Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СОШ №5 г. Балашиха.
Выборка: 24 юноши в возрасте от 16-17 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ 5
1.1. Характеристика силы и силовых способностей……………………. 5
1.2. Средства и методы развития силовых способностей старшеклассников……9
1.3. Анатомо-физиологические особенности юношей 16-17 лет 15
Заключение по 1 главе 20
ГЛАВА II.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1.Методы исследования 22
2.2.Организация исследования 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 31
3.1.Методика развития силовых способностей у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры 31
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента по развитию силовых способностей 35
Заключение по 3 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность. В настоящее время проблема физического воспитания подростков характеризуется снижением уровня физического развития, что проявляется в недостаточном развитии силовых качеств.
Ряд специальных исследований В.М. Зациорского, Ж.К. Холодова показывает, что на сегодняшний день уровень развития физических качеств у подростков, который достигается в ходе учебных занятий, крайне невысок и не может должным образом удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Уровень и темп развития физических качеств (в плане общей физической подготовки) в большей мере определяется целесообразностью использования физических упражнений в процессе занятий в школе.
Современные исследования в области физической культуры и спорта доказывают, что развитие силовых способностей старшеклассников оказывает качественное влияние на весь ход физического развития в дальнейшем (Ю.В. Верхошанский, Н.Г. Озолин, Я.М. Коц, В.М. Зациорский, Т.М. Зайцева). Занимаясь специальными силовыми упражнениями, можно увеличить силу и исправить многочисленные недостатки телосложения (сутулость, узкие плечи, полнота, низкая работоспособность, неуверенность в себе). Занятия силовой подготовкой положительно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, улучшают физиологические и биологические процессы.
Анализ результатов прошлых лет испытаний ВФСК ГТО показывает, что значительное количество старшеклассников не справляются с предложенными нормативами, где ведущим качеством является сила.
Данная тенденция ставит перед учителями физической культуры проблему поиска наиболее эффективных средств и методов для силовой подготовки школьников и обуславливает актуальность заявленной темы исследования.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс юношей 16-17 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования — методика развития силовых способностей у старшеклассников.
Цель исследования — разработать и экспериментально проверить эффективность методики развития силовых способностей у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры, основанной на рациональном сочетании традиционных и инновационных средств физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по развитию силовых способностей старшеклассников на уроках физической культуры;
2. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на
развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет на уроках физической
культуры;
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования — предполагается, что разработанная нами методика развития силовых способностей у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры будет эффективной, если применять дифференцированный подход в дозировании нагрузки, использовать комплекс упражнений с применением кругового метода тренировки, направленный на развитие силы.
Практическая значимость — разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями физической культуры на уроках физической культуры в школах.
1. В данном исследовании рассматривались теоретико-методические аспекты развития силовых способностей у юношей 16-17 лет. В трудах В.М. Зациорского, Ж.К. Холодова, было установлено, что силовые способности представляют собой комплексное физическое качество, включающее различные формы проявления силы — от максимальной до скоростно-силовой и силовой выносливости. Анализ научно-методической литературы позволил определить, что методический инструментарий развития силовых качеств должен базироваться на рациональном сочетании различных средств и методов тренировки, где ключевую роль играют упражнения с отягощениями и весом собственного тела. Особое внимание было уделено изучению анатомо-физиологических особенностей юношей данного возраста, которые создают благоприятный фундамент для развития силовых способностей. Это обусловлено завершением процессов полового созревания, активным приростом мышечной массы, оптимизацией гормонального фона и совершенствованием нервно-мышечной регуляции. Существенным результатом теоретического исследования стало выявление взаимосвязи между различными компонентами силовой подготовки и их влиянием на общее физическое развитие старшеклассников.
2. Для экспериментальной группы была разработана методика, которая поможет повысить уровень развития силовых способностей юношей 16-17 лет. Особенность методики заключалась в том, чтобы на каждом тренировочном занятии эффективно развивать силовые способности и при этом не перегружать организм подростков. В разработанной методике применялась круговая тренировка в сочетании с интенсивно-интегральным методом, который был направлен на развитие силы основных групп мышц. Применялись силовые упражнения с внешним отягощением, с весом собственного тела, которые способствовали комплексному развитию физических качеств и двигательных способностей занимающихся.
3. Обобщая проведенный нами эксперимент, мы пришли к выводу, что разработанная нами методика продемонстрировала высокую педагогическую эффективность, что подтверждается значительным приростом показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Средний прирост в приседаниях на левой ноге в экспериментальной группе составил 61,1%, в контрольной 38%; в приседаниях на правой ноге в экспериментальной группе средний прогресс составил 68%, в контрольной группе 45%; в подтягиваниях из виса на высокой перекладине в экспериментальной группе средний прогресс составил 46,1%, в контрольной группе 20,2%; в сгибании и разгибании рук в упоре лежа в экспериментальной группе средний прогресс составил 28,4%, в контрольной группе 16,8%, в поднимании туловища из положения лежа на спине в экспериментальной группе средний прогресс составил 20,6%, в контрольной 11,5%; динамометрия силы правой кисти в экспериментальной группе увечилась на 6,3%, в контрольной группе на 3,5%; динамометрия силы левой кисти в экспериментальной группе увеличилась на 5,2%, в контрольной группе на 3,9%. Полученные результаты однозначно свидетельствуют о большей эффективности экспериментальной методики в развитии силовых способностей у исследуемой группы спортсменов.
Таким образом комплексный анализ всех полученных данных позволяет утверждать, что предложенная методика создает прочную основу для гармоничного физического развития старшеклассников и может служить эффективным инструментом повышения качества физического воспитания в современной школе.
1. Абдрахманов, М. А. Методика развития силовых способностей у юношей 15-17 лет на уроках физической культуры в общеобразовательной школе / М. А. Абдрахманов, С. И. Константинова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой памяти профессора Ю. Т. Ревякина, Томск, 26—27 марта 2021 года. — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2021. — С. 13-16.
2. Неймышев, А. В. Развитие силовых способностей у старшеклассников на уроках физкультуры для выполнения нормативов ВФСК "ГТО" / А. В. Неймышев, С. А. Неймышева // Мир науки. – 2018. – Т. 6, № 6. – С. 50.
3. Сафаргалиев, Р. К. Развитие силовых способностей у старшеклассников средствами атлетической гимнастики / Р. К. Сафаргалиев // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 01 июня 2018 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. – С. 231-234.
4. Панова, И. П. Развитие силовых способностей старшеклассников методом круговой тренировки / И. П. Панова, Н. М. Казьмина, А. С. Тормышов // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры, спортивной тренировки, рекреации и фитнеса, адаптивной и оздоровительно-восстановительной физической культуры : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 18–19 апреля 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 64-70.
5. Крюкова, Г. В. Круговая тренировка: научные основы и практика / Г. В. Крюкова, Л. В. Зиновьева, Н. А. Парфисенко // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2016. – № 5. – С. 146-151.
6. Куценко, Р. В. Развитие силовых способностей в старшем школьном возрасте / Р. В. Куценко // Молодой ученый. – 2021. – № 2(344). – С. 62-63.
7. Пожарова, Г. В. Развитие силовых способностей у старшеклассников на уроке физической культуры / Г. В. Пожарова, В. С. Косягин, Д. А. Кривда // Физическая культура, спорт и безопасность жизнедеятельности в современном образовательном пространстве : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической интернет-конференции в рамках Года науки и технологий в России «57-е Евсевьевские чтения», Саранск, 15–16 апреля 2021 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2022. – С. 19.
8. Пожарова, Г. В. Совершенствование процесса физической подготовки с учетом соматотипа для профессионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста / Г. В. Пожарова, А. Н. Ерин // Современные проблемы профориентации и сопровождения профессионального самоопределения школьников в области физической культуры, спорта и туризма : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой, Саранск, 24 апреля 2020 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2020. – С. 22-26.
9. Гончарова, Е. В. Использование упражнений с собственным весом для повышения силовых способностей старшеклассников / Е. В. Гончарова, А. А. Голиков // Психолого-педагогические аспекты спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях современного образования : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 21 декабря 2023 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2024. – С. 89-98.
10. Волкова, Е. В. Развитие силовых способностей у учащихся 10-11 классов на уроках физической культуры / Е. В. Волкова, И. Ф. Бахтеев // Наука-2020. – 2021. – № 5(50). – С. 5-10.
11. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А. П. Матвеев, В. Ю. Карпов, Ф. Р. Сибгатулина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12(154). – С. 167-172.
12. Ботораев, Л. О. Легкоатлетические упражнения как средство развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры / Л. О. Ботораев // Студенческий. – 2024. – № 39-6(293). – С. 14-19.
13. Агеевец, К.Н. Теория и методика физического воспитания. - Москва: Просвещение, 2020. - 320 с.
14. Шарипов, Р. Использование упражнений с отягощением для развития силовых способностей у старшеклассников / Р. Шарипов // Развитие современных методик и инноваций в физической культуре и спорте: материалы Международной заочной научно-практической конференции, Астрахань, 27 апреля 2020 года. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2020. – С. 108-110.
15. Окунева, Ю. С. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры с помощью использования средств атлетической гимнастики / Ю. С. Окунева, А. А. Ястребов // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-2. – С. 332-335.
16. Смирнова, Н. О. Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры у старшеклассников с использованием тренажерных устройств / Н. О. Смирнова, К. А. Степанова // Культура и искусство в современном образовательном пространстве: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Кострома, 27 марта 2023 года. – Кострома: Костромской государственный университет, 2023. – С. 189-193.
17. Замогильнов, А. И. Теория и методика физической культуры: Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 49.03.01 Физическая культура и 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура», а также для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Физическая культура» / А. И. Замогильнов; Рецензенты: А.С. Махов, О.В. Кулигин. – Шуя : Ивановский государственный университет, 2017. – 283 с. – ISBN 978-5-86229-407-1.
18. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
19. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
20. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 528 с.
21. Виноградов, Г. П. Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки: учебник / Г. П. Виноградов, И. Г. Виноградов – М. : Спорт, 2017. - 408 с.
22. Комаров, М. Н. Проявление силовых способностей при занятиях физическими упражнениями / М. Н. Комаров, В. И. Мартыновский, Л. Ю. Климова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2017. – № 2-1. – С. 28-31.
23. Гузь, С. М. Оценка развития силовых способностей у старших школьников / С. М. Гузь // E-Scio. – 2022. – № 11(74). – С. 229-236.
24. Серегина, О. Б. Эффективность применения элементов атлетической гимнастики на уроках физической культуры со старшеклассниками / О. Б. Серегина, П. А. Степановский // Университет XXI века: научное измерение : Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 22 мая 2019 года. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. – С. 322-326.
25. Зобкова, Е. В. Актуализация волевых проявлений у старшеклассников на уроке физической культуры / Е. В. Зобкова, Н. Н. Полякова // Globus: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 7, № 4(44). – С. 17-19.
26. Кашина, Н. В. Эффективные средства и методы формирования знаний у старшеклассников в процессе занятий физической культурой / Н. В. Кашина, Е. А. Дербенцова // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Вольск, 26–27 февраля 2016 года / Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. – Вольск: ИЦ "Наука", 2016. – С. 164-165.
27. Крошка, С. А. Современные подходы к уроку физической культуры старшеклассников / С. А. Крошка // Актуальные проблемы образования, науки и практики : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Старобельск, 26 марта 2024 года. – Луганск: Луганский государственный педагогический университет, 2024. – С. 484-489.
28. Методика обучения физической культуре: учебное пособие для студентов педагогических вузов : учебное пособие / В. Б. Пагиев, А. В. Ляхов, И. Н. Тихонова, Е. Н. Беликов. – Пятигорск : ООО "РИА-КМВ", 2024. – 212 с. – ISBN 978-5-605-21851-7.
29. Коломийцева, Н. С. Возрастная физиология (лабораторный практикум) : Учебное пособие для студентов по направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» квалификация (степень) «Бакалавр» / Н. С. Коломийцева, Н. Х. Кагазежева, Т. Г. Петрова. – Майкоп : Адыгейский государственный университет, 2017. – 183 с. – ISBN 978-5-91692-455-8.
30. Чулин, Н. А. развитие силовых способностей юношей 15-17 лет на уроках физической культуры / Н. А. Чулин, Ю. И. Тихонова // Современные аспекты физкультурной, спортивной и психолого-педагогической работы с учащейся молодежью : Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 16–17 мая 2024 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2024. – С. 264-268.
31. Белова, П. С. Методика развития скоростно-силовых способностей у школьников 15-16 лет / П. С. Белова // Адаптация детей и молодёжи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий : материалы Х Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 27 октября 2023 года / ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2023. – С. 86-87.
32. Чернобровкин, Д. В. Методика развития силовых способностей у юношей 10 класса на уроках физической культуры / Д. В. Чернобровкин, Е. В. Волкова // Наука-2020. – 2023. – № 5(66). – С. 86-94.
33. Таранов, В. Н. Исследование развития силовой выносливости у юношей 16 - 17 лет в общеобразовательной школе / В. Н. Таранов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : cборник статей по материалам CCCXI международной научно-практической конференции, Москва, 06 июня 2023 года. Том 22 (311). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2023. – С. 135-137.
34. Сысоев, В. А. Cовершенствование силовых способностей юношей старшего возраста на уроках физической культуры / В. А. Сысоев, Г. В. Шиянова // Цифровое общество: научные инициативы и новые вызовы : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 22 декабря 2023 года. – Москва: Центр развития образования и науки, ООО "Издательство АЛЕФ", 2023. – С. 163-167.
35. Смирнов, Р. С. Силовая подготовка юношей 16-17 лет к выполнению норматива в подтягивании на перекладине / Р. С. Смирнов // Культура физическая и здоровье. – 2023. – № 3(87). – С. 75-79. – DOI 10.47438/1999-3455_2023_3_75.
36. Лях, В. И. Физическая культура: тестовый контроль / В. И. Лях. - Москва: Просвещение, 2019. - 144 с.
37. Пушкина, О. В. Развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет средствами фитнеса / О. В. Пушкина // Воспитание успешной личности: современные вызовы и тренды : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника, Вологда, 29 ноября 2023 года. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2023. – С. 67-70.
38. Популо, Г. М. Атлетическая гимнастика как средство развития физических качеств у юношей 16–17 лет / Г. М. Популо, А. А. Подлубная // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 20 декабря 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 296-298. – DOI 10.31483/r-109649.
39. Полежаев, В. В. Развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры / В. В. Полежаев, В. В. Шульгин // Развитие современных методик и инноваций в физической культуре и спорте : материалы региональной научно-практической конференции, Астрахань, 19 мая 2022 года. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 2022. – С. 141-144.
40. Пияшев, Д. К. Особенности методики развития силовой выносливости у обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры / Д. К. Пияшев // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы ХII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 01–03 ноября 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. – С. 49-50.
41. Методика развития силовых способностей у юношей 16-17 лет с применением тренажёров / Р. В. Сидоров, Е. А. Ветошкина, В. Р. Шабров, Н. С. Ардагин // Физическая культура и спорт в современном обществе : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 55-летию со дня основания Дальневосточной государственной академии физической культуры, Хабаровск, 25–26 марта 2022 года / Под редакцией Е.А. Ветошкиной. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2022. – С. 249-254.
42. Мадорная, В. А. Особенности развития скоростно-силовых показателей у обучающихся 16-17 лет станционным методом на уроках по физической культуре / В. А. Мадорная // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы ХII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 01–03 ноября 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. – С. 41-42.
43. Ветошкин, А. А. Динамика показателей силовых способностей юношей в период 16 и 17 лет / А. А. Ветошкин, Е. В. Зеновский // Физическая культура. Спорт. Здоровье : Сборник докладов IV Всероссийской научно-практической конференции , Сыктывкар, 23 декабря 2021 года. – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2022. – С. 18-22. – DOI 10.34130/9785876617187_18.
44. Агафонов А. И. и др. Особенности физического развития школьников и студентов, занимающихся физкультурой и спортом // Здоровье населения и среда обитания. 2020. №. 3 (324). С. 4-9
45. Бурмистров Д.А. Изменение в скелете под воздействием силовой тренировки: учеб.-метод. пособие / Д.А. Бурмистров, В.С. Степанов. СПб.: НГУФК им. П.Ф. Лесгафта. [б.и.], 2022. 122с.
46. Ботяев В. Л., Филимонов А. С., Скворцова Е. П. Контроль и оценка силовых способностей учащихся старшего школьного возраста //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. №. 2. С. 7-11
47. Коваль Л. Н., Магомадов М. Р. О проблеме развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию средствами атлетической гимнастики // Наука и образование сегодня. 2019. №. 12 (47). С. 64-66
48. Козорез А. И., Болобосов С. А. Отношение обучающихся старших классов к упражнениям различной направленности // Молодость. Интеллект. Инициатива. 2019. С. 401-402
49. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник. 4-е изд. М.: Спорт-Человек, 2021. 520 с.
50. Неймышев А. В., Неймышева С. А. Развитие силовых способностей у старшеклассников на уроках физкультуры для выполнения нормативов ВФСК «ГТО» // Мир науки. 2018. № 6. Т. 6 [Электронный ресурс] URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN618.pdf
51. Полянский А.В. Комплексное развитие физических качеств у юношей старшего школьного возраста / А.В. Полянский, Д.А. Кисилев // Молодой исследователь: вопросы науки и практики: Материалы региональной научно-практической конференции. 2018. С. 191–193
52. Особенности применения методов развития силы у детей школьного возраста// Физическая культура: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 21 ноября 2019 года. Самара: ООО "Научно-технический центр", 2019. С. 173-177
53. Черепов Е.А. Воспитание силовых способностей юношей старшеклассников на основе учебно-тренировочного модуля// Вестник Южно-Уральского гос. университета/ Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2021. Т. 14. №2. С. 7–13