вне зависимости от того, выделена ли она в процессной структуре компании и отмечена ли организационно — наличием специальных подразделений. Процесс управления качеством в каждой конкретной компании может быть организован различным образом. Однако существуют типовые схемы, характерные для процессных моделей отраслей, а также соответствующих требованиям отраслевых стандартов или региональной сертификации. Такие схемы определяют зону ответственности и полномочия руководителей различного уровня. Вне зависимости от отраслевой или региональной принадлежности топ-менеджмент несёт полную ответственность за взаимодействие с внешней средой компании, в том числе в области соответствия законодательным требованиям. При реализации функции управления качеством важно стремиться к, так называемому, всеобщему управлению качеством (TQM), концепции сохраняющей свою актуальность благодаря способности обеспечивать долгосрочное развитие компании.
Для анализа системы менеджмента качества для повышения результативности основных производственных процессов на предприятии АО «Завод им. А. А. Кулакова», где использованы инструменты выявления качества контроля с помощью которых произведены расчеты допуска и 57
построены контрольные карты, позволяющие определить контрольные точки предельного значения и оценить качество выпускаемой продукции, выяснены причинно-следственные связи с помощью эффективного инструмента диаграммы Иссикавы, с помощью статистических данных построена диаграмма Парето позволяющее выявить небольшое число проблем, провоцирующих возникновение 80% дефектов. Соответственно, произведены расчеты доли дефектов, позволяющие выявить основные причины дефектов при изготовлении диаметра деталей. Анализ карты размахов показывает, что процесс находится в статистически неуправляемом (нестабильном) состоянии. Наблюдается периодический процесс качественно выпускаемых изделий. После введения контрольных допусков ситуация изменилась и при следующем исследовании управление качеством получило результативность и эффективность.
Исследованы производственные технологические расчеты эффективности и результативности процесса на предприятии АО «Завод им. А. А. Кулакова» производственной отрасли узкой направленности, деятельность которых обладает рядом особенностей, методы расчета результативности СМК не регламентированы государственными стандартами. В ходе проделанной работы был разработана методика расчета результативности СМК для приборостроения, специфика которой заключается в поэтапном расчете показателей, результативности процесса и СМК в целом. Также был проведен расчет результативности СМК организации за 2022 год. На основании полученных данных, СМК исследуемого предприятия достаточно результативна, результативность составила 87,5%, но несовершенна. По результатам данного расчета результативности были разработаны рекомендации по улучшению СМК в части планирования и контроля производственной деятельности и метрологического обеспечения.
1. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М. : ИНФРА-М, 2023. - 319 с.
2. Бьерн Андерсен: Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М., 2013. — 11 с.
3. Веснин, В. Стратегическое управление. Учебник. / В. Веснин - М.: Проспект, 2023. - 328 с.
4. Воронцовский А. В. Управление рисками. Учебник и практикум. М.: Юрайт. - 2021. - 485 с.
5. Ковалев В. Качество. Система постоянного совершенствования - Continuous Process Improvement (CPI) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.betec.ru// (дата обращения 13.06.2023).
6. Ким Хелдман Профессиональное управление проектом М.: Бином. Лаборатория знаний. - 2016, - С. 54.
7. Кулешов Н. Система постоянного совершенствования. - Пермь. - 2015. - С. 180.
8. Каменнова М., Громов А., Ферапонтов М., Шматалюк А. Моделирование бизнеса.Методология ARIS. - М., 2011. — 49 с.
9. Карлов, А. М. Методы исследований в экономике и менеджменте: Учебно-методическое пособие. / А. М. Карлов. - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019. - 43с.
10. Ковалев В. Качество. Система постоянного совершенствования - ^^muo^ Process Improvement (CPI) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.betec.ru// (дата обращения 05.11.2022).
11. Кулешов Н. Система постоянного совершенствования. - Пермь. - 2015. - С. 180.
12. Козерод, Л. А. Методика оценки экономической эффективности бизнес-процессов предприятия / Л. А. Козерод // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2019. - Т. 9. - Вып. 1. - С. 83-90.
13. Макарова, К. Н. Оценка эффективности этапов внедрения системы автоматизации бизнеспроцессов предприятия / К. Н. Макарова, А. В. Щенятский // Вестник ИЖГТУ им. М. Т. Калашникова. - 2017. - Том 20. - № 3.
- С. 57-61.
14. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 - М., 2012. — 224 с.
15. Морозова Н. О финансах легко и непринужденно. - М, 2016. — 170 с.
16. Национальный проект «Цифровая экономика России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.council.gov.ru// (дата обращения 10.06.2023).
17. Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование М.: Альпина Паблишер. - 2012. - С. 154.
18. Прокофьева, Т. А. Системный анализ в менеджменте : учебник для вузов / Т. А. Прокофьева, В. В. Челноков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 313 с.
19. Репин В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление.
- М., 2012. — 177.
20. Репин В. В. Бизнес-процессы компании. Построение, анализ, регламентация. - М., 2012. — 240 с.
21. Репин В. В., Елиферов В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. - М., 2011. — 319 с.
22. Репин В., Елиферов В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М., 2014. — 544 с.
23. Рыбаков М. Как навести порядок в своем бизнесе. Как построить надежную систему из ненадежных элементов. Практикум. - М., 2016. — 600 с.
24. Самойлов Ю. «20 ключей»: инструмент для конкурентного
прорыва. 01 2012. [Электронный ресурс]. -
URL:http://qualityguild.vniis.ru/publications/details/188(дата обращения: 14.06.2023).
25. Сикачев, А. О. Использование инструментария стратегического анализа для совершенствования процессного управления организацией / А. О. Сикачев, М. А. Плахотникова // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения : сборник статей 11-й Международной научно-практической конференции, Курск, 24-25 июня 2021 года / ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». - Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, 2021. - С. 149-152.
26. Удальцова, Н. Л. Современные методы анализа и моделирования бизнес-процессов // Лидерство и менеджмент. М.: ООО Издательство «Креативная экономика» - 2021. - №2. - С. 185-200. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46160082(дата обращения: 12.06.2023).
27. Федоров И.Г. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0 - М., 2012. — 255 с.
28. Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф. СтратегическийменеджментпоКотлеру. Лучшиеприемыиметоды = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — М.: АльпинаПаблишер, 2012. — 31 с.
29. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпораций: манифест революции в бизнесе. - М., 2011. — 160 с.
30. Харрингтон Джеймс, Эсселинг К.С., Нимвеген Харм Ван Оптимизация бизнес-процессов. - М., 2013. — 171 с.
31. Шеер Август-Вильгельм. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. Режим доступа: https://ru.djvu.online/file/IFwHj7as8gsTj(дата обращения 14.06.2023)
32. Шапиро Л.Д. Экономическая статистика / Л.Д. Шапиро - Томский Государственный Университет. - 2018. - С. 236.
33. Шилкина А., Адаксина Е., Постоянное улучшение процессов организации: подходы, методы, принципы. - Саранск. - 2015. - С. 8.
34. Щепакин М.Б., Молчан А.С. Экономика труда / М.Б. Щепакин, А.С. Молчан. - М.: Магистр. - 2020. - С. 400.
35. Шеремет, М. Н. Современные подходы к управлению деятельностью предприятия / М. Н. Шеремет. // Молодой ученый. - 2020. - № 3 (293). - С. 380-382. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/293/66349/(дата обращения: 14.06.2023).