ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятий «изобразительные умения в аппликации» и
«технические умения в аппликации» 7
1.2. Особенности формирования изобразительных и технических уме¬ний в аппликации у младших дошкольников 12
1.3. Методика формирования изобразительных и технических умений в
аппликации у детей младшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1.Определение уровня сформированности изобразительных и технических умений в аппликации у детей младшего дошкольного возраста 27
2.2.Содержание образовательной работы по формированию изобразительных и технических умений в аппликации у детей младшего дошкольного
возраста 35
2.3. Анализ результатов следования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В дошкольном возрасте дети осваивают изобразительные и технические умения, которые являются основой продуктивных видов деятельности - рисования, лепки, аппликации, конструирования. Наше исследование посвящено изучению педагогических условий формирования изобразительных и технических умений в аппликации у детей младшего дошкольного возраста.
Занятия аппликацией проводятся в дошкольных организациях с трехлетнего возраста. Дети осваивают начальные приемы аппликации -умение выкладывать готовые формы на листе и наклеивать их. У детей развивается координация движений рук, ориентировка на плоскости листа, дети осваивают технические приемы аппликации - намазывание основы заготовки клеем, прикладывание к основе и промакивание салфеткой, чтобы деталь хорошо приклеилась и убрать излишки клея. Эти основные технические приемы работы в аппликации ребенок должен освоить на достаточном уровне. Другая, не менее важная сторона в обучении младших дошкольников аппликации - развитие изобразительных умений детей. Располагая детали заготовок на листке, ребенок должен научиться создавать образ предмета, элементарный орнамент, ориентируясь на имеющиеся у него представления о данном объекте. Проблеме обучения аппликации детей дошкольного возраста посвящены многие научные публикации и методические разработки.
Так, например, значение занятий по аппликации для развития психических процессов у детей дошкольного возраста раскрывают в своих публикациях следующие авторы - Т.И. Антонова, Т.А. Буянова, Т.О. Косницкая, Е.Н. Меринова, Н.М. Родакер, Е.А. Суханова идр.
Проблеме взаимосвязи ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитию детского изобразительного творчества, в том числе аппликации посвящены публикации таких авторов, как О.В. Дыбина, Е.К. Ри- вина и др.
Вопросы методики обучения аппликации рассматривали такие ученые, как З.А. Богатеева, А.М. Вербенец, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, В.А. Езикеева, В.Б. Косминская, Т.С. Комарова, Е.В. Лебедева, И.А. Лыкова, Н.В. Микляева, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.
Проблему творческого развития детей дошкольного возраста в процессе освоения аппликации изучали Т. Доронова, О.В. Дыбина,Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.В. Лабунская, С.П. Мясоедова и др.
Проблему развития самостоятельности дошкольников на занятиях по аппликации изучали Малик О.А. и др...
Аппликация – один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и предполагает вырезывание, наложение различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон.
Многими педагогами прошлого и настоящего времени подчеркивается положительное влияние аппликации на всестороннее развитие детей дошкольного возраста (Т.И. Антонова, Т.А. Буянова, А.М. Вербенец, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Т.О.
Косницкая, Г.В. Лабунская, Е.Н. Меринова, С.П. Мясоедова, Н.П. Сакулина,
Е.А. Суханова, Х.М. Торопцева, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.).
По мнению педагогов в процессе обучения аппликации:
происходит развитие эстетического мировосприятия, воспитывается художественный вкус;
развивается художественно – графические умения и навыки;
развивается фантазия, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие;
развиваются точные движения рук и мелкой моторики пальцев;
происходит становление некоторых организационных навыков
художественного творчества;
происходит получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре; воспитывается зрительская культура;
дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно –
прикладного искусства, у детей формируются такие качества личности, как
сосредоточённость, настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность (Т.О. Косницкая, Е.Н. Меринова)...
1. Антонова Т.И., Буянова Т.А. Значение занятий по аппликации как вида
художественной деятельности для развития детей дошкольного возраста // https://elibrary.ru/download/elibrary_25431370_40703713.pdf
2. Бадмаева С.В., Рачкова О.О., Горбунова Е.О. Роль изобразительного
искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста //
https://elibrary.ru/download/elibrary_29653742_71130349.pdf
3. Балбекина Н.А., Шаталова А.Ю., Анисимова В.А. Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста
// Теория и практика образования в современном мире: материалы IX
Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.:
Свое издательство, 2016. — С. 18-20. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10721/ (дата обращения:
04.09.2018).
4. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – С. 131.
5. Вербенец А.м. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое
пособие / науч.реда. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВОПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. - 352 с.
6. Ветлугина Н.А. Педагогические условия формирования художественной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1977. № 1. С. 35-45.
7. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995. – 64 с.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр
«Академия», 2000. - 344 с.
9. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб.по
10.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014. – 280 с.
11.Доронова Т. От изобразительной деятельности – к «Художественному
творчеству» // Обруч: образовние, ребенок, ученик. – 2011. - № 3 - С.5-
8.
12.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4- лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группы): кн. Воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
13.Дыбина О.В. Подражание как условие формирования творческого
начала в ребенке // Теория и методика непрерывного, профессионального образования. Сб. трудов Всероссийской научно-методической
конференции. — Тольятти, 2002. С. 112-115.
14.Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества
у детей: Монография. — М.: Педагогическое общество России, 2002. -
162 с.
15.Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 96 с... 68