Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ СО СНИЖЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

Работа №175301

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения самоповреждающего поведения подростков со сниженным интеллектом 7
1.1. Понятие самоповреждающего поведения в психологии 7
1.2. Психологические особенности подростков со сниженным
интеллектом 20
1.3. Проявление самоповреждающего поведения подростков со сниженным
интеллектом 29
Глава 2. Эмпирическое исследование самоповреждающего поведения подростков со сниженным интеллектом 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3. Организация, проведение и оценка эффективности психологической
коррекционно-развивающей программы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Актуальность. Изучение сложных аутодеструктивных поведенческих феноменов, необходимость объяснения которых обусловлена увеличением частоты в наиболее уязвимые возрастные периоды, трудностями диагностики и разработки программ помощи и превенции, является одной из ключевых проблем современных клинико-психологических исследований.
Актуальность разрабатываемой нами проблемы не вызывает сомнения, поскольку на сегодняшний день ещё недостаточно изучены факторы риска развития самоповреждающего поведения в подростковом возрасте. Специфика данного периода заключается не только в интенсивности физиологических изменений и стремлении к эмансипации, но и сближении форм патологического и непатологического поведения (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Самоповреждающее поведение исследователи изучают как в контексте проблем нормативного и нарушенного психического развития (Г. Берксон, М. Карузо, T. Томпсон, Р.А. Шпиц, и др.), так и в более широком контексте проблем психического здоровья (Л.И. Вассерман, Е.Л. Исаева, А.Е. Личко, А.Б. Холмогорова и др.).
В современной психологии самоповреждающее поведение рассматривается в структуре аутоагрессивного и аутодеструктивного поведения, направленного на причинение вреда собственному телу, но не содержащего в основе суицидальных намерений (А.Г. Амбрумова, Е.В. Змановская, К. Меннингер, Н.А. Польская, Л.Я. Уманский и др.).
В группе повышенного риска, как правило, оказываются лица с умственной отсталостью, шизофренией, аутизмом, пограничными психическими аддиктивными расстройствами, посттравматическими стрессовыми расстройствами, подростки и молодые люди, входящие в неформальные субкультуры, депривированные и виктимизированные дети и подростки (А. Бек, К. Меннингер, А. Фавазза, А. Фримен и др.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведённого теоретического анализа был сделан вывод о том, что проблема особенностей самоповреждающего поведения подростков со сниженным интеллектом нуждается в дальнейшем изучении. В связи с этим исследование данной проблемы значимо для теории и практики.
Самоповреждающее поведение - это специфичный способ борьбы со стрессом, способ, направленный на удовлетворение потребностей. На сегодняшний день ещё нет единой точки зрения, объясняющей причину и механизмы такого поведения. В клинической практике самоповреждающее поведение выступает в качестве симптома различных патологических состояний, расстройств психики и поведения (А.Г. Амбрумова, Е.В. Змановская, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Н.А. Польская, Л.Я. Уманский и др.).
При сниженном интеллекте страдает не только интеллектуальная деятельность, но и эмоциональная, волевая, поведенческая сфера, а также физическое развитие (Н.Ц. Дамбаева, И.М. Соловьев, М.С Певзнер, и др.). Подростки со сниженным интеллектом характеризуются
недифференцированностью процессов восприятия и внимания, низким объёмом механической памяти, эмоциональной незрелостью, сниженным эмоциональным контролем, завышенной самооценкой, низким уровнем волевой саморегуляции и неразвитостью мотивационно-потребностной сферы.
Самоповреждающее поведение при сниженном интеллекте является одним из способов адаптации к событиям внешнего мира, совладания с трудными внутренними переживаниями при отсутствии других, конструктивных способов поведения. Речь идёт о псевдокомпенсации подростком своей неполноценности (А.В. Боева, М. Карузо, Г.А., Н.А. Польская, В.А. Руженков, T. Томпсона и др.).
По результатам исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Подростки со сниженным интеллектом представляют собой группу риска, поскольку рассматривают самоповреждающее поведение как способ борьбы со стрессом, напряжением и раздражением...


1. Александрова, Н.В. Суицидальное поведение у подростков с психическими и поведенческими расстройствами / Н.В. Александрова // Суицид: очерки по теории и практике / Под ред. Е.С. Асмаковец, С.П. Мельничкина. - Омск: БОУДПО «ИРОО», 2014. - С. 160-173.
2. Амбрумова, А.Г. Аутодеструктивное поведение подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, Л.Я. Уманский // Вопросы психологии. // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. - 2014. - №3. - С. 52­62.
3. Асламазова, Л.А. Роль учета психологических особенностей младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях реализации нового образовательного стандарта / Л.А. Асламазова, Ф.П. Хакунова // ИСОМ. - 2016. - №5/3. - С. 21-25.
4. Банников, Г.С. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях / Г.С. Банников, Н.Ю. Федунина, Т.С. Павлова, О.В. Вихристюк, А.В. Летова, М.Д. Баженова // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т. 24. - № 3. - С. 42-68.
5. Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен. - СПб.: Питер, 2018. - 448 с.
6. Бисалиев, Р.В. Суицидальные и несуицидальные формы аутодеструктивного поведения при опийной наркомании / Р.В. Бисалиев // Автореф. Дисс.канд. мед. наук. - М., 2005. - 27 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды 3-е изд. / Л.И. Божович. - М.: Московский психолого­социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. - 352 с.
8. Будаева, С.Д. Взаимосвязь интеллекта и личностных особенностей в подростковом возрасте / С.Д. Будаева, Н.Ц. Дамбаева // Вестник БГУ. 2009. - №5. - С. 112-118.
9. Вассерман, Л.И. Психологические механизмы совладания со стрессом профессиональной деятельности (на модели лиц «Опасных профессий») / Л.И. Вассерман, Е.Л. Исаева, М.Ю. Новожилова, О.Ю. Щелкова // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2008. - Вып. 4. - С. 364-373.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
11. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1998. - 320 с.
12. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. - М.: Просвещение, 2009. - 139 с.
13. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - Флинта, 2014. - 512 с.
14. Зайченко, А.А. Самоповреждающее поведение / А.А. Зайченко // Психология телесности: теоретические и практические исследования. Сборник статей II международной научно-практической конференции. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. - 682 с.
15. Змановская, Е.В. Девиантология / Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с...76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ