Введение 3
1 Теоретические основы формирования плана маркетинга
предприятия 4
1.1 Сущность и роль плана маркетинга на предприятии 4
1.2 Особенности формирования плана маркетинга предприятия 12
2 Анализ процесса формирования плана маркетинга предприятия 23
2.1 Оценка деятельности предприятия ООО «СКАРТЕЛ» 23
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «СКАРТЕЛ» 31
3 Разработка плана маркетинга предприятия 38
3.1 Предпосылки развития рынка мобильной связи 38
3.2 Перспективные направления управления маркетингом 46
Заключение 54
Список использованной литературы
Размер предприятия и производимая им продукция могут оказать влияние на то, какие именно мероприятия маркетинга в наибольшей степени будут отвечать целям деятельности предприятия, целям реализуемым им маркетинговых мероприятий.
Формированием плана маркетинга предприятия могут заниматься как сотрудники в штате компании, так и работники, работающие на аутсорсинге.
План маркетинга может быть ориентирован как на краткосрочный период времени, так и на долгосрочную перспективу.
Актуальность работы заключается в том, чтобы в процессе формирования плана маркетинга прогрессивной компании соотнести предлагаемые мероприятия с этапами эволюции управления маркетинга.
Цель работы - разработка плана маркетинга предприятия с учетом его текущей деятельности.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы формирования плана маркетинга предприятия;
- провести анализ процесса формирования плана маркетинга предприятия;
- предложить мероприятия по разработке плана маркетинга предприятия.
Объектом исследования является ООО «СКАРТЕЛ».
Предмет исследования - процесс эффективного управления созданием продукта и построения действенной системы взаимоотношений с потребителями при формировании и реализации плана маркетинга предприятия.
В результате проделанного исследования можно сделать следующие выводы.
План маркетинга и маркетинговый план во многих исследованиях рассматриваются как синонимы.
В целом, можно охарактеризовать маркетинговый план, как конкретизированные действия в области маркетинга, реализуемые в рамках бизнес-плана, на определенный срок для достижения конкретных целей.
Цель плана маркетинга, как правило, зависит от складывающейся текущей деятельности предприятия. Комплекс маркетинга — это набор инструментов для ведения определенной тактики бизнеса. Его базовая модель включает следующие ключевые элементы: продукт, цену, место продажи, продвижение.
Общее у всех планов маркетинга то, что они согласуются на уровне управленцев высшего звена, а курируются - отделом маркетинга.
Необходимость формирования плана маркетинга обосновывается стремлением сохранить имеющихся у предприятия потребителей. Данное положение основывается на конкурентной борьбе, в которой предприятие, проводящее маркетинговые мероприятия на более высоком уровне, становится более привлекательным для потребителей. План маркетинга зависит от модели планирования, которая, в свою очередь, определяется целью деятельности предприятия.
При обеспечении для предприятия нормальных условий работы, результатом формирования плана маркетинга должно стать создание для потребителей наиболее благоприятных условий в обслуживании. Таким образом, направленность на потребителя становится основным исходным положением в принятии решения о формировании плана маркетинга предприятия.
Предприятия могут либо принимать в штат сотрудников специалистов в области маркетинга, либо привлекать их на основе аутсорсинга, либо реализовывать смешанную модель, где только некоторые из функций маркетинга реализуются сотрудниками, работающими в штате предприятия.
С течением времени предприятия, для того, чтобы быть конкурентоспособными, создают новые продукты на основе анализа потребностей потребителей и учета их специфических требований. В результате, у предприятия формируются с потребителями четыре типа связей (социальные, финансовые, структурные, взаимных отношений), которыми необходимо эффективно управлять, что становится возможным при применении эффективного маркетингового планирования с учетом эволюции маркетинга, которая перешла от управления товаром через управление потребителем к управлению торговой маркой.
ООО «СКАРТЕЛ» — является телекоммуникационной компаний РФ, распространяющей услуги под брендом Yota. Компания ООО «СКАРТЕЛ» входит в некоммерческую международную ассоциацию разработчиков и производителей оборудования WiMAX Forum, в которую входят организации, занимающиеся предоставлением услуг широкополосной беспроводной связи. Компания ООО СКАРТЕЛ» начала предоставлять свои услуги в конце 2006 - начале 2007 годов под брендом и торговой маркой Yota. Изначально для охвата новых потребителей внутри компании Yota произошло разделение на Yota и Yota Devices. Отдел компании Yota Devices занимался разработкой различных сетевых устройств - роутеров и модемов. Позже Yota Devices вышла из состава компании и стала отдельной организацией.
В 2009 году в России заработала первая и единственная в стране высокоскоростная сеть мобильного интернета на базе стандарта WiMax, которую построила Yota. В 2014 году на базе объединенных сетей «Мегафон» и ООО «СКАРТЕЛ» появился Yota, как мобильный оператор. 4 октября 2022 года ПАО «МегаФон» и Yota объявили об объединении своих розничных сетей. Данный проект планируется завершить к концу 2023 года. Ожидается, что такая мера позволит снизить расходы на развитие сети на 30% и увеличить трафик на 15%. Для абонентов такое решение будет способствовать расширению возможностей в области клиентского сервиса. Yota стала первой компанией, эффективно использовавшей MVNO. В целом, для ООО «СКАРТЕЛ» характерным является применение прорывных технологий в ходе реализации маркетинговых мероприятий.
Выбор маркетинговых мероприятий для того, чтобы позволить предприятию в будущем получить прибыль, должен определяться тем, насколько компания сможет удовлетворить текущие интересы пользователи, и угадать их будущие запросы, чтобы удовлетворить их первой среди конкурентов.
Складывающаяся на сегодняшний день ситуация на рынке мобильной связи позволяет сделать вывод, что в дальнейшем компании ООО «СКАРТЕЛ» следует придерживаться этапов эволюции управления маркетингом и реализовать мероприятия, замыкающие последний этап «Управление торговой маркой» - «Маркетинг на основе ценностей». Реализация мероприятий, входящих в «Маркетинг на основе ценностей» позволит предприятию получить максимальную отдачу от проводимых им мер, реализуя свои маркетинговую стратегию и инициативы. Их реализация позволит не только эффективно управлять процессами создания продукта, но и выстроить действенную систему взаимоотношений с потребителями . В работе не рассматриваются затраты на реализацию мероприятий по данному направлению, так как приоритетным было определить мероприятия, в наибольшей степени соответствующие деятельности предприятия, зарекомендовавшего себя прогрессивной компаний, первой реализующей новые технологии.
1. «Наша бизнес-модель — это e-commerce» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://retailer.ru/nasha-biznes-model-jeto-e-commerce/ - Загл. с экрана.
2. Yota захватила более половины рынка виртуальных мобильных
операторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://3dnews.ru/1037196/yota-zahvatila-bolee-polovini-rinka-virtualnih-mobilnih-operatorov - Загл. с экрана.
3. Yota открывает программу инноваций для стартапов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/line/2021-10-
29_yota_otkryvaet_programmu_innovatsij - Загл. с экрана.
4. Yota рассказала о своей аудитории [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://telecomlife.ru/yota-rasskazala-o-svoej-auditorii/ - Загл. с экрана.
5. Азаренко Н. Маркетинговая стратегия [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https: //www.unisender.com/ru/glossary/marketingovaya-strategiya/ -
Загл. с экрана.
6. Бадин А. Сам себе виртуальный оператор [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://habr.com/ru/company/tottoli_gsm/blog/266627/ - Загл. с экрана.
7. Бизнес-план в помощь. Как составить рабочую инструкцию для
бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/zachem-nuzhen-biznes-plan-i-kak-ego-sostavit/ - Загл. с экрана.
8. Бюджет маркетинга: отличительные черты и правила составления
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sales-
generator.ru/blog/byudzhet-marketinga/ - Загл. с экрана.
9. Власенко А. Что такое концепция 8P и почему ее необходимо знать для развития своего дела? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.ru/media/getproff/chto-takoe-koncepciia-8p-i-pochemu-ee-neobhodimo-znat-dlia-razvitiia-svoego-dela-5d8631b3e882c300ac2f8b49 - Загл. с экрана.
10. Герич В. Комплексный подход - это... Определение, система, анализ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://yandex.ru/turbo/fb.ru7s/article/452139/kompleksnyiy-podhod—eto-opredelenie-sistema-analiz - Загл. с экрана.
11. Горшенин В. Сотовые операторы будущего: что телеком-компании придумают в эпоху интернета? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/tehnologii/342891-sotovye-operatory-budushchego-chto-telekom-kompanii-pridumayut-v-epohu-interneta - Загл. с экрана.
12. Зачем в России столько виртуальных операторов и кому нужен свой
MVNO [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/5fe316789a79476d46b69efe - Загл. с экрана.
13. Зачем нужен маркетинговый план и как его составить [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://stokrat.org/blog/dolbim-
didzhital/marketingovyy-plan/ - Загл. с экрана.
14. И кому ты нужен? Почему первый российский смартфон не стал примером успешной бизнес-идеи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/01/18/yota/ - Загл. с экрана.
15. Каржин М. Модель SOSTAC. Разработка стратегии маркетинга
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dramtezi.ru/internet-
marketing/sostac.html - Загл. с экрана.
16. Кейсы: разработка спецификаций и гайдлайнов (web ui kit) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://habr.com/ru/post/320136/ - Загл. с экрана.
17. Комиссаров К. Эволюция маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://actualmarketing.ru/marketing/evolyutsiya-marketinga/ - Загл. с экрана.
18. Критерии малого предприятия в 2021-2022 гг.: таблица [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://glavkniga.ru/situations/k505648 - Загл. с экрана.
19. Маркетинг-микс [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. mango-office.ru/products/calltracking/glossary/marketing-miks/ -
Загл. с экрана.
20. Маркетинговый контроль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://study-i.ru/economics/marketing/?marketingovyj_kontrol - Загл. с экрана.
21. Маркетинговый план - 7 примеров и 6 инструментов для создания
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://otzyvmarketing.ru/articles/marketingovyj-plan-7-primerov-i-6-instrumentov-dlya-sozdaniya/ - Загл. с экрана.
22. Маркетинговый план и как его составить [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.mango-office.ru/products/calltracking/for-
marketing/osnovy/chto-takoe-marketingovyj-plan/ - Загл. с экрана.
23. Мозговой М. Краткая история российских сотовых сетей [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://dzen.ru/media/id/5deeb5cf4e057700b00db8d9/kratkaia-istoriia-rossiiskih-sotovyh-setei-5eb9610f0b9b23028676cf46 - Загл. с экрана.
24. На пути к «умной трубе» 2022, или Эволюция бизнес-среды телеком- операторов через 5 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/113459/2018-06-13/na-puti-k-umnoy-trube-2022-ili-evolyuciya-biznes-sredy-telekom-operatorov-cherez-5-let-aleksey-sechkin-direktor-po-razvitiyu-vas - Загл. с экрана.
25. Нестеров А.К. Маркетинговая программа // Энциклопедия Нестеровых
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://odiplom.ru/lab/marketingovaya-programma.html - Загл. с экрана.
26. Олег Телюков: «Мобильные операторы ищут новые модели развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.if24.ru/oleg-telyukov-yota/ - Загл. с экрана.
27. ООО «Скартел» Москва: что это за организация, чем занимается? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://siding-rdm.ru/ooo-skartel-moskva/ - Загл. с экрана.
28. ООО Скартел что это за компания оператор [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rusadmin.biz/soveti/ooo-skartel-chto-eto-za-kompaniya-operator/ - Загл. с экрана.
29. Отдел маркетинга современной компании: из кого состоит и чем занимается [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://marketing- tech.ru/kb/otdel-marketinga-sovremenoy-cmpanii-iz-kogo-sostoit-i-chem- zanimaetsya/- Загл. с экрана.
30. План маркетинга и контроль его исполнения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://blog.iteam.ru/plan-marketinga-i-kontrol-ego-ispolneniya/
- Загл. с экрана.
31. Ретроспектива. 10 лет Yota и 10 любопытных фактов о компании
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://habr.com/ru/company/yota/blog/332008/ - Загл. с экрана.
32. C претензией на небо. Как будет работать и зарабатывать AR- приложение от Yota [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://telesputnik.ru/materials/tekhnika-i-tekhnologii/article/c-pretenziey-na-nebo-kak-budet-rabotat-i-zarabatyvat-ar-prilozhenie-ot-yota - Загл. с экрана.
33. Сапрыкин С. Что нам стоит MVNO построить? [Электронный ресурс].
- Режим доступа:https://vc.ru/finance/67047-chto-nam-stoit-mvno-postroit - Загл. с экрана.
34. Сотников А. Yota открыла центр нейротехнологий, робототехники и расширения реальности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iguides.ru/main/other/yota_otkryla_tsentr_neyrotekhnologiy_robototekhniki_i_rasshireniya_realnosti/ - Загл. с экрана.
35. Сучков Ф. Новая схема обслуживания клиентов Yota Гуру [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://globalcio.ru/projects/19203/ - Загл. с экрана.
36. Челпанов М. Как составить маркетинговый план: инструменты, структура, примеры, образец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://school.kontur.ru/publications/2167 - Загл. с экрана.
37. Что такое маркетинговый план: руководство [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://sendpulse.com/ru/support/glossary/marketing-plan - Загл. с экрана.
38. file:///C:/Users/tatja/Downloads/%D0%A8%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1 %80__%D0%91 %D0%A2%D0%94-18-
%D0%98%D0%9C__%D0%9E%D 1 %82%D 1 %87%D0%B5%D 1 %82.pdf
39. http://www.mforum.ru/066472.htm
40. https://8sot. su/ru/operators/yota
41. https://cf.ppt-
online.org/files/slide/z/zWqUA0ce72E3JMI85KkOYSpVZvbNiLQn91PxH4/slide- 67.jpg
42. https://companies.rbc.ru/amp/ogrn/5077746847690/
43. https://companies.rbc.ru/id/5077746847690-ooo-skartel/
44. https://fek.ru/reestr/7701725181-skartel-7690/patents
45. https://gidmark.ru/cat1/marketingovoe-issledovanie-rynka-mobilnoj-svyazi
46. https://msk.tele2.ru/j ournal/article/what-is-esim
47. https://promokodi.net/store/yota-ru/
48. https: //retailer.ru/nasha-biznes-model-j eto-e-commerce/
49. https://revolution.allbest.ru/marketing/00849818_0.html
50. https: //ru.wikipedia. org/wiki/%
51. https://sales-generator.ru/blog/razrabotka-plana-marketinga/
52. https://secrets.tinkoff.ru/glossarij/ooo/
53. https: //works .doklad.ru/view/XBZhBNmrgr0/all. html
54. https://www. marketologi.ru/upload/information_system_16/4/2/8/item_4283 /information_items_property_12213.pdf
55. https: //www.tadviser.ru/index.php/%
56. https: //www.yaneuch.ru/cat_73/otchj ot-po-j ekonomicheskoj -praktike- v/557617.3443042.page1.html
57. https: //yandex.ru/clck/j sredir? from=yandex.ru%
58. https://cf.ppt-
online.org/files/slide/z/zWqUA0ce72E3JMI85KkOYSpVZvbNiLQn91PxH4/slide-
67.jpg
59. https://operatoryinfo.ru/sovety-i-resheniya/ooo-skartel
60. http ://celnet.ru/wimaxforum.php