Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение метода проектов во внеурочной деятельности по экономике

Работа №175865

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы96
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Финансово-экономический колледж г. Красноярска.
Выборка: 36 студентов.
Есть приложения.

Введение...3
Глава 1. Теоретические основы использования проектного метода во внеурочной деятельности при изучении экономики...7
1.1. Понятие, значение, задачи внеурочной деятельности .........................7
1.2. Понятие, значение, типология, задачи проектного метода.................14
1.3. Возможности использования проектного метода во внеурочной деятельности обучающихся при изучении экономики...19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию проектного метода во внеурочной деятельности при изучении экономики.......28
2.1. Диагностика уровня мотивации обучающихся к изучению экономики, уровня знаний по экономике, а также диагностика умений и навыков..............28
2.2. Содержание работы по использованию проектного метода во внеурочной деятельности по изучению экономике...39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию проектного метода во внеурочной деятельности в процессе изучения экономики......43
Заключение...49
Библиографический список...56
Приложения...61

Одним из важнейших направлений деятельности в учреждении среднего профессионального образования выступает проведение мероприятий, связанных с всесторонним развитием личности обучающегося, развитием его творческой и познавательной деятельности, умением работать и быть частью коллектива. Для того, чтобы обеспечить формирование указанных умений, педагогу необходимо работать с обучающимися не только в рамках классно-урочной системы, но и с использованием внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является одним из эффективных видов работы со студентами, поскольку во время занятия передача материала темы ограничена по времени, и не всегда удается раскрыть все аспекты изучаемого материала в отведенное время.
Одним из актуальных методов формирования универсальных учебных действий является проектная деятельность. Проектная деятельность направлена на самостоятельную работу обучающихся, затрагивает различные виды деятельности (исследовательскую, творческую, рефлексивную и т.п.). Во время работы над проектом студенты учатся самостоятельно добывать знания, обрабатывать информацию по исследуемой теме, делать выводы по результатам проделанной работы.
В условиях дефицита времени педагогам необходимо грамотно организовывать внеурочную деятельность обучающихся. Для осуществления эффективной внеурочной деятельности необходимо правильно подбирать методы осуществления данной деятельности.
В настоящем исследовании рассматриваются вопросы осуществления проектной деятельности обучающихся по экономике. Применение проектного метода при изучении экономических дисциплин возникает, как необходимость для более четкого и быстрого формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов: знаний основных экономических понятий, процессов, явлений; умений применять теоретические знания в учебно-практической ситуации; способностей применять полученные знания и умения в современной действительности; навыков самостоятельной работы при принятии решений в учебной и профессиональной деятельности. Также проектный метод, применяемый при изучении экономических дисциплин, способствует развитию экономического мышления у студентов. Значительную актуальность на современном этапе имеет определение содержания работы по использованию проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема настоящего исследования имеет многоплановый, комплексный характер. Ее особенность проявляется в изучении обширного спектра теоретических и практических особенностей и проблем, относящихся к использованию проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике. Проблема внеурочной деятельности и проектной деятельности обучающихся при изучении экономики исследовалась в работах Л.В. Байбородовой, Д.В. Григорьева, Е.В. Егорычевой, Г.В. Куприяновой, С.Ю. Ланиной, С.Н. Львовой, И.Н. Поповой, Е.Н. Степанова и др.
Несмотря на большое количество исследований, затрагивающих теоретические и практические аспекты осуществления проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике, необходимо признать, что такие исследования не носят комплексного характера.
Объект исследования – процесс осуществления проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике.
Предмет исследования – особенности применения метода проектов во внеурочной деятельности по экономике.
Цель исследования – апробация содержания, приемов, способов применения проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. исследовать существующие теоретические подходы к определению понятия, значения, типологии, задач проектной деятельности;
2. рассмотреть понятие, значение, задачи внеурочной деятельности;
3. провести анализ возможностей внеурочной деятельности при осуществлении проектной деятельности обучающихся при изучении экономики;
4. провести диагностику уровня знаний обучающихся по экономике;
5. определить содержание работы по применению проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике;
6. проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по применению проектной деятельности при изучении экономики.
Цель и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; изучение опыта работы преподавателей; включенное наблюдение, беседа, тестирование, анализ контрольных и самостоятельных работ обучающихся; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) с целью проверки эффективности опытно-экспериментального исследования по применению проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике; статистическая обработка полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- осуществлена систематизация понятий «внеурочная деятельность», «проектная деятельность»;
- разработаны критерии и показатели по определению и оценке уровня знаний обучающихся по экономике;
- сформирован и апробирован комплекс приемов и способов применения проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании различных теоретических подходов к определению понятий «внеурочная деятельность», «проектная деятельность», уточнении и определении содержания данных понятий; теоретическом обосновании целесообразности применения проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике; теоретическом обосновании выбора приемов и способов применения проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике; теоретическом обосновании и разработке показателей и диагностических методик определения уровня знаний обучающихся по экономике.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке комплекса приемов и способов применения проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике; разработке программы внеурочной деятельности, способствующей повышению уровня знаний обучающихся по экономике.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
- методологической достоверностью теоретических положений;
- логической структурой исследования;
- применением методов статистического анализа и обработки результатов исследования экспериментальной и контрольной групп, участвующих в эксперименте обучающихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проектная деятельность в рамках образовательной системы преследует своей целью формирование у обучающихся новых знаний, умений и навыков, актуализацию имеющихся знаний, умений и навыков. В широком смысле под проектной деятельностью предлагается понимать согласованную деятельность субъектов, которые стремятся достичь поставленных целей, связанных с подготовкой проекта. В узком смысле проектная деятельность рассматривается как деятельность студентов, направленная на достижение определенных образовательных целей и задач. Проектная деятельность в системе среднего профессионального образования предполагает выстраивание взаимодействия между педагогами и студентами. Такое взаимодействие осуществляется на всех этапах проектной деятельности, как на этапе разработки проекта, так и на этапе его практической реализации, связанной с внедрением результатов проекта в практическую деятельность.
Важной составляющей образовательного процесса учреждения общего образования в рамках нового стандарта является эффективная организация внеурочной деятельности. Можно говорить о сложности и многогранности понятия «внеурочная деятельность». Внеурочная деятельность представляет собой механизм реализации ФГОС.
В СПО акцент сделан на подготовке студентов к реальным условиям жизни, а внеурочная деятельность направлена на формирование активной жизненной позиции и воспитание определенных качеств. Для сравнения в школах внеурочная деятельность - составная часть основной общеобразовательной программы. Она позволяет дополнить учебную программу, расширить кругозор и применить полученные знания на практике. Также внеурочная деятельность помогает понять материал тем ученикам, которые испытывают трудности с усвоением материала в рамках обычных уроков.
Задачи, которые должны решать внеурочные занятия:
- создание условий для самостоятельной организации и проведения обучающимися различных мероприятий;
- создание пространства для неформального общения;
- оптимизация учебной нагрузки;
- профориентация обучающихся;
- формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
- создание условий для развития в выбранной сфере и практического применения приобретенных знаний и умений;
- развитие социальной активности обучающихся и вовлечение их в социально значимую деятельность.
При организации внеурочной деятельности необходимо соблюдать следующие ключевые принципы:
- соответствие занятий возрасту и интересам обучающихся;
- воспитательная направленность занятий;
- возможность свободного выбора курсов (об этом говорится в письме Минобрнауки «Об организации внеурочной деятельности», поэтому студенты могут не только выбирать из предложенных вариантов внеурочных занятий, но и в течение учебного года переходить из одного кружка в другой, если качество и содержание занятий не отвечает их требованиям и интересам);
- педагогические, руководящие и другие работники образовательного учреждения, задействованные в проведении внеурочной деятельности, должны иметь соответствующую квалификацию и регулярно ее повышать;
- образовательное учреждение должно предоставить необходимые помещения и оборудование для проведения занятий;
- максимальная внеурочная нагрузка по СанПиН не должна превышать 10 академических часов в неделю для всех обучающихся независимо от возраста;
- наполняемость групп при проведении занятий - 15–25 человек.
Цель опытно-экспериментальной работы состояла в проверке предлагаемого комплекса приемов и способов применения проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике.
Данная цель определила ряд задач, которые были поставлены в рамках педагогического эксперимента:
- определение уровня мотивации обучающихся к изучению экономики, знаний, умений и навыков обучающихся по экономике;
- экспериментально проверить влияние проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике на уровень мотивации, знаний, умений и навыков обучающихся по экономике.
Опытно-экспериментальная работа по использованию проектной деятельности при изучении экономики проводилась поэтапно, включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На каждом этапе должны быть сформированы свои задачи, определены результаты, которые являлись промежуточными на пути достижения цели: определение уровня знаний, умений, навыков обучающихся по экономике; осуществление работы по использованию проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальная база исследования: «Финансово-экономический колледж» г. Красноярска.
В целях проведения эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу было включено 14 студентов первого курса, проходящих обучение в Финансово-экономическом колледже. В контрольную группу были включены 22 человека, проходящие обучение на 1-м курсе и в отношении которых не проводилась работа по использованию проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике.
Цель констатирующего эксперимента состоялла в определении уровня знаний обучающихся по экономике, достоверности заявленной проблемы на практике.
Задачи констатирующего эксперимента:
- подобрать диагностические методики в соответствии с показателями уровня знаний обучающихся по экономике;
- выявить уровень знаний обучающихся по экономике;
- осуществить количественный и качественный анализ полученных результатов.
Для определения уровня мотивации обучающихся к изучению экономики, знаний, умений и навыков обучающихся по экономике у студентов 1-го курса Финансово-экономического колледжа необходимо выделить критерии оценки и показатели уровней знаний обучающихся по экономике, которые должны быть проверены следующими диагностическими методиками:
1. Диагностическая методика 1. «Методика на определение мотивации профессионального обучения (В.Г. Каташев)». Данная методика позволяет оценить наличие мотивации, интереса к изучению экономики; осознание необходимости и готовности применять знания в практической деятельности; понимание студентом важности, личностной и социальной значимости экономически грамотного человека;
2. Диагностическая методика 2. Диагностика по определению уровня сформированности экономических знаний (Е.Н. Хаматнурова). Диагностическая методика 2 позволяет оценить общие экономические знания; знания основных экономических понятий, процессов, явлений; знания рациональных методов расчета экономических показателей.
3. Диагностическая методика 3. «Разработка проекта по экономике» (К.Н. Поливанова). Диагностическая методика 3 позволяет провести оценку исследовательских, организаторских, аналитических и других умений и навыков обучающихся.
В работе были определены критерии оценки и показатели уровней экономических знаний, умений и навыков, мотивации студентов 1-го курса Финансово-экономического колледжа, разработаны диагностические методики. По результатам констатирующего эксперимента можно заключить, что студенты, которые имеют высокий уровень экономический знаний, способны более эффективно применять имеющиеся экономические знания в практической деятельности. Пороговый уровень экономических знаний сопровождается низкой мотивацией, низким интересом к изучению экономики. Результаты диагностики подтвердили необходимость разработки и внедрения комплекса приемов и способов применения проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике.
На формирующем этапе эксперимента предложены следующие возможные темы для подготовки проектов по экономике:
1. Создание бизнес-плана малого предприятия;
2. Анализ рынка труда в регионе: исследование спроса и предложения рабочей силы;
3. Эффективность малых и средних предприятий: оценка их вклада в экономику;
4. Влияние налоговой политики на бизнес: анализ изменений и их последствий;
5. Устойчивое развитие и экология: экономические аспекты экологически чистых технологий.
Выбор данных тем обуславливается их актуальностью, практической значимостью.
Основным требованием к проектам является то, что они должны быть практико-ориентированными. Студенты Финансово-экономического колледжа учатся по конкретной специальности, в связи с этим должны разрабатываться проекты, которые должны содержать конкретные предложения, которые могут быть реализованы. Проекты теоретического характера, состоящие исключительно из учебного материала не могут быть представлены к защите.
Контрольный эксперимент проводился в соответствии с общей направленностью исследования – развитие экономических знаний студентов 1-го курса Финансово-экономического колледжа. С целью проверки эффективности использования проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике был проведен сравнительный анализ данных обследования контрольной и экспериментальной групп.
Цель проведения контрольного эксперимента: выявление динамики изменения уровня экономических знаний, умений и навыков, мотивации у студентов.
Использование проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по экономике позволило обеспечить придание знаниям студентов Финансово-экономического колледжа большей практической направленности, скорректировать существующие экономические знания.
Прирост высокого уровня мотивации в экспериментальной группе составил 28,57%.
Прирост высокого уровня экономических знаний в экспериментальной группе составил 42,85%.
Прирост высокого уровня деятельностного компонента в экспериментальной группе составил 42,85%.
Как видно из полученных результатов, в экспериментальной группе произошли количественные и качественные изменения по сравнению с констатирующим этапом. В результате проведения оценки по диагностической методике 3 можно заключить, что в результате проведения опытно-экспериментальной работы по использованию проектной деятельности при изучении экономики, студенты развили умения применять полученные знания в практической деятельности.
По результатам применения 3-х диагностических методик выявлены существенные различия уровней экономического развития у студентов из контрольной и экспериментальной групп. У экспериментальной группы в результате проведения опытно-экспериментальной работы по использованию проектной деятельности при изучении экономики наблюдается значительно больший прогресс в развитии экономических знаний, чем у обучающихся в контрольной группе. После проведения опытно-экспериментальной работы по использованию проектной деятельности при изучении экономики во внеурочной деятельности, показатели существенно выросли.



1. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sh-sayanskaya-r81.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_ files/32/315/Pis_mo_Minprosvescheniya_R.pdf.
2. Письмо Министерство образования РФ «Об организации преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях», от 12.05.1999 года, № 707/11-12 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901753828?ysclid=m6piirh0vq241993757.
3. Алексейчева, Е.Ю. Гуманизация образования как способ создания гуманного будущего / Е.Ю. Алексейчева // Методология научных исследований. Материалы научного семинара. - Ярославль, 2021. - С. 131-135.
4. Алексейчева, Е.Ю. Многомерное образование: выбор или предопределенность / Е.Ю. Алексейчева // Методология научных исследований. Материалы научного семинара. - Ярославль, 2021. - С. 201-204.
5. Алексейчева, Е.Ю. Экосистемный подход к формированию финансовой грамотности: практика взаимодействия / Е.Ю. Алексейчева // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. - М.: А-Приор, 2021. - С. 69-76.
6. Антонова, Т.А. Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности / Т.А. Антонова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. – 2021. – С. 168-169.
7. Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т / Сост. С.Н. Бабина. - Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 66 с.
8. Байбородова, Л.В., Куприянова, Г.В., Степанов, Е.Н. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2023. – 219 с.
9. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
10. Бронникова, Л.М., Курило, А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС: целевые установки и организационные условия / Л.М. Бронникова, А.В. Курило // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - Барнаул, 2017. Вып. 2 (31). - С. 21-24.
11. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Программа. ФГОС (+CD) / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 192 с.
12. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1–11 классы / сост. А.В. Енин. - М.: ВАКО, 2015. – 288 с.
13. Жумабаева, А.Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения / А.Е. Жумабаева // Образование в XXI веке: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 351-356.
14. Зубова, С.П. Формы организации внеурочной деятельности обучающихся по литературе / С.П. Зубова // Интерактивная наука. - 2023. - № 1 (77). – С. 40-47.
15. Кипурова, С.Н. Понятие «внеурочная деятельность»: цель и характеристики / С.Н. Кипурова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2024. - № 1. – С. 80-86.
16. Ланина, С.Ю. Формы организации внеурочной деятельности при обучении экономике в школе / С.Ю. Ланина // Амурский научный вестник. – 2018. - № 3. – С. 26-31.
17. Львова, С.Н., Егорычева, Е.В. Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности (из опыта работы) / С.Н. Львова, Е.В. Егорычева // Формирование и оценка функциональной грамотности в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО. - 2023. - С. 122-126.
18. Матяш, М.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. Рубцова В.В. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286 с.
19. Морозова, Г.М. К вопросу о педагогических условиях формирования экономической компетентности специалистов / Г.М. Морозова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – С. 28-31.
20. Муллер, О.Ю., Рассказова, Н.В. Педагогические условия развития финансовой грамотности будущих педагогов в ВУЗе / О.Ю. Муллер, Н.В. Рассказова // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2022. - № 3. - С. 82-88.
21. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192.
22. Попова, И.Н. Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС / И.Н. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 33/1. - С. 150-154.
23. Сенченков, Н.П., Цыганкова, А.Н. К вопросу о трактовке понятия «финансовая грамотность» / Н.П. Сенченков, А.П. Цыганкова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 3. – С. 211-219.
24. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры / В.Ф. Сидоренко // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 87-99.
25. Смирнова, Ю.В. Развитие финансовой грамотности у студентов гуманитарного направления высшей школы / Ю.В. Смирнова // Преподаватель высшей школы. Электронный ресурс: сборник статей выпускников программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». - М., 2021. - С. 301-331.
26. Сорокина, Е.А. Педагогические проблемы высшей школы: от финансовой грамотности к цифровой финансовой компетентности студентов / Е.А. Сорокина // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 45. - С. 475-480.
27. Стефаненкова, С.А. Развитие проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательной среде сельской школы / С.А. Стефаненкова // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2022. - № 1. – С. 67-73.
28. Сытина, Н.С., Хабибова Н.Е. Феномен «внеурочная деятельность»: ключевые смыслы, проблемы организации и реализации / Н.С. Сытина, Н.Е. Хабибова //Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. - С. 40-46.
29. Топешкина, Н.В. Экономика в школе / Н.В. Топешкина, С.Е. Урванцева // Школьный экономический журнал. Научно-методическое издание. – 2012. – № 1. – С. 23-28.
30. Трусова, Л.А. Применение интерактивных форматов обучения на уроках финансовой грамотности / Л.А. Трусова // Актуальные исследования. - 2021. - № 28. - С. 49-53.
31. Федосеева, Л.А., Жидков, А.А., Гордеев, К.С., Илюшина, Е.С., Ермолаева, Е.Л. Проектная деятельность обучающихся: понятие, сущность, виды проектов / Л.А. Федосеева, А.А. Жидков, К.С. Гордеев, Е.С. Илюшина, Е.Л. Ермолаева // Гуманитарные научные исследования. – 2021. - № 1. – С. 3-7.
32. Финансовая грамотность: учебное пособие для неэкономических направлений подготовки бакалавров / под ред. Е.Б. Хоменко. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2021. - 184 с.
33. Хаматнурова, Е.Н. Критерии оценки сформированности экономической компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.Н. Хаматнурова // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. - № 5. – С. 80.
34. Чельцов, М.В., Земскова, О.В. Педагогический профессионализм в организации внеурочной деятельности / М.В. Чельцов, О.В. Земскова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. - № 1. - С. 187-191.
35. Чечель, И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ