ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ………………………….
6
1.1. Понятие «координационные способности» …………………….. 6
1.2. Особенности формирования координационных способностей в
подготовке игроков ……………………………………........................
9
1.3. Анатомо-физиологические особенности развития
волейболистов школьного возраста ..…………………………………..
14
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ… 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 21
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ… 23
3.1. Характеристика экспериментальной части работы 23
3.2. Сравнительный анализ показателей развития координационных
способностей испытуемых групп за период эксперимента 26
ВЫВОДЫ ……………….……………………………………………… 38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….………………. 42
Волейбол является одним из самых любимых и доступных видов
спорта в современном мире. Данная спортивная игра имеет большую
популярность в Российской Федерации, как в спорте высших достижений и
массовом спорте, так и в детско-юношеском спорте.
Подготовка спортсменов в системе детско-юношеского спорта
представляет особую важность, поскольку обеспечивает спортивный резерв
высококвалифицированных спортсменов и одновременно является
эффективным средством реализации ряда образовательных, воспитательных
и здоровьесберегающих задач.
Занятия волейболом проводятся у детей в рамках спортивной секции, в
ДЮСШОР. Также волейбол включен в программу физического воспитания в
общеобразовательных школах, начиная с пятого класса. Данная спортивная
игра является универсальным и эффективным средством, оказывающим
положительное воздействие на развитие ребенка.
В системе подготовки волейболистов важную роль играет
формирование и развитие координационных способностей (ловкости).
Высокий уровень развития ловкости является предпосылкой для
эффективного освоения и улучшения техники игры в волейбол. Спортсмен,
обладающий координационными способностями, умеет быстро
приспособиться к стремительно меняющимся условиям игры во время
соревнований и выбрать наиболее эффективные средства ведения игры.
В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются
особенности формирования и развития координационных особенностей
волейболистов в системе детско-юношеского спорта.
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими
факторами...
1. Анализ литературы показал, что проблема физической
подготовленности занимает одну из главных ролей в тренировочной
деятельности волейболистов. Хорошая физическая подготовка нужна для
достижения высоких и стабильных результатов в спорте. При этом важную
роль играет формирование и развитие координационных способностей
(ловкости). Спортсмен, обладающий координационными способностями,
умеет быстро приспособиться к стремительно меняющимся условиям игры
во время соревнований и выбрать наиболее эффективные средства ведения
игры.
Под координационными способностями понимается совокупность
свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач
разной координационной сложности и обуславливающих успешность
управления двигательными действиями и их регуляции.
Процесс формирования и развития координационных способностей
затрагивает все виды спортивной тренировки волейболистов: физическую,
техническую, тактическую, психологическую, теоретическую и игровую.
Координационные способности включают в себя умения соизмерять и
регулировать пространственные, временные и динамические параметры
движений, поддерживать статическое и динамическое равновесие, выполнять
определенные движения без лишних мышечных усилий. Для волейболистов
особую значимость имеет также способность быстро и целесообразно
преобразовывать движения по ходу состязаний, поскольку от этого зависит
быстрота, точность и своевременность выполнения большого количества
технических приемов.
Процесс формирования координационных способностей заключается в
обучении новым движениям, дифференцированию различных параметров
движения (временных, пространственных, силовых и т.д.), ориентированию в
пространстве, равновесию, координированию, приспособлению к
изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач...
1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / Беляев А.В.,
Булыкина Л.В. – М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 176 с., ил.
2. Двейрина О.А. Координационные способности: определение
понятия, классификация форм проявления // Научно-теоретический журнал
«Ученые записки», №1(35) – 2008. Изд-тво: Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Национальный государственный Университет физической
культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург" (СанктПетербург). С. 35-38.
3. Довбыш В. И., Баранец П. А. Развитие координационных
способностей студентов на начальном этапе обучения волейболу //
Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического
воспитания и спорта. - 2009. - №1. – С. 62-64.
4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие
основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические
аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры):
Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с,
ил.
5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П.
Матвеев. ‒ 4-е изд., испр. и. доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384 с:
ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
6. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П.
Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 7-е
изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 520 с.
7. Упражнение // Педагогический словарь URL:
http://didacts.ru/termin/uprazhnenie.html#item-12025 (дата обращения:
20.04.2019).
8. Фомин Е.В. Возрастные особенности физического развития и
физической подготовки юных волейболистов / Е.В. Фомин, Л.В. Силаева,
Л.В. Булыкина, Н.Ю. Белова : Методическое руководство. Выпуск № 17. –
М., 2014. – 133 с.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта
/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов : Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,
2003. – 480 с.
10. Этапы формирования навыков. Тренировка и тренажеры //
PSYERA. Гуманитарно-правовой портал. 2019. URL: https://psyera.ru/etapyformirovaniya-navykov-trenirovka-i-trenazhery-929.htm (дата обращения:
10.04.2019).
11. Бахрах И.И., Дорохов Р.Н. Прогнозирование морфологических
показателей у детей и подростков // Возраст и становление спортивного
мастерства. - Смоленск, 1974. - С. 16-24.
12. Фарфель В.С. Физиология спорта : Очерки / Проф. д-р биол. наук В.
С. Фарфель. - Москва : Физкультура и спорт, 1960. - 384 с. : ил.
13. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. -
М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
14. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в
спорте / И.Ю. Горская. - Теория и практика физической культуры. - 2010. - С.
34-37.
15. Айзатуллова А.Ф. Сравнительный анализ сущности и содержания
понятий "координация", "ловкость", "координационные способности" и
"психомоторные способности" // Актуальные проблемы теории и практики
физической культуры, спорта и туризма. Материалы VI Всероссийской
научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов,
магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в
заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней
универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013: в 3 томах. -2018. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма. - С. 500-504... 30