ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Внимание как педагогическая проблема 6
1.2. Лингвистическая игра: общее понятие 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 24
2.1. Диагностика исходного уровня развития внимания и интереса к
русскому языку у младших школьников 16
2.2. Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной
школе 230
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать не только чужую, но и свою речь. Что бы эта задача была достигнута, нужно начать развивать орфоэпические навыки еще в младшем школьном возрасте. Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи.
В настоящее время наблюдается снижение уровня речевой культуры. Речевые ошибки уже давно стали частью нашей жизни, мало кто заботится о своей речевой культуре. Ошибки, возникающие, в нашей устной речи мешают слушателям понимать смысл высказывания. К таким ошибкам можно отнести неправильную постановку ударения, неверное произношение, орфографическое произношение слова, неправильное образование форм слова. Все эти ошибки связаны с орфоэпией, изучению которой в школе уделяют очень мало внимания.
Одним из путей решения проблемы нам видится в использовании в учебной деятельности младшего школьника лингвистических игр, которые смогут не только развить качественные характеристики свойств внимания, но и вызвать интерес к этой деятельности, в частности к такому предмету, как русский язык.
Существует несколько теорий внимания: Гальперина П.Я., Узнадзе Д.Н., Леонтьева А.Н., Запорожца А.В., Добрынина Н.Ф. Их наличие объясняется тем, что внимание как психическая функция давно интересовала психологов. Немов Р.С. определяет внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой...
Результаты констатирующего эксперимента выявили средний уровень сформированное™ характеристик произвольного внимания и низкий уровень интереса к этой дисциплине, что еще раз подтвердило актуальность систематического использования дидактических игр на уроках русского языка.
Исследование обнаружило, что результаты контрольного эксперимента значительно возросли по сравнению с констатирующим. Выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, однако для ее полной достоверности необходим более длительный период времени использования в учебной деятельности лингвистических игр.
Если применять игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено, будут проявлять гораздо больший интерес к данному предмету и получать более глубокие знания в этой области.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что лингвистические игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока русского языка, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала.
1. Безкоровайная О.В. Русский язык. 2 класс. Вставь букву. Грамматические игры /О.В.Безкоровайная. - М.: Эксмо, 2010. - 112 с.
2. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: /Кн. для учителя/Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. - 208.
3. Бухатов В.М. Педагогическое таинство дидактических игр /В.М.Бухатов. - М.: Флинта,1997. - 227 с.
4. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу
/Г.И.Вергелес. — Л.: Педагогика, 1989. - 128 с.
5. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами : книга для детей и родите
лей / В. В. Волина. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2016. - 256 с. : ил. - (Думай, решай, пробуй. Занимательный русский язык).
6. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома : чайнворды, кроссворды, словокаты / В. В. Волина. - М. : АСТ-пресс, 1997. - 63 с. : цв.ил. - (Занимательный русский язык).
7. Волина В. В. Учимся играя / В. В. Волина. - М. : Новая школа, 1994. - 448 с. : ил ; 448 с. : цв.ил.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С.Выготский //Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С.44-47.
9. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание / Ф. Н. Гоноболин. - М. : Педагогика, 1992. - 160 с.
10. Грэйс Н. Н. Приёмы развития памяти, внимания и речи / Н. Грэйс ; Институт Риторики Натальи Грэйс. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.
11. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования /В.В.Давыдов. // Вопросы психологии.— 1991. — № 6. - С.5-13
12. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. /В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман //Вопросы психологии. - 1992.- № 3-4. - С. 14-19.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. Т.4 : Р-Я. - М. : Русский язык, 1998. - 683 с.
14. Данилов М.А.Дидактика /М.А.Данилов, Б.П.Есипов. Под. общей редакцией Б.П. Есипова. - М.: Изд-во Академии. - 2017. - С.486-488.
15. Дубова Т.А. Дидактическая игра "Иду в гости" / Т.А. Дубова //
Начальная школа. - 2011. - №11.-С.93-94...68