ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА 8
1.1 Понятие «учебное сотрудничество», его формы и характеристики 8
1.2 Роль сотрудничества в учебной деятельности 16
1.3 Организации учебного сотрудничества 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30
2.1 Анализ характеристик учащихся на начальном этапе исследования 30
2.2 Организация учебного сотрудничества на уроках математики 34
2.3 Итоги опытно-экспериментальной работы по теме исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Современный мир остро ставит вопросы гуманизации и демократизации. В педагогическом процессе данные понятия становятся центральными. Поэтому в настоящее время возникает необходимость поиска других моделей преподавания, отличных от традиционных. Абсолютно все педагоги стараются найти такие способы воздействия на учеников, которые бы пробуждали в детях интерес к их предмету и повышали уровень знаний. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми, способствующих их умственному, нравственному и коммуникативному развитию, является сотрудничество между учителем и обучающимися. Использование данной формы преподавания в учебном процессе высокую продуктивность деятельности учащихся и повышение качества знаний.
В настоящее время обучение представляет собой создание такой учебной ситуации, в которой учащиеся сами формулируют проблему урока, исследуют ее, ставят цели и ищут способы решения. В такой системе роль учителя и учеников, да и сама структура урока претерпевает некоторые изменения. Учащиеся должны проявлять самостоятельность почти на каждом этапе урока. Педагог нацеливается на сотрудничество с учащимися, направляет их, помогает, но не руководит. В данном учебном процессе учитель не является центральной частью урока, он выступает в роли организатора. Одной из его главных задач становится стимуляция учебной самостоятельности детей. Для достижения поставленной цели ученики не должны получать помощь и готовые способы действия. Дети сами подходят к открытию новых законов и правил, после чего у них появляется желание проверить полученный материал на практике. Самой лучшей формой работы с детьми в такой системе преподавания является сотрудничество...
В учебном процессе современного мира идет большой упор на гуманизацию и демократизацию образования. Именно это заставляет педагогов искать новые формы преподавания, кардинально отличающиеся от традиционной. В современном образовании, когда федеральные государственные образовательные стандарты говорят о том, что ребенок должен сам формулировать проблему урока, ставить цели и искать способы решения, учителя ищут максимально эффективную форму преподавания, способствующую развитию важнейших учебно-воспитательных качеств. Одной из таких форм обучений является учебное сотрудничество. Оно не только развивает ЗУН каждого учащегося и его интерес к предмету, но и повышает сплоченность группы, что всегда положительно влияет на продуктивность урока в целом.
Теоретический анализ работ В.В. Давыдовой, Л.С. Выготского, Е.В. Коротаевой, Г.А. Цукерман и других позволяет заключить, что учебное сотрудничество - форма взаимодействия людей, построенная на демократических принципах и направленная на достижение поставленных учебных целей и результатов. Его организация - довольно сложный и трудоемкий процесс. Но, применяя его на уроках, можно достичь невероятных результатов, а именно повышение учебно-воспитательных характеристик учащихся.
В ходе опытно-поисковой работы было проведено исследование характеристик учащихся, на основе которых можно было просмотреть эффективность организации учебного сотрудничества на уроках.
На формирующем этапе опытно-поисковой были показаны методы и способы подготовки и организации учебного сотрудничества, которые применялись во время проведения эксперимента. Были использованы следующие методы и приемы: распределение ролей внутри группы, учет интересов и склонностей школьников, осуществление поэтапного внедрения учебного сотрудничества, метод ролевой игры, метод работы в командах в виде исследовательского института, работа в парах, использование задач- ловушек и др.. Более детально было рассказано об одном из уроков, организованном с помощью учебного сотрудничества...
1. Андрианова Г.А. Виды учебной деятельности школьников в
дистанционном обучении [Электронный ресурс] / Г.А. Андрианова // Интернет- журнал «Эйдос» - 2004. - Режим доступа:
https://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm (дата обращения 10.10.2018).
2. Арефьева, И. В. Учебное сотрудничество как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / И. В. Арефьева // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 6-2 (85). - С. 12-16. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26147751 (дата обращения 25.11.2018).
3. Бекназарова, Л. С. Этапы развития сотрудничества в учебном процессе учителя с учениками [Текст] / Л. С. Бекназарова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2015. - № 6 (108). - С. 110-113. 7. Белоцерковец, Н. И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы [Текст] / Н. И. Белоцерковец // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С. 149-153.
4. Болдырева, А. В. Организация учебного сотрудничества на уроке [Текст] / А. В. Болдырева, Е. Г. Белова, С. В. Некипелова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалов III Междунар. науч.практ. конф., 08 мая 2015 г., Чебоксары / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова ; гл. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары, 2015. - С. 49-50.
5. Букатов, В. М. Нескучные уроки [Текст] : обстоятел. изложение социо-игровых технологий обучения школьников : пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии / В. М. Букатов, А. Ершова. - СПб. : Школ. лига, 2013. - 252 с.
6. Васильев, А. М. Становление теории коллектива и ее роль в формировании и развитии личности [Текст] / А. М. Васильев // Развитие человека в современном мире. - 2014. - № 5 (5). - С. 28-34.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С Выготский. - М. : Смысл : Эксмо, 2010. - 1136 с.
8. Высоцкая, Л. Н. Игра как средство формирования коммуникативных навыков [Текст] / Л. Н. Высоцкая, Н. М. Кирьянова // Ломоносовские чтения на Алтае : материалы Междунар. молодеж. шк.-семинара, 5-8 нояб. 2013 г., Барнаул : в 6 ч. / Алтайский гос. ун-т. - Барнаул, 2013. - Ч. 1.- С. 12-16.
9. Гулая, Р. В. Использование на учебном занятии технологии
«обучение в сотрудничестве» [Электронный ресурс] / Р. В. Гулая // Символ науки. - 2015. - № 10-1. - С. 158-160. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=2439272 (дата обращения 24.01.2019).
10. Закирова-Зиева, Е. В. Учебное сотрудничество как условие
формирования коммуникативной компетентности учащегося начальной школы [Электронный ресурс] / Е. В. Закирова-Зиева // Вестник
Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnoesotrudmchestvo-kak-uslovie-
formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnostiucha-schegosya-nachalnoy- shkoly(дата обращения 24.01.2019).
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2013. - 384 с.
12. Иванова, Е. Ю. Исследование условий формирования детсковзрослой образовательной общности в образовательных организациях [Электронный ресурс] / Е. Ю. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1565. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22878887(дата обращения 12.11.2019).
13. Иванюк, М. Н. Учебное сотрудничество как особая форма взаимодействия в современном образовании [Текст] / М. Н. Иванюк // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1-3 (6). - С. 136-138.
14. Ирейкина, К. Развитие коммуникативных навыков школьников [Текст] / К. Ирейкина // Начальное образование в условиях реализации ФГОС : материалы регионал. науч.-практ. конф.. 14 мая 2014 г., Ульяновск / Ульяновск. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова ; отв. ред. А. В. Ильин. - Ульяновск, 2014. - С. 136-140.
15. Ким, Н.А. Справочник учителя математики [Текст]/ Н.А. Ким. - Волгоград: «Учитель»,2012. - С. 10-15... 42