ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема психологической готовности педагога к профессиональной деятельности 9
1.2. Структура инновационной деятельности педагога 17
1.3.Особенности психологической готовности педагогов к инновационной деятельности 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Программа повышения психологической готовности педагога к
инновационной деятельности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 88
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 96
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 106
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема психологической готовности педагога к профессиональной деятельности 9
1.2. Структура инновационной деятельности педагога 17
1.3.Особенности психологической готовности педагогов к инновационной деятельности 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Программа повышения психологической готовности педагога к
инновационной деятельности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 88
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 96
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 106
Актуальность проблемы исследования. Начало XXI века является периодом инноваций во всех областях науки, культуры, экономики, техники, общественной жизни. Инновации преобразуют всю систему отношений человека с миром и самим собой. Довольно быстрые и существенные изменения в экономической, политической и социокультурной жизни общества за последние десятилетия привели к серьезным преобразованиям в области образования.
Необходимость изучения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности в образовательных организациях обусловлена рядом обстоятельств. Цели развития российского образования остаются сегодня не вполне реализованными и требуют специального научного и методического осмысления, что определяется, в том числе, задачами «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» также утверждается, что инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития государства [2].
Изучение особенностей реализации инноваций в сфере образования показывает, что существуют проблемы неподготовленности их внедрения не только в организационном или методическом плане, но и в личностном, психологическом измерении. Именно в связи с этим важной задачей представляется исследование условий развития психологической готовности педагогов к инновационной деятельности.
Общетеоретические вопросы психологической готовности педагога к инновационной деятельности в рамках профессии нашли отражение в работах Б.А. Бенедиктова, Р.Р. Бибриха, И.А. Васильева, М.И. Дьяченко, Ю.М. Забродина, В.П. Зинченко, Л.А. Кандыбович, Е.В. Пряжниковой и др. О возможностях формирования психологической готовности к инновационной деятельности путем специально организованного процесса в практике преподавания писали Н.М. Борытко, Н.М. Дресвянникова, Л.С. Гавриленко, И.А. Колесникова, Е.А. Никитина, И.Е. Пискарева, В.А. Сластенин, Е.Н. Францева. Вместе с тем вопросы, касающиеся анализа психологических детерминант готовности учителя к инновационной деятельности, в контексте психологического сопровождения их профессиональной деятельности, остаются недостаточно изученными.
Для современной практики реализации инноваций характерен недостаточный учет потребностей, интересов, возможностей самих педагогов, в том числе и их психологической готовности, то есть применяемые формы реализации инноваций недостаточно ориентированы на учителя как субъекта инновационной деятельности. Актуальность более глубокого исследования готовности учителя как субъекта образовательной деятельности к различным инновациям определяется необходимостью разрешения противоречий между:
1) потребностью педагогической практики в интенсивной инновационной деятельности учителя и его недостаточной готовностью, в том числе психологической;
2) традиционным подходом в реализации инноваций и современными тенденциями в образовании, ориентированными на развитие личности;
3) потребностями в развитии психологической компетентности педагога и отсутствием соответствующих условий в образовательной организации.
Проблема исследования: различается ли и как психологическая готовность к инновационной деятельности у педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания?
Цель исследования - изучить различия в психологической готовности к инновационной деятельности у педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания...
Необходимость изучения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности в образовательных организациях обусловлена рядом обстоятельств. Цели развития российского образования остаются сегодня не вполне реализованными и требуют специального научного и методического осмысления, что определяется, в том числе, задачами «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» также утверждается, что инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития государства [2].
Изучение особенностей реализации инноваций в сфере образования показывает, что существуют проблемы неподготовленности их внедрения не только в организационном или методическом плане, но и в личностном, психологическом измерении. Именно в связи с этим важной задачей представляется исследование условий развития психологической готовности педагогов к инновационной деятельности.
Общетеоретические вопросы психологической готовности педагога к инновационной деятельности в рамках профессии нашли отражение в работах Б.А. Бенедиктова, Р.Р. Бибриха, И.А. Васильева, М.И. Дьяченко, Ю.М. Забродина, В.П. Зинченко, Л.А. Кандыбович, Е.В. Пряжниковой и др. О возможностях формирования психологической готовности к инновационной деятельности путем специально организованного процесса в практике преподавания писали Н.М. Борытко, Н.М. Дресвянникова, Л.С. Гавриленко, И.А. Колесникова, Е.А. Никитина, И.Е. Пискарева, В.А. Сластенин, Е.Н. Францева. Вместе с тем вопросы, касающиеся анализа психологических детерминант готовности учителя к инновационной деятельности, в контексте психологического сопровождения их профессиональной деятельности, остаются недостаточно изученными.
Для современной практики реализации инноваций характерен недостаточный учет потребностей, интересов, возможностей самих педагогов, в том числе и их психологической готовности, то есть применяемые формы реализации инноваций недостаточно ориентированы на учителя как субъекта инновационной деятельности. Актуальность более глубокого исследования готовности учителя как субъекта образовательной деятельности к различным инновациям определяется необходимостью разрешения противоречий между:
1) потребностью педагогической практики в интенсивной инновационной деятельности учителя и его недостаточной готовностью, в том числе психологической;
2) традиционным подходом в реализации инноваций и современными тенденциями в образовании, ориентированными на развитие личности;
3) потребностями в развитии психологической компетентности педагога и отсутствием соответствующих условий в образовательной организации.
Проблема исследования: различается ли и как психологическая готовность к инновационной деятельности у педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания?
Цель исследования - изучить различия в психологической готовности к инновационной деятельности у педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания...
Как показал анализ психологической литературы, проблемой психологической готовности к инновационной деятельности достаточно активно изучалось. Ее актуальность объясняется по меньшей мере тремя причинами: 1) потребностью педагогической практики в интенсивной
инновационной деятельности учителя и его недостаточной готовностью, в том числе психологической; 2) традиционным подходом в реализации инноваций и современными тенденциями в образовании, ориентированными на развитие личности; 3) потребностями в развитии психологической компетентности педагога и отсутствием соответствующих условий в образовательной организации.
Целью нашего исследования выступило выявление взаимосвязи психологической готовности к инновационной деятельности и эмоционального выгорания у педагогов.
В ходе проведенной работы были достигнуты заявленные задачи:
1. Проведено теоретическое изучение проблемы психологической готовности педагогов к инновационной деятельности. Отметим здесь, что под психологической готовностью к профессиональной деятельности понимается системное свойство субъекта профессиональной деятельности, включающее когнитивные, коммуникативные и регулятивные характеристики, способствующие успешному ее овладению.
Каждый блок функциональных компонентов инновационной деятельности учителя представляет собой алгоритм решения педагогической задачи, являющейся ступенью в общем процессе генерирования и осуществления нововведения. На первом этапе анализа и переработки информации возникают сложности из-за недостатка сведений, банка данных о новшествах. На следующем этапе происходит принятие решения, которое связано с предварительной формулировкой проблемы, определением цели, выявлением условий для достижения возможных альтернатив решения, выработкой общей последовательности задач и методов решения и оценкой результатов решения. Здесь происходят конструирование инновационного поля, ранжирование приоритетности вариантов с обязательной проработкой альтернативных идей, что приводит к созданию своей авторской концепции, в которую могут быть включены и некоторые компоненты из различных педагогических концепций.
2. Изучен уровень эмоционального выгорания педагогов. Отметим здесь, что эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание выступает характерным явлением для тех профессиональных ниш, где присутствует постоянное интенсивное взаимодействие между людьми. Педагоги подвержены ему в полной мере, но они, часто даже не соотносят появившиеся симптомы с данным явлением. Не отдавая себе отчет о наличии формирующихся проблем, они подвергаются самым разнообразным рискам: необратимым изменениям характера, ухудшению или потери здоровья, разрушению личных отношений, потере интереса к профессиональной деятельности, что негативно отражается и на использовании инновационных форм работы...
инновационной деятельности учителя и его недостаточной готовностью, в том числе психологической; 2) традиционным подходом в реализации инноваций и современными тенденциями в образовании, ориентированными на развитие личности; 3) потребностями в развитии психологической компетентности педагога и отсутствием соответствующих условий в образовательной организации.
Целью нашего исследования выступило выявление взаимосвязи психологической готовности к инновационной деятельности и эмоционального выгорания у педагогов.
В ходе проведенной работы были достигнуты заявленные задачи:
1. Проведено теоретическое изучение проблемы психологической готовности педагогов к инновационной деятельности. Отметим здесь, что под психологической готовностью к профессиональной деятельности понимается системное свойство субъекта профессиональной деятельности, включающее когнитивные, коммуникативные и регулятивные характеристики, способствующие успешному ее овладению.
Каждый блок функциональных компонентов инновационной деятельности учителя представляет собой алгоритм решения педагогической задачи, являющейся ступенью в общем процессе генерирования и осуществления нововведения. На первом этапе анализа и переработки информации возникают сложности из-за недостатка сведений, банка данных о новшествах. На следующем этапе происходит принятие решения, которое связано с предварительной формулировкой проблемы, определением цели, выявлением условий для достижения возможных альтернатив решения, выработкой общей последовательности задач и методов решения и оценкой результатов решения. Здесь происходят конструирование инновационного поля, ранжирование приоритетности вариантов с обязательной проработкой альтернативных идей, что приводит к созданию своей авторской концепции, в которую могут быть включены и некоторые компоненты из различных педагогических концепций.
2. Изучен уровень эмоционального выгорания педагогов. Отметим здесь, что эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание выступает характерным явлением для тех профессиональных ниш, где присутствует постоянное интенсивное взаимодействие между людьми. Педагоги подвержены ему в полной мере, но они, часто даже не соотносят появившиеся симптомы с данным явлением. Не отдавая себе отчет о наличии формирующихся проблем, они подвергаются самым разнообразным рискам: необратимым изменениям характера, ухудшению или потери здоровья, разрушению личных отношений, потере интереса к профессиональной деятельности, что негативно отражается и на использовании инновационных форм работы...
Подобные работы
- ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ У
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь готовности личности к изменениям и эмоционального выгорания у педагогов высшей школы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Адаптация педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Программа адаптации к психологическому стрессу в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов как способ профилактики профессиональной деформации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017





