Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования концепта «love» 7
1.1. Концепт и картина мира в лингвистических исследованиях 7
1.2. Современные исследования концепта «love» 19
Глава II. Актуализация концепта «love» в английских романах 25
2.1. Анализ признаков концепта «love» 25
2.2. Анализ концепта «love» на материале английских романов XIX века 35
Заключение 49
Библиографический список 51
Концепт «love» является базовым общечеловеческим понятием, который находит отражение в любом языке. Вопрос любви - это вечный вопрос, вызывавший в разное время многочисленные споры, тем не менее, интерес к феномену любви не утихает до сих пор. В лексикографических источниках даются конкретные определения ключевой лексемы «love», вербализующей данный концепт. Являясь неотъемлемым компонентом культуры, концепт «love» определяет специфику ассоциаций, закрепленных в английском языке в частности и в сопоставительном анализе с другими языками.
В настоящее время возрастает интерес исследователей к изучению концепта «love», его признаков, образующих его структуру. Существует ограниченное количество научных работ, направленных на изучение концептов в английской лингвокультурной среде. В связи со сложившейся ситуацией возникает потребность в распознавании и фиксации понятийных и мотивирующих признаков английских концептов.
Концепт «love» является одним из базовых концептов культуры, рассматривается с позиций когнитивной лингвистики, являющейся активно развивающимся направлением современной науки. Вопросами концептологии занимались Ю.С.Степанов, М.Г. Лебедько, В.И. Карасик, Л.В. Кульгавова, НА. Стернин, Г.В.Быкова, Е.Ю. Балашова, Т.А.Фесенко, Т.В. Яокевич, Е.С.Кубрякова и многие другие.
Актуальность данной работы определяется в первую очередь, усилением интереса к концептологическим исследованиям последних десятилетий. Важность данного исследования обусловлена перспективностью изучения концептов раскрывающих человеческую картину мира на языковом материале. Концептология является относительно недавней наукой, усилен интерес к распознаванию концептов в культурном сознании. Является важным определение места концепта в национальной картине мира. Также интересно положение в индивидуальной личностной картине мира. При этом сопоставление концептов, принадлежащих сознанию носителей разных культур, позволяет определить их универсальные и специфичные черты. Особая роль в объективации концепта принадлежит языковому материалу, отражающему ценностные установки общества, транслирующим культурные стереотипы из поколения в поколение.
Возникла необходимость также углубленного изучения способов отражения эмоций в языке как элементе целостного этнического самосознания говорящего коллектива в условиях прогрессирующего межкультурного диалога. Являясь неотъемлемым компонентом духовной культуры, любовь, при всей своей универсальности, имеет определенную специфику запечатленных в разных языках ассоциаций, связанных с ней, что представляет несомненный интерес для лингвистики.
Новизна работы - Языковое выражение концепта «love» в английском языке до сих пор не было системно определено с точки зрения его употребления в контексте художественной литературы, в нашем случае - англоязычной романистики XIX века. Также, продолжается изучение лингвокультурных особенностей концепта «love», не рассмотрены в должной мере ментальные сценарии, связанные с этим концептом. При анализе использованы методы Санкт-Петербургско-Кемеровской школы, что является новым для изучения концепта.
Цель данной работы Выявить особенности концепта «love» на материале английских романов XIX века.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
• рассмотреть метафоричность и образность лексических единиц, репрезентирующих концепт «love»
• на основе вышеуказанного анализа реконструировать концепт «love»
• определить структуру концептосферы «love», выявить и описать концептуальные признаки
• выявить сценарные признаки на материале английских романов XIX века
Объектом данного исследования являются понятие, концепт, структура концепта и картина мира.
Предметом исследования являются признаки концепта «love», его сценарные признаки в английском романе.
Методологической основой исследования явились труды М.В. Пименовой, Т.М. Дридзе, В.В. Красных, А.А. Леонтьев и др. посвященные этнолингвистике и лингвокультурологии.
Методы исследования. В теоретической части данной работы использован аналитический метод. В практической использован метод сплошной выборки, сопоставительного анализа и метод семантического определения.
Материалом исследования послужили 510 примеров, репрезентующих исследуемый концепт и объективизирующий тот или иной признак. Данные примеры были отобраны из печатных текстов английской художественной литературы (романы Jane Austen «Pride and Prejudice», «Emma», роман Charlotte Bronte «Jane Eyre»). Также использовались данные этимологических словарей, толковых словарей, словарей символов, словарей синонимов.
Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в работах, посвященных вопросам концептуального пространства и его выражения в языке и речи, в курсе лексикологии и стилистики английского языка, в практике обучения английскому языку студентов.
Описание структуры работы. Содержание исследования изложено на 54 страницах текста и включает введение, 2 главы, сопровождающиеся выводами, заключение, библиографический список, список использованных словарей и источников. Список использованной литературы состоит из 36 наименований, из них 16 на иностранных языках.
Апробация работы
Результаты исследования были представлены в виде доклада «Понятийные признаки концепта «love»» на студенческой научной конференции Государственной полярной академии (РГГМУ, Санкт-Петербург) 22 апреля 2022 г.
Нами были приведены теоретические основания данного исследования, которые явились базой для проведенного анализа концепта «love», конкретизировано определение термина «лингвокультурный концепт» в современной лингвистике. Кроме того, выделены и описаны основные характеристики концепта в лингвокультурологии, а также рассматривается основные методы, применяемые для анализа концепта.
Также нами была определена концептуальная структура «love». Найдены и описаны мотивирующие, понятийные, категориальные, символические и образные когнитивные признаки концепта «love» при помощи методов Санкт- Петербургско-Кемеровской школы.
Мы рассмотрели авторскую картину мира Джейн Остин и Шарлотты Бронте, в рамках которой любовь может предстать во многих образах. Вокруг любви построено много типичных для того времени стереотипов о любви. Любовь представлена в контексте того времени. Любовь в романе преподносится с точки зрения женщины. На женском видении сконцентрирована большая часть романа. Мужской точки зрения уделяется мало времени, однако примеры также присутствуют. Также в романе описывается романтическая любовь. Концентрируется внимание на теплых и близких отношениях в семье как между родителями и дочерьми, так и на сестринской крепкой привязанности.
Любовь для Джейн Остен и Шарлотты Бронте - страстное, но в то же время и глубинное нежное чувство, которое побуждает влюбленного совершать подвиги, жертвовать ради любви, оберегать любимого человека. В рассмотренном материалы нами были найдены признаки концепта «love», а также были описано тематическое поле концепта. Таким образом, в результате анализа мы выяснили, что концепт «love» находит разностороннее отражение в романах. В данном произведении мы явно наблюдаем характерное отношение к любви, отраженное в английской картине мира. Важную роль играет любовь в феномене классового неравенства, так как в те времена любить кого -то не своего класса являлось чем-то невероятно сложным. Вокруг данного феномена образовывалось множество предрассудков того времени. Также остро стоял вопрос свободы любви. Любовь в картине мира Джейн Остин и Шарлотты Бронте представляла собой выбор. Несмотря на положение в обществе и трудность социального положения героинь произведений, писатели четко отстаивали право на любовь и на чувственную свободу.
1. Арутюнова, Н. Д. Дискурс. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Н. Д. Арутюнова ; редактор В. Н. Ярцева. - 2-е изд., испр. - Москва : Большая российская энциклопедия, 1998. - 245 с.
2. Владимирова, А. Н. Метафорический концепт «любовь» в произведениях английских поэтов XVIII века // Наука и школа. Серия: Языкознание и литературоведение. - 2013. - №8. - С. 87-96.
3. Демьянков, В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры : монография // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой : сборник статей / ответственный редактор М. В. Ляпон. - Москва : Азбуковник, 2007. - С. 606-622.
4. Дёмина, Е. А. Лингвистическая репрезентация концепта «любовь» в английском языке / Е. А. Дёмина, Н.В. Кузнецова // Вестник Нижегородского университета. Серия: Филологические науки. - 2011. - № 6, вып. 2. - С. 167-168.
5. Дзюба, Е.В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре: монография / Е. В. Дзюба. - Екатеринбург : УрГПУ, 2011. — 224 с
6. Кольцова, Ю. Н. Особенности преподавания русского языка в русскоязычной и иностранной аудиториях // Вестник Московского университета. Серия : Теория перевода. - 2011. - № 3. - С. 112-125.
7. Кольцова Ю.Н. О структуре концепта как категории культурологии // Язык и культура. Лингвистика поэтика, сравнительная культурология, Теория перевода : сборник статей / ответственный редактор Н.К. Гарбовский. - Москва : Изд-во МГУ, 2001. - С. 162-165.
8. Кузнецова, Л. Э. Любовь как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты : специальность 10.02.19 «Теория языка» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Кузнецова Людмила Эдуардовна ; Кубанский
государственный технологический университет. - Волгоград, 2005. - 206
с.
9. Маковский М.М. - Историко-этимологический словарь современного английского языка / М. М. Маковский. - Москва : Диалог, 1999 - 423с.
10. Неретина С.С. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В двух томах. / С.С. Неретина. - СПб, 2001.
- 539 с.
11. Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации / М. В. Пименова. - Кемерово : Комплекс Графика, 2004. - 386 с.
12. Пименова М. В. Концептология на современном этапе (способы исследования концептуальных структур) // Гуманитарный вектор. Серия : Когнитивная лингвистика. - 2017. - № 5. - С. 13-22.
13. Пименова М. В. Концептосфера внутреннего мира человека : учебное пособие / З.Д.Попова, И.А. Стернин, В.И Карасик, А. А. Кретов, О. О. Борискина, Е. А. Пименов, М. В. Пименова. - Кемерово: Графика, 2017.
- С. 128-177.
14. Пименова М. В. Методология концептуальных исследований / М. В. Пименова; общая редакция В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград : Парадигма, 2005. - С. 15-20.
15. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике / Попова, Зинаида Даниловна, Стернин Иосиф Абрамович - Воронеж: Истоки, 2001. — 191 C.
16. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Эдвард Сепир; под ред. А. Е. Кибрика. — М.: Прогресс: Универс, 1993. — 656 с.
17. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3 -е изд. / Ю. С. Степанов - Москва : Академический проект, 2004. - С. 42-67.
18. Тепкеева, В. В. Концептосфера "Love-Marriage"в английской фразеологической картине мира : специальность 10.02.04. «Германские языки» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Тепкеева Вероника Владимировна ; Санкт- Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2007. - 186 с.
19. Харламова, Л. А. Матричный принцип формулы 'faith, hope, charity'- 'вера, надежда, любовь' и составляющих ее концептов (на материале английского языка и культуры) : специальность 10.02.04. «Германские языки» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Харламова Людмила Александровна ;
Новосибирский государственный университет. - Новосибирск, 2006. - 200 с.
20. Чудинов А.П. Политическая лингвистика : учебное пособие / А. П. Чудинов - Москва : Флинта, 2006 - 255 с.
21. Шаховский В. И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: культурные концепты : сборник статей / ответственный редактор В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 1996. - С.110-207.
22. Chambers D. J. Etymological Dictionary /W. & R. Chambers, - London. - 1874. - 203 p.
23. Cambridge Dictionary URL: https://dictionary.cambridge.org/thesaurus/love
24. Collins English dictionary / ed. by M. O'Neill; E. Summers. - Текст : электронный. - Glasgow. - 2015. - URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/love
25. Cresswell J. Oxford Dictionary of Word Origins (Oxford Quick Reference) / J. Cresswell . - USA : Oxford University Press, 2021. - 512 p.
26. Harper D. Online Etymology Dictionary / D. Harper - Текст : электронный - URL: https ://www.etymonline. com/search?q=love
27. Khalid A. A. Comparative Study of Conceptual Metaphors of Love in English / University of Raparin. - 2016. - Vol. 3. - No. 6. - P. 103-122.
28. Klein E. A Comprehensive Etymological Dictionary of the English Language / E. Klein. - Elsevier Science & Technology, - 1969. - 633 p.
29. Longman Dictionary of Contemporary English. URL: https://www.ldoceonline.com/
30. Macmillan English dictionary / ed. by Macmillan Education Ltd. - Текст : электронный. - Oxford : Macmillan Education. - 2002. - URL: https://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/love_1
31. Shaimaa M. M. O. O. Cognitive Metaphors of Love in English and Colloquial Cairene Arabic: A Corpus-Based Contrastive Study / Occasional Papers. - 2018. -Vol. 64. - P. 165-180.
32.Skeat W. W. A Concise Etymological Dictionary / Walter W. Skeat. - Oxford : At the Clarendon Press, 1911. - 686 p.